Рабочая программа по элективному курсу по биологии 9 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное Общеобразовательное Учреждение – средняя общеобразовательная школа с.Дьяковка Краснокутского района Саратовской области


«Рассмотрено»

Руководитель МО:

Аманова Л.А./___________/


Протокол № ___

от «__»____________20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ с.Дьяковка: Алексеева Е А./______________./


«__»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор МОУ-СОШ с.Дьяковка:

Мечикова О.В./______________


Приказ № ____

от «__»_________________20___г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Окуневой Ирины Ивановны


Элективного курса «Генетика раскрывает тайны» 9 класс







Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______200_ г.







2015 - 2016 учебный год









Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Генетика раскрывает тайны», автор учитель биологии

МОУ «СОШ с.Барки
Балашовского района»

Семенова Н.Н.


Основная функция элективного курса по биологии – выявление средствами предмета профессиональных интересов учащихся, помощь в осознанном выборе профиля обучения в 10-11 классах.

Элективный курс «Генетика раскрывает тайны» углубляет и расширяет базовую программу, дополняет её, не нарушая целостности.

В программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт деятельности человека. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и предоставляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе.

Специально подобранные к курсу задачи обогатят знания учащихся, помогут освоить предмет на новом уровне.

Продолжительность элективного курса – 10 часов.

Изучение элективного курса по биологии «Генетика раскрывает тайны» направлено на достижение следующих целей:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

использование приобретённых знаний и умений для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму и здоровью других людей, для соблюдения норм ЗОЖ, профилактики заболеваний, вредных привычек;

создание базы для ориентации в мире профессий.

Задачи курса:

акцентировать внимание учащихся на прочном и сознательном усвоении ведущих идей и основных научных понятий по генетике;

обогатить знания учащихся по ЗОЖ; использовать знания в целях профориентации;

создать условия для подготовки к экзаменам по выбору;

воспитывать позитивное ценностное отношение к генеалогии своего рода;

продолжить формирование умения анализировать и решать задачи на моногибридное и дигибридное скрещивания.


Учебно-тематический план

1






3.

Решение задач на наследование признаков при моногибридном скрещивании.

1


1




4.

Генетика на службе медицины.

1






5.

Гемофилия и дальтонизм. Откуда?

1






6-7.

Решение задач на наследование признаков при дигибридном скрещивании.

2


1




8.

Моё генеалогическое древо.

1






9-10.

Урок-панорама «Генетика раскрывает тайны»:

2






1. «Генетика? Генетика! Генетика…»

0,20






2. «Я б в генетики пошёл, пусть меня научат».









0,20






3. «Твой образ мне во сне являлся».

0,20






4. «Алло! Мы ищем таланты».

0,20







Итого

10


2






Содержание курса.

Тема 1. Генетика – наука о наследственности и изменчивости (10 часов).

1.1. Чудо – генетика!

История развития генетики. Учёные-генетики: Г. Мендель, Н.И. Вавилов и др. Роль генетики в развитии биологической науки.

1.2. У меня один вопрос: «Почему в веснушках нос?»

Природа веснушек. Доминантные и рецессивные признаки человека. Моногибридное скрещивание и его результаты. Косметические советы рыжим и конопатым.

1.3. Решение задач на наследование признаков при моногибридном скрещивании.

Алгоритм решения задач. Составление и решение генетических задач.

1.4. Генетика на службе медицины.

Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый и другие. Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.

1.5. Гемофилия и дальтонизм. Откуда?

Наследственная патология. Родословная рода королевы Виктории. Распутин и царская семья. Дальтон и дальтонизм. Дальтоник и светофор.

1.6. и 1.7. Решение задач на наследование признаков при дигибридном скрещивании.

Алгоритм решения задач. Составление и решение генетических задач с помощью решётки Пеннета.

1.8. Моё генеалогическое древо.

Генеалогия – наука, изучающая происхождение и родственные связи. Предки и потомки.

1.9. и 1.10. Генетика раскрывает тайны.

От матрёшки до клона. Родственные браки: «за» и «против». Анализ родословных. Талантливые предки.


Перечень учебно-методического обеспечения

1. Брусиловский А.И. «Генетика раскрывает тайну».

2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. – М.: Дрофа. 2005.

3. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение.

4. Петрова Е.В. Основы классической генетики: Учеб. пособие по биологии. – Саратов: ИЦ «Добродея»: ГП «Саратовтелефильм». 1997.

5. Проверьте свои знания: энциклопедия. О живой природе (Биология). Сост. Були В.А. – Сталкер. 1996.

6. Решение задач по генетике./ Под ред. С.И. Беляниной. – Саратов. 1991.

7. Стихи А. Барто, Р. Рождественского, П. Алпатова, П. Давыдова и др.

8. Чупин С.П. Секрет женской привлекательности. – Рига: Импакт. 1992.

9. Я познаю мир: ДЭ/Медицина/ Я.11 Сост. Ю.Ю. Буянова: Под общ. ред. О.Г. Хинн; М.: ТКО «АСТ».





Календарно-тематический план.





2.

У меня один вопрос: «Почему в веснушках нос?»

1

диспут

тезисы



3.

Решение задач на наследование признаков при моногибридном скрещивании.

1

лабораторная работа

алгоритм, карточки





4.

Генетика на службе медицины.

1

конференция

рефераты



5.

Гемофилия и дальтонизм. Откуда?

1

исследование

контрольный текст



6-7.

Решение задач на наследование признаков при дигибридном скрещивании.

2

лабораторная работа

алгоритм, карточки



8.

Моё генеалогическое древо.

1

защита

проекты



9-10.

Урок-панорама «Генетика раскрывает тайны»:

2

4 мини-урока

творческие задания



1. «Генетика? Генетика! Генетика…»

0,20

устный журнал

2. «Я б в генетики пошёл, пусть меня научат».





0,20

деловая игра




3. «Твой образ мне во сне являлся».

0,20

экскурсия в картинную галерею

4. «Алло! Мы ищем таланты».

0,20

урок-концерт