Научная статья Сравнительный анализ женских образов в нартском эпосе.(10 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Сравнительный анализ женских образов в нартском эпосе.

С развитием общества представление о человеке находило отражение в эпических образах, выражающих представление о системе человеческих ценностей в каждую эпоху. С этой точки зрения осетинский нартский эпос представляет большую историческую, этнографическую, литературную ценность.

В мировом фольклоре образы женщин неизменно приковывали к себе внимание исследователей. Являющийся объектом данного исследования, его национальные версии, система образов. Научному осмыслению подвергаются архитипические категории и образы, несущие особую семантическую нагрузку в художественном сознании осетинского народа.

Цель работы – изучение функциональных, семантических и поэтических особенностей женских образов, относящихся к системе персонажей нартского героического эпоса.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- на уровне типологического анализа проанализировать женские образы нартского эпоса;

- обрисовать структуру и функции женского пространства в эпосе.

Нартский эпос – монументальный эпос осетинского народа. По всеобщему признанию, это одно из величайших творений человечества, вершинное достижение поэтического слова, ставшее всеобщим достоянием [2]. Нартские сказания – это художественное воплощение духа, мудрости и исторического бытия народа, создателя монументальной эпопеи.

Как отмечал известный советский фольклорист В. И. Чичеров, «Нартские сказания дают ценнейший материал для разработки сложных вопросов теории эпоса в целом, его генезиса, эпических форм, характерных для этапов развития культуры, национального своеобразия эпических сказаний» [14, с. 5].

Важным моментом в эпосоведении, в общем, и в нартоведении, в частности,  является изучение довольно сложной и многогранной образной системы.

Художественно цельный образ любого эпического персонажа складывается из описания различных его действий, поступков, поведения в разных ситуациях, во взаимоотношениях с другими персонажами, в речевых характеристиках. Важную роль также играет постановка персонажа в  ситуацию совершения им каких-либо действий. Именно действие можно назвать основным законом эпического произведения, а движение сюжета в действиях и диалогах – ее структурным стержнем.

В русском эпосоведении достаточно подробно освещены эпические, былинные образы. Если брать кавказский материал, то и здесь существует ряд специальных работ, посвященных осетинскому, абхазскому, адыгскому и другим национальным вариантам нартского эпоса. Кроме этого, частные вопросы эпоса освещаются в многочисленных статьях, значительное место в которых отводится эпическим образам.

Недостатком некоторых исследований является то, что в них образы эпических персонажей рассматриваются вне связи с развитием эпического сюжета, т.е. без учета и действий и поступков героев во всей их совокупности. Это, на наш взгляд, неверно, т.к. сюжет представляет собой определенную пространственно-временную последовательность не только изображаемых событий, но и отношений и поступков персонажей, что относится к одному из важнейших средств их характеристики [12, с. 196].

В рамках данного исследования мы остановились на женских образах эпоса. Роль женщины в нартском эпосе исключительно велика. Однако, как отмечает  исследователь абхазского нартского эпоса Ш. Х. Салакая, «… эта роль  неодинакова в различных циклах эпоса. Возможно, это результат отражения в эпосе положения женщины на протяжении многих веков, в течение которых формировался эпос. Если нартский эпос  отражает различные этапы родового строя и более поздние эпохи, то и образы женщин в циклах, возникших в разные периоды развития данного строя, не могут быть одинаковыми» [13, с. 58].

В современной науке все большее внимание стало уделяться исследованию гендерных аспектов традиционной культуры. Фольклористика не является исключением.

Именно их устойчивость и динамика обеспечивают непрерывность традиции и одновременно способствуют адаптации сообществ и индивидов к изменяющимся внешним условиям.

Исследователь бурятской традиционной культуры Д.А. Никалаева считает, что женское пространство, в совокупности материальной, духовной, обрядовой, семейно-брачной сфер восходит к древним мифоритуальным представлениям о женщине-матери. Зародившись в ранний период развития культуры разных народов, эти воззрения выступают в качестве базовой категории, продолжая воспроизводиться и в настоящее время вследствие социальной востребованности и соответствия ментальным стереотипам [11,с.3].

 Рассмотрим составляющие женского пространства в осетинском нартском эпосе.

«В сказаниях о нартах достойное место занимает женщина. О ней здесь повествуется в самых различных аспектах: определение ее роли и назначение в общественной жизни, выяснение ее места в семье, в быту, ее значение в нравственной, хозяйственной  политической жизни» [5, с. 123].

Действительно, во всех перечисленных  областях жизни женщины выступают достойными соратницами мужчин.

Описание женской красоты настолько ярко и лаконично, что еще раз без тени сомнения говорит о значимой роли женщины в жизни Нартов.

О красоте Дзерассы в эпосе говорится: «Лежит в постели девушка, волнами падают на пол ее золотые волосы. Солнце смеется на ее лице, луны блестят на ее груди».

«Сияние неба и краса земли…всесветная красавица», так говорится о жене Батраза Акколе.

«До самых пят падала тяжелая шелковая коса Агунды, ясному дню после дождя подобен был взгляд ее черных глаз. Хватка у нее была спорая и быстрая, подобно лебедю плывущему шла она рано утром за водой, плавно колебля гибкий стан, и месяц светил в ее медном кувшине, и яркое солнце сияло на лице ее».

Не менее замечательна умная Бедоха жена Сослана, в уста которой творцы эпоса вложили свои философские взгляды.

Ехал я, – рассказывает Сослан Бедохе, вижу, валяется на дороге переметная сума. «Хорошая сума, – подумал я, – она мне пригодится». И, не слезая с коня, поддел я ее плетью. Тебе моя сила известна… А тут как бы не так! Даже с места не сдвинул я суму, и сломалась рукоять моей плети. Раззадорило это меня. Спрыгнул я с коня, схватил суму рукой и не смог поднять ее. Ухватил я ее обеими руками, напряг все свои силы, в землю ушел выше колен, а сума даже не шевельнулась. Понял я, что передо мной опять чудо… Расскажи мне, что это было?

И ответила ему Бедоха:

Как бы мог ты поднять эту суму? Ведь скрыты в ней все достоинства и блага людей.

Еще проехал я, – говорит Сослан Бедохе, – и вижу: лежит на дороге клубок пестрых ниток. И захотелось мне захватить с собой эти нитки. Нагнулся я с седла, схватил конец нитки, стал мотать на руку. Мотал, мотал, а клубок почти не уменьшился.

Тайны вселенной обозначает этот клубок, – ответила Бедоха, – сколько бы ни стремился ты познать, всегда сможешь познать только часть из них.

Здесь высказаны понятия о том, что мир бесконечен и существует в бесконечно разнообразных формах, что он познаваем.

В мире Нартов, помимо их и других народов, живет еще одна человеческая рас (дауджытᴂ). Эта раса имеет свои поселения, как в воздушном, так и в подводном пространстве. Красавица Косер, бывшая недолгое время женой Сослана, относится к этой расе, благоволившей нартам. Косер привыкла жить одна, поэтому вернулась в свою башню, находившуюся между небом и землей. Сослан же остался жить с нартами.

Вскоре он женился на прекрасной Ацырухс. И опять красавица Ацырухс согласилась выйти замуж за Сослана, но при условии, что он из мира мертвых принесет ветви дерева Аза.

А из скольких ситуаций выручала мужа Быценон – жена Хамыца из рода Донбеттыров, которая ставила условия Хамыцу, обещая выйти замуж в том случае, если он никогда и никому ее не покажет (днем она превращалась в лягушку).

Еще раз убеждаемся, что выбор спутника жизни остается за женщиной.

У осетин есть праздник, которого нет ни у одного кавказского народа. Это - праздник женщин ( Рᴂстᴂйы бᴂрᴂгбон).

В нем принимают участие только женщины и несовершеннолетние дети. Не является ли это отголоском тех времен, когда женщины, оставшись одни со своими детьми, собирались вместе на посиделки, молились Богу о возвращении своих соплеменников живыми - здоровыми, смеялись, веселились. А когда времена изменились, традиция женских посиделок осталась и сохранилась до наших времен, став, ежегодно отмечаемым праздником.

