Конспект урока по физике для 10 класса Газовые законы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок физики по теме "Газовые законы"

Класс: 10

Цели урока:

образовательная – закрепить основные положения молекулярно-кинетической теории идеального газа; выяснение теоретической зависимости макроскопических параметров и их условий изменения;

развивающая – продолжить развитие творческих способностей, умение сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, логически мыслить;

воспитывающая – воспитание личностных качеств: взаимопомощи, организованности, удовлетворения от проделанной работы.

Задачи урока.

  • Диагностика знаний учащихся по темам “Основное уравнение молекулярно-кинетической теории”, “Уравнение состояния идеального газа”.

  • Экспериментальное подтверждение справедливости газовых законов.

  • Теоретическое подтверждение зависимости макроскопических параметров.

  • Разработка алгоритма решения графических задач.

Формы и методы работы: фронтальная беседа, самостоятельная работа учащихся, лекция с использованием презентации, решение графических задач.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Постановка цели и задач урока – 2 мин.

  3. Повторение пройденного материала – 10 мин.

  4. Изучение нового материала – 15 мин.

  5. Решение задач – 14 мин.

  6. Подведение итогов урока – 2 мин.

  7. Объяснение домашнего задания – 1 мин.

Этапы урока

Повторение и закрепление основных понятий и формул молекулярно- кинетической теории.

Беседа с учащимися

  1. Какая физическая идеализированная модель используется в МКТ? Дайте характеристику этой модели.

  2. Получите формулу связи давления и средней кинетической энергии молекул газа.

  3. Какая макроскопическая величина характеризует состояние теплового равновесия?

  4. Каковы преимущества абсолютной шкалы температур?

  5. Что такое абсолютный нуль температуры?

  6. Запишите основное уравнение МКТ идеального газа.

  7. Запишите уравнение состояния идеального газа.

Приведите в соответствие вопросы и ответы

Учащиеся получают карточку, где в левой части перечислены основные понятия, названия законов, а в правой – правильные ответы, расположенные беспорядочно. В течение 5 минут требуется записать правильный код ответа, например: 1-3; 2-10 и т.д. ( [link] ) решить графические задачи, а затем у доски объяснить ход их решения.

Задания для группы №1

На рисунках представлены графики замкнутых циклов. Вычертите диаграммы замкнутых циклов в координатах V, T и P,T

[pic]

Задания для группы №2

На рисунках представлены графики замкнутых циклов. Вычертите диаграммы замкнутых циклов в координатах P, V и V,T

[pic]

Задания для группы №3

На рисунках представлены графики замкнутых циклов. Вычертите диаграммы замкнутых циклов в координатах P, V и P,T

[pic]

Подведение итогов урока.

Используемая литература

  1. Г.Я. Мякишев, А.З.Синяков. Учебник физики “Молекулярная физика. Термодинамика”. Дрофа. 2002.

  2. Касьянов В.А. Учебник физики 10 кл. М.- Дрофа, 2014.

  3. Г.Н.Степанова. Сборник задач по физике. Просвещение. 2012.

  4. Р.Ю. Волковский, Д.А. Темкина. Организация дифференцированной работы учащихся при обучении физике. М. 1993.

  5. Учебное электронное издание “Уроки физики Кирилла и Мефодия»»

























































































Приложение 1



Приведите в соответствие вопросы и ответы



=const


5

Уравнение состояния идеального газа

5

m0n2

6

Связь между абсолютной температурой и температурой по Цельсию

6

P= n

7

Связь между давлением газа, концентрацией и температурой

7

1,38·10-23Дж/К

8

Универсальная газовая постоянная


8

T=t+273

9

Уравнение Клапейрона


9

8,31Дж/(моль·К)

10

Абсолютный ноль температуры по шкале Цельсия

10

E=kT





Приложение 3

Задача: На рисунке представлен график замкнутого цикла. Вычертите эту диаграмму в координатах Р, Т.

Этапы решения задачи

1 - 2: T=const

2 - 3: P=const

3 - 1: V=const

  1. Указать, как на этих участках изменяются другие величины

1 - 2: P - уменьшается, V – увеличивается

2 - 3: V –уменьшается, Т – уменьшается

3 - 1: Р – увеличивается, Т- увеличивается

  1. Построить оси координат Р, Т и наметить изолинию, соответствующую первому процессу





  1. Узнав, как изменяется давление, определить направление процесса и указать числа






  1. Через точку 2 провести следующую изолинию







  1. Определить направление второго процесса






  1. Через точку 3 тоже провести изолинию. В случае необходимости поправьте первую изолинию