Рабочая программа по биологии 6 класс Пасечник В.В. Просвещение Линия Жизни

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Озерки

Петровского района Саратовской области»



«Согласовано»

Руководитель МО

_________ Занкина З.А.

Протокол № __ от _________________


« Принято»

Заместитель руководителя по УВР

__________ Осипова О.Б.

_________________________

« Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ с. Озерки»

____________ Синенко Т.П.

Приказ № ____ от _________



Рабочая программа педагога

первой квалификационной категории

Орешиной Аллы Владимировны

по биологии в 6 классе

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № __ от «__» ________

с.Озёрки

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения, государственной программы по биологии, а также на основании авторской программы под редакцией В.В.Пасечника. Основой данной программы является системно-деятельностный подход к школьному общему образованию. Изменения в государственную программу не внесены. Обучение региональному компоненту производится в соответствии с методическими рекомендациями из расчёта 10% учебного времени, т.е. 7 учебных часов.

Общая характеристика курса биологии.

Данная программа реализуется в учебниках по биологии для учащихся 5-9 классов линии

учебно-методического комплекса под редакцией профессора Пасечника В.В. Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует

формированию научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов.

Примерная программа по биологии построена с учётом следующих содержательных линий:

  • Многообразие и эволюция органического мира.

  • Биологическая природа и социальная сущность человека.

  • Уровневая организация живой природы.

Содержание структурировано по трём разделам: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Место курса биологии в базисном учебном плане.

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них 35 ч (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 часов (2 часа в неделю) в 7, 8, 9 классах.

Резерв свободного времени для реализации регионального компонента 5-6 классы 4 часа, 7-9 классы 7 часов.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом пропедевтическим курсом к курсу биологии на ступени основного общего образования является курс «Окружающий мир», изучаемый на ступени начального образования и включающий определённые сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии.



Курс биологии основного общего образования, призванный сформировать у учащихся элементарные представления о растениях, животных, грибах, бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека, в свою очередь является базой для изучения общих биологических компетентностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе - это базовое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной подготовки.



Диагностирование результатов обучения выполняется через использование индивидуальных, групповых и творческих заданий, тематического тестирования, защиту проектов. Средства реализации- материально-техническое обеспечение кабинета биологии, УМК, интернет-ресурсы.



Для усиления изучения программы 6 класса отводится дополнительный 1 час из школьного компонента.

Общая характеристика учебного процесса.

Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Учебное содержание курса биологии в серии учебно-методических комплектов «Линия жизни» сконструировано следующим образом:

1. Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов (5 и 6 классы).

2. Многообразие живой природы (7 класс).

3. Человек и его здоровье (8 класс).

4. Основы общей биологии (9 класс).

Основное содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование у обучающихся знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека, реализацию установок на здоровый образ жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и расширение знаний обучающихся о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, первоначальные представления о которых были получены в 5—7 классах.

Основное содержание курса биологии 9 класса посвящено основам общей биологии. Оно направлено на обобщение обширных фактических знаний и специальных практических умений, сформированных в предыдущих классах; тесно связано с развитием биологической науки в целом и характеризует современный уровень её развития.





















Описание места учебного предмета.

Классы – 5-9

Количество часов для изучения предметов в классах- 5 класс-1 час; 6 класс- 1 час; 7 класс-2 часа; 8 класс-2 часа; 9 класс- 2 часа.

Количество учебных недель- 35

Количество тем регионального содержания по классам- -

Количество практических, контрольных, лабораторных работ, бесед, экскурсий-

5 класс-

6 класс-

7 класс-

8 класс-

9 класс

















Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

В качестве ценных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение.

При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

- ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

- понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:

- уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

- понимание необходимости здорового образа жизни;

- осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

- сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

- правильному использованию биологической терминологии и символики;

- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

- развитию способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими курсами, направлен на формирование нравственных ценностей- ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетичского отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.















































Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Биология 6 класс» являются следующие умения:

-Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

-Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

-Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

-Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

-Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

-Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

-Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.



Метапредметными результатами изучения курса «Биология 6 класс» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формированияпознавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

осознание роли жизни;

рассмотрение биологических процессов в развитии;

использование биологических знаний в быту;

объяснять мир с точки зрения биологии.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология 6 класс» являются следующие умения:

осознание роли жизни:

определять роль в природе различных групп организмов;

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

рассмотрение биологических процессов в развитии:

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

использование биологических знаний в быту:

объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

объяснять мир с точки зрения биологии:

перечислять отличительные свойства живого;

различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- различать среды обитания организмов, их отличительные особенности;

- различать факторы среды обитания, их влияние на жизнедеятельность организмов;

- выделять черты приспособленности к жизни в разных средах;

- знать разнообразие организмов разных сред обитания;

- Различать природные сообщества, их состав, особенности;

- понимать место человека в природе и его влияние на живую природу;

определять основные органы растений (части клетки);

понимать смысл биологических терминов;

характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.



