Рабочая программа по дисциплине Этика

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




УЛЬЯНОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ДОУД.02 Этика



Специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Программа базовой подготовки














Ульяновск

2015


Рабочая программа учебной дисциплины «Этика» разработана за счет часов вариативной части учебного плана специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта





РЕКОМЕНДОВАНА



УТВЕРЖДАЮ

на заседании ЦМК «Общих гуманитарных дисциплин»

Председатель ЦМК

А.П.Савельева

подпись



Протокол №_______


от «__»________201___г.

Заместитель директора по учебно-методической работе


Л.Н.Подкладкина

подпись



«__»________201 г.







ОРГАНИЗАЦИЯ - РАЗРАБОТЧИК: ОГБОУ СПО «Ульяновский авиационный колледж»


РАЗРАБОТЧИК: Ю.А.Федорова, преподаватель

высшей категории Ульяновского авиационного колледжа












СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


4.


ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ


5

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации рабочей ПРОГРАММЫ учебной

дисциплины

12

Контроль и оценка результатов Освоения учебной

дисциплины

13





































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Содержание учебной дисциплины «Этика» направлено на формирование общих компетенций:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2



ОК 3

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7



ОК 8



ОК 9

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
























1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УчЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Этика

    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, базовой подготовки.

    1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы

ДОУД Дополнительные общеобразовательные учебные дисциплины

ДОУД. 02. Этика

    1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения

дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

У1  владеть навыками культуры поведения; соблюдать этические правила и нормы в своей личной жизни и коллективе, а также в производственной деятельности.

У2 осуществлять общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

У3 моделировать деловые ситуации и проектировать свое поведение в них;

осуществлять деловые контакты с помощью коммуникативных средств


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

З1 основные правила этики и приемы межличностного и делового общения;

З2 этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами; нормы поведения в общественных местах, организации деловых приемов;

З3 формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;

З4 составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и др.

З5 правовые нормы этики и ценности нравственной жизни общества.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины

максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося 20 часов











2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



25


- практические занятия

20


- лабораторные занятия

не предусмотрены


- курсовой проект (работа)

не предусмотрены


- контрольные работы

3



Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:



- сбор и анализ информации

***2


- поиск сообщений

2


- написание эссе

1


- аналитическая обработка материала

1


-самодиагностика

3


- разработка алгоритма действий

1


- работа с конспектом лекции для подготовки к контрольной работе

3


- работа с конспектом лекции для подготовки к итоговому зачету

1

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ в форме зачета











2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


РАЗДЕЛ 1 ЭТИКА – НАУКА О НРАВСТВЕННОСТИ

18

12+6 ср


ТЕМА 1.1.

Предмет этики

Уметь:

- сравнивать этосы различных исторических эпох;

-анализировать философский смысл «золотого правила нравственности»;

-характеризовать основные положения учений Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа, Мухаммеда.

Знать:

-содержание понятий «этика», «мораль» и «нравственность», их соотношение;

- функции и категории этики



Содержание учебного материала


1.1.1.Возникновение этики. Историческое значение содержания понятий «этика», «мораль», «нравственность» в научной литературе и в обыденном сознании.

1.1.2. Этические воззрения и учения в древних обществах.


3


Практические занятия

ПЗ 1 «Основные нормативные образцы личности в истории цивилизации»

2


Самостоятельная работа

Подготовить сообщение на тему «Этическая мысль в Древней Руси»


2


ТЕМА 1.2.

Духовно-нравственные ценности

Уметь:

- анализировать нравственные проблемы, давать оценку духовно-нравственным ценностям

Знать:

- содержание понятий «честь», «достоинство», «совесть», «долг», «добро», «зло»




Содержание учебного материала

1.2.1. Смысл и цель жизни

1.2.2. Честь и достоинство

1.2.3. Совесть и долг

1.2.4. Добро и зло


2


Практические занятия – не предусмотрены




Самостоятельная работа

- подбор пословиц о добре и зле, совести и долге

1


ТЕМА 1.3.

Нормы и ценности нравственной жизни общества

Уметь:

- соблюдать этические правила и нормы в своей личной и общественной жизни

- моделировать ситуации из сферы семейной жизни и проектировать свое поведение в них

Знать:

- особенности взаимоотношений супругов, родителей и детей

- нравственные принципы политических отношений




Содержание учебного материала

1.3.1.Нравственные ценности любви, брака, семьи

1.3.2.Мораль и политика


2


Практические занятия

ПЗ 2 «Этика и психология семейной жизни»

2


Самостоятельная работа

- работа с конспектом лекций для подготовки к контрольной работе

3


Контрольная работа по разделу 1

1


РАЗДЕЛ 2 ЭТИКА И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ. ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА.

