Работы моих учеников на конкурс научно-исследовательских работ в августе 2016 года.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...





Департамент социального развития администрации Корсаковского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

Корсаковского городского округа Сахалинской области


694020, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Краснофлотская 1, тел. 4-39-65, 4-33-91



[pic]




Научно-исследовательская работа:

«Анализ и оценка чистоты воздуха в школьном помещении».


Автор работы: Козак Дмитрий, ученик 8б класса МБОУ «СОШ № 1» г. Корсакова


Руководитель: Гридасова Светлана Георгиевна

учитель биологии МБОУ «СОШ №1»

Корсаковского городского округа


[pic]







Корсаков

2015





С О Д Е Р Ж А Н И Е



3


    1. Возникновение проблемы.


3


1.2. Целевые установки исследования.


4


1.3. Этапы работы над решением проблемы.


4

2.

Методика проведения исследования.


5


2.1. Определение загрязнённости воздуха бактериями.

5


2.2. Валеологическая оценка чистоты воздуха в школьных помещениях.

6

3.

Результаты исследований.


6


3.1. Определение загрязнённости воздуха бактериями.

7


3.2. Валеологическая оценка чистоты воздуха в школьных помещениях.

9

4.

Выводы.


12

5.

Вместо заключения.


13

6.

Список использованной литературы.


14























Единственная красота, которую

я знаю - это здоровье.

Г. Гейне

1. Введение

1.1 Возникновение проблемы (актуальность исследования).

Богатство государства измеряется природными ресурсами, материально-культурными ценностями. Но есть ценности намного важнее, чем перечисленные, - это люди. Ибо от состояния людских ресурсов зависит всё остальное: и культура, и уровень развития хозяйства. Получается, что здоровье человека является главной ценностью его жизни. На состояние здоровья влияют такие факторы, как генетический, образ жизни человека, внешняя среда, уровень оказания медицинских услуг.

При подготовке к урокам биологии мне пришлось знакомиться с материалами ежегодного доклада «О состоянии окружающей среды и здоровья населения Сахалинской области в 2012-13 году». Картина состояния атмосферного воздуха меня не очень-то и обрадовала. Несмотря на то, что суммарный выброс автотранспортом таких загрязняющих веществ, как сажа, углеводороды, оксиды серы практически не изменился за последние 5 лет, содержание оксидов углерода и азота резко возросло. Отрадно, что более, чем в 2 раза уменьшились выбросы загрязняющих веществ в г. Ноглики, п.г.т. Анива за период с 2012 по 2014 годы . Хотя эти факты несколько устарели, но общая тенденция загрязнения атмосферы химическими веществами сохраняется и сегодня.

Но ведь в воздухе кроме веществ есть и живые организмы. И среди них, конечно же, болезнетворные бактерии, которые распространяются воздушно-капельным путём или относятся к пылевой инфекции. А сколько их? Вообще, кто-то учитывал их содержание в воздухе? Знаю, что «ловить, подкармливать и выращивать» бактерии и их колонии пытался немецкий микробиолог Роберт Кох (1843-1910). И у него это получилось! Так, может быть, попробовать каким-нибудь способом подсчитать количество этих самых бактерий и мне? Да и причина на то веская есть. В нашей школе за последние три года увеличилось количество заболеваний органов дыхания учащихся (Приложение №1). Так, может быть, мы сами себе поможем, и не будем дожидаться, когда потребуется неотложная медицинская помощь?

Для начала, необходимо определить, насколько «богат» бактериями наш родной школьный воздух.

1.2 Целевые установки исследования.

Тема моего исследования: «Анализ и оценка чистоты воздуха в школьном помещении».

Цель исследования: оценить состояние воздуха в школьных помещениях для составления рекомендаций школьникам по мерам сохранения собственного здоровья.

Задачи моей работы:

А) провести бактериологическое исследование воздуха в школьных помещениях;

Б) определить степень запылённости воздуха в школьных помещениях;

В) выявить предполагаемые причины загрязнения воздуха в школьных помещениях;

Г) составить рекомендации по улучшению экологического состояния воздушной среды и гигиенического состояния помещений;

Д) способствовать осознанному отношению школьников к своему здоровью.

1.3 Этапы работы над решением проблемы.

Я выделил следующие этапы при решении проблемы сохранения чистоты воздуха:

А) формулирование темы исследования:

Б) определение цели и задач для достижения положительного результата (достижения цели);

В) выдвижение предположений, как можно «поймать» бактерии, пылинки в воздухе;

Г) изучение литературы, методик по обозначенной проблеме;

Д) проведение исследования в учебных кабинетах и местах общего пользования Рождественской средней общеобразовательной школы (решено провести двукратное исследование для сравнения: в марте и сентябре 2009 года);

Е) оформление результатов исследования;

Ж) выступление перед учащимися школы с предложениями и рекомендациями (в рамках межпредметной декады «Здоровому образу жизни «ДА!»).

2. Методика проведения исследования.

Было решено провести «ловлю» бактерий и пылинок два раза: 1-ое исследование - в марте 2009 года, 2-ое исследование - в сентябре 2009 года. Но как? С подбором методики мне помогла наш учитель биологии Светлана Георгиевна, предложив определить загрязнённость воздуха по описанию в предметном журнале «Биология в школе».

2.1. Определение загрязнённости воздуха бактериями.

Чашки Петри стерилизуют в кипящей воде и заливают желатином (1ст. л. на 0,5 ст. воды), оставляют закрытыми до загустения желатина. Чашку Петри располагают в кабинете на горизонтальной поверхности и оставляют открытой на 20 минут, после чего закрывают и помещают в термостат на 3-4 суток. Через промежуток времени подсчитывают количество колоний бактерий. Контрольное измерение проводят до начала учебных занятий, опытное – после 5-ого урока и сравнивают результаты .

Все чашки Петри необходимо пронумеровать в соответствии с кодом. Цифровой номер соответствует номеру школьного помещения, указанному в сводной таблице результатов исследования, индекс «а» соответствует проведению исследования до 1-ого урока, индекс «б» - проведению исследования после 5-ого урока. Например, «2б» означает, что эта чашка Петри выставляется в учительской после 5-ого урока.

2.2. Валеологическая оценка чистоты воздуха в школьных помещениях.

В качестве пылеулавливателей используются предметные стёкла, намазанные вазелином в центре (диаметр 2 см). Вазелин можно заменить гигиенической помадой. Пылеулавливатели оставляют на 5 минут на открытой горизонтальной поверхности. Используя лупу, подсчитывается осевшее количество пылинок. Контрольное измерение проводят до начала учебных занятий, опытное – после 5-ого урока и сравнивают результаты .

Все предметные стёкла необходимо пронумеровать в соответствии с кодом. Цифровой номер соответствует номеру школьного помещения, указанному в сводной таблице результатов исследования, индекс «а» соответствует проведению исследования до 1-ого урока, индекс «б» - проведению исследования после 5-ого урока. Например, «4а» означает, что это предметное стекло выставляется в кабинете биологии до 1-ого урока.

3. Результаты исследований.

Исследование начиналось с предварительной подготовки оборудования: стерилизации чашек Петри в закрытой кастрюле с горячей водой в течение 10 минут, протирания предметных стёкол, выполнении кодирующих надписей на чашках и стёклах.

В качестве питательной среды для бактерий готовилось желатиновое желе. Желатин при помешивании заливался холодной кипячёной водой (из расчёта 1ст. л. желатина на 0,5 ст. воды), в которой он настаивался и разбухал в течение 40 минут. Затем водно-желатиновая смесь слегка доводилась до кипения и в горячем виде разливалась по чашкам Петри.

3.1. Определение загрязнённости воздуха бактериями.

Спустя 3-4 суток нахождения чашек с бактериями в термостате (при t=250 С) я увидела интересную картину: на поверхности желатина появились вкрапления жёлтого, зеленоватого, коричневатого цвета. Это были колонии бактерий, ведь бактерии находились в благоприятных условиях и активно размножались делением клетки (Приложение №2). В некоторых чашках подсчёт произвести было очень трудно (практически невозможно), поэтому для таких образцов выбрала обозначение «сплошные заросли». Все подсчёты оформила в виде таблицы№1.

Таблица №1


Сводная таблица

по результатам определения загрязнённости воздуха бактериями.


бактерий

До 1-ого урока

После 5-ого урока

До 1-ого

урока

После 5-ого урока


1. Кабинет директора


2


10


1


8


2. Учительская


4


15


4


14

3. Кабинет русского языка 2-ой этаж


3


8


4


8


4. Кабинет биологии


2


7


4


6

5. Кабинет информатики и ИКТ


3


3


4


2

6. Спортзал


2


2


3


4

7. Рекреация, 1-ый этаж


4

«сплошные

заросли»


8

«сплошные

заросли»

8. Рекреация, 2-ой этаж


2


10


3


10


9. Раздевалка


5

«сплошные

заросли»


15


11


10. Столовая


2


16


3

«сплошные

заросли»


Как видно из данных, представленных в таблице №1, количество бактерий, находящихся в воздухе до начала занятий, меньше количества бактерий в воздухе после 5-ого урока. В таких помещениях, как рекреация 1-ого этажа, раздевалка, столовая, учительская, кабинет директора (т.е. с массовым пребыванием людей) количество бактерий к концу учебных занятий резко увеличивается. Одной из гипотез увеличения загрязнённости воздуха бактериями в рекреации 1-ого этажа по сравнению со 2-ым является активное нахождение учащихся начальной школы (кабинеты 2-4-ых классов располагаются на 1-ом этаже).

В таких помещениях, как спортзал и кабинет информатики количество бактерий в течение дня не изменяется или возрастает незначительно, что предположительно объясняется: в спортзале прохладным температурным режимом и регулярной влажной уборкой в перемену после 2-ого урока, а в кабинете информатики влиянием излучений, возникающих при работе компьютерной техники, и малым количеством учебных занятий в течение дня.

Сравнивая данные исследования в марте и сентябре, отмечается снижение загрязнённости воздуха в раздевалке, возможной причиной этого явления стала двукратная влажная уборка в течение учебного дня.

Настораживает большое количество бактерий в воздухе раздевалки до 1-ого урока. Одна из версий причин такого противоречия – занятие учащихся в послеурочное время в кружках, т.е. после выполнения влажной уборки помещения техслужащими.

А вот загрязнённость воздуха к концу дня в столовой возросла резко (по результатам исследования в сентябре), что можно объяснить возросшей нагрузкой на данное помещение (увеличилось количество учащихся, питающихся в столовой после 5-ого урока, до 40 человек).

В исследованиях от 28.01. 2014 года использовалась ещё одна чашка Петри – дубль чашки, предназначенной для исследования воздуха в раздевалке. После 20-тиминутного нахождения в помещении (раздевалке) желатин в этой чашке окуривался дымом сигареты. Для этого в крышке пластиковой бутылки (0,33 л) просверлили отверстие, по диаметру не превышающее диаметр сигареты. Вставили сигарету в это отверстие и раскурили её, сжимая и отпуская бутылку (имитируя вдох и выдох курильщика). Дым направили на желатин. Через трое суток насчитали не 11 колоний, а только 4, что подтвердило распространённое мнение о вреде курения. Бактерии погибли, а что же говорить о клетках в организме курильщика! (Приложение №3)

3.2. Валеологическая оценка чистоты воздуха в школьных помещениях.

«Ловля» пылинок на вазелиновый круг предметного стекла - более скоростной вид работы, однако он требует от исследователя достаточного внимания, сосредоточенности, сформированных навыков обращения с лупой (при неправильном размещении лупы на линзе появляются блики). Подсчёт пылинок происходил сразу по истечении 5-ти минут пребывания стекла в помещении (Приложение №4). Результаты своих подсчётов я оформил в виде таблицы №2.


Таблица №2


Сводная таблица

по результатам определения загрязнённости воздуха

пылевыми частицами


урока

После 5-ого урока


1. Кабинет директора


1


4


1


5


2. Учительская


1


6


0


10

3. Кабинет русского языка 2-ой этаж


1


7


0


6


4. Кабинет биологии


1


6


0


4

5. Кабинет информатики и ИКТ


1


2


0


0


6. Спортзал


0


9


1


10

7. Рекреация, 1-ый этаж


4

13


3


14

8. Рекреация, 2-ой этаж


1


10


1


9


9. Раздевалка


5


15


8


17


10. Столовая


0


12


1


14


Как видно из данных, представленных в таблице №2, количество пылинок, находящихся в воздухе до начала занятий, меньше количества пылинок в воздухе после 5-ого урока. В таких помещениях, как раздевалка, рекреации 1-ого и 2-ого этажа, спортзал, столовая, учительская (т.е. с массовым пребыванием и активным передвижением людей) количество пылинок, поднимаемых в воздух, к концу учебных занятий резко увеличивается. Одной из причин увеличения загрязнённости воздуха пылью является активное передвижение учащихся и учителей из кабинетов в эти помещения. В столовой после 5-ого урока обедает до 40-ка детей. Объяснение «лидерства» раздевалки в этом негласном состязании тоже объяснимо, ведь часть учеников покидают здание школы по окончании 5-ого урока.

Относительно высокое содержание пыли в воздухе раздевалки и рекреации 1-ого этажа до уроков можно объяснить ранним приездом привозных детей по сравнению со временем начала моего исследования.

В кабинете информатики относительно низкое содержание пыли в воздухе после 5-ого урока объясняется малым количеством учебных занятий в период с 1-ого по 5-ый уроки. По сравнению с первым исследованием количество пылинок в воздухе до 1-ого урока уменьшилось:

- в раздевалке, что можно объяснить эффективностью двукратной влажной уборки этого помещения в течение дня и наличием мешков для сменной обуви у большинства школьников;

- в кабинетах русского языка, биологии, что позволяет предположить проведение более качественной влажной уборки .

4. Выводы.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

а) цель моего исследования достигнута, и почти все задачи выполнены;

б) проводя бактериологическое исследование и определяя степень запылённости воздуха в помещениях школы, выявлены помещения с относительно высокой степенью загрязнённости (раздевалка, рекреации 1-ого и 2-ого этажа, спортзал, столовая, учительская) и помещения с относительно чистой воздушной средой (кабинеты информатики, биологии, спортзал);

в) обозначены предполагаемые причины повышенного уровня загрязнённости воздуха:

- отсутствие сменной обуви у школьников или недостаточная чистота первой обуви (уличной),

- отсутствие мешков для «сменки»,

- нерегулярное проветривание помещений на переменах,

- некачественная влажная уборка кабинетов после уроков,

- однократность влажной уборки рекреаций во время учебных занятий,

- не соблюдение школьниками правил личной гигиены при общении;

г) составлены рекомендации по сохранению чистоты воздушной среды в помещениях и некоторые правила личной гигиены воспитанного человека (о них скажу ниже);

д) знакомство школьников с результатами исследования должно бы повлиять на их поведение и изменить отношение к своему здоровью, но так сразу сказать, что ученики изменились в лучшую сторону нельзя, должен пройти какой-то период времени.


5. Вместо заключения.

Исследование завершилось. А что же осталось? Предлагаю некоторые простейшие на первый взгляд рекомендации по сохранению чистоты воздуха в школьных (и не только!) помещениях:

  • приходить в школу в чистой обуви, иметь мешок для сменной обуви, чтобы пыль с обуви не попадала в воздух;

  • проветривать кабинет и находиться вне кабинета во время перемен, выполнять регулярную влажную уборку в нём для повышения количества кислорода в воздухе (необходимого для спокойного дыхания), уменьшения количества углекислого газа и исключения возбудителей инфекционных заболеваний дыхательных путей таких как, грипп и туберкулёз;

  • организовать озеленение кабинета для насыщения воздуха фитонцидами, убивающими бактерии (лимон, апельсин, карликовые породы хвойных растений);

  • организовать (продолжить) проведение двукратной влажной уборки рекреаций, раздевалок, спортзала школы в течение учебного дня;

  • вдыхать воздух через нос, чтобы загрязнённый пылью и бактериями воздух смог очиститься в носовой полости прежде, чем попадёт в лёгкие;

  • использовать носовой платок или салфетку для прикрывания рта во время кашля или чихания, так как болезнетворные бактерии могут попасть в воздух и с каплей слюны или на пылинках распространиться в нём, став источником заболевания органов дыхания;

  • не курить сигареты, особенно детям, так как компоненты сигаретного дыма ядовиты, могут убивать не только клетки дыхательных органов человека, но и нервные.

Публичное оглашение результатов исследования состоялось перед учащимися 5-7 классов в рамках предметной недели в январе месяце.

Выражаю благодарность учащимся 6в класса за оказанную техническую поддержку при проведении исследования, а так же ученице 10а класса Пучковой Наталье.

И ещё. Анализируя состояние здоровья учащихся моей школы, я обратил внимание на другую проблему – проблему сохранения здоровья органов зрения. Полагаю, что решение этой проблемы станет следующим шагом в моей исследовательской деятельности.


6. Список использованной литературы.



  1. Беркинблит М.Б., Чуб В.В. Биология. Экспериментальный учебник для учащихся VI классов. – М.: МИРОС, 1992, с.103-114.

  2. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. – М.: Новая школа, 1997, с.7–20.

  3. Данилов С.В. Гигиенические опыты и самонаблюдения // Биология в школе. – 2004. - №2.

  4. Новолодская Е.Г. Экспертиза школьного здания // Биология в школе. – 2006. - №7, с.38.

  5. О состоянии окружающей среды и здоровья населения Владимирской области в 2004 году. Ежегодный доклад под редакцией члена-корреспондента МАНЭБ С.А. Алексеева. – Владимир, 2005, с. 9-14.





7. Приложения.



Приложение №1

Показатели состояния здоровья органов дыхания учащихся

по возрастным группам за период с 2013 по 2015 годы.

(по результатам ежегодных медицинских обследований учащихся)


Таблица №1

Состояние здоровья органов дыхания учащихся 1-ой ступени.

учебный год

2013 – 2014

учебный год

2014 – 2015

учебный год

1. Всего обучающихся

31 уч.

26 уч.

32 уч.

2. Количество детей эпизодически больных

4

3

5

3. Процентное соотношение больных детей к общему количеству учащихся ступени

13%

12%

16%

4. Количество детей, имеющих хронические заболевания

1

1

1

5. Процентное соотношение хронически больных детей к общему количеству учащихся ступени.

3%

4%

3%


Таблица №2

Состояние здоровья органов дыхания учащихся 2-ой ступени.

учебный год

2013 – 2014

учебный год

2014 – 2015

учебный год

1. Всего обучающихся

67 уч.

56 уч.

63 уч.

2. Количество детей эпизодически больных

15

14

14

3. Процентное соотношение больных детей к общему количеству учащихся ступени

22%

25%

22%

4. Количество детей, имеющих хронические заболевания

3

2

2

5. Процентное соотношение хронически больных детей к общему количеству учащихся ступени.

4%

4%

3%


Приложение №1(продолжение)


Таблица №3


Состояние здоровья органов дыхания учащихся 3-ей ступени.

учебный год

2013 – 2014

учебный год

2014 – 2015

учебный год

1. Всего обучающихся

12 уч.

17 уч.

14 уч.

2. Количество детей эпизодически больных

2

2

3

3. Процентное соотношение больных детей к общему количеству учащихся ступени

17%

12%

21%

4. Количество детей, имеющих хронические заболевания

1

1

2

5. Процентное соотношение хронически больных детей к общему количеству учащихся ступени.

8,3%

6%

14%


Таблица №4

Состояние здоровья органов дыхания учащихся школы.

учебный год

2013 – 2014

учебный год

2014 – 2015

учебный год

1. Всего обучающихся

110 уч.

99 уч.

109 уч.

2. Количество детей эпизодически больных

21

19

22

3. Процентное соотношение больных детей к общему количеству учащихся ступени

19%

19%

20%

4. Количество детей, имеющих хронические заболевания

5

4

5

5. Процентное соотношение хронически больных детей к общему количеству учащихся ступени.

5%

4%

5%




Приложение №2

Колонии бактерий,

выросшие в чашке Петри на желатиновой питательной среде (схема).

[pic] [pic]

[pic]

1



[pic] [pic] 2

3


4

5







Рис. 1. Схема опыта по выращиванию бактерий на питательном субстрате.

Условные обозначения:

[pic]


Рис. 2. Фотография колоний бактерий, выросших в чашках Петри

на желатиновой питательной среде.


Приложение №3


Приспособление для «окуривания» бактерий.


[pic]








1



2





3


4



Рис. 3. Фотография приспособления для окуривания бактерий.


Условные обозначения:







Приложение №4



Предметные стёкла с маркировкой и вазелиновым покрытием

для улавливания пылинок из воздуха.



[pic]





1 2 3 4



Рис. 4. Фотография предметных стёкол с вазелиновым покрытием

для «ловли» пылинок из воздуха.


Условные обозначения:


Одной из основных сред обитания человека является атмосфера. Чистый атмосферный воздух у поверхности Земли представляет собой физическую смесь различных газов: 78,1% азота, 20, 93% кислорода, 0,03-0,04% диоксида углерода и до 1% других инертных газов (аргон, неон, гелий, криптон, ксенон, радон, актинон, торон). Основными причинами изменения газового состав атмосферы является поступление в воздух так называемых малых примесей, содержание которых в атмосфере во много раз меньше основных газов (азота и кислорода). В условиях современного крупного города загрязнения сосредоточены в основном в приземном слое высотой до 1-2 км, а в средних городах - в слое толщиной в сотни метров. Источники загрязнения атмосферы могут быть природные, или естественные (пыльные бури, извержение вулканов, лесные пожары, выветривание) и антропогенные, или искусственные (промышленные предприятия, транспорт, теплоэлектростанции, сельское хозяйство), поступление загрязнений от которых часто имеет непрекращающийся и нарастающий характер. Загрязнения в атмосферном воздухе присутствуют в различных агрегатных состояниях: в виде твердых взвешенных частиц (аэрозолей), в виде пара, капель жидкости и газов. Наиболее часто атмосферный воздух загрязняется окисью и двуокисью углерода, окислами азота, окислами серы и другими соединениями серы (сероводород, сероуглерод), углеводородами, альдегидами, озоном, золой, сажей. В воздухе обнаруживаются высокотоксичные вещества, активно взаимодействующие с компонентами атмосферы и биосферы: свинец, мышьяк, ртуть, кадмий, фенол, формальдегид. В последние десятилетия значительное место в загрязнении атмосферного воздуха стали занимать предприятия биотехнологии, воздушные выбросы которых содержат органическую пыль, состоящую из жизнеспособных микроорганизмов, конечных и промежуточных продуктов микробиологического синтеза (в том числе антибиотики, аминокислоты, белки). Кроме того, в воздухе присутствует почвенная и бытовая пыль, количество которой определяется характером почв, степенью благоустройства территории города и погодой. Устойчивость пыли в воздухе

Образование в воздухе заряженных частиц происходит в результате естественного процесса расщепления газовых молекул и атомов под действием космических лучей, радионуклидов почвы, воды, воздуха, а также коротковолнового ультрафиолетового излучения Солнца. Легкие положительные или отрицательные аэроионы образуются при присоединении молекул газа к заряженным частицам. Оседая на механических частицах (пылинках) и микробах, содержащихся в воздухе, легкие аэроионы становятся средними, тяжелыми и сверхтяжелыми. Ионизационный режим воздушной среды определяется соотношением числа тяжелых аэроионов к числу легких (N/n) и коэффициентом униполярности (n+/n-) - отношением количества положительных аэроионов к числу отрицательных. Чем больше этот коэффициент, тем более загрязнен воздух. Диапазон допустимого уровня коэффициента униполярности находится в пределах 0,4-1,0. Имеющие заряд пылевые частицы дольше удерживаются в воздухе и в 2 раза интенсивнее задерживаются в дыхательных путях, чем нейтральные. Концентрация аэроионов обеих полярностей определяется как количество аэроионов в 1 см3 воздуха (е/см3) и в незагрязненном воздухе должна быть не менее 400-600 е/см3. Фитонциды, выделяемые некоторыми растениями (герань, гречиха, белая акация, красный дуб, ива), способствуют повышению концентрации в воздухе легких аэроионов. Нарастающее загрязнение атмосферы (динамическая антропогенная денатурация природы) приводит к неблагоприятным последствиям в окружающей среде: токсические фотохимические туманы; озоновые дыры, т.е. уменьшение количества озона над ограниченными территориями Земли; так называемый парниковый эффект, т.е. глобальное потепление климата в связи с увеличением в атмосфере концентрации тепличных газов (углекислого газа, метана, окислов азота, озона, фреонов), которые препятствуют тепловому излучению от приземных слоев атмосферы; кислотные дожди.

Таблица 4. Предельно допустимые концентрации химических веществ в атмосферном воздухе (извлечения из ГН 2.1.6.695-98)

2 более 70% - 0,05 мг/м3, от 70 до 20% - 0,1 мг/м3, менее 20% - 0,15 мг/м3. ПДК пыли в атмосферном воздухе поселений дифферен- цированы с учетом вредности и опасности пыли для здоровья человека в зависимости от содержания в ней специфического компонента.

В аптечных учреждениях и на предприятиях химико-фармацевтической промышленности воздух производственных помещений и атмосферный воздух может загрязняться парами и аэрозолями лекарственных средств, промежуточными и побочными продуктами синтеза, а также вспомогательными веществами (наполнители, подсластители, разрыхлители, эмульгаторы и др.), применяемыми в процессе производства и переработки лекарственных препаратов, при взвешивании, транспортировке, загрузке и выгрузке оборудования, расфасовке и дозировании лекарственных веществ.

Лекарственные средства и отходы химико-фармацевтических предприятий являются специфическим фактором загрязнения производственной и окружающей среды, обладающим рядом особенностей, таких как высокая стабильность, увеличивающая уровень их опасности, большие различия в объеме производства и количестве выбросов в атмосферу (от нескольких кг до десятков тонн в год), преимущественное агрегатное состояние в виде мелкодисперсных аэрозолей в воздухе рабочей зоны и атмосферном воздухе населенных мест. Лекарственные средства часто представляют собой комплекс из нескольких ингредиентов, что требует особых методических подходов при оценке их опасности.

Изменения химического состава и физических свойств атмосферного воздуха приводят к нарушению здоровья людей и различным негативным последствиям в объектах окружающей среды. В зависимости от характеристики выброса в атмосферный воздух и биологического действия его компонентов атмосферные загрязнения могут оказывать острое и хроническое резорбтивное воздействие на здоровье человека, а также рефлекторное и раздражающее действие. Острое воздействие загрязнения атмосферного воздуха проявляется только в особых ситуациях (например, при авариях на промышленных предприятиях или в случае токсических туманов) и является провоцирующим фактором обострения хронических сердечно-сосудистых, легочных, аллергических (бронхиальная астма) заболеваний и повышения общей заболеваемости и смертности от хронических болезней. Хроническое резорбтивное воздействие загрязнений атмосферы городов на здоровье населения является наиболее частым и неблагоприятным. Оно может быть специфическим, когда компонент загрязнения является этиологическим фактором нарушения здоровья (например, при загрязнении воздуха соединениями бериллия у населения отмечаются случаи специфического бериллиоза, спецефический легочный грануломатоз, при котором нарушается диффузная способность легких и вторично развивается гипоксия). Некоторые примеси в атмосферном воздухе могут оказывать канцерогенное и сенсибилизирующее действие. Хроническое неспецифическое воздействие загрязнений атмосферного воздуха вызывает ослабление иммунозащитных свойств организма и нарушения физического развития детей, повышает уровень заболеваемости инфекционными и неинфекционными болезнями, способствует обострению различных хронических заболеваний: бронхитов, эмфиземы легких, дерматитов, конъюнктивитов, острых респираторных заболеваний.


Необходимо учитывать, что в воздухе может находиться одновременно несколько различных химических веществ, оказывающих совместное воздействие на организм. Если объединенному действию химических факторов подвергается одна и та же система организма, то имеет место взаимозависимое действие, которое может проявляться как синергизм (усиление влияния в случае однонаправленного действия) или как антагонизм (снижение эффекта при разнонаправленном действии). При независимом одновременном действии химических веществ проявляется аддитивный эффект (суммация эффекта). Наконец, при совместном действии факторов разной природы может проявиться новый эффект (коалитивный), не присущий ни одному из факторов при их раздельном воздействии.

С1/ПДК1 + С2/ПДК2 +...-+ Сn/ПДКn <1,

где: С\, С2, Сп - фактические концентрации веществ в атмосферном воздухе;

ПДК1, ПДК2, ПДКn - ПДК тех же веществ в атмосферном воздухе.

В условиях одинаковой степени превышения уровня ПДК с учетом того, что степень выраженности биологических эффектов при воздействии веществ разных классов опасности различна, для оценки реальной степени опасности многокомпонентного загрязнения атмосферного воздуха необходимо использование коэффициентов кратности превышения ПДК веществ 3-го класса: 1,7, 1,3, 1,0, 0,9 соответственно для веществ 1, 2, 3, 4-го классов опасности. Отсюда расчет комплексного показателя загрязнения атмосферы (К) вычисляется по формуле:

[pic]

Показатель «К» используется в методических документах санитарно-эпидемиологической службы, а в документах Федеральной службы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (Росгидромет) в качестве критерия уровня загрязнения атмосферного воздуха поселений применяется аналогичный показатель - комплексный индекс загрязнения атмосферы (КИЗА). КИЗА используется при текущем наблюдении (мониторировании) и анализе динамики состава атмосферного воздуха во времени. Уровень загрязнения воздуха считается низким при КИЗА ниже 5, повышенным от 5 до 6, высоким от 7 до 13 и чрезвычайно высоким при КИЗА, равным или выше 14. В ежегодных отчетах Росгидромета отмечаются города с самым высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (КИЗА >14). Обычно это города, в которых размещены крупные пред- приятия цветной и черной металлургии, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической промышленности, крупные энергетические мощности.

3 (около 15 кг). Но дышать человек вынужден только тем атмосферным воздухом, который есть в месте его пребывания, и при этом происходит постоянное, круглосуточное поступление загрязняющих воздух веществ в

организм, прервать этот процесс человек не волен. Поэтому защита атмосферного воздуха поселений от неблагоприятного техногенного воздействия, предупреждение возможного его загрязнения в целях охраны как здоровья населения, так и окружающей среды в широком смысле этого слова является острой социально обусловленной проблемой.

Охрана атмосферного воздуха - это система мероприятий, направленная на уменьшение техногенного воздействия на атмосферный воздух, обеспечивающая сохранение здоровья и благоприятную среду обитания, а также учитывающая экономические аспекты. Эта система подразделяется на технологические, направленные на максимальное сокращение вредных выбросов в атмосферу, санитарно-технические, применяющиеся для снижения вредности выбросов или их очистки, планировочные, осуществляющие пространственное удаление источника выбросов от среды обитания человека, и административные действия, способствующие своевременной реализации всех перечисленных выше мероприятий. К технологическим мероприятиям относятся замена источников энергии менее вредными, сырья - менее токсичными, предварительная обработка топлива или сырья с целью снижения вредности выброса, совершенствование технологического процесса для уменьшения объема выброса или его вредности (использование мокрых технологических процессов взамен сухим), герметизация технологического оборудования, аппаратуры. Санитарно-технические мероприятия включают физические методы улавливания пыли (аэрозоля), дыма, капелек тумана или брызг с помощью специальных сооружений: циклонов, мультициклонов, мокрых скрубберов, тканевых фильтров, электрофильтров, а также химические методы очистки атмосферного воздуха за счет адсорбции жидкостью или твердыми веществами или применения каталитических нейтрализаторов. Планировочными мероприятиями являются функциональное зонирование территории населенных пунктов с учетом розы ветров, их благоустройство (озеленение, обводнение, асфальтирование улиц), рациональная планировка жилых районов, организация безсветофорных транспортных развязок путем строительства подземных туннелей, надземных эстакад, строительство обводных или кольцевых дорог для исключения транзитных потоков автотранспорта через территорию городской застройки, организация санитарнозащитных зон.

Отбор проб воздуха для анализов

Способы взятия проб воздуха разнообразны, что устанавливается спецификой химического анализа определяемого вещества. Они разделяются на две группы: динамические и одномоментные.

Анализ атмосферного воздуха и воздуха помещений может производиться в пробах, которые отбираются однократно для обнаружения максимальных концентраций, например, в момент наибольшего выброса загрязнений, с подветренной стороны от источника загрязнения, а также в среднесуточных пробах, когда воздух отбирают непрерывно в течение суток или не менее 4 раз в сутки через равные интервалы с усреднением полученных данных. Продолжительность отбора (не более 15-20 мин) зависит от чувствительности метода и от содержания примесей вредных веществ в воздухе. Отбор проб воздуха для анализа принято производить в зоне дыхания взрослого человека, т.е. на высоте 1,5 м от пола. Если для анализа требуется сравнительно небольшой объем воздуха, пробы отбирают в газовые пипетки, откалиброванные бутыли, резиновые камеры или пластмассовые мешки. При отборе больших количеств воздуха его пропускают с помощью аспирационного устройства (водяного или электрического аспиратора) через специальные поглотители или фильтры, задерживающие исследуемый газ или аэрозоль. Скорость втягивания воздуха в электроаспираторе определяется по шкале реометров, отградуированной в литрах в 1 мин (л/мин): два реометра (от 0 до 3 л/мин) служат для отбора проб воздуха с целью определения в нем содержания газов, еще два реометра (от 0 до 20 л/мин) - для отбора проб воздуха с целью определения в нем содержания пыли. В зависимости от метода химического анализа в качестве поглотительных сред для паров и газов используются твердые сорбенты (активированный уголь, силикагель, графит, каолин), полимерные сорбенты (порапак, полисорб, хромосорб, тенакс), поглотительные растворы, для определения в воздухе высокодисперсных аэрозолей (дымов, туманов, пыли) применяются различные фильтры (АФА).

V0 = [V1 273 • B] / [(273 + t?) 760],

где: V) - объем воздуха при t? = 0 ?С и В = 760 мм рт.ст.; V1 - объем воздуха, взятый для анализа; B - атмосферное давление, мм рт.ст.;

t? - температура воздуха в момент отбора проб воздуха, ?С; 273 - коэффициент расширения газов.

Гигиеническая характеристика воздуха жилых и общественных зданий

Основными источниками загрязнения воздуха закрытых помещений являются атмосферный воздух, проникающий в помещение через оконные проемы и неплотности строительных конструкций, строительные и отделочные полимерные материалы, выделяющие в воздух разнообразные, токсичные для человека вещества, многие из которых являются высокоопасными (бензол, толуол, циклогексан, ксилол, ацетон, бутанол, фенол, формальдегид, ацетальдегид, этиленгликоль, хлороформ), продукты жизнедеятельности человека и его бытовых занятий (антропотоксины: угарный газ, аммиак, ацетон, углеводороды, сероводород, альдегиды, органические кислоты, диэтиламин, метилацетат, крезол, фенол и др.), накапливающиеся в воздухе невентилируемых помещений с большим числом людей. Многие вещества являются высокоопасными, относящимися ко 2-му классу опасности. Это диметиламин, сероводород, диоксид азота, окись этилена, индол, скатол, меркаптан. Наибольший суммарный риск имеют бензол, хлороформ, формальдегид. Присутствующие одновременно даже в небольших количествах, они свидетельствуют о неблагополучии воздушной среды, оказывающей отрицательное воздействие на состояние умственной трудоспособности людей, находящихся в этих помещениях.

легких аэроионов в тяжелые вследствие оседания их на частицах витающей в воздухе пыли. Ионизация воздуха имеет гигиеническое значение, поскольку изменение ионизационного режима, т.е. соотно- шения легких и тяжелых аэроионов может служить чувствительным индикатором санитарного состояния воздуха закрытых помещений (табл. 5).

Таблица 5. Нормативные величины ионизации воздушной среды помещений в общественных зданиях

В воздух поступает значительное количество микробов, среди которых могут быть и патогенные. Чем больше в воздухе поме- щений пыли, тем обильнее в нем микробное загрязнение. Пыль в воздухе помещений разнообразна по химическому составу и происхождению. Сорбционная способность частиц пыли способствует увеличению поступления в дыхательные пути химических веществ, мигрирующих в воздух из строительных и отделочных материалов. Пыль является фактором передачи инфекционных болезней с аэрозольным механизмом распространения и бактериальных инфекций (например, туберкулеза). Пыль, содержащая плесневые грибы родов Penicillium и Mukor, вызывает аллергические заболевания.

Воздействие различных факторов на человека внутри помещения может вызвать нарушения состояния его здоровья, т.е. «забо- левания, связанные со зданием», например, парами формальдегида, выделяющегося из полимерных и древесно-стружечных материалов.

Симптомы заболевания сохраняются долго, даже после устранения источника вредного воздействия. «Синдром больного здания» прояв- ляется в виде острых нарушений состояния здоровья и дискомфорта (головной боли, раздражения глаз, носа и органов дыхания, сухого кашля, сухости и зуде кожи, слабости, тошноте, повышенной утомляемости, восприимчивости к запахам), возникающих в конкретных помещениях и почти полностью исчезающих при выходе из него. Развитие этого синдрома связывается с комбинированными и сочетанными действиями химических, физических (температура, влажность) и биологических (бактерии, неизвестные вирусы и др.) факторов. Его причинами чаще всего является недостаточная естественная и искусственная вентиляция помещений, строительные и отделочные полимерные материалы, выделяющие в воздух разнообразные токсичные для человека вещества, нерегулярная уборка помещений. Химическое и биологическое загрязнение воздуха способствует развитию синдрома хронической усталости (синдрома иммунной дисфункции), т.е. ощущению выраженной усталости, отмечающейся на протяжении не менее 6 мес и сочетающейся с нарушением кратковременной памяти, дезориентацией, нарушением речи и затруднением при выполнении счетных операций. Синдром множественной химической чувствительности, характеризующийся нарушением процессов адаптации организма к действию различных факторов на фоне наследственной или приобретенной чувствительности к химическим веществам, чаще всего развивается у людей, имевших в прошлом острые отравления химическими веществами (органическими растворителями, пестицидами и раздражающими веществами).

санитарному показателю чистоты воз- духа - содержанию углекислого газа (показателю Петтенкофера), а в качестве предельно допустимого норматива (ПДК) использовать его концентрацию в помещениях - 1,0%с или 0,1% (1000 см3 в 1 м3). Углекислый газ постоянно выделяется в воздух закрытых помеще-

ний при дыхании, наиболее доступен простому определению и имеет достоверную прямую корреляцию с суммарным загрязнением воздуха. Показатель Петтенкофера является не предельно допустимой кон- центрацией самого диоксида углерода, а показателем вредности концентраций многочисленных метаболитов человека, накопившихся в воздухе параллельно с диоксидом углерода. Более высокое содержание СО2 (>1,0%о) сопровождается суммарным изменением химического состава и физическим свойством воздуха в помещении, которые неблагоприятно влияют на состояние находящихся в нем людей, хотя сам по себе диоксид углерода и в значительно более высоких концентрациях не проявляет токсические для человека свойства. При оценке качества воздуха и проектировании систем вентиляции помещений с большим количеством людей содержание диоксида углерода служит основной расчетной величиной.

Мерами предупреждения загрязнения воздуха помещений является их проветривание, если это возможно, соблюдение чистоты путем регулярной влажной уборки помещений, соблюдение установленных норм площади и кубатуры помещений, санация воздуха с помощью дезинфицирующих средств и бактерицидных ламп.

Лабораторная работа «Оценка содержания пыли и некоторых химических веществ в воздухе помещений»

1. Ознакомиться с имеющимися в учебной комнате образцами поглотительных приборов, фильтров, устройством и принципами работы аппаратов, используемых для отбора проб воздуха на газы и пыль (электрического аспиратора с реометрами).

2. Произвести расчет запыленности воздуха в помещении с помощью весового аспирационного метода, используя данные ситуационной задачи, и дать заключение о степени запыленности воздуха, сравнив полученные расчетные данные с соответствующими нормативами.

3. Провести анализ воздуха с целью определения содержания в нем оксида углерода, сернистого ангидрида, аммиака. Дать гигиеническое заключение о степени загрязнения воздуха путем сопоставле- ния концентраций этих веществ с соответствующими гигиеническими нормативами.

4. Определить экспресс-методом концентрацию углекислого газа в воздухе учебной комнаты. Дать гигиеническое заключение о чистоте воздуха помещения по интегральному санитарному показателю (СО2) путем сопоставления концентрации СО2 с соответствующим гигиеническим нормативом. Разработать мероприятия по снижению уровня загрязненности воздуха исследуемой комнаты.

Методика работы

1. Определение и оценка запыленности воздушной среды Методы определения запыленности воздуха делятся на две группы:

•  основанные на выделении дисперсной фазы (пылинок) из дисперсионной среды (воздуха): седиментационный (весовой и счетный), аспирационный (весовой и счетный);

•  без выделения дисперсной фазы: оптические, фотометрические, электрометрические.

Определение запыленности воздушной среды производится чаще всего аспирационным весовым (гравиметрическим) методом. Метод основан на улавливании пыли из просасываемого через фильтр воздуха при скорости аспирации 10-20 л/мин.

Ход работы. Негигроскопичный аэрозольной фильтр (АФА), изготовленный из специальной ткани ФПП-15, взвесить вместе с бумажным кольцом на аналитических весах с точностью до 0,0001 г и укрепить в металлическом или пластмассовом аллонже (патроне) с помощью завинчивающегося кольца. Воздух в течение 5-10 мин пропустить через фильтр с помощью аспиратора, оснащенного рео- метром, позволяющим регулировать скорость аспирации. В условиях учебного исследования достаточно отбирать пробу в течение 2-5 мин со скоростью 10-20 л /мин. Осторожно вынутый из патрона фильтр повторно взвесить на аналитических весах. Из веса фильтра после отбора пробы вычитается его первоначальный вес. Объем протянутого воздуха вычисляется при умножении скорости аспирации (в л/мин) на время отбора пробы в минутах.

Расчет количества пыли производится по формуле:

Х = [(Л21) 1000] / V

где: Х - запыленность воздуха, мг/м3;

А2 - вес фильтра с пылью после отбора пробы, мг;

А1 - вес фильтра до отбора пробы, мг; V - объем протянутого воздуха, л.

2. Методы определения содержания некоторых химических веществ в воздухе помещений

Для анализа отобранных проб воздуха в санитарных лабораториях промышленных предприятий применяют разнообразные методы: оптические, электрохимические, хроматографические. Для быстрого определения степени загрязнения воздушной среды вредными веществами применяют экспресс-методы. Экспресс-исследования проводятся путем колориметрии растворов по стандартным шкалам или с применением реактивной бумаги, индикаторных трубок. В основе этих методов почти всегда лежат цветные реакции.

*Экспресс-метод определения концентрации диоксида серы (сернистого ангидрида)

Сернистый ангидрид (SO2) - бесцветный газ, обладающий острым, раздражающим запахом. Это наиболее распространенный загрязнитель атмосферного воздуха. Основным источником загрязнения SO2 являются предприятия теплоэнергетики (ТЭЦ, ГРЭС, котельные) и выбросы автотранспорта. В результате реакции SO2 с парами воды, присутствующими в атмосферном воздухе, образуется серная кислота, которая при определенных условиях в виде аэрозоля выпадает в составе «кислотных дождей». SO2 увеличивает общую распространенность респираторных заболеваний неинфекционной и инфекционной природы, вызывает развитие хронических ринитов, фарингитов, хронических бронхитов, часто с астматическими компонентами, воспаление слухового прохода и евстахиевой трубы.

- восстановление йода сернистым ангидридом до НI. Ход работы. В поглотитель Полежаева налить 1 мл поглотительного раствора, состоящего из смеси 0,0001 н. раствора йода с крахмалом. Через поглотитель с помощью электроаспиратора протянуть воздух из бутыли со скоростью 10 мл /мин (при такой скорости можно легко сосчитать проходящие через поглотительный раствор пузырьки воздуха) до исчезновения окраски поглотительного раствора. Объем прошедшего через поглотитель воздуха определить, умножив 10 мл /мин на время аспирации в минутах. Концентрацию SO2 в воздухе определить по табл. 6.

Таблица 6. Зависимость концентраций сернистого газа от объема воздуха, обесцвечивающего поглотительный раствор

Объем поглощенного

воздуха, мл

Концентрация SO2, мг/м3

Объем поглощенного воздуха, мл

Концентрация SO2, мг/м3

10

320

100

32

20

160

110

29

30

107

120

27

40

80

130

24

50

64

140

22

60

53

150

20

70

46

200

16

80

40

250

12

90

35

300

10

Определение концентрации аммиака в воздухе Аммиак (NH3) - бесцветный газ с острым запахом. В воздушную среду поступает с выбросами промышленных предприятий, от животноводческих комплексов, антропотоксин жилых и общественных помещений. Аммиак обладает раздражающим действием на слизистые оболочки верхних дыхательных путей и глаз, вызывая приступы кашля, слезотечение и боль в глазах, головокружение и рвоту.

Ход работы. В поглотительный сосуд с пористой пластинкой внести 5 мл 0,01 н. раствора Н2SО4 и подсоединить к бутыли с анализируемым воздухом. Затем отобрать пробу с помощью электроаспиратора в течение 5 мин со скоростью 1 л/мин. Раствор из поглотительного сосуда в количестве 5 мл внести в пробирку и добавить 0,5 мл реактива Несслера, взболтать и через 5-10 мин фотометрировать в кюветах с толщиной слоя 10-20 мм при синем светофильтре, сравнивая с контролем, который готовят одновременно и аналогично пробам. При взаимодействии аммиака с реактивом Несслера образуется соединение, окрашенное в желто-бурый цвет. Интенсивность окраски пропорциональна количеству ионов аммония. Содержание аммиака в анализируемом объеме определить по предварительно построенному градуировочному графику. Для построения градуировочного графика приготовить шкалу стандартов согласно табл. 7.

Таблица 7. Шкала стандартов для определения аммиака

Содержание аммиака в исследуемом воздухе (в мг/м3) рассчитывается по формуле:

С = а / V,

где: а - количество аммиака в анализируемом объеме пробы, мкг; V - объем воздуха, отобранного для анализа, л.

Экспресс-метод определения концентрации диоксида серы (углекислого газа) в воздухе закрытых помещений

Углекислый газ (СО2) - бесцветный газ без запаха, в 1,5 раза тяжелее воздуха. Углекислый газ выделяется в воздух в результате естественных процессов дыхания людей и животных, процессов окисления органических веществ при горении, брожении, гниении. Кроме того, значительные количества диоксида углерода образуются в результате работы промышленных предприятий и автотранспорта, сжигающих огромные количества топлива. Наряду с процессами образования в природе идут процессы ассимиляции диоксида углерода - активное поглощение растениями в процессе фотосинтеза и вымывание СО2 осадками. Увеличение содержания диоксида углерода до 3% вызывает одышку, головную боль, снижение работоспособности. Смерть может наступить при содержании СО2 8-10%. Содержание СО2 - санитарный показатель, по которому оценивают степень чистоты воздуха помещения. Экспресс-метод определения

концентрации СО2 в воздухе основан на реакции углекислоты с раствором соды.

Ход работы. В стеклянный шприц с градуировкой до 100 мл набрать 20 мл 0,005% раствора соды с фенолфталеином, имеющим розовую окраску, а затем набрать в тот же шприц 80 мл воздуха (до отметки 100 мл) и встряхивать в течение 1 мин.

Таблица 8. Зависимость содержания СО2 в воздухе от объема воздуха, обесцвечивающего 20 мл 0,005% раствора соды

Концентрация

СО2, %о

Объем воздуха, мл

Концентрация

СО2, %о

Объем воздуха, мл

Концентрация

СО2, %о

80

3,20

330

1,16

410

0,84

160

2,08

340

1,12

420

0,80

200

1,82

350

1,08

430

0,76

240

1,56

360

1,04

440

0,70

260

1,44

370

1,00

450

0,66

280

1,36

380

0.96

460

0,60

300

1,28

390

0,92

470

0,56

320

1,20

400

0,88

480

0,52

Если не произошло обесцвечивания раствора, воздух из шприца осторожно выдавить, оставив в нем раствор, вновь набрать такую же порцию воздуха и встряхивать ее еще 1 мин. Если после встряхивания раствор не обесцветился, эту операцию следует повторить еще несколько раз до полного обесцвечивания раствора, добавляя воздух небольшими порциями, по 10-20 мл, каждый раз встряхивая шприц в течение 1 мин. Подсчитав общий объем воздуха, прошедшего через шприц и обесцветившего раствор соды, определить концентрацию СО2 в воздухе помещения по табл. 8.

Образец протокола для выполнения лабораторного задания «Оценка содержания пыли и некоторых химических веществ в воздухе помещений»

1. Определение и оценка запыленности воздуха помещения (ситуационная задача).

Вес фильтра до отбора пробы, мг (А1) ...

Вес фильтра с пылью после отбора пробы, мг (А2) . Расчет количества пыли по формуле: ...

Гигиеническая оценка степени запыленности воздуха на основе сопоставления результатов анализов воздуха с ПДК аэрозоля в воздухе.

Заключение (образец).

1. Проведенный анализ показал, что в воздухе помещения содержится . мг/м3 пыли, что ниже или превышает величину ПДК пыли (максимально разовой или среднесуточной). Необходимо указать меры по снижению запыленности воздуха помещения (например, проводить регулярную влажную уборку помещения и пр.).

2. Определение концентрации диоксида углерода в помещении с помощью экспресс-метода:

Объем воздуха, обесцвечивающий 20 мл 0,005% раствора соды .

Количество СО2 в воздухе помещения (табл. 8) .

Гигиеническая оценка степени загрязнения воздуха помещения на основе сопоставления концентрации СО2 с ПДК СО2 в воздухе помещений.

3. Проведенный анализ показал, что в воздухе помещения содержится ...%0 СО2, что значительно ниже предельно допустимой концентрации (1%0) (или превышает ПДК). В данном случае надо указать меры по улучшению состава воздуха (например, проветрить помещение).






































РЕЦЕНЗИЯ

на научно-исследовательскую работу

по теме: «Анализ и оценка чистоты воздуха в школьном помещении»,

выполненную учеником 8б класса Козак Дмитрием Николаевичем

МБОУ «СОШ №1» г. Корсакова

Сахалинской области

Выбранная тема исследования является актуальной для каждого учащегося нашей школы. Богатство государства измеряется природными ресурсами, материально-культурными ценностями. Но есть ценности намного важнее, чем перечисленные, - это люди. Ибо от состояния людских ресурсов зависит всё остальное: и культура, и уровень развития хозяйства. Получается, что здоровье человека является главной ценностью его жизни. На состояние здоровья влияют такие факторы, как генетический, образ жизни человека, внешняя среда, уровень оказания медицинских услуг. Но ведь в воздухе кроме веществ есть и живые организмы. И среди них, конечно же, болезнетворные бактерии, которые распространяются воздушно-капельным путём или относятся к пылевой инфекции. А сколько их? Вообще, кто-то учитывал их содержание в воздухе? Знаю, что «ловить, подкармливать и выращивать» бактерии и их колонии пытался немецкий микробиолог Роберт Кох (1843-1910). И у него это получилось! Так, может быть, попробовать каким-нибудь способом подсчитать количество этих самых бактерий и мне? Да и причина на то веская есть. В нашей школе за последние три года увеличилось количество заболеваний органов дыхания учащихся. Так, может быть, мы сами себе поможем, и не будем дожидаться, когда потребуется неотложная медицинская помощь? Цель и задачи исследовательской работы адекватны её теме. Глубину и качество изучения специальной литературы можно оценить как высокие. Автором проделана большая работа по сбору и систематизации материала об изучаемом вопросе. Работа структурна, соответствует плану. Работа отличается логичностью. Она состоит из введения, исследовательской и теоретической глав, а также заключения, приложения. Работа «Анализ и оценка чистоты воздуха в школьном помещении» выполненную учеником 8б класса Козак Дмитрием Николаевичем, под руководством Гридасовой Светланы Георгиевны в полном объеме раскрывает данную проблему не только теоретически, но и практически. Данная работа является научно – исследовательской, а не реферативной. В своей работе Дмитрий каждый шаг исследования проверял опытным путем, проведя большое количество исследований. Дмитрий не ограничился несколькими научными источниками по теме исследования, а использовала информацию из большого количества разнообразных источников. Работа выполнена на достаточно высоком уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес. Автор не только показывает результаты, но и делает собственный анализ, выявляет причины таких результатов. Большую роль в подготовке данной работы сыграла и научный руководитель Гридасова Светлана Георгиевна. Она сумела заинтересовать ученика данной темой на уроке, а затем и во внеурочное время. Подход к изучению данной темы был не формальный, а творческий. Вывод: научно – исследовательскую работу Козак Дмитрия Николаевича признать как исследовательскую. Результаты работы можно использовать при проведении уроков анатомии в 8 классах. Рекомендую продолжить работу по данной теме с уклоном на более глубокое изучение загрязнения в школьном помещении. Работа, представленная для рецензирования является завершенным самостоятельным исследованием, выполнена на достаточном теоретическом и методологическом уровне, обладает инновационным характером, заслуживает положительной оценки. Ученика 8б класса Козак Дмитрия Николаевича, как способного экспериментатора более активно привлекать к исследовательской деятельности. Это наши будущие лучшие кадры. Рекомендую данную работу выставить на конференции и конкурсы более высокого уровня.


Руководитель предметного МО

МБОУ «СОШ№1» М.Н. Бондарь

















































ОТЗЫВ
о работе по теме: «Анализ и оценка чистоты воздуха в школьном помещении»,

выполненную учеником 8б класса Козак Дмитрием Николаевичем

МБОУ «СОШ №1» г. Корсакова

Сахалинской области

Богатство государства измеряется природными ресурсами, материально-культурными ценностями. Но есть ценности намного важнее, чем перечисленные, - это люди. Ибо от состояния людских ресурсов зависит всё остальное: и культура, и уровень развития хозяйства. Получается, что здоровье человека является главной ценностью его жизни. На состояние здоровья влияют такие факторы, как генетический, образ жизни человека, внешняя среда, уровень оказания медицинских услуг. В воздухе, которым мы дышим, кроме веществ есть и живые организмы. И среди них, конечно же, болезнетворные бактерии, которые распространяются воздушно-капельным путём или относятся к пылевой инфекции. А сколько их? Вообще, кто-то учитывал их содержание в воздухе? Изучив много литературы, Дмитрий выяснил, что «ловить, подкармливать и выращивать» бактерии и их колонии пытался немецкий микробиолог Роберт Кох (1843-1910). И у него это получилось! И Дмитрий решил: «Так, может быть, попробовать каким-нибудь способом подсчитать количество этих самых бактерий и мне? Да и причина на то веская есть. В нашей школе за последние три года увеличилось количество заболеваний органов дыхания учащихся». При выполнении практической части, ему пришлось проявить умения и навыки самостоятельного выполнения исследований по алгоритму, соблюдая при этом строгую стерильность. В процессе выполнения работы Дмитрий стал более собранным, ответственным. Он заинтересовал своими опытами не только одноклассников, но и родителей. Работа структурна, соответствует плану. Работа отличается логичностью. Она состоит из введения, исследовательской и теоретической глав, а также заключения, приложения. Можно выделить положительные результаты, достигнутые во время работы над исследованием: была изучена научная и научно-популярная литература по данной проблеме, проведены бактериологическое исследование воздуха в школьных помещениях, определена степень запылённости воздуха в школьных помещениях, выявлены предполагаемые причины загрязнения воздуха в школьных помещениях, составлены рекомендации по улучшению экологического состояния воздушной среды и гигиенического состояния помещений. Эту работу можно использовать в образовательном процессе.

Руководитель работы: Гридасова Светлана Георгиевна

учитель биологии МБОУ «СОШ №1» г. Корсакова