Урок в 7 классе Тип Членистоногие

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Учитель биологии Литвинова Е.О.

Урок по биологии в 7 классе:

«Тип Членистоногие. Классы Ракообразные и Паукообразные»

Цель урока: Изучить внешнее строение членистоногих в сравнении.

Задачи: 1. Дать общую характеристику типа Членистоногие.

2. Сравнить Паукообразных и Ракообразных.

3. Познакомиться с систематикой членистоногих.

4. Выяснить значение пауков в природе и жизни человека.

5. Развивать экологическое мышление, любовь к природе и всем её обитателям.

6. Формирование умения работать в группе, приобретать навыки самоконтроля и самооценки своей деятельности.

Оборудование: учебники, диск «СФЕРЫ», таблицы «Паукообразные», «Ракообразные», влажный препарат тарантула, скелеты рака, краба, дидактический материал по зоологии – авторы А.И. Никишов, А.В. Теремов.

На доске: эпиграфы, схема внешнего строения раков, пауков и насекомых, таблица «Общая характеристика типа Членистоногие».

[pic]

Ход урока:

1. (1-2 мин.) На доске 2 эпиграфа:

«Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё – наша задача»

Иван Мичурин

«Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней сделали»

Виктор Коняхин

-Какое высказывание вы выбираете? Почему?

Большинство учеников выбирает второе высказывание.

Подвожу к выводу – на планете нет вредных и полезных организмов – все необходимы.

2. (5 мин.) Как вы относитесь к паукам?

Большинство учеников отвечает, что не любят пауков.

Под музыку группы «Скорпионс» показываю презентацию «Эти удивительные пауки» и читаю текст о пауках.

[pic] [pic] [pic]

Люди и пауки

Почти все пауки безвредны для людей и большинство видов не пытаются укусить человека, если только те не спровоцировали их на это. Пауки обычно скрываются от наших глаз, и уж совсем в их намерение не входит напасть на человека.
Пауки - очень полезные животные, истребляющие вредных насекомых. Мы, люди, имеем плохую привычку тревожить жизнь естественного мира в наших собственных эгоистичных нуждах. При этом мы уничтожаем множество мест обитания пауков. Применение инсектицидов в сельском хозяйстве уничтожают целые поселения насекомых и пауков. Очень большое количество пауков занесены в Красную Книгу и в настоящее время находятся на грани вымирания. Встретить тарантула в Южной Америке стало большой редкостью, из-за того что их ловили и продавали в качестве домашних животных. В наше время яд пауков все больше используется в медицине. Раньше их отлавливали в природе, теперь довольно успешно разводят пауков в неволе. Но значение пауков для человека не исчерпывается применением их яда. Люди издавна пытались разгадать секрет паутины и изготовлять из нее ткань. Кому-то даже удалось в единственном экземпляре создать перчатки и чулки из такой паутинной ткани.
Некоторые люди содержат пауков у себя дома в качестве любимца. "Домашними" в основном становятся неядовитые тропические пауки, а также очень популярен тарантул. Содержат их в небольшом террариуме; для этих целей вполне подойдет аквариум, который нужно сверху закрывать крышкой, оставляя лишь небольшие отверстия для доступа воздуха.
Роль пауков высока как на полях, так и в садах и виноградниках, где пауки поедают листоверток, ногохвосток, тлей, клопов-черепашек и других насекомых. Важным является то обстоятельство, что пауки находят вредителей не только на земле, но и в растительном ярусе.
Несмотря на неприязнь к паукам, которую испытывают большинство людей, они все же приносят пользу. Как хищники, они уменьшают количество более мелких насекомых. Пауки служат пищей для птиц и других животных, особенно для определенных видов ос, которые парализуют пауков и откладывают яйца в парализованном теле. Усилия использовать шелк паука для ткани экономически не были успешны, но шелк использовался для искусственных волос, оптических инструментов. Хотя пауки заняли определенное место в различной мифологии, их широко распространенная сомнительная репутация в современное время вероятно из-за их тенденции скрываться в темных местах, их внезапное появление порой вызывает необоснованный страх.