Есть ли данные о том, что аланы привозили из походов наложниц, я думаю, что нет. Они возвращались к своим женам-амазонкам. Поэтому, в отличие от многих других кавказских народов, у осетин браки  моногамные, где многоженство, явное или прикрытое, имеет место быть. Вряд ли они не многоженцы по причине  верности или однолюбия. Скорее, причина в другом. Он не мог не считаться с женой, которая в недавнем прошлом была таким же воином, как и он сам. Равная ему в смелости, храбрости, да еще и родившая и защитившая его потомство. Не хочу обидеть женщин других кавказских народов, они все красивые и достойные, но факт есть факт: такого высокого положения в семье и в  обществе   в целом, какое имеет женщина-осетинка, не имеет ни одна другая кавказская женщина.

У осетин до сих пор сохранились традиции, закрепленные в виде ежегодных праздников, доказывающих  славное боевое прошлое моего народа, дух уважения  и взаимовыручки. Например, праздник, когда дети делают самодельные стрелы, матери пекут из теста булочки и фигурки, по которым затем дети стреляют из своих луков. В качестве поощрения сама  фигурка отдается  как приз, на съедение. Это ли не пример "школы по стрельбе из лука"?

У осетин есть достаточно оснований считать себя аланами. У нас есть традиции и обычаи, которые прямо указывают на наше славное прошлое, а, следовательно, легко объясняется уважительное отношение к женщине в среде мужчин, которые являются предками Нартов (алан).

В повседневной  жизни женщины в эпосе чаще всего изображаются как превосходные хозяйки. Роль их сводится в основном к роли хранительницы домашнего очага. Именно женщина распределяет добытые мужчинами припасы, готовит еду для домочадцев, угощение для гостей, зачастую для всех Нартов (упоминания об этом многократно встречаются в эпосе – сказаниях: «Уырызмæг куыд ракуырдта йа хо Сатанайы», «Нартыл фыд аз скодта», «Уырызмæджы æнæном лаппу», «Нарты Уырызмæджы кадæг») и др.

Кроме того, нартовские девушки, женщины были большими рукодельницами («Нарты Хæмыц, Батрадзы фыд», «Куыд райгуырди Батрадз», «Батрадзы райгуырд», «Нарты Хæмыц Бысенты чызджы куыд æрхаста»). В последнем читаем: «Чындзхæссæг чи ацыд, уыдонæн чызг сцæттæ кодта, чындзæхсæвы дзаумайæ сын цы хъуыд, уыдон...»  (Всем приехавшим за невестой она сшила все необходимые наряды) [10, с. 58]. Другой вариант этого сказания, переведенный на русский язык («Как женился Хамыц»), повествует: «Взяла девушка ножницы и стала кроить, и с ночи до утра раскроила и сшила на сто человек всю одежду, какая только нужна с головы до пят, то же самое повторилось и на вторую ночь, затем Быценон поручает Хамыцу раздать всю одежду нартам, причем лучшую одежду беднякам. « И не бойся, что одежды не хватит,- говорит она мужу,- всё, за что бы я ни бралась, не закончится...». В другом варианте этого сказания говорится о том, что Быценон была настолько умелой рукодельницей, что одной рукой она кроила, а другой – шила. О занятии рукоделием говорится и в вариантах сказания: «Сосланы кæрц», где рукодельницами выступают то три или более нартские девушки, то красавица Агунда.

Несомненно, идеалом хозяйки, рукодельницы в эпосе является Шатана. Народ отдал пальму первенства Шатане во всех сферах деятельности женщин.  В этот образ вложено все лучшее, что было присуще представительницам прекрасного пола. «Прекрасная, умная, предприимчивая, она образец хозяйки дома, кавказской хозяйки. Она предвидит всё и ко всему готова», – пишет Жорж Дюмезиль [4, с. 236]. 

И тут немаловажную роль играет и то, что она пользуется своими чародейскими силами («Как Шатана стала женой Урузмага»).

В национальных версиях эпоса общество Нартов  изображается  по-разному, отдается предпочтение тому или иному герою, композиционно перестраивают сюжетные доминанты, но неизменно сохраняется за Шатаной одно из центральных мест [7, с. 254].

