Планирование практикума по физике

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИКУМА ПО ФИЗИКЕ





[pic] [pic]

Муниципальное вечернее(сменное)

Общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа








2016-17 учебный год


Зайцева

Наталья

Анатольевна

учитель физики




Физика — это наука о природе, изучающая наиболее общие свойства окружающего нас мира. Она изучает материю (вещество и поля) и наиболее простые и вместе с тем наиболее общие формы её движения, а также фундаментальные взаимодействия природы, управляющие движением материи.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИКУМА ПО ФИЗИКЕ

«ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ВОКРУГ НАС»


Настоящая рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования «Требований к результатам обучения», представленных в Стандарте основного общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 кл./Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник и реализуется по учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7,8,9 класс». М.: Дрофа, 2015.

Рабочая программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации обучающихся; включает пояснительную записку, в которой прописаны требования к личностным и метапредметным результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимых на их изучение, и требованиями к предметным результатам обучения; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Практикум по физике «Физические законы вокруг нас» является интегрированным. Курс имеет практико-ориентированную направленность: предполагает знакомство с определённым аспектом базовой науки (физики) и направлением исследований, которые возникли на стыке биологии, физики и экологии. Интеграция учебной деятельности учащихся, решение личностно значимых для ученика прикладных задач способствуют расширению его кругозора, усилению интереса к науке физика. Включение в программу вопросов, связанных с физикой человека, позволит учащимся продвинуться по пути познания самих себя, лучше понять природу человека и его возможностей.

При изучении данного практикума акцент следует делать не столько на приобретение дополнительной суммы знаний по физике, сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания. Поэтому ведущими формами занятий предусматриваются исследовательские работы и проекты, ролевые игры, круглый стол, работа с научно-популярной литературой, экскурсии, эксперименты.

Курс построен с опорой на знания и умения, полученные учащимися при изучении физики, биологии и природоведения в 5 – 7-х классах и имеющиеся у них навыки исследовательской деятельности.

Практикум «Физические законы вокруг нас» рассчитан на учащихся , испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ не соответствуют требованиям, предъявляемым к ученикам школы общего назначения. Такие дети, из-за особенностей своего психического развития, трудно усваивают программу по физике. В силу особенностей развития, нуждаются в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании. В связи с этим в календарно-тематическое планирование включается блок практикум по физике «Физика вокруг нас».

Продолжительность курса 34 часа, состоит из 5-х модулей, каждый из которых имеет логическое завершение и может быть использован как самостоятельный курс.

ЦЕЛИ КУРСА:


- формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся через знакомство учащихся с важнейшими методами применения физических знаний на практике и развитие критического мышления, ключевых компетенций.


ЗАДАЧИ КУРСА:


- развитие критического мышления, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации;

- повышение информационной, коммуникативной, экологической культуры, опыта самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности;

- совершенствование умений и навыков в ходе выполнения программы курса (выполнение экспериментальных работ, изучения, отбора и систематизации информации, подготовка реферата, презентации); овладение учащимися знаниями о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов и видение их в окружающих процессах;

- воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы; осознанный выбор на экзамен по предмету и участие в олимпиадах.


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

НЕОБХОДИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ПРАКТИКУМА.


Исследовательский подход в обучении не является новым явле­нием в сфере педагогики. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребованной педагоги­ческим сообществом. Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

а)  во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

б)  организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;

в)  актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;

г)  усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;

д)  изменении характера взаимоотношений «преподаватель – ученик – коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

Определяя содержание работы по формированию у учащихся исследовательских знаний и умений, в рамках работы времен­ного научно-исследовательского коллектива класса были конкретизированы понятия «исследовательские знания» и «исследовательские умения».

Исследовательские знания как ком­понент содержания обучения включают понятие о способах и приёмах работы с информацией, являются результатом познава­тельной деятельности, направленной на выдвижение, формирова­ние, объяснение закономерностей, фактов, процессов обучения, воспитания и развития.