[pic] [pic] [pic]

Враги пауков

Оказывается, у пауков очень много врагов. И не всегда они сами могут себя защитить. Чего только стоят птицы, которые истребляют огромное количество пауков, добывая себе пропитание.
Еще одним лютым врагом пауков является оса. Осы захватывают в плен только определенные разновидности пауков и поступают с ними очень жестоко: сначала они парализуют паука своим ядом, а потом откладывают в него свои яйца. Появившиеся личинки выедают изнутри еще живого, но парализованного паука и выбираются наружу.
Ловят пауков и муравьи с богомолами. Богомолы вообще едят любых насекомых, даже своих собратьев, если попадутся под горячую руку.
Но самую большую угрозу для пауков представляют сами пауки. В голодный год паук запросто может съесть свое потомство или самку. А есть пауки, которые всю свою жизнь питаются другими пауками. Самым опасным врагом пауков среди пауков является длинноногий паук Pholcus phalangoides. Этот паук живет в наших квартирах и домах. Он единственный, кто остается в нашем доме весной, ведь за зиму он истребляет всех других пауков, а в случае голода, он может истребить и свое потомство.
Есть убийцы и в других семействах, например в Mimetidae и Ero. Эти пауки резко атакуют своего собрата, а когда он умирает, то высасывают его досуха. Причем атакуют они в одну из ног паука-противника, и тот вынужден умирать прямо на месте убийства. В то время как нападающий, наблюдает за его смертью из своего укрытия.
На сегодняшний день большое количество видов пауков занесено в Красную книгу. Человеку необходимо в корне пересмотреть свое отношение к этим животным. Может быть, тогда мы еще больше сможем узнать о жизни этих замечательных существ.

- Ученики удивлены и поражены многообразием и красотой этих животных.

Спрашиваю: Какая музыка сопровождала презентацию?

Возможно, кто-то называет группу «Скорпионс», если нет, то говорю сама.

-Почему именно эта музыка?

(Ищем ответ в учебнике, на таблице) Ответ - скорпионы относятся к паукообразным.

-Изменилось ваше отношение к этим животным?

Многие ученики поднимают руки. Некоторые ученики высказывают желание – больше узнать об этих удивительных существах.

Вывод: Надеюсь, я убедила вас, что пауки очень важные и красивые обитатели нашей планеты. (Физкультминутка – упражнения с глазами).

3. (35 мин.) Класс делится на группы – по 4-5 человек. Каждой группе выдаётся карточка с № группы и заданием. Начинается соревнование между группами. Предварительно ученикам было дано задание - прочитать параграфы про пауков и раков и дополнительную информацию из других источников.

Например:

Группа №1

1.

1.

2.

3.

4.

5.


2. Лучший ученик в группе -

3. Биологические задачи – стр. 53, № 1-6 (дидактический материал).

4. Кроссворд – стр. 60, № 1-5 (дидактический материал).

5. Мнение об уроке:

- что понравилось –

- что не понравилось –

-ваши предложения –

Задание классу: В течение урока заполнить таблицу, в колонке баллы ставить + за каждый правильный ответ, а также выбрать 1-2 лучших ученика в группе.

1 задание (20 мин.): Заполнить таблицу, используя текст параграфов 34,35,36 учебника.

«Общая характеристика типа Членистоногие и классов Паукообразных и Ракообразных»

А. Первая колонка была заполнена на прошлом уроке. Вторую и третью заполняем по аналогии.

2.Образ жизни – прикреплённые и свободноживущие водные, наземные и почвенные виды, паразиты животных и человека.

3.Твёрдый наружный хитиновый скелет, сегментированное тело с двусторонней симметрией, членистые конечности.



Б. Используя учебник, таблицы, рисунки на доске, экспонаты, заполнить вторую колонку устно. Выслушиваются все гипотезы.

[pic]

На диске смотрим правильный ответ и записываем:

2.Образ жизни – прикреплённые и свободноживущие водные, наземные и почвенные виды, паразиты животных и человека.

3.Твёрдый наружный хитиновый скелет, сегментированное тело с двусторонней симметрией, членистые конечности.