Предметные результаты (цели предмета):

-Осознание роли жизни

-Рассмотрение биологических процессов в развитии

-Использование знаний в быту

-Объяснять мир с точки зрения биологии

-(тексты и задания)

-Оценивать риск взаимоотношений человека и природы

-Оценивать поведение с точки зрения здорового образа жизни.











Содержание тем учебного курса.

Тема 1.. Жизнедеятельность организмов (36часов).

Обмен веществ – главный признак жизни. Почвенное питание растений. Удобрения. Фотосинтез. Значение фотосинтеза. Питание бактерий и грибов. Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения. Повторение изученного материала по теме «Питание». Работа с терминологией. Контрольно-обобщающий урок по теме «Питание» Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных. Дыхание растений. Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. Передвижение веществ у животных. Проектная деятельность.

Тема 2 Размножение, рост и развитие организмов ( 12ч.)

Размножение организмов. Его значение. Бесполое размножение. Половое размножение. Рост и развитие – свойства живых организмов. Индивидуальное развитие. Проектная деятельность.

Тема 3 . Регуляция жизнедеятельности организмов. (20ч.)

Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них. Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов. Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных. Поведение организмов. Движение организмов. Организм – единое целое. Проектная деятельность.








Календарно-тематическое планирование курса «Биология. 6 класс»

на основе УМК «Биология. 5 - 9 класс» В.В. Пасечника и др.

Раздел.

Тема урока

Сроки

Основные виды деятельности учащихся

Универсальные

учебные

действия

Основные понятия урока

план


факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Тема 1. Жизнедеятельность организмов (18 ч)

1

Обмен веществ – главный признак жизни

1 неделя

сентября

Учащиеся знакомятся с обменом веществ как с основным признаком живых организмов, учатся выделять существенные признаки обмена веществ у живых организмов, обосновывать значение энергии для живых организмов.

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать, классифицировать, учатся работать с разными источниками информации.

У учащихся формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для них объектов.

Актуализация знаний об отличиях живых тел от тел неживой природы, формирование представления об обмене веществ как наиболее важном признаке жизни, раскрытие составных процессов обмена веществ.

Обмен веществ, образование веществ, разрушение веществ, использование энергии организмами

2

Почвенное питание растений

2 неделя

сентября

Учащиеся знакомятся со способами питания; учатся выделять существенные признаки почвенного питания растений; объяснять роль питания в процессах обмена веществ.

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения проводить эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов.

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности.

Формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений; актуализация знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.

Автотрофные и гетеротрофные организмы, почвенное питание растений.

3

Удобрения

3 неделя сентября

Учащиеся формируют знания об управлении почвенным питанием растений, учатся определять необходимость внесения удобрений, знакомятся со способами, сроками и дозами внесения удобрений, учатся объяснять необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путем внесения удобрений, оценивать вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за растениями.

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процесса управления почвенным питанием у растений, у них формируются ценностно- смысловые установки по отношению к окружающей среде, происходит осознание необходимости бережного отношения к ней.

Формирование знаний о почвенном питании растений, об органических и минеральных удобрениях, расширение представлений о сроках и способах внесения удобрений, мерах защиты окружающей среды от загрязнения избытком удобрения.

Удобрения: минеральные, органические.

4

Фотосинтез

4 неделя сентября

Учащиеся знакомятся со способом получения растением веществ, необходимых для питания, из воздуха; с условиями протекания фотосинтеза, ролью хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ.

Учащиеся учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.

У учащихся формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений.

Формирование понятия о способах питания растений, знакомство с воздушным питанием растений, раскрытие понятия «фотосинтез», выявить приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза, сформировать знания об условиях протекания фотосинтеза, опытным путем доказать способность листьев поглощать углекислый газ и выделять кислород на свету.

Фотосинтез, хлорофилл, хлоропласты, органические вещества.

5

Значение фотосинтеза

1 неделя

октября

Учащиеся развивают представления о значении фотосинтеза в природе и жизни человека.

