Рабочая программа по ОПК для 10-11 классов

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Г. ЩИГРЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»


На заседании методического объединения учителей истории, обществознания и эстетического цикла школы.

Протокол от 29.08. 2016 г №1.

Руководитель МО

_____________Силакова Н.И.

ПРИНЯТО

На заседании педагогического совета

Протокол от 30. 08. 2015 №8

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

От 30. 08. 2016 №166

Директор школы

____________А.В. Осадчий


Рабочая программа факультативного курса

«Основы православной культуры»

для 10-11 классов

уровень обучения - базовый

форма обучения – очная


Используемая учебная литература:

Учебник:

Составитель:

Федянина Валентина Сергеевна

категория: соответствует

занимаемой должности


2016 – 2017 учебный год


1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» (в соответствии с ФГОС).

К результатам освоения программы курса следует отнести:

  • Личностные результаты;

  • Предметные результаты;

  • Метапредметные результаты.

Личностные результаты:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

  • Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • Формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты:

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • Понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

  • Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;

  • Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;

  • Осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты:

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием данного учебного предмета.

В процессе обучения у учащихся должны сформироваться универсальные учебные действия:

Познавательные:

  • характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

  • сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

  • различать культовые сооружения разных религий;

  • формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

  • рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

  • кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:

  • оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

  • анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

  • анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

  • Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
    текстов.

  • Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
    общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
    высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

  • Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
    иллюстрациям) словесный портрет героя.

  • Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
    известных личностей.

  • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
    учебной задачей.

  • Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
    учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

  • Высказывать предположения о последствиях неправильного
    (безнравственного) поведения человека.

  • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики, намечать способы саморазвития;

  • Работать с историческими источниками и документами.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.

Основные цели изучения предмета – помочь обрести учащимся средних и старших классов свое место в жизни, сохранить веру в высокие духовные и нравственные ценности, воспитать любовь к своей Родине – России - и укрепить осознанную преемственность с ее историческими, духовными традициями.

Задачи:

  • изучение православной культуры и других мировых религий

  • изучение истории православной религии и культуры

  • знакомство с нравственной культурой православия.

Структура курса включает следующие содержательные линии:

  • православная культура и религии мира

  • православный образ жизни - Православие

  • традиционная религия русского народа

  • художественная культура православия.

Кроме того, в 10-11 классах учащиеся обобщают и систематизируют знания по следующим содержательным линиям факультативного курса «Православная культура»:

  • История православной религии и культуры

  • Нравственная культура православия

  • Православная христианская картина мира

  • Письменная культура православия (православная словесность).

Особенностями построения содержания всего курса являются:

  • глубокая продуманность,

  • стройность,

  • последовательность,

  • изложение его от простых элементов к более сложным,

  • преемственность изложения учебного материала.

Межпредметные связи присутствуют с такими учебными предметами, как история Отечества, история зарубежных стран, литература, и, в некоторой степени, с обществознанием. Другой особенностью можно считать целесообразную потребность в процессе занятий зачастую обращаться к содержанию и смыслу нравственных законов, практическому их применению в жизни учащихся, их близких, а также исторических личностей Отечества. воспитание на этих и других ярких и убедительных примерах. Связь с внеурочной деятельностью присутствуют в таких формах, как внеурочные познавательные и воспитательные мероприятия, диспуты, экскурсии, встречи с достойными и интересными людьми, служителями Русской Православной Церкви, и многих других формах.


3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


Наименование раздела, тема

Количество часов всего

Из них (количество часов)

Теория

Практика

Проверочные работы

10 класс

1

Действительность бытия Божия

4



1

2

Святая Библия — Книга книг

15



4

3

Православие и религии мира как основы различных цивилизаций

8



2

4

Православное учение о человеке

3



1

5

Православие - как основа бытия семьи

5



1

Итого: 35 часов.

11 класс

1

Церковь и общество. «основы социальной концепции Русской Православной Церкви»

10



2

2

Православие как мировоззренческая основа бытия России.

3

1

1

1

3

Православная этика

4



1

4

Православие и русская культура

16



4

5

Православие и современное общество

2



1

Итого: 35 часов