Рабочая программа по экологии

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ЭКОЛОГИЯ


для профессий

среднего профессионального образования

































Октябрьский 2016







СОДЕРЖАНИЕ















































1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ЭКОЛОГИЯ


1.1.Область применения рабочей программы

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения экологии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы подготовки СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.


1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл (базовый уровень).


1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- доказать влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растение животных и человека;

- решать элементарные экологические задачи; сопоставлять схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах, цепи питания;

- делать вывод и обобщения на основе сравнения и анализа;

- анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере своей профессиональной деятельности;

- организовывать и проводить мероприятия по защите от негативных воздействий на человека опасных и вредных факторов производства;

- находить информацию об экологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках научно-популярных изданиях, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- учение В.И. Вернадского о биосфере;

-сущность биологических процессов; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;

- принципы рационального природопользования и управления природоохранной деятельностью;

- новые подходы в изучении системы управления природными ресурсами и отходами;

- воздействие на человека опасных и вредных факторов производства;

- правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

- принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля; - государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды; - принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины.

Максимальный учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторской учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.







































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




















2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология».

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Экология как научная дисциплина

18


Введение

Содержание учебного материала

Предмет и задачи экологии. Развитие экологии как науки. Роль экологии в современном обществе. Научные направления в экологии: популяционная, географическая, химическая, промышленная и тд.

1

2

Практическое занятие:

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

1


Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка рефератов и сообщений по темам:

«Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение».

« В. Вернадский - ученый с мировым именем»

«Учение В.Вернадского о биосфере»

«Проблема народонаселения»

2


Тема 1.1.

Биосфера, ее структура и функции.

Содержание учебного материала

Биосфера – жизненная оболочка планеты. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

1

2

Практическое занятие:

Анализ особенностей функционирования биосферы как единой глобальной экосистемы.

Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.

1


Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка рефератов и сообщений по темам:

«Опасность глобальных нарушений в биосфере»;

«Чем опасен «парниковый эффект» для биосферы?»;

«Природные ресурсы биосферы»

2


Тема 1.2.

Круговорот веществ в природе.

Содержание учебного материала

Функция биосферы – круговорот химических элементов. Особенности биологического круговорота.

Первоисточник энергии на земле – солнечная энергия. Превращение энергии в биосфере.

2

2

Практическое занятие:

Составление схем круговоротов веществ: воды, углерода, кислорода, азота.

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Составление схемы круговорота фосфора и пояснительного текста к схеме

1


Тема 1.3.

Биогеография. Основные биомы суши.

Содержание учебного материала Объединение видов живых организмов на основе пищевых цепей в сообщества биоценозы. История формирования природных сообществ. Основные факторы, способствующие образованию на планете различных биографических областей.

Основные биомы суши; типы растительности и особенности животного мира каждого биома Земли; происхождение биомов.

1

2

Практическое занятие: Анализ особенностей функционирования биосферы как единой глобальной экосистемы.

1


Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений по темам:

«Экологические факторы среды»; «Место человека в природе»;

«Экологические проблемы России»;

«Экологическая культура личности»;

«Интенсивный рост материальных потребностей на современном этапе человечества»;

«Уровни экологических культур»;

««Столкновение» материальной культуры с природой».

2


Тема 1.4.

Взаимоотношения организма и среды. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы.

Содержание учебного материала

Неразрывная связь и постоянное взаимодействие живых организмов со средой обитания – предмет изучения экологии. Основные отношения организмов – пищевые.

Взаимодействие живых организмов между собой и условиями окружающей среды, формирование на этой основе устойчивых природных сообществ – биогеоценозов (экологических систем).

Понятие о биогеоценозе. Разнообразие взаимосвязей живых существ в сообществах: симбиоз, кооперация, мутуализм, комменсализм, хищничество, паразитизм, конкуренция.

2

2

Практическое занятие: 1. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.

2.Решение экологических задач.

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Составление опорного конспекта по теме «Биогеоценозы».

1


Тема 1.5.

Рациональное использование и охрана флоры и фауны.

Содержание учебного материала

Ресурсы растительного и животного мира. Основные формы охраняемых природных территорий: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус.

2


Практическое занятие:

Составление характеристик заповедников, природных парков Башкортостана

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Составление презентаций, подготовка сообщений на темы:

« Природные парки Башкортостана»;

«Памятники культуры Туймазинского района»;

«Заповедники Башкортостана»;

«Заказники Башкортостана»

2


Раздел 2

Среда обитания человека и экологическая безопасность

10


Тема 2.1

Среда обитания человека.

