Рабочая программа по биологии

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету "Биология" 6 класс разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования,

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,

- фундаментального ядра содержания общего образования,

- примерной программы по биологии,

- авторская программа для общеобразовательных школ по предмету биологии 5-9 классы, авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко.

Базовый учебник:

«Биология. Живой организм 5-6 класс» учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение» 2013г; Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников.


Цели изучения предмета


Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

- овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Основные задачи курса:

усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины;

реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественно-научными дисциплинами;

отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества;

воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.

Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными дисциплинами естественно-научного цикла, которая достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Ценностный компонент органически вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл.

Преподавание предмета «Биология» в 5 – 9 классах ведётся на основе УМК «Сферы» по биологии для основной школы. Главное преимущество использования учебников линии «Сферы» – это возможность достижения высокой степени индивидуализации обучения на основе работы в новой информационно–образовательной среде направленной на реализацию требований ФГОС по формированию универсальных учебных действий, необходимых для продолжения образования и активной адаптации к социальной и природной среде.

Отличительные особенности УМК «Сферы»:

  • Соответствие всем компонентам образовательного стандарта.

  • Наличие полного пакета пособий, обеспечивающего комплексность и преемственность всех уровней школьного образования.

  • Единый методический, информационный и дизайнерский подход, учитывающий возрастные психофизиологические особенности школьников.

  • Наличие «навигационной» системы, позволяющей применить единую технологию обучения.

Подача материала с использованием современных информационных технологий.

Место биологии в учебном плане


Рабочая программа линии УМК «Биология. Сфера» (6 класс) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов в 6 классе — 34 ч (1 ч в неделю). Содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего (полного) общего образования.

Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.


Планируемые результаты изучения курса биологии в 6 классе:


- знание основных признаков биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

- сущности биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение;

- умение объяснить роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

- умение самостоятельно изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавание и описание органов цветкового растения и органов и систем органов животных на живых объектах и таблицах;

- сравнивание биологических объектов (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и формулирование выводов на основе сравнения;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в окружающей среде, влияния собственных поступков на живые организмы;

- проведение самостоятельного поиска биологической информации: нахождение в тексте учебника отличительных признаков живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

- соблюдение правил поведения в окружающей среде;

- выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



Содержание курса биологии в 6 классе


1. Введение (1 час)

Организм – единое целое. Первоначальное представление о регуляции деятельности организма. Гуморальная и нервная регуляция организма. Организм – единое целое, состоящее из взаимосвязанных клеток, тканей, органов и систем органов. Последствия нарушения целостности организма, повреждения тканей и органов.

Демонстрация: слайды, картины, таблицы, рисунки (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие растительные ткани.


2. Органы и системы органов живых организмов (11 часов)

Орган. Системы органов.

Органы и системы органов растений. Вегетативные органы растений. Побег - система органов: почка, стебель, лист. Почка - зачаточный побег. Внешнее и внутреннее строение стебля и листа, их функции.

Внешнее и внутреннее строение корня. Типы корневых систем. Видоизмененные надземные и подземные побеги. Видоизменения корней.

Системы органов животных: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная.

Значение систем органов для выполнения различных функций, обеспечения целостности организма, связи его со средой обитания.

Демонстрация: таблицы, рисунки, схемы, видеофильмы, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), муляжи органов и систем органов растений и животных.

Лабораторная работа №1 «Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек».

Лабораторная работа №2 «Строение стебля».

Лабораторная работа №3 «Внешнее строение листа. Листорасположение».

Лабораторная работа №4 «Зоны корня».

Лабораторная работа №5 «Видоизменения подземных побегов».

Обобщающий урок по теме: «Органы и системы органов живых организмов».

3. Строение и жизнедеятельность организмов (22 часа)

Движение живых организмов. Способы движения одноклеточных организмов. Движение органов растений. Движение многоклеточных животных. Значение опорно-двигательной системы. Приспособления различных групп животных к движению в водной, наземно-воздушной и почвенной средах.

Питание живых организмов. Питание производителей - зеленых растений. Почвенное питание. Корневое давление. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды.

Воздушное питание растений. Фотосинтез, краткая история его изучения. Доказательства фотосинтеза. К.А.Тимирязев, значение его работ. Космическая роль зеленых растений.

Испарение воды листьями. Листопад, его значение.

Питание потребителей - животных. Пищеварительный тракт. Значение кровеносной системы в обеспечении питательными веществами всех органов животных. Разнообразие животных по способу питания: растительноядные животные, хищники, падальщики, паразиты.

Питание разрушителей - бактерий и грибов. Гетеротрофы: сапротрофы и паразиты. Бактерии-симбионты. Особенности питания грибов. Микориза. Значение деятельности разрушителей в природе.

Дыхание живых организмов. Сущность дыхания. Роль кислорода в освобождении энергии.

Брожение. Дыхание растений. Связь дыхания и фотосинтеза. Практическое значение знаний о дыхании и фотосинтезе.

Дыхание животных. Строение дыхательной системы в зависимости от среды обитания. Жаберное, легочное, трахейное дыхание. Роль кровеносной системы в обеспечении органов дыхания животных кислородом. Круги кровообращения. Дыхание бактерий и грибов. Брожение.

Транспорт веществ. Опыты, доказывающие восходящее и нисходящее движение у растений. Значение кровеносной системы в транспорте веществ. Строение и функции сердца.

Выделение у живых организмов. Значение выделения. Выделение у одноклеточных организмов и растений. Строение и функционирование выделительной системы у многоклеточных животных.

Размножение живых организмов. Биологическое значение размножения. Способы размножения - бесполое и половое. Особенности размножения бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Бесполое размножение многоклеточных растений и грибов: вегетативное и с помощью спор.

Половое размножение, его значение для эволюции. Цветок, его строение и значение для размножения растений. Соцветия. Опыление, его способы. Двойное оплодотворение. Плоды и семена, их строение и разнообразие.

Особенности размножения многоклеточных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Развитие нового организма из оплодотворенной зиготы. Яйцекладущие, яйцеживородящие и живородящие животные.

Индивидуальное развитие и расселение живых организмов. Периоды индивидуального развития растений: зародышевый, молодости, зрелости, старости. Периоды индивидуального развития животных: зародышевый, формирования и роста организма, половой зрелости, старости. Развитие с полным и неполным превращением. Прямое развитие.

Расселение грибов и растений. Приспособления для распространения спор, семян и плодов. Расселение животных. Миграция, ее значение.

Демонстрация: опыты, иллюстрирующие результаты фотосинтеза, дыхания и испарения у растений, передвижение воды и минеральных веществ по стеблю, условия прорастания семян, скелет млекопитающих, раковины моллюсков, коллекции насекомых; репродукции картин, изображения цветков и соцветий, способов опыления; таблицы, рисунки, модели, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие основные процессы жизнедеятельности, разнообразие животных по способу питания, развитие с полным и неполным превращением.

Лабораторная работа №6 «Строение цветка».

Лабораторная работа №7 «Определение плодов».

Лабораторная работа №8 «Развитие насекомых».

Практические работа №1 «Вегетативное размножение растений».

Практические работа №2 «Способы проращивания семян».

Обобщающий урок по теме: «Строение и жизнедеятельность организмов».


Перечень лабораторных работ

1. «Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек».

2. «Строение стебля».

3. «Внешнее строение листа. Листорасположение».

4. «Зоны корня».

5. «Видоизменения подземных побегов».

6. «Строение цветка».

7. «Определение плодов».

8. «Развитие насекомых».


Перечень практических работ

1. «Вегетативное размножение растений».

2. «Способы проращивания семян».











Тематическое планирование - 6 класс (программа Л.Н.Сухоруковой)


п/п

Кол-во

часов

Тема


1

Введение

1

1

Организм - единое целое.


11

Органы и системы органов живых организмов

2(1)

1

Органы и системы органов растений. Побег.

3(2)

1

Строение побега и почек.

Лабораторная работа №1 «Строение побега, генеративной и вегетативной почек».

4 (3)

1

Строение и функции стебля.

Лабораторная работа №2 «Строение стебля».