Исследовательские умения суть способ­ность осознанно совершать действия по поиску, отбору, переработке, анализу, созданию, проектированию и подготовке результатов по­знавательной деятельности, направленной на выявление (созда­ние, открытие и т.п.) объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. В ходе овладения исследовательскими знаниями, умениями и осуществления учебно-исследовательской работы происходит формирование способности и готовности к выполнению исследовательской деятельности.

Реализация исследовательского подхода в воспитательно-образовательном процессе школы осуществ­лялась поэтапно: предварительный этап (изучение и осмысление теоретических особенностей данной технологии; анализ содержа­ния изучаемых курсов и вычленение основных и частных про­блем; выделение основных направлений и задач развития образо­вательной системы колледжа, необходимых для организации учебно-исследовательской деятельности студентов); проектиро­вочный этап (разработка пакета учебно-методической документа­ции, способной обеспечить нормативные предпосылки для сис­темной организации учебно-исследовательской работы студентов; разработка системы формирования информационно-методологи­ческой компетентности педагога; обучение педагогов для работы в данной системе), этап внедрения данной технологии (системные изменения в жизнедеятельности колледжа в целом).

Стратегия исследователь­ской работы школьников заключается в развитии творческого потен­циала обучающегося, его познавательной деятельности, выражаю­щейся в приобретении знаний в области физических явлений и описывающих их закономерностей, выработке умений анализировать, планировать (проектиро­вать) и оценивать образовательный процесс и его результаты.

В основу организации исследовательской работы школьников положены следующие принципы:

1.   Сочетание обязательности и добровольности в проведении ис­следований школьниками: ученик обязан выполнить предложенную исследовательскую работу, но при этом за ним остаётся право выбора темы зачётной исследовательской работы.

2.   Организация школьного самоуправления исследователь­ской работой в коллективе. Данный принцип предполагает, что ис­следовательская работа является осознанным выбором учащихся, что отражается в формах её организации и проведения. Ведущая организацион­ная роль отводится ученическому самоуправлению.

3.   Сочетание дидактических (обучающих) функций студенческой исследовательской работы с практическим потенциалом исследо­вания. Данный принцип требует выбора таких тем исследований, которые отвечают тематической направленности элективного курса.

Исследовательская деятельность учащихся осу­ществляется на двух уровнях:

•   учебно-исследовательская деятельность в ходе аудиторных и внеаудиторных занятий, предусмотренная учебным планом, про­граммами учебных дисциплин; к данному уровню исследований также относится выполнение текущих работ;

•   исследования, осуществляемые в рамках зачётной работы.

Исследовательская работа учащихся может вы­полняться как индивидуально, так и коллективно. Формы работы определяются в соответствии с уровнем подготовки.

Содержание исследовательской работы обуславливается ра­бочей программой курса и выполняется в обяза­тельном порядке каждым классным коллективом под руководством учителя, выполнением тренировочных и зачётных работ. В процессе выполнения учебных исследований учащиеся учатся пользоваться приборами, оборудованием, самостоя­тельно проводить эксперименты, проводить анализ и обработку статистических данных, применять свои знания при ре­шении конкретных задач исследовательского характера.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образо­вании выступают исследовательские методы обучения. Они тра­диционно входят в арсенал методов, применяемых педагогами, но современная ситуация требует не простого фрагментарного ис­пользования исследовательских методов, а их доминирования в образовательной практике над репродуктивными методами. Ис­пользование исследовательских методов обучения создаёт усло­вия для овладения учащимися логикой научного поиска. Специ­фика данной деятельности, отличающая её от традиционного обу­чения, состоит в том, что ученик выступает в роли активного субъекта познавательного процесса. Механизм исследовательско­го обучения в кратком виде может быть выражен такой последовательностью: учитель ставит перед учащимися проблему (либо подводит учащихся к формулированию проблемы) и пока­зывает на её примере образец научного познания. В ходе решения проблемы он вскрывает логику научного знания, а учащиеся тща­тельно следят за ним, усваивая при этом новую для себя информа­цию и теоретически осваивая способы её получения. Особые ме­тодические приёмы позволяют достичь того, что предложенная задача превращается во внутреннюю проблему самого ученика. Это, в свою очередь, создаёт предпосылки для анализа вариантов её решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы и необходимым компонентом образовательной системы. Далее, в полном соответствии с логикой, необходима оценка до­стоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и так далее. В наиболее полном развёрну­том виде такое обучение предполагает, что студент: выделяет и ставит проблему; предлагает возможные решения; делает выводы в соответствии с результатами проверки; применяет выводы к но­вым данным; делает обобщения.

Содержание такого обучения имеет ряд особенностей:

•   учебные проблемы должны отвечать личным и профессиональ­ным потребностям;

•   ведущая роль педагога сохраняется, но у учащихся должно оста­ваться ощущение, что проблема и способы её решения выбраны ими самостоятельно;

•   избираемые учащимися темы обычно выходят за рамки одной дисциплины;

•   проблема должна соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся;

•   выбирая проблему, нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов – отсутствие литературы, необходимой ис­следовательской базы, невозможность собрать необходимые дан­ные обычно приводит к поверхностному решению, порождает пу­стословие. Всё это не только не содействует, а напротив, сущест­венно мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надёжных знаниях.

Основными формами представления зачётной ра­боты являются:

•   научно-исследовательская работа;

•   учебно-исследовательский проект.

Для обеспечения единства требований, предъявляемых к учебному исследованию и его результатам, учителем разрабатываются регламентирующие положения; ме­тодические рекомендации для учащихся по выполнению исследовательских работ, по написанию рефе­ратов, по составлению аннотированных библиографических спис­ков, терминологических словарей, сборники заданий исследова­тельского характера.

Исследовательская работа, выполняемая сверх (вне) рабо­чих программ по дисциплинам. В практике средних специальных учебных заведений данный уровень исследовательской работы от­личается от предыдущего, скорее всего, не по качеству результа­тов, а по характеру отношения к учебному процессу. Значительная часть студенческих исследований сводится к овладению студента­ми специальными знаниями и методами исследования. Именно это обстоятельство объединяет два уровня исследовательской ра­боты. Однако второй уровень исследовательской работы обуслов­лен, с одной стороны, мерой взаимодействия со всеми компонен­тами воспитательно-образовательного процесса, а с другой сторо­ны, её организацией как специфической системы.

В современной психологической и педагогической литера­туре указывается, что решение исследовательских задач преиму­щественно должно осуществляться путём создания специальной развивающей среды, в которой ученик находил бы стимулы для самообучения и развития (Э. Де Боно, Б.В. Всесвятский, Дж. Дьюи, И.И. Ильясов, М.В. Кларин, А.И. Савенков и др.). Опираясь на ряд исследований (Г.А.Ковалёв, М. Черноушек, Б. Краус), можно говорить о существовании образовательной среды конкретного образовательного учреждения. В основе выде­ления образовательной среды учреждения лежит желание реше­ния проблемы оптимальной организации среды, способствующей формированию практико-ориентированных компетентностей учащегося. Такая среда активизирует творческие процессы, представляя свободный выбор ресурсов для воплощения замыслов наряду со средствами, необходимыми для осмысления и обобщения результатов, обеспечивая тем са­мым дополнительные возможности познания окружающей дей­ствительности, развития личности обучаемого.

Работа круглых столов и публичных презентаций организуется с це­лью обучения публичным обсуждениям и свободным обменам знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса. Тематика дискуссий совпадает с направ­лениями проводимых исследований и может быть определена на продолжительную дискуссию (несколько встреч), либо на одно обсуждение. В обучении дискуссия применя­ется в тех ситуациях, когда обмен знаниями, мнениями и убеж­дениями может привести к новому взгляду на какое-либо явление, окружающих людей, а также для изменения моделей поведения, организации интен­сивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельнос­ти обучающихся, развития навыков межличностного взаимодействия и обеспечения обратной связи. Являясь одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, дискус­сия усиливает развивающие и воспитательные эффекты обуче­ния, создаёт условия для открытого выражения участниками своих мыслей, позиций, обладает возможностью воздействия на установки её участников, способствует подготовке учащихся к защите зачётных исследовательских работ, докла­дов на конференциях.