Учащиеся учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов

У учащихся формируется экологическая культура благодаря осознанию необходимости охраны растений и сохранения лесов.

Объяснять значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Приводить доказательства необходимости охраны воздуха от загрязнений. Подбирать и систематизировать информацию, строить поисковый запрос по изучаемой теме. Представлять информацию в идее презентаций и сообщений.

Космическая роль растений.

6

Питание бактерий и грибов

2 неделя

октября

Учащиеся знакомятся с особенностями питания бактерий и грибов.

Учащиеся учатся работать с текстом учебника и проводить его анализ.

У учащихся развивается научное мировоззрение на основе изучения особенностей питания бактерий и грибов.

Определять особенности питания бактерий и грибов. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

Сапротрофы, паразиты.

7

Гетеротрофное питание. Растительноядные животные

3 неделя

октября

Учащиеся знакомятся с особенностями гетеротрофного питания, способами добывания пищи растительноядными животными; учатся выделять существенные признаки питания животных; овладевают умением различать животных по способам добывания пищи.

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за питанием животных, классифицировать животных по способам добывания пищи; учатся работать с различными источниками информации, находить информацию о животных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её.

У учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.

Определять особенности питания и способы добывания пищи растительноядными животными.

Гетеротрофное питание, пищеварение, растительноядные животные.

8

Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения.

4 неделя

октября

Учащиеся знакомятся с особенностями питания плотоядных и всеядных животных, хищных растений; учатся выделять существенные признаки питания животных; овладевают умением различать животных по способам добывания пищи.

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за питанием животных и хищных растений, классифицировать животных по способам добывания пищи, учатся работать с различными источниками информации и интерпретировать ее.

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению особенностей питания животных и хищных растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.

Определять особенности питания и способы добывания пищи плотоядными и всеядными животными, хищными растениями. Различать животных по способу добывания пищи.

Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и добывания пищи, хищные растения.

9

Повторение изученного материала по теме «Питание». Работа с терминологией

1неделя

ноября




Обобщение, повторение, контроль знаний.


10

Контрольно-обобщающий урок по теме «Питание»

2неделя

ноября




Контрольная работа №1



11

Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных.

3неделя

ноября

Учащиеся знакомятся с особенностями процесса дыхания как компонента обмена веществ; учатся определять значение дыхания в жизни организмов; овладевают умением объяснять роль кожи, жабр, трахей, легких в процессе дыхания.

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с различными источниками информации.

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.

Выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в обмене веществ. Объяснять значение кислорода в процессе дыхания. Определять роль дыхания в жизни организмов.

Дыхание, жабры, трахеи, легкие.

12

Дыхание растений

4неделя

ноября

Учащиеся знакомятся с особенностями дыхания у растений; учатся определять значение дыхания в жизни растений; овладевают умением объяснять роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений.

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, учатся в ходе простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов; работать с различными источниками информации и интерпретировать ее.

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.

Выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в обмене веществ. Объяснять значение кислорода в процессе дыхания. Определять сходство и различия в процессах дыхания у растений и животных. Применять знания о дыхании в процессе выращивания растений и хранения урожая. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты.

Устьица, чечевички.

13

Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений.

1неделя

декабря

Учащиеся знакомятся с передвижением минеральных и органических веществ в растениях и значением этих процессов для растений.

Учащиеся учатся в ходе простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.

Формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений; ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.

Объяснять роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объяснять значение проводящей функции стебля.. Объяснять особенности передвижения воды, минеральных, органических веществ в растениях. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты.

Проводящие ткани, сосуды, ситовидные трубки.

14

Передвижение веществ у животных.

2неделя

декабря

Учащиеся знакомятся с особенностями процесса передвижения веществ у животных; учатся определять значение передвижения веществ в жизни животных; овладевают умением объяснять роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного и осуществлении связи между его органами.

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за жизнедеятельностью животных; учатся работать с различными источниками информации и интерпретировать ее.

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.

Объяснять особенности передвижения веществ в организме животных. Определять особенности передвижения веществ в жизни организмов.

Гемолимфа, кровь, сердце, кровеносные сосуды.

15

Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений

3неделя

декабря

Учащиеся знакомятся с процессом выделения как составной частью обмена веществ; учатся определять значение выделения в жизни организмов, в том числе растений; овладевают умением объяснять роль корней, устьиц. Листьев в удалении продуктов обмена веществ из растительного организма.

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за жизнедеятельностью растений; учатся работать с различными источниками информации и интерпретировать ее.

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.

Определять существенные признаки выделения. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни организмов.

Выделение, листопад.

16

Выделение у животных.

4неделя

декабря

Учащиеся знакомятся с особенностями удаления продуктов обмена веществ из организма животного; учатся определять значение выделения в жизни животных; овладевают умением объяснять роль жабр, кожи, легких, почек в удалении продуктов обмена веществ из организма животного.

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за жизнедеятельностью животных; учатся работать с различными источниками информации и интерпретировать ее.

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.

Определять существенные признаки выделения у животных. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ у животных. Определять значение выделения в жизни животных.

Выделение, почки.

17

Повторение и обобщение по теме «Дыхание и выделение»

2неделя

января

Учащиеся обобщают знания об обмене веществ как главном признаке жизни, у них продолжает формироваться естественно-научная картина мира и развивается представление о единстве органического мира.

Учащиеся учатся сравнивать объекты, работать с разными источниками информации, находить информацию об обмене веществ у организмов разных систематических групп в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интернете и интерпретировать ее.

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности у организмов, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к живой природе, происходит осознание необходимости бережного отношения к природе и ее охраны.

Обобщение, повторение, контроль знаний.


Процессы жизнедеятельности организмов: питание, дыхание, передвижение веществ, выделение.

18

Контрольная работа по теме «Дыхание и выделение»

3неделя

января




Контрольная работа №2



Тема 2 Размножение, рост и развитие организмов ( 6ч.)

19

Размножение организмов. Его значение. Бесполое размножение.

4неделя

января

Учащиеся знакомятся с размножением как важнейшим их свойством, его ролью в преемственности поколений, способами размножения организмов- бесполым размножением растений и животных.

Учащиеся продолжают осваивать основы исследовательской деятельности, учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов.

Определять значение размножения в жизни организмов. Объяснять роль размножения. Определять особенности бесполого размножения. Ставить биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов и объяснять их результаты.

Размножение- бесполое, вегетативное.

20

Половое размножение

1неделя

февраля

Учащиеся знакомятся с особенностями полового размножения организмов; учатся определять значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.

Учащиеся продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов.

Характеризовать особенности полового размножения. Объяснять значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.

Половое размножение, яйцеклетка, оплодотворение, зигота.

21

Рост и развитие – свойства живых организмов. Индивидуальное развитие

2неделя

февраля

Учащиеся знакомятся с процессами роста и развития организмов; учатся выявлять причины роста и развития организмов; объяснять роль процессов роста и развития в жизни организмов.

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению роста и развития организмов, фиксировать, анализировать и объяснять их результаты; развивают навыки с текстом и иллюстрациями учебника.

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности организмов.

Характеризовать особенности процессов роста и развития у растений и животных. Определять возраст деревьев по годичным кольцам. Проводить наблюдения за ростом и развитием организмов.

Рост, индивидуальное развитие.

22

Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие

3неделя

февраля

Учащиеся знакомятся с негативным влиянием вредных привычек на развитие человека; учатся объяснять опасность табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ для индивидуального развития и здоровья человека.

Учащиеся учатся работать с разными источниками информации, находит информацию о негативном влиянии вредных привычек на развитие и здоровье человека.

Учащиеся осознают ценность здорового и безопасного образа жизни.

Объяснять, в чём состоит опасность табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ для индивидуального развития и здоровья человека.

Влияние вредных привычек на развитие человека.

23

Повторение изученного материала по теме «Размножение, рост и развитие ». Работа с терминологией

4неделя

февраля

Учащиеся обобщают знания о размножении, росте и развитии организмов, у них продолжает формироваться естественно-научная картина мира и развиваются представления о единстве органического мира.

Учащиеся учатся сравнивать объекты, работать с разными источниками информации, находить информацию о размножении, росте и развитии у организмов разных царств и интерпретировать ее.

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности у организмов, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к живой природе, происходит осознание необходимости бережного отношения к природе и ее охраны.

Обобщение, повторение, контроль знаний.


Процессы жизнедеятельности организмов: размножение, рост, развитие.

24

Контрольно-обобщающий урок по теме «Размножение, рост и развитие организмов»

1неделя

марта

Учащиеся обобщают знания о размножении, росте и развитии организмов, у них продолжает формироваться естественно-научная картина мира и развиваются представления о единстве органического мира.

Учащиеся учатся сравнивать объекты, работать с разными источниками информации, находить информацию о размножении, росте и развитии у организмов разных царств и интерпретировать ее.

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности у организмов.

Контрольная работа №3


Тема 3 . Регуляция жизнедеятельности организмов. (11ч.)

25

Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них.

2неделя

марта

Учащиеся знакомятся с особенностями удаления продуктов обмена веществ из организма животного; учатся определять значение выделения в жизни животных; объяснять роль жабр, кожи, легких. Почек в удалении продуктов обмена веществ из организма животного.

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками инфомации.


Выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма. Объяснять согласованность всех процессов жизнедеятельности в любом живом организме. Описывать реакции растений животных на изменения в окружающей среде.

Выделение, почки.

26

Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов

3неделя

марта

Формируется представление о биологически активных веществах- гормонах, их роли; гуморальной регуляции как наиболее простом механизме регуляции процессов жизнедеятельности организмов, ее особенностях.

Учащиеся учатся обобщать информацию, делать выводы.

У учащихся формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности.

Характеризовать особенности гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объяснять роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов.

Гормоны, гормональная и гуморальная регуляция.

27

Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных

4неделя

марта

Учащиеся знакомятся с механизмом нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организмов; овладевают умением объяснять роль нейрогуморальной регуляции в жизни многоклеточных животных.

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью аквариумных рыб, совершенствуют навыки работы с текстом учебника, продолжают учиться работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах жизнедеятельности животных в учебнике, литературе, Интернете и интерпретировать ее.

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению регуляции процессов жизнедеятельности животных.

Характеризовать роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности у животных. Объяснять особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у многоклеточных животных. Объяснять значение саморегуляции физиологических процессов в организме.

Нейрон, нервная система, рефлекс, нейрогуморальная регуляция.

28

Поведение организмов

2неделя

апреля

Учащиеся знакомятся с видами поведения животных; учатся определять значение поведения в жизни организмов.

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью организмов.

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности животных и растений.

Объяснять значение поведения в жизни организмов. Наблюдать и описывать поведение животных.

Поведение.

29

Движение организмов

3неделя

апреля

Учащиеся продолжают знакомство с движением организмов, многообразием способов движения.

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью организмов.

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности животных и растений.

Наблюдать и описывать движение организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения животных.

Движение растений, передвижение животных.

30

Организм – единое целое

4неделя

апреля

Учащиеся обобщают и систематизируют знания о многоклеточном организме, его целостности; устанавливают взаимосвязь клеток, тканей, органов в многоклеточном организме; у них продолжается формирование естественно0научной картины мира и развиваются представления о единстве органического мира.

Учащиеся учатся обобщать и систематизировать полученные знания.

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности у организмов, у них формируются ценностно- смысловые установки по отношению к живой природе, происходит осознание необходимости бережного отношения к природе и ее охраны.

Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.

Целостность организма, клетки, ткани, органы, системы органов.

31

Обобщение и повторение по изученным темам курса

1неделя

мая

Учащиеся обобщают знания о регуляции жизнедеятельности организмов, у них продолжает формироваться естественно-научная картина мира и развиваются представления о единстве органического мира.

Учащиеся демонстрируют использование составляющих исследовательской деятельности по изучению живых организмов (проводить доказательства, сравнивать, выявлять взаимосвязи).

Учащиеся развивают демонстрируют сформированные ценностно- смысловые установки по отношению к живой природе.

Обобщение, повторение, контроль знаний.


Регуляция процессов жизнедеятельности организмов: гуморальная, нейрогуморальная; поведение.

32

Итоговая контрольная работа

2неделя

мая




Контрольная работа №4


33

Анализ контрольной работы

3неделя

мая




Объяснять взаимосвязь организмов в природе. Обсуждать планы выполнения летних заданий.


34-35

Экскурсии на природу. Летние задания

4 неделя

мая




Объяснять взаимосвязь организмов в природе. Обсуждать планы выполнения летних заданий.


























Описание учебно- методического и материально- технического

обеспечения.

В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г.Гапонюк. Биология. 5-6 классы (учебник)

В.В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 6 класс.

В.В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 5-6 классы (пособие для учителя).

Комплект УМК серии «Линия жизни»:

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК серия «Линия жизни» под редакцией В.В.Пасечника с 5 по 9 класс.

Хочу все знать. Про все на свете. Справочник для детей. «Ридерз Дайджест» 2001.

Электронное приложение к учебнику






















План контрольных работ

п/п

Контрольная работа.

Дата

1.

Контрольная работа №1


2.

Контрольная работа №2


3.

Контрольная работа №3


4.

Контрольная работа №4