5(4)

1

Внешнее строение листа.

Лабораторная работа №3 «Внешнее строение листа. Листорасположение».

6(5)

1

Клеточное строение листа.

7(6)

1

Строение и функции корня.

Лабораторная работа №4 «Зоны корня».

8(7)

1

Видоизменения надземных побегов.

9(8)

1

Видоизменения подземных побегов и корней.

Лабораторная работа №5 «Видоизменения подземных побегов».

10(9)-11(10)

2

Органы и системы органов животных.

12(11)

1

Обобщающий урок по теме «Органы и системы органов живых организмов».


22

Строение и жизнедеятельность организмов

13(1)

1

Движение живых организмов.

14(2)

1

Почвенное питание растений.

15(3)-16(4)

2

Фотосинтез – воздушное питание растений.

17(5)

1

Испарение воды листьями. Листопад.

18(6)

1

Питание животных.

19(7)

1

Питание бактерий и грибов

20(8)

1

Дыхание растений, бактерий и грибов.

21(9)

1

Дыхание и кровообращение животных.

22(10)

1

Транспорт веществ в организме.

23(11)

1

Выделение. Обмен веществ.

24(12)

1

Размножение организмов, бесполое размножение.

25(13)

1

Вегетативное размножение растений.

Практическая работа №1 «Вегетативное размножение растений».


26(14)

1

Половое размножение растений. Строение цветка.

Лабораторная работа №6 «Строение цветка».

27(15)

1

Опыление.

28(16)

1

Оплодотворение цветковых растений. Плоды и семена.

Лабораторная работа №7 «Определение плодов».

29(17)

1

Размножение многоклеточных животных.

30(18)

1

Индивидуальное развитие растений.

Практическая работа №2 «Способы проращивания семян».

31(19)

1

Индивидуальное развитие животных.

Лабораторная работа №8 «Развитие насекомых».

32(20)

1

Расселение и распространениеживых организмов.

33(21)

1

Обобщающий урок по теме «Строение и жизнедеятельность организмов».

34(22)

1

Итоговый контроль.

35(23)

1

Сезонные изменения в природе и жизнедеятельности организмов.































Календарно – тематическое планирование (6 «А» класс)



Элементы содержания

Планируемые результаты

Д/з


Личностные


Метапредметные


Предметные

план

факт





Введение – 1 час

1.



Организм - единое целое.


Взаимосвязь клеток и тканей в организме. Ткани - компоненты органов, органы- части систем органов и системы органов в организме. Регуляция деятельности организма: нервная и гуморальная.

Развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы. Приобретать навыки ведения наблюдений.


Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах

Устанавливать взаимосвязь клеток и тканей.

Называть и определять органы и системы органов растительного и животного организмов.

Приводить примеры взаимосвязи органов и систем органов в организме.

Высказывать предположения о последствиях нарушения целостности организма, повреждения ткани и органов, взаимосвязи органов и систем органов растений и животных.

§26

т.-т. с.8 №1

Органы и системы органов живых организмов – 11 часов

2/1



Органы и системы органов растений. Побег.


Вегетативные и генеративные органы растений. Побег как система органов. Почка - зачаточный побег. Развертывание почек.

Должны знать строение и функции побега и почек. Уметь различать вегетативные и генеративные почки.

Познавательные УУД: умение выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов.

Регулятивные УУД: Принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи.

Коммуникативные УУД

Учиться аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Уметь слушать и слышать друг друга.

Называть составные части побега.

Описывать строение побега и почек.

Сравнивать вегетативные и генеративные почки, делать выводы об их значении. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения побега и его функциями.

§27, т.-т. с.9 №3, с.12 №2

3/2



Строение побега и почек.

Лабораторная работа №1 «Строение побега, генеративной и вегетативной почек».

Стартовый контроль

Внешнее строение побега растений, строение генеративной и вегетативной почек.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии и правила обращения с лабораторным оборудованием.

Познавательные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Регулятивные УУД: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

Коммуникативные УУД

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Исследовать строение побега на натуральных обьектах.

Распознавать части побега вегетативные и генеративные почки.