Содержание учебного материала

Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Антропогенное воздействие на атмосферу. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов, недр. Принципы рационального использования водных ресурсов. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.

Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.

1


Практическое занятие:

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

1


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов и сообщений по темам: «Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов»; «Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов»; «Устойчивое развитие природы и общества».

2


Тема 2.2

Городская среда

Содержание учебного материала

Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.

Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.

2


Практическое занятие:

Выполнение практических заданий на поиск и применение информации по теме «Промышленная экология»;

Описание жилища человека как искусственной экосистемы.

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка рефератов и сообщений по темам:

«Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации»

« Проблема промышленных отходов»

«Способы уменьшения вреда от химических загрязнений»

«Очистные сооружения»

«Экология автомобильного транспорта»

«Экология города, в котором живу»

«Завяжи трубу узлом»

«Природа спасает город»

2



Тема 2.3

Сельская среда

Содержание учебного материала

Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.

2


Практическое занятие:

Сравнительное описание одной из естественных природных систем и агросистемы. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

2



Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений и рефератов по темам:

«Возможно ли сельское хозяйство при отказе от химии?»

«Загрязнение почвы и продуктов питания нитратами»

«Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды»; «Болезни человека, возникающие в результате загрязнения окружающей среды»; «Проблемы сохранения человеческих ресурсов»

2


Раздел 3.

Правовые основы охраны окружающей среды

8


Тема 3.1. Экологическое право

Содержание учебного материала

Источники экологического права. Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды». Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды. Экологический мониторинг.

2


Практическое занятие:

Комментирование Закона “Об охране окружающей природной среды” 2002 года.

Анализ законодательных актов конституции РФ, постановлений об охране окружающей среды.

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений и рефератов по темам:

«Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах»;

«Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения»;

«Правовые основы охраны атмосферы, водных ресурсов, почв»;

«Роль международных организаций в охране природы»; «Экологическое законодательство РФ. Государственные органы охраны природы»; «Экологическая паспортизация. Экологический мониторинг, Экологический контроль, экспертиза»; «Юридическая ответственность за экологические правонарушения»; «История Российского природоохранного законодательства»

2


Тема 3.2.

Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды.

Содержание учебного материала

Международное природоохранное движение. Природоохранные конвенции, межгосударственные соглашения. Международное сотрудничество в решении проблем природопользования. ЮНЕП, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМО, ФАО, МСОП, Гринпис, Римский клуб. Новые эколого-экономические подходы в природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы.

2



Практическое занятие:

Проведение интеллектуальной игры «Счастливый случай» по разделам учебной дисциплины «Экология»

1


Дифференцированный зачет: выполнение тестовых заданий

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

18


Всего

54


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета экологии.

Оборудование учебного кабинета.

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебных пособий;

- перечень законодательных и иных нормативно правовых актов;

- раздаточный материал.


Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и мульмедиапроектором;

  • экран;

  • принтер;

  • телевизор;

  • видеоплейер.


    1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы.

Для работы обучающихся:

1. Арустамов Э.А., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования: Учебник.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014.-320 с.

2.Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: Учебник.-М.: Издательство «Феникс», 2013.- 220 с.

3 Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности издательство «Академия», 2014

Для преподавателей:

1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: Учебник.- М.: Академия, НМЦ СПО, 2013.-187 с.

2. Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. -М.; Академия, 2012.

-257 с.

3. Воронцов А.И. Охрана природы.-М.: Изд., 2014.-137 с.







  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе тестирования, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных занятий исследований, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать, понимать:

- основные положения биологических теорий и закономерностей;

- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов хромосом.


Структуры вида и экосистем:

- сущность биологических процессов:

Размножение, оплодотворение, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности;

-сущность биологических процессов:

Круговорот веществ в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся, (в том числе и отечественных) ученых в развитие биологической науки, биологическую терминологию и символику.


Уметь:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;

Решать экологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемы (цепи питания);

- описывать особенности видов по морфологическому критерию;

- сравнивать биологические объекты;

- анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и их решения;

-изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

-находить информацию о биологических объектах в различных источниках, учебниках, справочниках, научно популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернета.


Текущий контроль в виде:

-тестирования;

- устного опроса.

- Тестирование.




- Тестирование.





Текущий контроль за внеаудиторной самостоятельной работой в виде защиты рефератов.

- Тестирование. Устный опрос.



- Тестирование. Устный опрос.




-Контрольно-оценочные средства


- Внеаудиторная самостоятельная работа.



-Тестирование.

Решение ситуативных задач с учетом личного опыта:

- тестирование, контрольно-оценочные средства.


- Внеаудиторная самостоятельная работа.


- Самостоятельная работа в виде ЭССЕ.

Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета.