Рабочая программа по технологии 2 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



на заседании МО __________________ протокол №___от_______

« »_____________201__

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР ____________________

« »___________201___

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАOУ «Средняя общеобразовательная

школа № 111» г. Перми

_____________Г.В.Мошева

« » ____________ 201___








Рабочая программа

по технологии

во 2 Б классе на 2016-17 учебный год

Учитель: Федотова

Елена Геннадиевна

Высшей категории




Количество часов на 34 учебный год

Количество часов на 1 в неделю

Количество часов на 8 ___ 1 четверть

Количество часов на 8___ 2 четверть

Количество часов на 10 ___ 3 четверть

Количество часов на 8___ 4 четверть





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ТЕХНОЛОГИИ


Рабочая программа по предмету «Технология» 2 класс создана на основе:

  • Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;

  • Примерной Программы начального общего образования. М., «Просвещение», 2015 год;

  • Программы курса «Технология» под редакцией Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В, Фрейтаг И.П. М., «Просвещение», 2015 год;

  • Учебного плана МАОУ «СОШ №111» на 2016-2017 год.

Курс «Технология. Человек, природа, техника», является компонентом учебно-методического комплекта (УМК) для 2 класса общеобразовательных учреждений. Данный УМК продолжает предметную линию «Технология» в рамках серии «Перспектива» (серия «Академический школьный учебник»). Он состоит из учебника, рабочей тетради и методического пособия. В построении УМК использована та же структура, логика подачи материала и навигационная система (условные обозначения, используемые в УМК), что и в 1 классе

Особенностью данного курса является тесная связь материала с предметом «Окружающий мир». За основу взята идея постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Учащиеся знакомятся:

— с основными сферами: земным, водным, воздушным и информационным пространствами;

— с особенностями технологического процесса в прошлом и настоящем в России и мире;

— с логикой развития культуры труда;

— с основными профессиями, обеспечивающими жизнедеятельность человека, развитие общества;

— с различными видами народно-прикладного искусства России.

Дети также изучают и учатся работать с природными материалами и материалами, являющимися результатом труда человека, — от примитивного доисторического каменного топора до современного компьютера и последних новинок техники, используемых на земле, в воде и воздухе.


Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.


Программа направлена на решение следующих задач:


  • Развитие моторных способностей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на психофизиологические функции ребенка;

  • Знакомство с видами материалов, их свойствами;

  • Формирование умений выполнения заданий на воспроизведение образа;

  • Формирование умений выстраивать последовательность создания поделки;

  • Знакомство с народными ремеслами, видами декоративно-прикладного творчества;

  • Развитие творческих способностей учащихся, элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей.

  • Развитие способностей ориентироваться в информации разного вида;

  • Овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.

  • Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к окружающему миру, людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования, программы Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В, Фрейтаг И.П. в соответствии с базисным учебным планом и рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).


Основные содержательные линии

Во 2 классе лейтмотивом содержания курса становится знакомство с видами профессиональной деятельности человека начиная с древних времен и осмысление их значения для общества. В учебнике представлена информация об основных профессиях и ремеслах, овладение которыми необходимо для жизнеобеспечения человека. Они

возникли в прошлых веках и остались актуальными в наше время. Данный материал, по мнению авторов учебника «Технология. Человек, природа, техника», осуществляет предметную связь курса с историей России и изобразительным искусством, а также отражает один из культурологических аспектов обучения технологии во 2 классе. А главное — знакомство это происходит через призму практической деятельности. Таким образом, в процессе изучения предмета «Технология» ребенок познает природу, общество, мир во всем его единстве и многообразии.

Еще одной важной особенностью курса «Технология» для 2 класса является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности.

Основной задачей обучения становится освоение алгоритма построения проектной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Результатом обучения становится не только освоение приемов работы с новыми материалами и инструментами, но и формирование навыков работы над проектом: продумывание идеи

проекта, анализ готового изделия, построение плана работы или использование плана, предложенного в учебнике, непосредственно выполнение работы и, наконец, ее презентация, анализ и оценка, т. е. приемов работы от замысла до презентации поделки.

Использование в процессе обучения проектной деятельности создает условия для формирования общих учебных навыков (алгоритма учебных действий), навыков самоконтроля и самооценки, способствует формированию личностных качеств (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т. д.), позволяет научить детей общаться, развивать универсальные учебные действия.

Логика подачи материала в УМК опирается на ведущие принципы дидактики, переведенные в технологическую плоскость:

1) постепенный переход от простой поделки до проекта через освоение технологии процесса;

2) обучение тому, что (содержание), с какой целью (мотивация), какими средствами, а главное — КАК (последовательность и технология выполнения) делать;

3) обучение планированию всех видов деятельности — от самообслуживания до работы над проектом;

4) знакомство с материалами, инструментами, техникой и правилами работы с ними, профессиями и технологией труда в сферах:

  • человек и земля;

  • человек и воздух;

  • человек и вода;

  • человек и информация;

5) рассмотрение взаимодействия компонентов в триединстве «человек — природа — техника».