Устанавливать связь строения вегетативных и генеративных почек с их функциями.

Делать выводы о значении побега, роли почек в жизни растения.


§27, вопросы

4/3



Строение и функции стебля.

Лабораторная работа №2 «Строение стебля».

Основные функции стебля. Внутренние строения. Годичные кольца. Управление ростом и развитием растений. Поперечный и продольный срезы стеблей. Строение коры, древесины, сердцевины.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.


Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Называть, определять и описывать основные части внутреннего строения стебля, его функции; объяснять причины образования годичных колец, рост стебля в длину и толщину, значение обрезки деревьев.

Уметь распознавать основные части внутреннего строения стебля на натуральных объектах, уметь определять возраст дерева по спилу.

§28

5/4



Внешнее строение листа.

Лабораторная работа №3 «Внешнее строение листа. Листорасполо-жение».

Лист как составная часть побега. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листорасположение.


Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.


Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Называть и определять части листа, простые и сложные листья, типы листорасположения на натуральных объектах.

Характеризовать типы листорасположения.

§29

6/5



Клеточное строение листа.


Клеточное строение кожицы и мякоти листа. Жилки листа, их строение и функции. Типы жилкования. Световые и теневые листья.


Умение применять полученные на уроке знания на практике. Формирование приемов работы с информацией.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Описывать внутреннее строение листа, понимать взаимосвязи строения клеток и выполняемых ими функций, различать световые и теневые листья.

Описывать строения кожицы и мякоти листа

Исследовать строение кожицы листа на микропрепаратах

Объяснять взаимосвязь строения клеток и выполняемых ими функций.

§30 т.-т. с.18 №2, с.10 №6

7/6



Строение и функции корня.

Лабораторная

работа №4

«Зоны корня».

Строение корня. Зоны корня: расположение, строение, функции. Строение корневых волосков. Корневые системы.


Умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.


Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно - следственных связей.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения

Называть и описывать зоны корня, их функции, распознавать типы корневых систем, боковые и придаточные корни, устанавливать связь строения и функций.

§31т.-т.

с.9 №5 с.21 №2

8/7



Видоизменения надземных побегов.


Причины, видоизменения побегов. Теория метаморфоза. Видоизменение стебля и листьев (сочны побеги, колючки, усики). Кочан – видоизмененная почка.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп

Называть, определять и описывать видоизмененные побеги, устанавливать причины их разнообразия на основе наблюдений взаимосвязи, строения надземных побегов с условиями среды обитания. Выяснить роль видоизмененных побегов.

§32

9/8



Видоизменения подземных побегов и корней.

Лабораторная работа №5 «Видоизменения подземных побегов».

Разнообразие подземных побегов и их значение. Строение корневища клубней луковицы.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Называть видоизмененные подземные побеги и корни, распознавать их, находить признаки сходства и различия, делать выводы.

§33 т.-т. с.16 №10

10/9-11/10



Органы и системы органов животных.


Опорно-двигательная система. Наружной и внутренний скелет, его функции. Замкнутая и незамкнутая кровеносная система. Значение выделительной и половой систем. Нервная и эндокринная системы, их роль в обеспечении целостности организма. Органы чувств. Значение органов и систем органов для обеспечивания целостности животного, связи со средой обитания.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

Называть системы органов животных, раскрывать их значение.

§34 с.86-87

т.-т. с.11 №8,9



§34 с.88-89

т.-т. с.20 №8

с. 22 №4

12/11



Обобщающий урок по теме «Органы и системы органов живых организмов»



Умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.


Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Уметь выделять общие черты в строении животных и растений, устанавливать их отличие, делать выводы о причинах сходства и отличия.


Строение и жизнедеятельность организмов – 22 часа

13/1



Движение живых организмов.


Движение одноклеточных и колониальных организмов. Движения у растений и грибов, движение животных.


Осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Называть и описывать способы движения одноклеточных и многоклеточных животных, органов растений; уметь описывать черты приспособленности животных к передвижению в разных средах жизни.

§35 т.-т. с.27 №1

14/2



Почвенное питание растений.