1. Освоили в основном водную среду обитания, некоторые - наземно-воздушную.

2. Образ жизни – прикреплённые и свободноживущие водные и наземные виды, хищники, паразиты животных.

3. Твёрдый наружный хитиновый скелет, сегментированное тело с двусторонней симметрией, членистые конечности.

Тело состоит из головогруди и брюшка, 4 усика, сложные глаза, у высших раков 10 ходильных ног, есть брюшные ножки.



В. Используя учебник, таблицы, рисунки на доске, экспонаты, заполнить третью колонку устно. Выслушиваются все гипотезы.

[pic]

На диске смотрим правильный ответ и записываем:

2.Образ жизни – прикреплённые и свободноживущие водные, наземные и почвенные виды, паразиты животных и человека.

3.Твёрдый наружный хитиновый скелет, сегментированное тело с двусторонней симметрией, членистые конечности.

1. Освоили в основном водную среду обитания, некоторые - наземно-воздушную.

2. Образ жизни – прикреплённые и свободноживущие водные и наземные виды, хищники, паразиты животных.

3. Твёрдый наружный хитиновый скелет, сегментированное тело с двусторонней симметрией, членистые конечности.

Тело состоит из головогруди и брюшка, 4 усика, сложные глаза, у высших раков 10 ходильных ног, есть брюшные ножки.


1. . Освоили в основном наземно-воздушную

среду обитания, некоторые – водную, расселены по всей планете.

2. Образ жизни – наземные виды, хищники, плетут паутину или умерщвляют добычу жалом, паразиты растений, животных и человека.

3. Твёрдый наружный хитиновый скелет, сегментированное тело с двусторонней симметрией, членистые конечности.

Тело состоит из головогруди и брюшка, нет усиков, простые глаза, 8 ходильных ног.


Г. Устно отмечаем, что у насекомых тело состоит из головы, груди и брюшка, 2 усика, сложные глаза, 6 ходильных ног.

Сравниваем и делаем вывод, что виды, относящиеся к типу Членистоногие, многочисленны, широко распространены и хорошо приспособлены к среде обитания.

(Физкультминутка – упражнения с позвоночником).

[pic]

2 задание (15 мин.): Решение биологических задач – ученики выбирают из предложенных задач одну и обсуждают её. В обсуждении участвуют и другие команды. За каждый правильный ответ ставится балл.

Например: На головогруди паука 6 пар конечностей. Из них 4 служат ходильными ногами. Каковы функции других конечностей? Как они называются?

Хорошо подготовленные ученики называют хелицеры и педипальпы, которые являются челюстями и ногощупальцами (органами чувств).

Если позволяет время, то разгадываем кроссворд, если нет, то кроссворд даётся на дом.

Подводим итог: Пауки и Раки – членистоногие, широко распространены в природе, тело и конечности имеют членистое строение, хитиновый покров, отделы тела – головогрудь и брюшко, есть отличия в количестве ходильных ног, строении и наличии глаз, усиков и других органов.

Ученики записывают задание на дом: повторить параграфы 35 и 36, устно ответить на вопросы, написать мини-сочинение на темы: «За что я люблю пауков» или «Как ракообразные приспособлены к водному образу жизни», по желанию можно заполнить кроссворд, который выдаётся каждой группе.

4. (3-4 мин.) Заполнение карточек – рефлексия.

Подведение итогов по количеству баллов и выбору в группе лучшего ученика.

Учителем ставятся только «5» и «4».

Анализ мнения учеников об уроке происходит на следующем уроке.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Никишов А.И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. Пособие для учителей биологии. – М.: «РАУБ» «Цитадель», 1996.

2.Биология: разнообразие живых организмов: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений /Л.Н.Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2008. – 160 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы).

3.Кучменко В.С., Сухорукова Л.Н. Разнообразие живых организмов. Методические рекомендации. 7 класс. М.: Просвещение, 2008

4.Биология: разнообразие живых организмов : тетр.-практикум для 7 кл. общеобразоват. учреждений /Л.Н.Сухорукова, В.С. Кучменко, И.В. Тимошенко; Рос. акад. наук , Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008. – 63 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы).