Рабочая программа по биологии 7 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 4 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

МКОУ «Гимназия № 4

г. Усть-Джегуты»

Протокол № _____

от ___________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

 МКОУ «Гимназия № 4

г. Усть-Джегуты»

________________

УТВЕРЖДАЮ

 Директор

МКОУ «Гимназия № 4

г. Усть-Джегуты»

_______________

Приказ от ----- №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «БИОЛОГИЯ» для 7а, 7б, 7в и 7гклассов

на 2016 - 2017 учебный год.

Ступень 2

34 часа за учебный год

Составитель:

Учитель биологии и химии Дураева Лейла Бештауовна

высшая квалификационная категория

г. Усть-Джегута

2016 г.




1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) – для 5-9 классов.

  2. Образовательная программа образовательного учреждения (утверждена приказом от ______ № ________);

  3. Учебный план ОУ (утверждён приказом от____ № ____);

  4. Годовой календарный учебный график ОУ (утверждён приказом от____ № ____);

  5. Примерные программы по учебным предметам. Биология. – 5 -9 классы. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2011.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников на 201_ -201_ учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ Приказом Минобрнауки от ____________№______.

Состав УМК :

1.

Автор учебника

Название учебника

Издательство

Год издания

В.В.Пасечник, С.В.Суматохин,

Г.С.Калинова

Биология.

«Просвещение»

2015

2.

Автор

Книга для учителя

Издательство

Год издания

Р.Г. Заяц, В.Э. Бутвиловский и др.

Биология в таблицах, схемах и рисунках.

«Феникс»

2010

3.

Автор

Учебный диск

Издательство

Год издания

М.В. Высоцкая,

В.В. Гаевая и др.

Биология 5-11 классы

«Учитель»

2010

М.В. Высоцкая, М.В. Оданович и др.

Биология 6-11 классы

«Учитель»

2010

Методический отдел «1 С»

1 С: Репетитор. Биология.

«1 С»

2002

Методический отдел НФПК

Биология. Лабораторный практикум 6-11 класс

«Республиканский мультимедийный центр»

2004

Н.А. Ивановский, И.Г. Ивченко

Биология. Интерактивные приложения к урокам в 5-11 классах

«Учитель»

2011


Цели и задачи обучения биологии в 7 классе соответствует планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе.

Целями обучения предмета «Биология» в 7 классе является (Фундаментальное ядро содержания общего образования, Основная образовательная программа ОУ):

  1. Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами , биологические эксперименты;



  1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  2. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

  3. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оказания первой помощи себе и окружающим: оценки последствий своей деятельности но отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Основными задачами обучения являются:

  1. Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.

  2. Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена

веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.

  1. Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

  2. Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

Содержание учебного предмета «Биология» способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:

  1. Задачи в области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию;

  • укрепление нравственности;

  • формирование основ морали;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести);

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

  • формирование нравственного смысла учения.

  1. Задачи в области формирования социальной культуры:

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

  1. Задачи в области формирования семейной культуры:

  • формирование у школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.



Содержание учебного предмета «Биология» способствует реализации программы развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет «Биология» является приоритетным для формирования предметных, личностных и метапредметных УУД.

В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.

Содержание учебного предмета «Биология» способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся (отражено в календарно-тематическом планировании) и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом. Реализуемые приоритетные элементы программы развития смыслового чтения:

1. Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

2. Находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, 3 текста; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

3. Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: (определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.

4. Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются: (перечислить в соответствии с Положением о системе оценивания ОУ)

1. Оценивание устного ответа учащегося:

 «5»: - полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;

- чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы    научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- ответ самостоятельный.

«4»: - раскрыто содержание материала, правильно даны определения, понятия и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, опытов.

«3»: - усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;

- не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие;

- не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.

«2»: - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в

определении понятие, при использовании терминологии.

2. Оценка практических умений учащихся. Оценка умений ставить опыты:

«5»: - правильно определена цель опыта;

- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

- научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

«4»: - правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются;

- 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;

- в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.

«3»: - правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

- допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.