Таким образом, особенностью построения учебного курса «Технология» во 2 классе является то, что основные понятия предмета: наука технология, технологический процесс, инструменты, материалы, виды ресурсов, проект, результат труда, профессии, правила безопасности при работе и т. д. — представлены в комплекте не изолированно,

а в целостной системе. И ребенок усваивает содержание учебного предмета в активной познавательной деятельности: играя, конструируя, проектируя один, вместе с товарищами и учителем в классе или с родителями дома. Ученик не получает готовое задание, а сам вырабатывает его путем поиска информации, проведения опытов, наблюдений, обсуждая с товарищами, обучаясь вести диалог, делать выводы, проверять себя, демонстрировать итоги своей работы, результат своего труда — поделку, изделие, защищать проект на выставке, в классе, школе.

В курсе «Технология» для 2 класса предлагаются задания с использованием бумаги, тонкого картона, пластилина или глины, природных материалов, ткани и ниток, упаковочного материала, фольги. Содержание этого предмета имеет практико-ориентированную направленность. Однако практическая деятельность является лишь средством развития социально значимых личностных качеств школьников, формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

При подборе материала для практической работы авторы исходили из следующих положений:

— как можно меньше изобразительной деятельности ребенка, как можно больше конструкторской;

— использование общей конструкции для создания нескольких вариантов изделий с использованием творческих заданий;

— знакомство с природой и возможностями использования ее богатств человеком;

— ознакомление со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

— первичное знакомство с законами природы, на которые опирается человек при работе;

— преимущественно объемные изделия, работа над которыми способствует развитию пространственного видения, восприятия ребенка;

— предлагаемые для изготовления изделия — объекты предметного мира, а не объекты природы (то, что создается человеком; природа же дает сырье и диктует законы);

— в процессе анализа задания знакомство с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

— в ходе практической работы ознакомление с условными линиями чертежа, с технологическими операциями:

  • разметка (на глаз и по шаблону);

  • раскрой (ножницами по прямой линии разметки (бумага, ткань), разрывание пальцами (бумага));

  • сборка (на клею, на пластилине);

  • украшение (аппликация из бумажных деталей и деталей из ткани);

лепка (шара и других форм).

Все эти положения наиболее ярко могут быть отражены в работе над проектом.

Учебник-практикум «Технология. Человек, природа, техника» разделен на четыре основные части, которые выделены цветом:

  • «Земля» — земное пространство;

  • «Вода» — водное пространство;

  • «Воздух» — воздушное пространство;

  • «Информация» — информационное пространство.

В каждой части материал разделен на темы, которые отражены в колонтитулах. Тема разбита на рубрики:

— название темы и постановка задачи;

— краткое введение «Путешествуем во времени»;

— основное содержание «Учимся новому» (упражнения, технологические задания, формы и компоненты обучения);

— практическая работа «Делаем сами» или «Проводим эксперимент»;

— информация к размышлению «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);

— выводы и обобщения «Подведем итоги»;

— итоговый контроль «Проверим себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).

Изучение практически каждой темы урока в учебнике завершается работой над проектом. В учебнике дано название проекта, определена форма работы (индивидуальная, парная, групповая), кратко описан ход реализации проекта.

Проектная деятельность — это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика. Приступая к работе над проектом, ученик должен прежде всего определить цель всей работы: зачем нужно создавать это изделие, почему мы делаем его как проект. Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки

учебного процесса и является значимым для ученика. Это позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата.

В процессе работы параллельно решается задача речевого развития детей, выработки навыков анализа и планирования работы, поэтому следует обсудить с ними все этапы работы, обратив внимание на те из них, выполнение которых требует от учеников наибольших усилий. После завершения работы следует проанализировать и оценить выполненное изделие. Все это поможет ребенку осознать важность своего труда, осмыслить процесс выполнения работы, допущенные ошибки и достижения. Это послужит мотивацией к работе, будет способствовать развитию трудовых навыков учащихся, речи, познавательных способностей и умения учиться. С этой же целью полезно предлагать ребенку рассказать кому-то (брату, сестре, бабушке и др.), как он работал над изделием, что было особенно трудно, что получилось хорошо, а что не удалось..

Под проектом традиционно понимается единство замысла и реализации. После определения цели требуется составить четкий, конкретный план работы.

В учебнике планы всех изделий представлены в краткой форме под заголовком «План работы», приведен алгоритм его выполнения в фотографиях или рисунках. Это помогает ученику контролировать последовательность действий и распределять деятельность при групповой работе. Обязательно надо определить форму работы. Чаще всего это работа в группе, так как в данном случае она является наиболее продуктивной. Учитель должен не только распределить роли, обозначить, кто и что будет делать при выполнении плана, но и научить детей делать это самостоятельно. Разобрав план работы, можно приступать к его реализации, предварительно выбирая материалы, инструменты, повторить правила и приемы работы с материалами и инструментами.

После реализации плана целесообразно оформить работу и провести ее презентацию. Такая работа способствует развитию речевых навыков учащихся, умений самоанализа и самоконтроля. Это может быть выставка поделок, демонстрация работ учителем или учащимися, оформление работы для папки достижений, но с одним обязательным условием — обсуждением и оценкой результатов работы.