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ:


При организации работы упор ставится на применение проблемно-диалогических технологии (беседы, обсуждения, дискуссии, круглый стол), интерактивных методов обучения (исследовательский метод, метод проектов, мозговой штурм, древо решений и др.), технология «открытого пространства» (групповая форма организации деятельности учащихся) и использование ИК-технологий.



ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВВЕДЕНИЯ КУРСА:


Формирование ключевых компетенций:

В области учебных компетенций:

Уметь:

  • организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования;

  • решать учебные и самообразовательные проблемы;

  • связывать воедино и использовать отдельные части знаний.

В области исследовательских компетенций:

Уметь:

  • получать и использовать информацию;

  • обращаться к различным источникам данных и их использование;

Знать:

  • способы поиска и систематизации информации в различных видах источника.

В области социально-личностных компетенций:

Уметь:

  • видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.

В области коммуникативных компетенций:

Уметь:

  • выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;

  • выступать на публике;

  • читать графики, диаграммы и таблицы данных;

  • сотрудничать и работать в команде.

  • участвовать в олимпиадах по предмету.

  • использовать свои знания на ГИА

ОТСРОЧЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВВЕДЕНИЯ КУРСА:


  • осознанный выбор профильного обучения на следующей ступени;

  • личностный рост учеников;

  • практическое применение полученных навыков в дальнейшей жизни;

  • участие в научно-практических конференциях.

РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА:


Для проведения практикума «Физика вокруг нас» необходимо наличие в образовательном учреждении:

  • лабораторное оборудование,

  • кабинет, оснащённый единичным комплектом компьютерного и демонстрационного оборудования;

  • компьютерный класс с выходом в Интернет,

  • проектор с экраном,

  • мультимедийная ресурсы по физике, экологии и биологии,

  • наличие научной и учебной литературы.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА:


  • знание основных этапов постановки исследований и экспериментов, основных понятий и положений теории, законов, правил, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерений (проверяется тестированием);

  • умение подготовить лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты и делать выводы на основании полученных данных.

(проверяются отчеты о выполнении лабораторных работ);

  • умение отбирать, изучать и систематизировать информацию, полученную из научно-популярной литературы и других источников.

(оценивается информация при представлении докладов, рефератов, и презентаций);

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКУМА 8 класс.


Модуль 1. Тепловые явления(8 часов)

Модуль 2. Агрегатные состояния вещества (7 часов)

Модуль 3. Электричество и магнетизм (6 часов)

Модуль 4. Оптические явления (10 часов)

Модуль 5. Презентация результатов курса (3 часа)


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКУМА 9 класс


Модуль 1. Законы движения (10 часов)

Модуль 2. Механические колебания и волны. (10 часов)

Модуль 3. Строение атома и атомного ядра (6 часов)

Модуль 4. Исследовательская деятельность учащихся (5 часов)

Модуль 5. Презентация результатов курса (3 часа)






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ВОКРУГ НАС».

8 класс

Тепловое загрязнение атмосферы города градообразующими предприятиями.
  1. Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы.

  1. Лабораторная работа « Исследование связи массы вещества с его объемом»

  1. Круглый стол: «Изменение климата г. Кыштым».


Модуль 3.


Электри-чество

и

магнетизм


6 часов

  1. Беседа. Электрические заряды и живые организмы.

Влияние электрического поля на живые организмы. Электрические явления в животных и растениях.

  1. Беседа .Природные и искусственные электрические токи.

  1. Энергия электрического тока и ее использование.

Просмотр видеофильма « Волшебное электричество»

  1. Беседа [link] ).