Процесс почвенного питания. Зависимость почвенного питания от внешней среды. Роль удобрений в формировании урожая. Особые способы питания растений.


Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп

Понимать сущность почвенного питания растений, его зависимость от условий среды; уметь объяснять явления, обусловленные корневым давлением; передвижение веществ по органам растения.

§36

15/3-16/4



Фотосинтез – воздушное питание растений.


История изучения воздушного питания растений: Я. Гельмонт, Дж. Пристли, Ю. Сакс. Фотосинтез. Экспериментальные доказательства образования крахмала и выделения кислорода в процессе фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп

Называть условия и результаты процесса фотосинтеза, давать его определение. Уметь обосновывать с помощью эксперимента роль света в фотосинтезе.

Описывать процесс фотосинтеза, приводить доказательства о поглощении растениями углекислого газа и выделения кислорода; делать выводы о космической роли зелёных растений.


§37

с. 96-97


§37

с. 98-99

17/5



Испарение воды листьями. Листопад.


Доказательство испарения воды листьями. Условия, влияющие на испарение. Биологическая роль испарения. Листопад – приспособление растений уменьшение испарения осенью и зимой. Листопадные и вечнозеленые растения.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.


Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Понимать значение процесса испарения в жизни растений; называть и описывать условия, от которых зависит интенсивность испарения, приводить доказательства роли листьев в испарении растений; уметь распознавать листопадные и вечнозелёные растения.

§38

18/6



Питание животных.


Захват и заглатывание пищи – отличительные особенности питания животных. Пищеварительная система многоклеточных животных и его отделов. Роль эпителия кишечника и кровеносной системы в процессе пищеварения. Растительноядные животные, особенности строения пищеварительной системы. Хищные и паразитические животные, их приспособление к добыванию и перевариванию пищи. Всеядные животные.

Умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД:

умение работать в составе творческих групп


Называть существенные признаки растительноядных, хищных, паразитических, всеядных животных, приводить их примеры; уметь определять способ питания по особенностям внешнего строения животных.


§39 т.-т. с.34 №3, с.44 №3

19/7



Питание бактерий и грибов

Бактерии-гетеротрофы (сапротрофы и паразиты) и автотрофы. Бактерии, усваивающие азот воздуха. Особенности питания грибов. Грибы-сапрофиты, паразиты, симбионты. Роль живых организмов в природе.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Называть и описывать различные способы питания бактерий и грибов; уметь делать выводы о роли бактерий и грибов в природе как разрушителей органического вещества.

§40 т.-т. с.44 №2,

20/8



Дыхание растений, бактерий и грибов.


Сущность процесса дыхания. Дыхание и фотосинтез. Дыхание и брожение у бактерий и грибов.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД.

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Называть условия и результаты процесса дыхания, давать его определение; устанавливать различия между процессами дыхания и брожения, выявлять связь дыхания и фотосинтеза, делать выводы о значении дыхания.

§41

21/9



Дыхание и кровообращение животных.


Разнообразие органов дыхания животных, их функции. Связь дыхания и кровообращения. Круги кровообращения.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение работать в составе творческих групп.

Устанавливать связь процессов дыхания и кровообращения у животных; называть, определять и описывать органы дыхания и их функции.

§42 т.-т. с.30 №8

22/10



Транспорт веществ в организме.


Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Транспорт веществ у животных. Теплокровные и холоднокровные животные.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД.

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Сравнивать проводящую систему растений и кровеносную систему животных, делать выводы о причинах их сходства; Устанавливать взаимосвязь строения и функции проводящей системы растений и транспортной системы животных.

§43 т.-т. с.40 №5

23/11



Выделение. Обмен веществ.

Выделение и его связь с процессами питания и дыхания. Особенности процесса выделения у растений и животных. Обмен веществ организма с окружающей средой – основы биологического круговорота.


Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.


Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение работать в составе творческих групп

Определять и описывать процесс выделения, называть органы выделения и процесс обмена веществ в целом; понимать связь процессов питания, дыхания, транспорта и выделения веществ для обеспечения целостности организма.

§44 т.-т. с.45 №5

24/12



Размножение организмов, бесполое размножение.