Исключительно велика у Нартов роль женщины в деле воспитания молодежи. Нартские женщины, отправляя своих сыновей в походы, напутствуют им: «Без победы лучше не возвращайтесь». Ярким доказательством сказанному является сказание «Гибель Тотрадза» («Тотрадзы мæлæт»). Когда мать Тотрадза узнала о гибели своего сына, она сказала нартам: «Если сын мой сражен ударом в грудь, то принесите его ко мне, чтобы оплакала я его, и похороним его на нашем родовом кладбище. Если же в спину нанесен ему смертельный удар, то на навозную кучу выкиньте его, недостоин он, чтобы с почетом хоронили его на кладбище. Не место там трусу, сраженному во время бегства».

В роли воспитателей в некотором роде выступают эпические красавицы-невесты, выбирающие себе мужа и побуждающие героев-нартов к совершению героических поступков. Таковы Ацырухс, Агунда, Акула. Героини разборчивы, они выдвигают свои требования, и далеко не каждый удостаивается их выбора.

Мотив выбора жениха говорит о высоком общественном положении женщин в нартском обществе. В.И. Абаев отмечал, что «женщина выступает обычно в нартском эпосе как существо сильное и властное, пользующееся большой личной свободой  и самостоятельностью. Такова Шатана, такова Агунда в сказании о женитьбе Ацамаза, такова Акула в сказании о женитьбе Батраза, бесцеремонно отвергающая претендентов на ее руку и выбирающая жениха по своему усмотрению» [1, с.34].

Нартские женщины рисуются в эпосе не только как чудесные хозяйки, но и как храбрые воительницы в час опасности. Как писал Г.З. Калоев, они «иногда выступают  и в сугубо мужских ролях» [6, с. 119].  Девушки-воительницы  часто встречаются в нартском эпосе – сказаниях о героях-богатырях нартах. Эти сказания в стихах и в прозе создавались в разных вариантах многими народами Кавказа  (как тут не вспомнить об амазонках!).  Осетинский эпос повествует о том, как нартские девушки во главе с Агундой сражались со страшными черноголовыми великанами, уаигами. Правда, «девичье войско» потерпело поражение, но победа досталась уаигам не вполне честным образом («Нарты и Черноголовые уаиги»).

В сказании «Нарты Сатана» (в записи Б. Андиева) Шатана, нарядившись в [link]

3. Джикаев Ш.Ф. Ныхасы фарн. Владикавказ: Ир, 1996.

4. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. Москва: Наука, 1996.

5. Кабисова Р. С. К вопросу о мировоззренческих мотивах в осетинском нартском эпосе. Цхинвал, 1972.

6. Калоев Г. З. Нартский эпос осетин. Материалы совещания 19–20 октября 1956 года. Орджоникидзе, 1957. – С.110-128.

7. Карпов Ю. Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб., Петербургское востоковедение, 2001. – С. 414

8. Мамиева Н. К. Шатана в осетинском нартском эпосе. – Орджоникидзе, 1971.

9. Нарты кадджытæ: Ирон адæмы эпос. Т. 1. Дзæуджыхъæу, 2003.

10. Нарты кадджытæ: Ирон адæмы эпос. Т. 3. Дзæуджыхъæу, 2005.

11. Николаева Д. А. Женское пространство в традиционной культуре бурят. Автореферат. М., 2011г.

12. Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики: Сб. статей. Москва: Наука, 1983. – С. 99-113.

13. Салакая Ш. Х. Абхазский нартский эпос. Тбилиси: Мецниереба, 1976.

14. Чичеров В. И. Вопросы генезиса и развития древних форм народного эпоса в освещении фольклористики и некоторые проблемы нартских сказаний // Нартский эпос: Материалы совещания 19-20 октября 1956 года. Орджоникидзе, 1957. – С.5-21

15.Лебедева Л.И.Жизнь доблестных нартов. Издательство: Графон, 2006.

16.Чибиров Л.А. Традиционная культура осетин. Владикавказ: Ир, 2008.