Презентация результатов проекта и его оценка являются обязательными компонентами проектной деятельности. При этом надо учитывать, что оценка является относительным понятием в этом возрасте и должна носить позитивный характер, т. е. указания на ошибки могут быть только в форме предложений по их исправлению.

Работа над проектом включает в себя несколько этапов:

— подготовительный (определение цели, постановка задач, анализ готового изделия, определение ресурсов, планирование работы);

— реализация (самостоятельное выполнение работы по плану, промежуточное обсуждение результатов, оформление работы);

— презентация результатов проекта (значимость работы, где и как ее можно использовать);

— оценка результатов проекта (четкость выполнения плана и последовательность операций, использование материалов и инструментов, эстетичность работы, активность

каждого участника, характер общения и взаимопомощи при выполнении работы, презентация работы).

В процессе презентации изделия школьник учится строить монологическое высказывание, рассказывая о цели изготовления изделия и вариантах его использования. В ходе оценки проекта учащиеся должны научиться отвечать на вопросы: «Что нового вы узнали? Чему научились? Как вы это сделали?», т. е. научиться анализировать и оценивать

свою работу. В данном методическом пособии в рамках отдельных уроков будут представлены конкретные примеры реализации проекта на уроке по такой схеме.

Обучение работе над проектом позволяет развить различные способности ребенка: личностные, коммуникативные, технологические, социальные, художественные и др.

Проектируя, ребенок учится формулировать цель, соотносить поставленную цель с условиями ее достижения, выстраивать программу действий в соответствии с собственными возможностями, добиваться реализации цели, безусловного завершения работы, различать виды ответственности внутри своей учебной деятельности.

Обучение ребенка происходит в ходе практической работы. Учитывая это, необходимо предоставлять ребенку максимум самостоятельности, помогая ему при изготовлении

некоторых изделий, а не выполнять вместо него ту часть работы, которая ему по силам. Здесь важен сам процесс изготовления, когда развитие произвольных движений руки

действительно оказывает положительное влияние на развитие внимания, воли, аккуратности и мышления детей. При этом нужно позаботиться о том, чтобы работа вызывала положительные эмоции у детей (хвалить за каждую удачу, за выдержку и внимание, воздерживаться от нелестных замечаний и т. д.).

Выполнение заданий потребует от ребенка определенных умений работы с пластилином, бумагой, тканями, красками, природными материалами и др. Описание уже изученных, а также осваиваемых во 2 классе приемов и правил работы инструментами учитель или родители найдут в приложении к данному пособию в виде памяток.

Для облегчения выполнения заданий в рабочей тетради даны развертки деталей, шаблоны, необходимые для создания поделок, которые ребенок должен вырезать и использовать для изготовления поделки. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с темами учебника. В ней представлены материалы для практических работ, экспериментов, описания проектов, которые помогут сделать работу на уроке интереснее и продуктивнее, значительно разнообразив ее.

В ходе занятий по изготовлению доступных ребенку изделий развивается его глазомер, мелкие мышцы руки, речь и необходимые практические умения и навыки. Кроме того, ребёнок учится подготавливать рабочее место, настраиваться на продолжительную работу, слушать объяснение, выполнять в соответствии с инструкцией необходимые действия, доводить начатое до конца. Все это поможет в решении главной задачи начального обучения — научить ребенка учиться, а это позволит в дальнейшем использовать полученные знания и умения в реальной повседневной жизни.

Для занятий на уроках по предмету «Технология» во 2 классе необходимы:

материалы:

— тонкая цветная бумага;

— тонкий и толстый (гофрированный) картон;

— пластилин, глина;

— масса для моделирования;

— цветные нитки (мулине);

— тальк или крахмал;

— бисер;

— фольга;

— краски акварельные;

— клей ПВА;

— клейкая лента;

инструменты:

— ножницы с закругленными концами лезвий;

— линейка 30 см (деревянная или пластмассовая);

— выдвижной резачок (острый перочинный нож);

— карандаш (М или ТМ);

— кисточки;

— стека (заостренная деревянная или пластмассовая палочка);

— прочная нитка для разрезания пластилина;

— клеенка (или плотная бумага);

— циркуль;

— шило.

Общим материально выраженным итогом обучения во 2 классе станет презентация на последнем уроке папки достижений, которую учащиеся собирают на протяжении

всего учебного года и где помещают созданные ими изделия или фотографии изделий, а также дополнительный материал, который находят самостоятельно.


Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 2 класса


К концу второго класса  учащиеся должны знать:

  • виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;

  • неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);

  • о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе.

  • Новые термины, встречающиеся на уроках (коллаж).

  • Свойства новых материалов ( тесто).

  • Новые свойства уже встречавшихся материалов.

  • Новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет.

  • Новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги.

  • Новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения.

  • Приемы комбинирования в одном изделии различных материалов.

  • знать область применения и назначения, таких технических устройств, как компьютер, основные источники информации, назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;






К концу второго класса  учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;

  • с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки.

  • Лепить способом вытягивания из целого куска.

  • Вырезать из бумаги детали криволинейного контура.

  • Вырезать из бумаги полоски на глаз.

  • Обрывать бумажные детали по намеченному контуру.

  • Плести разными способами из различных материалов.

  • Вышивать приемом "вперед иголку" по криволинейному контуру.

  • Самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка.

  • Самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.

  • Самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу.

  • Контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.

  • Создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе "бросовых", и разных способов соединения.

  • Владеть простейшими видами народных ремесел;

  • Получать необходимую информацию, используя такие технические устройства, как компьютер


Критерии оценивания:


Оценка «5» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами.

Оценка «4» -выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия

Оценка «3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушений в конструкции изделия.


Если изделие имеет нарушение конструкции, не отвечающее его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.















Метапредметные




Предметные




Личностные



Формы контроля и виды деятельности на уроке

Направления исследовательской и проектной деятельности

.

  1. Здравствуй, дорогой друг (1 час)

1.1

1.Как работать с учебником.

Изделие «Папка достижений»

Техника безопасности на уроке.

1

Построение диалога, общение с собеседником, соблюдение правил общения.

Умение самостоятельно организовывать свое рабочее место.


Обучающиеся знакомятся с новым учебником и рабочей тетрадью; вспоминают приемы работы

с бумагой, способы соединения деталей в изделии, правила

разметки, правила работы с шаблонами, ножницами, клеем; знакомятся на практическом уровне с понятиями

«цветовая гамма», «сочетание цветов».

Обучающиеся умеют самостоятельно ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться

ими; оформить (декорировать) папку достижений с исполь-

зованием разных цветов; умеют применять знания, полученные в 1 классе.

Личностные:

- освоение личностного смысла учения, желания учиться;

интерес и бережное отношение к учебной книге;

- ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;

- осознанный интерес к составлению рассказа об учебном комплекте «Технология»

Текущий индивидуальный.

Изделие: папка достижений.

Рассказывают о своей папке достижений, материалах и инструментах, которые они использовали, почему подобрали именно такие цвета для

своей папки. Критерии оценивания работ: аккуратность,

композиция, оригинальность и т.д.



2.Человек и земля (23 часа)

2.1

2.Практическая работа «Выращивание лука»

1

Проявление уважения к чужому мнению,

соблюдение правил общения;

построение логической цепи рассуждений; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.


Обучающиеся знакомятся с технологией выращивания лука; показывают, как можно самостоятельно вы-

растить овощи; формируют знания о значении, применении и пользе лука в жизни человека, о профессиях,

связанных с земледелием; на практическом уровне учатся проводить наблюдение, учатся бережно относится к результатам своего труда

Обучающиеся получили опыт самостоятельной посадки луковицы, проведения наблюдения; научились оформлять дневник наблюдений, проводить анализ

выполненной работы.







Текущий

фронтальный.

Проверить и прокомментиро-вать записи в дневниках наблюдений.



2.2

3.Изделие: композиция из картона и ниток «Корзина с цветами».


1

Сотрудничествосо сверстниками в процессе выполнения парной, групповой, коллективной работы.Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.


Обучающиеся повторяют материал о видах ниток, навыкиработы с картоном, клеем, ножницами, рациональные приемы разметки бумаги с помощью шаблонов, приемы наматывания; формируют умение грамотно составлять композицию; воспитывают организованность и аккуратность

в работе при выполнении такого вида творчества, как обмотка шаблона; развивают творческие способности и эстетический вкус через работу по подбору цвета.

Обучающиеся умеют составлять композицию на основе шаблонов, обмотанных нитками; уметь

различать виды ниток; получить опыт подготовки и обмотки шаблонов.




Текущий

индивидуальный.

Анализ

полученного изделия и проведение выставки работ, организуемое учителем, с сообщениями учащихся о своих поделках. Критерии для оценивания работ: аккуратность, логичность композиции, цветовое

решение, оригинальность, умение представить свою работу. Учащиеся должны рассказать о видах ниток, которые они использовали в работе и о приемах работы.



2.3

4.Работа с пластич-ным материалом (пластилин)

Изделие: композиция из пластилина «Семейка грибов на поляне».


1

Сравнение, классификация по заданным критериям; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;сотрудничество со сверстниками в процессе выполнения работы.


Обучающиеся знакомятся с правилами поведения в лесу; повторяют и закрепляют материал о свойствах пластилина; развивают умения и навыки работы с ним;

совершенствуют умение работать по плану; развивают

фантазию с помощью самостоятельной работы по оформлению изделия.

Обучающиеся умеют различать съедобные

и несъедобные грибы, составлять композицию с использованием пластилина и природных материалов, оформлять

изделие по задуманному плану.


Личностные:

- интерес к предметам декоративно-прикладного искусства;

- осознанное желание создавать и оформлять образцы изделий с хохломской, городецкой, дымковской,

- семёновской росписью и рассказывать о них

Текущий

фронтальный.

Анализ изделия. Выставка работ. Критерии оценивания работ: аккуратность, соблюдение всех технологических операций, оригинальность композиции, способность грамотно рассказать

о своей работе и о возможностях ее применения.



2.4

5.Работа с пластичными материалами (тестопластика)



Изделие: магнит из теста



























1

Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Внесение необходимых корректировок в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Построение сообщения в устной форме.