Размножение живых организмов, его биологическое значение. Способы размножения. Особенности бесполого и полового размножения. Размножение бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Размножение многоклеточных растений и грибов с помощью спор.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.


Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение работать в составе творческих групп

Называть и описывать особенности бесполого и полового способов размножения, понимать значение бесполого размножения.

§45

25/13



Вегетативное размножение растений.

Практическая работа №1 «Вегетативное размножение растений».


Вегетативное размножение в природе. Использование знаний о вегетативном размножении для выращивания культурных растений. Способы вегетативного размножения растений.


Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.


Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение работать в составе творческих групп

Называть, описывать и сравнивать разные способы вегетативного размножения растений, уметь размножать растения черенками, луковицами, почками, усами.

§45

26/14



Половое размножение растений. Строение цветка.

Лабораторная работа №6 «Строение цветка».

Цветок - генеративный орган, его строение и функции. Завязь, ее части. Строение семязачатка. Соцветие, их биологическое значение.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.


Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Называть и определять части цветка; на основе сходства в строении цветков различных растений, делать вывод об их родстве; понимать биологическую роль цветения; знать наиболее распространенные соцветия.

Уметь определять разные части цветка, распознавать тычиночные и пестичные цветки, однодомные и двудомные растения.

§46 т.-т. с.42 №7

27/15



Опыление.


Процесс опыления. Типы опыления: самоопыление, перекрестное опыление, искусственное опыление. Особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Использование перекрестного и искусственного опыления для выращивания культурных растений.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.


Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Называть и описывать различные типы опыления, понимать биологический смысл и практическое значение процесса опыления.

§47 т.-т. с.43 №8

28/16



Оплодотворение цветковых растений. Плоды и семена.

Лабораторная работа №7 «Определение плодов»

Оплодотворение у цветковых растений. Строение семян. Плоды, их разнообразие.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.


Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Описывать основные особенности оплодотворения у цветковых растений, строение семян; сформировать понятие о плодах, уметь распознавать некоторые виды сочных и сухих плодов.

§48 т.-т. с.36 №6

29/17



Размножение многоклеточных животных.


Бесполое и половое размножение у животных. Наружное и внутреннее оплодотворение. Закономерность и развитие нового организма.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.


Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

Уметь описывать, сравнивать бесполое и половое размножение у животных, описывать основные закономерности их развития, делать выводы о преимуществах полового размножения, внутриутробного развития.

§49

30/18



Индивидуальное развитие растений.

Практическая работа №2 «Способы проращивания семян».

Развитие растений из семени.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.


Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Называть и описывать периоды индивидуального развития растений, части зародыша семени.

§50, вопросы

31/19



Индивидуальное развитие животных.

Лабораторная работа №8 «Развитие насекомых»

Зародышевый период животных. Период формирования и роста организма. Типы развития. Периоды зрелости и старости.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.


Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Называть и описывать периоды индивидуального развития животных, сравнивать развитие с полным и неполным превращением.

§51

32/20



Расселение и распространениеживых организмов.


Расселение бактерий, грибов и растений. Расселение животных. Не регулярные перемещения и миграции животных.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.


Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Называть и описывать различные способы расселения и распространения живых организмов, понимать значение миграций для животных.

§52, вопросы

33/21



Обобщающий урок по теме «Строение и жизнедеятель-ность организмов».

Итоговый контроль.


Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.


Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Уметь связывать дыхание, фотосинтез и почвенное питание растений, описывать процессы питания, дыхания, выделения, как разные стороны единого процесса обмена веществ; понимать роль процесса деления клеток для роста и развития организма.


34/22



Сезонные изменения в природе и жизнедеятель-ности организмов.


Годовые ритмы. Фотопериодизм. Длина светового дня как предвестник изменения годовых температур, сигнальный фактор в сезонных изменениях в живой природе. Состояние покоя или скрытой жизни у растений. Спячка, зимний сон у теплокровных животных. Сезонные миграции птиц и насекомых. Фенологические наблюдения и народные приметы: их практическое значение.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.


Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Уметь наблюдать за сезонными изменениями в природе и жизнедеятельности организмов, фиксировать результаты наблюдений.

§53