Общая характеристика и многообразие паукообразных. Цель: познакомить учащихся с многообразием и образом жизни паукообразных, особенностями строения и жизнедеятельности, позволившими им стать одними из первопереселенцев суши, значением их в природе и жизни

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок 28. Общая характеристика и многообразие паукообразных.

Цель: познакомить учащихся с многообразием и образом жизни паукообразных, особенностями строения и жизнедеятельности, позволившими им стать одними из первопереселенцев суши, значением их в природе и жизни человека; продолжить формирование умений работать с учебником и наглядным материалом.


Тип урока: комбинированный с использованием мультимедийной презентации (Приложение)


Оборудование: таблица «Внешнее и внутреннее строение паука-крестовика», проектор


Методы: рассказ, беседа с использованием Презентации и наглядных пособий.

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Изучение нового материала. (Слайд 1)


1. Вступительное слово учителя.

Наш сегодняшний урок я хочу начать с одной древнегреческой легенды.

В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу. (Слайд 2).

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинства и наказала Арахну за гордость и тщеславие. (Слайд 3)

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами. [2]

-Как называется наука о пуках? (Арахнология - Слайд 4)


2. Сравнительная характеристика ракообразных и паукообразных

- К какому типу животных относятся паукообразные?

- Почему их назвали членистоногие?

- Какие классы животных относят к этому типу?

- Выпишите в две колонки цифры, за которыми даны сведения, имеющие отношение к ракообразным и паукообразным. (Слайд 5)


3. Внешнее строение паукообразных

А) местообитание (слайд 6,7)

Б) паук-крестовик (слайд 8)

- Каково значение паутины? (рисунок учебника)

- Все ли пауки плетут паутину – ловчие сети?

- Где вы встречали понятие «паутина»? (Интернет)

Рассказ учителя об образовании паутины

В) паук-серебрянка (рисунок учебника)

- Почему паук получил такое название?

Рассказ учителя о пауке-серебрянке.

Г) пауки-волки (слайд 9)

-Как вы думаете, почему этих пауков так называют?

-Какие виды пауков по местообитанию можно выделить? (Слайд 10)

  • Бродячие (пауки-волки, тарантулы, каракурты)

  • Оседлые (домовые, крестовик)


4. Внутреннее строение паукообразных (Слайд 11)

А) дыхательная система

- Какие особенности дыхательной системы позволили паукообразным обитать на суше?

Б) пищеварительная система

Особенности пищеварения (работа с текстом учебника)

В) нервная система

Новое понятие «инстинкт»

Г) кровеносная система

-Расскажите о кровеносной системе членистоногих.

Д) половая система

Рассказ учителя об особенностях размножения, оплодотворения, заботе о потомстве.


5. Отряды класса паукообразных (слайд 12)

А) отряд сенокосцы (косиножки) (слайд 13)

Б) отряд клещи (слайд 14)

-Какие особенности строения тела можно выделить у клещей?

Запишите виды клещей (слайд 15)

-Какие правила похода в лес вы знаете?

В) отряд скорпионы (слайд 16)

-Где обитают скорпионы?

- Почему скорпионы так опасны?

Г) отряд пауки (слайд 17)

Сообщения учащихся «Птицееды», «Ядовитые пауки» (слайды 18, 19)

-Каково значение паукообразных? (работа с текстом учебника)


III. Домашнее задание (слайд 20)

IV. Решение биологических задач (слайд 21)


Литература:

    1. А.И.Никишов, И.Х.Шарова - Биология. Животные. 7 класс/ изд. Владос

    2. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова – Поурочные разработки по биологии

    3. А.И.Никишов – Как обучать биологии. Животные. 7 класс : изд.Владос

    4. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан – Биология: от амебы до человека: школа 2100. изд. Баласс