Урок биологии 6 класс Прорастание семян

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1р.п. СТЕПНОЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

____________________________________________

Методическая разработка урока

« Прорастание семян»

6 класс

Силаковой Елены Ивановны,учителя биологии

2016-2017 уч.г.

Методическое обоснование темы урока.

1. Ступень основного общего образования.

2. Курс биологии « Растения»

3. Уровень биологического образования: первый концентр

4. Класс: 6 класс

5. Место в учебной теме ( тематическом блоке): урок является продолжением изучения процессов жизнедеятельности растений в теме « Жизнь растений».

Методические рекомендации по проведению урока.

На современном этапе обучения необходимо особо обратить внимание на индивидуальное развитие личности, поиск и развитие творческих способностей учащегося, обучению навыкам самостоятельного решения поставленных перед собой задач. Формировать у учащихся способность самостоятельно мыслить, применять знания, уметь планировать деятельность, ставить вопросы и уметь находить на них ответы. Умение эффективно сотрудничать в разнообразных мини группах. Все это неизбежно должно привести к поиску и внедрению новых педагогических форм и технологий в образовании. Одними из таких форм – исследовательская и проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Сущность исследовательского метода заключается в организации учителем поисковой, творческой деятельности учащихся для решения новых проблем и проблемных задач. Назначение данного метода - полноценное усвоение школьниками опыта творческой деятельности .

С помощью исследовательского метода организуется творческое усвоение знаний, т.е. этот метод учит школьников применять известные им знания для решения проблемных задач и добывания новых знаний в результате такого решения. Кроме того, он обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску этих методов. Очевидно, что исследовательский метод является условием формирования интереса, по­требности в самостоятельной, творческой деятельности у уча­щихся

Характер заданий при исследовательском методе: домашние практические задания; решение аналитических проблем; задания кратковременные и предполагающие необходимый определенный срок (неделю), задания групповые.

Цель урока: приобретение знаний об условиях прорастания семян

Задачи урока:

-обобщить знания обучающихся о строении семян растений;

-выяснить условия прорастания семян;

- приобрести опыт проведения биологических исследований (умение выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать вывод).

Урок является продолжением изучения темы « Жизнь растений». На уроке проводится проверка и закрепление полученных знаний , отрабатываются и закрепляются познавательные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД.

Тип урока- открытие новых знаний ( урок- исследование).

Технологические особенности – на уроке осуществляется системно-деятельностный подход на всех этапах.

Используемое оборудование: компьютеры, проектор, мультимедийная презнтация, ЦОР Единой коллекции образовательных ресурсов, коллекция семян, оборудование для серии опытов по прорастанию семян.

Планируемые результаты урока.

Учащиеся должны знать:

- условия прорастания семян;

- зависимость прорастания семян от факторов окружающей среды;

- правила посева семян.

Учащиеся должны уметь:

- составлять схемы

-обосновывать правила посева семян.

- высказывать собственное мнение.

Разработка содержит следующие материалы:

1.Конспект урока

2.Технологическая карта урока.

3.Приложение 1. Презентация « Прорастание семян».

4. Приложение 2. Карточки-задания для групповой работы.

5. Приложение 3. Карточки – задания для работы в парах.

6. Приложение 4. Тест для проверки знаний.

Представленный материал может быть использован при проведении уроков, занятий спецкурса по ботанике.

Разработка подготовлена с использованием ЭОР, размещенных в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

1. Конспект урока.

Тема урока « Условия прорастания семян».

Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.

Задачи:

Образовательные

• Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.

• Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.

Развивающие

• Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.

• Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы

• Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.

• Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные

• Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты урока.

Предметные результаты:

• уч-ся смогут объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов (условия и этапы прорастания семян);

• уч-ся должны понимать смысл биологических терминов: семя, зародыш, семядоли, семенная кожура, эндосперм, период покоя, прорастание.

• Учащиеся должны уметь:

• - составлять схемы

• - объяснять опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян;

• -обосновывать правила посева семян.

• - высказывать собственное мнение.

Метапредметные и личностные результаты:

• Регулятивные УУД

• Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

.

• работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

• Познавательные УУД

• Заполнить таблицу и схему, иллюстрирующую зависимость прорастания семян от различных условий.

• Раскрыть на конкретных примерах условия прорастания семян.

• -обосновывать правила посева семян.

• Учащиеся должны уметь высказать свое мнение об условиях прорастания семян

Коммуникативные УУД

• Уметь самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Тип урока: открытие новых знаний ( урок-исследование).

Педагогические технологии: информационно-коммуникационная , диалоговая , технология критического мышления, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, технология интерактивного обучения.

Методы и методические приемы: проблемный, использование ЦОР, исследовательский . информационно коммуникативный, иллюстративно-побуждающий, поисковый.

Место в системе образовательного процесса: Данная тема изучается в 6 классе по учебнику В. В.Пасечника “Биология” (Бактерии. Грибы.Растения.) в разделе “Классификация растений”,после изучения семейства крестоцветных.

Форма организации учебной деятельности: групповая (состав с разным интеллектуальным потенциалом), работ в парах, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация с материалом урока, коллекция семян, оборудование для проведения практической части по проращиванию семян ( опыты заложены заранее), карточки задания для групповой работы и индивидуальной работы.

Ход урока.

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

Фронтальная беседа по вопросам с использованием ресурсов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

[link]

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.