«2»: - не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;

- допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

3.Оценка умений проводить наблюдения (учитывается правильность проведения; умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах):

«5»: - правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаке, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.

«4»: - правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;

- допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.

«3»: - допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя;

- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.

«2»: - допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя;

- неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.


2. Общая характеристика учебного предмета

(отражена в образовательной программе образовательного учреждения. См. приложение 1)


3. Описание места учебного предмета в учебном плане в 7а, 7б, 7в и 7г классах

На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составит 34 часа в год.


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология» на ступени обучения.

(отражены в образовательной программе образовательного учреждения. См. Приложение 2)


Предметные результаты освоения учебного предмета «Биология» в 7а, 7б, 7в и 7г классах отражены в календарно-тематическом планировании.


5. Содержание учебного предмета на ступень (отражено в образовательной программе образовательного учреждения).


Тематическое планирование

Указываем только количество видов работ в часах.

Раздел учебного курса

Кол-во часов

Контроль

Проекты

Текущий и промежуточный контроль

Лабораторные работы

Экскурсии

Раздел 1. Многообразие организмов, их классификация.

1

0

0

0

0

Раздел 2. Бактерии, грибы, лишайники.

3

1

0

0

1

Раздел 3. Многообразие растительного мира.

14

2

0

0

1

Раздел 4. Многообразие животного мира.

10

1

0

0

0

Раздел 5. Эволюция растений и животных, их охрана.

2

0

0

0

1

Раздел 6. Экосистемы.

3

1

0

0

0

























Календарно-тематическое планирование

урока

Дата проведения




Тема урока


Тип урока


Форма контроля




Д/з



план



факт

Введение. Многообразие организмов, их классификация (1 час)



1

7а


7а



Инструктаж по технике безопасности и охране труда.

Многообразие организмов, их классификация. Вид – основная единица систематики.

ФНЗ

ФО


7б


7б


7в


7в


7г


7г


Глава 1. Бактерии, грибы, лишайники (3 часа)



2

7а


7а



Бактерии – доядерные организмы.

Роль бактерий в природе и жизни человека.

ФНЗ

ФО


7б


7б


7в


7в


7г


7г




3

7а


7а


Грибы – царство живой природы.

Многообразие грибов, их роль в жизни человека.

КУ

ГР


7б


7б


7в


7в


7г


7г




4

7а


7а



Грибы – паразиты растений, животных, человека.

Лишайники – комплексные симбиотические организмы.

ФНЗ

ФО


7б


7б


7в


7в


7г


7г




5

7а


7а



Контрольная работа №1.

«Бактерии, грибы, лишайники».

КЗ

ТКР


7б


7б


7в


7в


7г


7г


Глава 2. Многообразие растительного мира (14 часов)



6

7а


7а



Общая характеристика водорослей.

ФНЗ

ФО


7б


7б


7в


7в


7г


7г


7

7а


7а


Высшие споровые растения. Моховидные.

КУ

ИО


7б


7б


7в


7в


7г


7г




8

7а


7а



Папоротниковидные. Плауновидные. Хвощевидные.

КУ

ГР


7б


7б


7в


7в


7г


7г




9

7а


7а



Голосеменные – отдел семенных растений.

Разнообразие хвойных растений.

ФНЗ

ИО


7б


7б


7в


7в


7г


7г




10

7а


7а



Контрольная работа №2.

«Водоросли, высшие споровые растения и голосеменные».

КЗ

ТКР


7б


7б


7в


7в


7г


7г




11

7а


7а



Покрытосеменные, или Цветковые. Строение семян.

КУ

ИО


7б


7б


7в


7в


7г


7г




12

7а


7а



Виды корней и типы корневых систем.

КУ

ГР


7б


7б


7в


7в


7г


7г




13

7а


7а



Видоизменения корней. Побег и почки.

ФНЗ

ИО


7б


7б


7в


7в


7г


7г




14

7а


7а



Строение стебля. Внешнее строение листа.

Клеточное строение листа.

КУ

ИО


7б


7б


7в


7в


7г


7г




15

7а


7а



Видоизменения побегов.

КУ

ГР


7б


7б


7в


7в


7г


7г



16

7а


7а



Строение и разнообразие цветков. Соцветия. Плоды.

ФНЗ

ИО


7б


7б


7в


7в


7г


7г




17

7а


7а



Размножение покрытосеменных растений.

КУ

ГР


7б


7б


7в


7в


7г


7г




18

7а


7а



Классификация покрытосеменных. Класс Двудольные. Класс Однодольные.

ФНЗ

ИО


7б


7б


7в


7в


7г


7г




19

7а


7а



Контрольная работа №3.

«Покрытосеменные растения».

КЗ

ТКР


7б


7б


7в


7в


7г


7г


Глава 3. Многообразие животного мира (10 часов)








20

7а


7а



Одноклеточные животные, или Простейшие.

Паразитические простейшие. Значение простейших.

КУ

ГР


7б


7б


7в


7в


7г


7г




21

7а


7а



Тип Кишечнополостные.

Многообразие кишечнополостных.

ФНЗ

ИО


7б


7б


7в


7в


7г


7г




22

7а


7а



Общая характеристика червей. Тип Плоские черви.

Тип Круглые черви и тип Кольчатые черви.

КУ

ГР


7б


7б


7в


7в


7г


7г




23

7а


7а



Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски.

Класс Головоногие моллюски.

КУ

ФР


7б


7б


7в


7в


7г


7г




24

7а


7а



Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Класс Паукообразные.

ФНЗ

ИО


7б


7б


7в


7в


7г


7г




25

7а


7а



Класс Насекомые. Многообразие насекомых.

КУ

ГР


7б


7б


7в


7в


7г


7г




26

7а


7а



Тип Хордовые. Строение и жизнедеятельность рыб.

Класс Земноводные.

ФНЗ

ИО


7б


7б


7в


7в


7г


7г




27

7а


7а



Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы.

КУ

ФР


7б


7б


7в


7в


7г


7г




28

7а


7а



Класс Млекопитающие, или Звери.

Многообразие зверей.

ФНЗ

ИО


7б


7б


7в


7в


7г


7г




29

7а


7а



Контрольная работа №4.

«Многообразие животного мира».

КЗ

ТКР


7б


7б


7в


7в


7г


7г


Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (2 часа)



30

7а


7а



Этапы эволюции органического мира.

Освоение суши растениями и животными.

ФНЗ

ИО


7б


7б


7в


7в


7г


7г




31

7а


7а



Охрана растительного и животного мира.

КУ

ФР


7б


7б


7в


7в


7г


7г


Глава 5. Экосистемы (3 часа)



32

7а


7а



Экосистема. Среда обитания организмов.

Экологические факторы.

ФНЗ

ИО


7б


7б


7в


7в


7г


7г




33

7а


7а



Биотические и антропогенные факторы.

Искусственные экосистемы.


ФР


7б


7б


7в


7в


7г


7г




34

7а


7а



Итоговая контрольная работа.

КЗ

ТКР


7б


7б


7в


7в


7г


7г





1Форма контроля: ФО – фронтальный опрос; ИО – индивидуальный опрос; ГР – групповая работа; ПОПР – письменный отчет о проделанной работе; ТКР – тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида

2Тип урока: ФНЗ – формирование новых знаний; КУ – комбинированный урок; КПЗУН – комплексное применение знаний, умений и навыков; КЗ – контроль знаний.


































Контроль планируемых результатов изучения учебного предмета.

Перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине:

1. Многообразие организмов, их классификация.

2. Бактерии, грибы, лишайники.

3. Многообразие растительного мира.

4. Многообразие животного мира.

5. Эволюция растений и животных, их охрана.

6. Экосистемы.


Источники контрольно-измерительных материалов

п/п

Название

Автор

Выходные данные

1.

Авторская разработка учителя биологии и химии Дураевой Л.Б.

2.

Ресурсы интернет.
















Анализ выполнения программы







Разница в часах










Причины





































Выполнение программы








Дата выполнения








Подпись учителя






















ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ


Причина

изменений в программе

Способ корректировки

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись








































18