Обучающиеся уточняют свои представления о профессиях (знакомятся с профессиями пекаря, кондитера), о видах пластичных материалов и работе с ними; развивают навыки лепки; учится сравнивать материалы по предложенным критериям; формируют навык самостоятельного анализа изделия; с помощью работы над созданием элемента

украшения развивают эстетический вкус, умение сочетать

цвета.

Обучающиеся умеют различать основные

профессии кулинарного кондитерского искусства, виды

пластичных материалов, применять технологию лепки из соленого теста; уметь проводить сравнительную характеристику пластичных материалов по предложенным критериям.

анализировать изображение орнамента;

- выделять особенности оформления изделий с хохломской, городецкой, дымковской и семёновской росписью;

- различать профессии «резчик по дереву» и «игрушечник» и объяснять своё суждение;

- использовать приобретённые знания при оформлении изделий декоративно

прикладного искусства: миска с хохломской росписью, разделочная доска, дымковская игрушка, русская матрёшка.

Текущий

индивидуальный.

Анализ изделий и выставка изделий с рассказами учащихся о своих работах.



2.5

6.Изделие: проект «Праздничный стол»


1

Внесение необходимых корректировок в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Построение сообщения в устной форме.

Сотрудничество со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой, коллективной работы.


Обучающиеся повторяют материал о свойствах глины; развивают и закрепляютумения и навыки работы с глиной, применения приемов лепки из целого куска глины; совершенствуют умения работать по плану.















Текущий

фронтальный.


Самостоятельно оценивают работы и

выступления своих товарищей и организовывают выставку проектов



2.6

7.Хохлома.

Работа

с папье-маше. Изделие: миска «Золотая хохлома»


1

Осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; целого из частей. Сотрудничество со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой, коллективной работы. Умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства, с хохломской росписью, с

технологией изготовления изделий из папье-маше, с отделкой изделия в виде орнамента; закреплять умения и навыки работы с бумагой и такими инструментами, как карандаш, ножницы, кисть; развивают умение изображать объекты природы, соблюдая стилевые особенности хохломской росписи; выявляют особенности народного творчества и

народного промысла.

Овладели технологией изготовления изделий из папье-маше; уметь отличают орнамент

хохломской росписи от других видов орнаментов и выполнять его.


Текущий

индивидуальный.

Изделие: миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше.




2.7

8.Городец.

Работа с бумагой. Аппликация.

Изделие: разделочная доска «Городецкая роспись».


1

Использование знаково-символических средств. Осуществление взаимного контроля и оказывание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи. Умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Привитие основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание

ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности

Обучающиеся знакомятся с особенностями

городецкой росписи, ее историей; расширяют представления о народном творчестве; анализируют готовое изделие по заданной схеме, учатся экономно расходовать материалы; закрепляют умение работы с шаблонами.

Знают особенности городецкой росписи, учаться составлять композицию на основе аппликации, умеют выполнять орнамент по мотивам городецкой

росписи.


- интерес к предметам декоративно-прикладного искусства;

- осознанное желание создавать и оформлять образцы изделий с хохломской, городецкой, дымковской,

- семёновской росписью и рассказывать о них.

Текущий

индивидуальный.

Изделие: разделочная доска «Городецкая роспись».

Взаимоанализ и

оценка работ учителем.



2.8

9.Дымково.

Работа с пластилином.

Изделие: дымковская игрушка.


1

Внесение необходимых корректировок в действие после его завершения. Сотрудничество со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой, коллективной работы. Умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.


Обучающиеся знакомятся с основными элементами дымковской росписи; закрепляют навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина; с помощью

практической работы по созданию дымковской игрушки.

Умеют различать хохломскую, городецкую и дымковскую роспись; освоили лепку

мелких деталей изделия приемом вытягивания и соединение деталей.



Текущий

индивидуальный.

Изделие: дымковская игрушка.

Анализ работ учителем проводится

по следующим критериям: аккуратность, передача характера дымковской игрушки, оригинальность орнамента и т. д.



2.9

10.Работа с текстильными материалами.

(апплицирование)

Изделие: «Матрешка»

1

Внесение необходимых корректировок в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Осуществление взаимного контроля и оказывание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи.

Обучающиеся вспоминают сведения об изученных

народных промыслах (дымка, хохлома, городец); знакомятся с историей матрешки; закрепляют навыки работы с тканью и навыки самостоятельного анализа изделия по заданной схеме.

Умеют различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров,

виды изображений матрешек; усвоили последовательность

изготовления матрешки; умеют работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый

материал.

- интерес к предметам декоративно-прикладного искусства;

- осознанное желание создавать и оформлять образцы изделий с хохломской, городецкой, дымковской,

- семёновской росписью и рассказывать о них.

Текущий

индивидуальный.

Изделие: матрешка из картона и ткани.

Выставка работ учащихся. Анализ работ

осуществляется по следующим критериям: вариативность

используемых материалов, яркость, оригинальность, аккуратность.



2.10



11.Работа с пластилином. Рельефные работы.

Изделие: пейзаж «Деревня».













1

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.


Обучающиеся знакомятся с видами рельефа; вспоминают свойства, состав и использование

пластилина, способы лепки; умение составления тематической композиции; учатся соблюдать пропорции при изображении перспективы, формируют цветовосприятие.