27

20 +7 ср


ТЕМА 2.1

Этикет и формы его проявления. Деловая этика, принципы и нормы делового этикета.













Уметь:

- соблюдать этические правила и нормы в своей личной жизни и коллективе, а также в производственной деятельности

- создавать и поддерживать имидж делового человека

Знать:

- понятие и структуру этикета

- содержание принципов делового этикета

- требования к имиджу делового человека в современных условиях

- основные виды и правила оформления визитных карточек

- требования, предъявляемые к интерьеру служебных помещений




Содержание учебного материала

2.1.1. Этикет: история и формы его проявления

2.1.2. Деловая этика. Деловой этикет и его принципы.

2.1.3. Имидж делового человека.

2.1.4. Визитные карточки.

2.1.5. Интерьер служебных помещений.

4


Практические занятия

ПЗ 3 «Профессиональные кодексы морали как составные части деловой этики»

2


Самостоятельная работа

подбор и анализ ситуаций, иллюстрирующих нарушение норм деловой этики

2


ТЕМА 2.2

Этикет деловых отношений

Уметь:

- соблюдать этические правила и нормы в своей личной жизни и коллективе, а также в производственной деятельности;

- моделировать деловые ситуации и проектировать свое поведение в них;

-организовывать различные деловые мероприятия


Знать:

- нормы поведения в общественных местах, организации деловых приемов






Содержание учебного материала

2.2.1. Поведение в общественных местах (на улице, в транспорте, гостинице, административных учреждениях, театре и тд)

2.2.2. Этикет деловых приемов

2.2.3. Правила вручения подарков

2


Практические занятия

ПЗ 4 «Особенности деловой этики в разных странах»

ПЗ 5 «Нравственные проблемы в деловых отношениях»


2


2


Самостоятельная работа

-подобрать ситуационные задачи (из собственного опыта, из к/ф, из литературы), иллюстрирующее соблюдение (несоблюдение) норм делового общения.

2


ТЕМА 2.3.

Деловое общение

Культура речи в деловом общении

Уметь:

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности

- передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи

Знать:

- понятия «общение», «культура общения», «деловое общение»;

- виды, стили и формы делового общения


- вербальные и невербальные средства общения

Направлено на формирование У2, З3, ОК 2,

ОК5,ОК6



Содержание учебного материала

2.2.1. Понятие делового общения. Виды, стили и формы делового общения.

2.2.2. Публичное выступление.

2.2.3. Невербальное общение.

2.2.4 Ведение переговоров, совещаний, собеседований.

2.2.5. Этические нормы телефонного разговора.


3


Практические занятия

ПЗ 6 «Культура деловой речи»

ПЗ 7 «Манипуляции в общении»



2

2


Самостоятельная работа

- работа с конспектом лекций для подготовки к контрольной работе


3


Контрольная работа по разделу 2

1


РАЗДЕЛ 3 ПРАВИЛА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ



ТЕМА 3.1.

Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении

Уметь:

- определять основные психологические особенности личности, строить деловое взаимодействие на основании этих особенностей

Знать:

- типы темпераментов

- направленность характера и волевые качества

- классификацию эмоций и чувств




Содержание учебного материала

3.1.1. Темперамент

3.1.2 Воля и характер.

3.1.3. Способности – важное условие успеха в профессиональной деятельности.

3.1.4. Эмоции и чувства.

3.1.5. Стресс. Методы борьбы со стрессом

3.1.6. Самопрезентация.

3


Практические занятия –

ПЗ 8 «Технологии самопрезентации в деловом общении»

2


Самостоятельная работа

Подбор и проведение тестов для выявления личностных особенностей человека

2


ТЕМА 3.2.

Общение с руководством, коллегами, подчиненными.

Уметь:

- соблюдать нормы деловой этики в соответствующих сферах трудовой деятельности

Знать:

- правила конструктивной критики

- стили руководства

- особенности поведения на разных этапах установления делового контакта




Содержание учебного материала

3.2.1. Правила этики общения «сверху вниз», «снизу вверх», «по горизонтали»

3.2.2. Этикет руководителя.

3.2.3. Правила конструктивной критики


2


Практические занятия

ПЗ 9 «Критика и ее этические аспекты»

2


Самостоятельная работа

- подобрать ситуационные задачи (из собственного опыта, из к/ф, из литературы), иллюстрирующие различные стили управления

- составить краткое описание возможных моделей поведения работающего человека в рамках профессионального кодекса

3


ТЕМА 3.3

Конфликты в деловом общении

Уметь:

- давать оценку конфликтной ситуации;

- выбирать эффективную стратегию поведения в конфликте

Знать:

- правила поведения в конфликте




Содержание учебного материала

3.3.1. Конфликт и его структура.

3.3.2. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях

3.3.3. Правила поведения в конфликтах

2


Практические занятия

ПЗ 10 «Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций»

2


Самостоятельная работа

- составление кроссворда по теме «Деловая этика»

- работа с конспектом лекций при подготовке к контрольной работе

3


Контрольная работа по разделу 3

1


КУРСОВАЯ РАБОТА ( ПРОЕКТ)- не предусмотрен



ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (проекта) - не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)не предусмотрена



ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ: зачет

2



























3. условия реализации программы дисциплины



3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Этика».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по темам:

«Предмет и история этики»

«Исторические корни нравственности»

«Этика и культура общения»

«Нормы и правила современного делового этикета»

Технические средства обучения:

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.



3.2. Информационное обеспечение обучения



Перечень рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1. Блюм М.А., Герасимов Б.И., Молоткова Н.В. Этика деловых отношений: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2011.- 224 с.

2. Голубева Г.А. Этика: Учебник.- М: Экзамен, 2010.-403с.

3. Зеленкова И.Л. Этика: Учеб. пособие для студентов вузов/ И.Л.Зеленкова, Е.В. Беляева. - 3-е изд., испр.- Минск: ТетраСистемс, 2010.- 368 с.

4. Кибанов,А. Я. Этика деловых отношений: Учебник / А.Я. Кибанов, Д.К Захаров, В.Г.

Коновалов.- Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 368 с

5. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения, М.: ИНФРА – М, 2010. – 240с.



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

6. Батаршев А.В. Диагностика профессионально важных качеств/ И.Алексеева, А.Батаршев, Е. Майорова. – СПб: Питер, 2010.-192 с.

7. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. Учебник. М.: ФАИР – ПРЕСС, 2013. – 337 с.

8. Корпоративная этика: Учеб. пособие / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов.- М: Изд-во деловой и учебной литературы, 2013. – 480 с.

9. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. Р.н/Д.: "Феникс", 2013.-512с

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

  1. ВикипедиЯ свободная энциклопедия [Электронный ресурс]:портал: Этика. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

  2. Энциклопедия Кругосвет. [Электронный ресурс]: Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. - Режим доступа: http://krugosvet.ru













































 4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, устных и письменных опросов, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельных внеаудиторных работ




Результаты обучения

(освоенные умения,

усвоенные знания)

Основные показатели

оценки результата

Формы и методы

контроля и оценки

результатов обучения

УМЕНИЯ

У1. Владеть навыками культуры поведения; соблюдать этические правила и нормы в своей личной жизни и коллективе, а также в производственной деятельности.

- обоснование выбора модели поведения в деловой сфере

- соблюдение этикетных правил в бытовой и деловой сфере

- анализ различных производственных ситуаций, связанных с проблемами нравственного выбора

- обоснование значимости этических требований к поведению и общению;

- применение норм этики труда в соответствующих сферах трудовой деятельности;


Текущий контроль – устные, письменные и тестовые опросы; внеаудиторная самостоятельная работа

Промежуточный контроль – ПР 1, 2,3, 4,9,10

Рубежный контроль –КР 1-3,


У2.Осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета

- применение техник и приемов эффе ктивного общения в профессиональной деятельности;

- передача информации в устной и письменной форме с соблюдением требований культуры речи;

- принятие решений и аргументированное отстаивание своей точки зрения в корректной форме;


Текущий контроль – устные, письменные и тестовые опросы; внеаудиторная самостоятельная работа

Промежуточный контроль – ПР 6-10

Рубежный контроль –КР 1,3,

У3. моделировать деловые ситуации и проектировать свое поведение в них;

осуществлять деловые контакты с помощью коммуникативных средств


- сознательный выбор моделей общения в той или иной ситуации взаимодействия с людьми;

- обоснование целесообразности соблюдения норм этикета в определенной деловой ситуации;

- характеристика и обоснование норм делового и речевого этикета, а также требований к внешнему виду человека.

- составление резюме, делового письма, использование визитной карточки, технических средств: телекса, телефакса, электронной почты

- организация различных деловых мероприятий (совещаний, переговоов, собеседований, конференций, презентаций)



Текущий контроль –устные, письменные и тестовые опросы; внеаудиторная самостоятельная работа

Промежуточный контроль – ПР 3-10

Рубежный контроль –КР 1-3

ЗНАНИЯ


З1. Основные правила этики и приемы межличностного и делового общения

- изложение правил общения

- изложение приемов эффективного взаимодействия в межличностной и деловой сфере

Текущий контроль – устный опрос.

Промежуточный контроль – ПР 2,3,4,5

Рубежный контроль –КР 1

З2. Этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами; нормы поведения в общественных местах, организации деловых приемов;



- определение основных моральных принципов межличностного и делового общения

- изложение основных требований к этикету человека

- знание специфики организации различных мероприятий в деловой сфере

Текущий контроль – письменный опрос,

Промежуточный контроль – ПР 1,2,4,5,7,9

Рубежный контроль –КР 1,3

З3.Формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях


- демонстрация знаний правил речевого этикета в деловом общении


Текущий контроль –устный опрос

Промежуточный контроль – ПР 4,6

Рубежный контроль КР 2

З4. Составляющие внешнего облика делового человека, атрибуты деловой жизни

- демонстрация знаний о требованиях к внешнему облику делового человека (костюму, прическе, макияжу, аксессуарам)

- изложение требований к служебному помещению, визитной карточке, подаркам и сувенирам и др.

Текущий контроль –устные и тестовые опросы

Промежуточный контроль – ПР 3 - 8

Рубежный контроль –КР 1

З5 Правовые нормы этики и ценности нравственной жизни общества.

- демонстрация знаний основных положений важнейших морально-этических учений

- изложение основных моральных понятий

Текущий контроль –устные и тестовые опросы

Промежуточный контроль – ПР 1,2

Рубежный контроль –КР 1

ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- обоснование выбора профессии;

- проектирование индивидуальной траектории профессионального развития

Текущий контроль – устные и тестовые опросы

Промежуточный контроль – ПР 3,5

Рубежный контроль –КР 2


ОК 2. Организовывать собственную деятельность,

выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность

и качество

- определение задач деятельности с учетом поставленных целей и способов их достижений;

- структурирование задач деятельности;

- обоснование выбора методов и способов выполнения профессиональных задач;

- осуществление оценки эффективности деятельности;

- осуществление контроля качества деятельности

Текущий контроль –устные, письменные и тестовые опросы; внеаудиторная самостоятельная работа

Промежуточный контроль – ПР 2,3,5-9

Рубежный контроль –КР 2,3

ОК 3. Принимать

решения

в стандартных

и нестандартных ситуациях

и нести за них ответственность


- владение алгоритмом анализа рабочей ситуации;

- выбор способов и средств осуществления деятельности с учетом определенных факторов;

- выбор адекватных ситуациям методов и средств контроля, оценки и коррекции собственной деятельности;

- проведение контроля, оценки и коррекции собственной деятельности;

- выполнение функциональных обязанностей в рамках заданной рабочей ситуации

Текущий контроль – устные и тестовые опросы

Промежуточный контроль – ПР 2-6

Рубежный контроль –КР 1,3

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии

в профессиональной деятельности






- владение персональным компьютером;

- использование программного обеспечения в решении профессиональных задач;

- применение мультимедиа в профессиональной деятельности;

- владение технологией работы с информационными источниками;

- осуществление анализа и оценки информации с использованием информа-ционно-коммуникационных технологий (электронно-методические комплекты, интернет-ресурсы, электронные носители и т.д.)

Текущий контроль – устные и тестовые опросы

Промежуточный контроль – ПР 7

Рубежный контроль –КР 2

ОК 6. Работать

в коллективе и в команде, эффективно общаться

с коллегами, руководством, потребителями

- осуществление взаимодействия с коллегами в процессе решения задач;

- проявление коллективизма;

- владение технологией эффективного общения (моделирование, организация общения, управление общением, рефлексия общения) с коллегами, руководством, потребителями

Текущий контроль – устные и тестовые опросы

Промежуточный контроль – ПР 3-4, 7-10

Рубежный контроль –КР 1,2,3

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

- осуществление соотнесения результатов выполненных заданий со стандартизированными нормами;

- выполнение управленческих функций;

- выполнение должностных обязанностей в рамках изучаемой специальности

Текущий контроль – устные, письменные и тестовые опросы

Промежуточный контроль – ПР 7-10

Рубежный контроль –КР 2,3

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального

и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

- выявление трудностей при решении профессиональных задач и проблем личностного развития;

- определение направлений самообразования;

- организация самообразования (повышение квалификации) в соответствии с выбранными направлениями

Текущий контроль – устные и тестовые опросы

Промежуточный контроль – ПР 3,4

Рубежный контроль –КР 1,3

ОК 9. Ориентироваться

в условиях частой смены технологий

в профессиональной деятельности



- анализ инноваций в сфере изучаемой профессии;

- оценка эффективности инноваций в сфере профессиональной деятельности;

- выбор технологии выполнения работ в соответствии с содержанием профессиональной деятельности

Текущий контроль – устные и тестовые опросы

Промежуточный контроль – ПР 3

Рубежный контроль –КР 3



Итоговый контроль – зачет



ПР - практическая работа

КР – контрольная работа












20