Знают свойства, способы

использования, виды пластилина; умеют выполнять рельеф с использованием пластилина, применять прием смешивания пластилина для получения новых оттенков.


проявлять:

- интерес к изучению темы;

- интерес к устройству и внутреннему оформлению деревенского дома;

- интерес к истории, культуре и обычаям русского народа.

Познавательные:

- использовать в активном словаре новые понятия;

- различать способы изготовления аппликации и обосновывать своё мнение;

- использовать приём разметки деталей сгибанием и скручиванием на карандаше

Текущий

индивидуальный.

Изделие: пейзаж «Деревня».

Выставка работ.



2.11.

12.Человек и лошадь. Работа с картоном.

КонструированиеИзделие: игрушка «Лошадка».


1

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Обучающиеся знакомятся со способами использования лошадей; учатся составлять технологическую

карту; развивают навыки работы с шаблонами, ножницами;

учатся самостоятельному анализу предмета; навыкам конструирования.

Умеют конструировать из бумаги; заполнять технологическую карту к поделке.

проявлять:

- интерес к жизни домашних животных и птиц;

- бережное отношение к домашним питомцам;

- определять значимость домашних животных в жизни человека и обосновывать своё мнение;

- анализировать ситуацию, соотносить её с общепринятой нормой общения с животными и обосновывать своё мнение;

- определять различие профессий «доярка», «конюх», «пастух», «птичница»;

- объяснять различие между способами выполнения;

- анализировать готовое изделие, объяснять его назначение и презентовать.

Текущий

фронтальный.

Изделие: игрушка «Лошадка».

Умение самостоятельно организовывать и проводить выставку, проверять игрушку в действии.




2.12

13.Домашние птицы. Работа с природными

материалами.

Мозаика.

1

Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Обучающиеся знакомятся со значением курицы в жизни человека; расширяют представления о видах природных материалов; закрепляют умения и навыки работы с природными материалами.

Умеют отбирать необходимые для работы материалы, могут объяснить свой выбор. Знают приёмы работы с пластилином, с природными материалами.


Текущий

индивидуальный.

Изделие: композиция «Курочка из крупы» или «Петушок».

Анализ работ учащихся по следующим критериям:

вариативность используемых материалов, яркость, оригинальность, аккуратность, завершенность композиции,

придуманный способ применения.



2.13

14.Работа с бумагой.

Конструирование

Проект «Деревенский двор».


1

Умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; умение строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно­-следственных связей;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Обучающиеся выполняют объемные изделия на основе разверток; отрабатывают навыки самостоятельного анализа и планирования; развивают чувство взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности.

Умеют создавать коллективный проект на основе конструирования геометрических фигур.

- формулировать понятные для партнёра высказывания;

- адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога;

- договариваться о роли каждого в совместной деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата

Текущий

индивидуальный.

Изделие: проект «Деревенский двор».

Выставка работ учащихся, в ходе которой дети проводят презентацию своих проектов и сами оценивают свои работы.




2.14

15.Работа с различными материалами.

Изделие «Новогодняя маска»

«Ёлочные игрушки»

1

Умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Обучающиеся повторяют правила работы в группе, создания композиции, оформления изделия; учатся взаимопомощи с помощью групповой работы над проектом; развивают

творческие навыки; воспитывать художественно-эстетический вкус, осмысливают значимость совместного труда.

Умеют работать

с новым видом материала — целой яичной скорлупой, научились реализовывать собственные замыслы, декорировать изделия, самостоятельно планировать и выполнять

практическую работу.


Текущий

фронтальный.

Изделие: проект «Новый год» (маска, елочные игрушки из яиц).

Выставка и

обсуждение работ.




2.15

16.Строительство. Работа с бумагой.

Полуобъемная пластика.

1

Умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; проводить классификацию по заданным критериям; осуществлять синтез как составление целого из частей.



Обучающиеся знакомятся со строением избы; отрабатывают навыки создания аппликации из бумаги; учатся способу достижения эффекта объемности в аппликации; работают над созданием композиции.

Умеют различать компоненты строения избы, создавать полуобъемную аппликацию.

формулировать понятные для партнёра высказывания;

- адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога;

- договариваться о роли каждого в совместной деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата


Текущий

индивидуальный.

Изделие: композиция «Изба».

Выставка работ учащихся, их анализ и оценивание.

Самопрезентация работ.



2.16

17.В доме.

Работа с волокнистыми материалами. Помпон.

1

Умение строить сообщения в устной форме;

внесение необходимых корректировок в действие после его завершения;умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Обучающиеся знакомятся с поверьем о домовом, со способом изготовления игрушки из помпона; учатся работать циркулем; совершенствовать

умение работать по плану.

Умеют работать с циркулем, научились создавать игрушки на основе помпона, использовать помпон как декоративный элемент.



Текущий

индивидуальный.

Изделие: домовой.

Выставка работ учащихся, анализ и оценивание.




2.17


18.Внутреннее убранство избы. Работа с пластичнымиматериалами (пластилин,

глина).

Лепка.

1

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Обучающиеся знакомятся с внутренним убранством избы и значением русской печи в быту, с приемами конструирования из пластичных материалов; повторяют приемы лепки.

Узнают приемы работы

с глиной, приобрели навык самостоятельного составления

композиции.


проявлять:

- интерес к изучению темы;

- интерес к устройству и внутреннему оформлению деревенского дома;

- интерес к истории, культуре и обычаям русского народа.

Текущий

фронтальный.

Изделие: композиция «Русская печь».

Умение самостоятельно организовать выставку своих работ, провести

презентацию поделки своего друга и оценивание работы друг друга.



2.18

19.Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой.

Плетение.

1

Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Обучающиеся знакомятся со структурой

ткани, с новым видом работы — переплетением полосокбумаги, с основами разметки по линейке; определяют необходимые для такой работы качества: трудолюбие, терпение, усидчивость.

Умеют создавать коврик переплетением полосок бумаги; умеют размечать по линейке.



Текущий

индивидуальный.

Изделие: коврик.

Составление короткого рассказа о своей поделке. Анализ работ учащихся.



2.19

20.Внутреннее убранство избы. Работа с картоном.

Конструирование.

1

Умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце

действия.

Привитие основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание

ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.


Обучающиеся вспоминают приёмы конструирования из бумаги; соблюдают последовательность технологических операций; развивают техническое и логическое мышление, мелкую моторику, терпение, усидчивость и аккуратность

с помощью практической работы.

Умеют планировать свою работу, конструировать из бумаги, оценивать работы товарищей и свою собственную.



Текущий

фронтальный.

Изделие: стол и скамья.

Выставка проектов и анализ.



2.20

21.Работа с волокнистыми

материалами и картоном. Плетение.

1

Умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Умение строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно­-следственных связей.

Обучающиеся знакомятся со способами обработки волокон натурального происхождения, с особенностями национальных костюмов; учатся приему плетения

в три нитки (косичка); закрепляют навык составления композиции с использованием различных материалов; воспитывают стремление создавать своими руками красивые вещи.

Умеют различать национальные костюмы разных народностей, знают принципы

обработки волокон натурального происхождения, освоили

прием плетения в три нити, умеют составлять композицию

русской тематики.

проявлять:

- интерес к изучению темы;

- уважительное отношение к национальным костюмам разных народов России;

- интерес к народному творчеству.

Текущий

индивидуальный.

Изделие: композиция «Русская красавица».

Выставка поделок.



2.21

22.Работа с бумагой.

Аппликационные работы.

1

Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологического высказывания, овладение диалогической формой речи. Сравнение, классификация по заданным критериям.

Привитие основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание

ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.







Обучающиеся знакомятся с правилами разметки ткани; изучают приём разметки ткани с помощью

шаблона; учатся работать с выкройками; развивают навыки кроя; на практическом уровне воспитывают любовь к народному творчеству.

Умеют изготавливать

выкройки и моделировать народные костюмы.


проявлять:

- интерес к изучению темы;

- уважительное отношение к национальным костюмам разных народов России;

- интерес к народному творчеству.

Познавательные:

- определять отличия национальных костюмов разных народов и обосновывать своё мнение;

- различать виды декоративных швов и обосновывать своё мнение;

Текущий

фронтальный.

Изделие: костюмы Ани и Вани.

Выставка работ учащихся, их анализ и оценка.



2.22






2.23

23.Работа с ткаными материалами. Шитье.



24.Работа с ткаными материалами.

Вышивание.

2

Умение осуществлять синтез как составление целого из частей;учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; умение задавать вопросы.


Учатся создавать изделия, используя шов «через край», пришивать пуговицу.

Умеют выполнять шов «через край», создавать отделку детали вышивкой; приобрели навыки разметки ткани, изготовления выкройки, с помощью обучения использованию в работе ножниц и иглы.


Текущий фронтальный.

Изделие: кошелек.

Изделие «Тамбурные стежки»

«Салфетка»

Выставка работ учащихся:

проанализировать и оценить поделки друг друга.



3.Человек и вода (3 часа)

3.1







3.2

25.Рыболовство. Работа с волокнистыми

материалами. Изонить.



26.Работа с природными материалами.

Конструирование

Проект «Аквариум»

2

Умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познава­тельную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.


Обучающиеся учатся создавать изделия, украшенные изонитью, различают приспособления

для рыболовства.

Знают о роли воды в жизни человека; знакомыс различными приспособлениями для рыболовства, с новым видом

орнамента — изонитью и техникой его создания; знают о необходимости бережного отношения к водным ресурсам,экономному расходованию воды.

проявлять:

- бережное отношение к своему здоровью и результатам своего труда;

- бережное отношение к природе.

Текущий

индивидуальный.

Изделие: композиция «Золотая рыбка».

Проект «Аквариум»

Выставка работ учащихся:

проанализировать и оценить поделки друг друга.



3.3

27.Работа с бумагой. Аппликационные работы.

1

Внесение необходимых корректировок в действие после его завершения; построение речевых высказываний в устной форме.


Обучающиеся знакомятся с алгоритмом выполнения резаной и обрывной аппликации, учатся составлению композиции на определенную тему; повторяют приемы работы над созданием аппликации.

Умеют составлять композицию из деталей, заготовленных способом обрывания по контуру рисунка.

- определять значение новых понятий;

- определять различие между способами выполнения аппликации;

- определять особенности техники «изонить»;

- составлять композицию из деталей, заготовленных способом обрывания по контуру рисунка.

Текущий

индивидуальный.

Изделие: аппликация «Русалка».

Самостоятельно проводят выставку своих работ, в ходе которой стараются оценить работы друг друга.



4.Человек и воздух (3 часа)

4.1

28.Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание.

1

Внесение необходимых корректировок в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Осуществление взаимного контроля и оказывание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи.

Обучающиеся знакомятся со значением символа птицы в культуре русского народа, с такими способами обработки бумаги, как сгибание, складывание; изучают

приёмы складывания изделий оригами; воспитывают терпеливость в процессе кропотливой пошаговой деятельности

по созданию оригами.

Умеют складывать изделия техникой оригами; приобрели навыки работы с бумагой, самостоятельного планирования работы

проявлять:

- интерес к изучению темы и способам измерения силы ветра;

- желание создавать флюгер;

- бережное отношение к птицам;

- осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Текущий

индивидуальный.

Изделие: оригами «Птица счастья».

Оценивают свою работу или работу своего товарища и вносят необходимые коррективы.



4.2

29.Использование ветра.

Работа с бумагой.

Моделирование

1

Умение строить сообщения в устной форме;строить понятные для партнёра высказывания;умение ставить и формулировать проблему.


Обучающиеся знакомятся с использованием

ветра человеком; отрабатывают умение выполнять изделия

на основе развертки; совершенствуют умение работать по плану.

Учатся конструировать

объемное изделие на основе развертки, умеют самостоятельно составлять композицию и оформлять поделку, соотносить свои действия с планом.

осуществлять поиск необходимой информации;

- раскрывать значение новых понятий и использовать их в активном словаре;

- определять необходимость использования ветра человеком и обосновывать свои суждения;

- обосновывать необходимость использования флюгера в жизнедеятельности

Текущий

индивидуальный.

Изделие: ветряная мельница.

Выставка изделий учащихся и беседа о том, что оказалось

наиболее сложным в работе над поделкой.



4.3

30.Использование ветра.

Работа с фольгой.

1

Умение управления своим поведением и партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. Умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познава­тельную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.


Знакомятся с возможностями использования ветра; знакомятся с новым

видом бумаги (металлизированная); учатся формировать

изделия из металлизированной бумаги; развивают навыки самооценки и самоконтроля, мелкую моторику пальцев; воспитывают аккуратность и усидчивость посредством работы с хрупким материалом.

Знают свойства фольги и особенности использования.

- осуществлять поиск необходимой информации;

- раскрывать значение новых понятий и использовать их в активном словаре;

- определять необходимость использования ветра человеком и обосновывать свои суждения;

- обосновывать необходимость использования флюгера в жизнедеятельности людей;

Текущий

индивидуальный.

Изделие: флюгер.

Беседа по всему изученному разделу учебника «Человек и воздух».



5.Человек и информация (3 часа)

5.1

31.Книгопечатание. Работа с бумагой

и картоном.

1

Умение постановки и формулирование проблемы;

поиск и выделение

необходимой информации;

анализ объектов с целью выделения признаков;

построение логической цепи рассуждений.

Внесение необходимых корректировок в действие после его завершения; построение речевых высказываний.















Внесение необходимых корректировок в действие после его завершения; построение речевых высказываний.

Умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Умение управления своим поведением и партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. Умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познава­тельную.


Обучающиеся знакомятся с процессом изготовления книги; развивают чертежные навыки, умение

выполнять разметку по линейке.

Умеют создавать книжку-ширму, выполнять разметку по линейке.


проявлять:

- интерес к способам получения и передачи информации;

- бережное отношение к книгам. адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога, использовать речевые средства для представления результата

Текущий

индивидуальный.

Изделие: книжка-ширма.

Проводится выставка работ учащихся для закрепления навыка монологического

высказывания — учащиеся проводят презентацию своих

поделок и рассказывают о том, что будет находиться на страницах их книжек.



5.2

5.3

32.

33.

Практическая работа:

«Ищем информацию в Интернете»

2


определять различные источники информации;

Регулятивные:

- выполнять задание в соответствии с целью и планом;

- проверять задание и вносить коррективы;

- выполнять учебное задание с само- и взаимопроверкой;

- планировать деятельность и распределять обязанности;

- выполнять задание, используя условные обозначения.




6.1

34.Подведение итогов.

[pic] 1






Обучающиеся подводят итоги года; проверяют усвоение

знаний,овладение ими основных навыков и универсальных учебных действий.

Умеют проводить презентацию своей работы; помнят правила и приемы работы с различными материалами и инструментами; самостоятельно анализировать и оценивать свою работу; слушать и оценивать своих товарищей.

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат

Проводится конференция, подготовленная

учащимися заранее. Каждый из детей

выступает с презентацией своей папки достижений. Остальные ребята задают заранее подготовленные вопросы и оценивают

выступления своих товарищей, пробуют их анализировать.