Технологическая карта урока ФГОС по теме:«Как древние люди представляли себе Вселенную»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Технологическая карта урока биологии в 5 классе.

Тема урока «Как древние люди представляли себе Вселенную»

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: разъяснить ученикам понятие Вселенная и различные гипотезы ее строения.
Задачи урока:

Образовательные: разъяснить ученикам, что такое Вселенная, рассказать как представляли себе Вселенную древние Индийцы, египтяне, греки, жители Месопотамии, вавилоняне, каковы взгляды Пифагора на форму Земли, объяснить суть модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею;

Развивающие: развивать у учащихся умение самостоятельно работать с учебником, умение сравнивать и делать выводы, умение составлять презентации по дополнительным материалам и литературе;

Воспитывающие: физическое воспитание: сменять один вид деятельности другим, следить за осанкой;
эстетическое воспитание: воспитывать умение выступать перед аудиторией и высказывать свое мнение.

Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник, рабочая тетрадь, рисунки Вселенной, Земли и Солнечной системы, рисунки, иллюстрирующие представления древних людей о Вселенной. 

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;

- проблемное обучение

Планируемые результаты:

  1. Предметные: научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя

  2. Метапредметные УУД :

Коммуникативные – добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств.

Познавательные: объяснять представления древних людей о Вселенной

  1. Личностные УУД: формирование навыков работы по образцу с помощью учителя


Цель учителя: организовать контроль

начала работы, обеспечить интеллектуальный и эмоциональный настрой учеников на урок.

Деятельность учителя:

Приветствует учеников. Задаёт вопросы:

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Что необходимо нам для успешной работы?

Цель учащихся: настроится на восприятие материала урока.



Деятельность учащихся:

Стоя приветствуют учителя.

Отвечают на его вопросы.

2

Мотивирование к учебной деятельности

Здравствуйте ребята, садитесь.

Прослушайте стихотворение, и скажите о чем идет речь?


Синее небо открыло
Жёлто-оранжевый глаз.
Солнце - дневное светило
Ласково смотрит на нас.
Кружится плавно планета
В зыбком мерцанье огней.
В Космосе где-то комета
Следом стремится за ней.
Рвётся с орбиты Меркурий,
Хочет Венеру обнять.
Этим магнитные бури
Может Меркурий поднять.
Дальние звёзды мигают,
Что-то сигналя Земле.
Чёрные дыры зияют
Вечной загадкой во мгле.


Ребята о чем же мы сегодня будем говорить?

Правильно, мы поговорим о Вселенной. Слайд№1






















(ответы учащихся)

3








































































4.



Изучение нового материала







































































Первичное закрепление


Определение темы урока. Целеполагание.

Учитель: Как вы думаете - в настоящее время люди много знают о Вселенной?

Продолжают ли изучать Вселенную?

А изучали ли Вселенную в древние времена?

Скажите, а вы знаете как они представляли себе вселенную?

Сможете ли вы назвать тему нашего урока?

Итак, мы называем нашу тему: Как древние люди представляли себе Вселенную. Учитель просит записать название в тетрадь.

Учитель: ребята, а какова цель нашего урока

Учитель: создает ситуацию успеха, задавая  вопрос: а, что нужно сделать, чтобы учебный материал был понятным и интересным? – работать, внимательно слушать учителя и т.д.

Так что же такое Вселенная? Давайте прочитаем на стр. 24

( запись в тетрадь – Вселенная – космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль). Слайд№2

Все, что мы знаем о Вселенной сейчас, было накоплено за многие годы.
В древности представления о Вселенной были совсем иными, нежели сейчас. И чтобы нам понять все это многообразии представлений о вселенной, мы с вами поработаем в группах (группы различаются по цвету)

Красные- Древние Индийцы.

Синие- Древний Египет

Розовые- Древний Вавилон

Желтые- Пифагор

Голубые- Аристарх Самосский

Каждой группе необходимо выполнить задании, которые вам выданы. После обсуждения в группах вы выбираете представителя и доносите информацию всему классу, остальные ребята из вашей группы могут дополнять. После ответа ребят мы с вами будем заполнять таблицу: Мнения о строении Вселенной

Цель учителя: Продолжить работу по изучению нового материала, организует самостоятельную работу учеников

Учитель оказывает индивидуальную помощь в выполнении заданий, корректирует записи в общей таблице.


Название народа


Представление Вселенной

1. Древние Индийцы.



2.Древний Египет



3. Древний Вавилон


4. Пифагор


5.Аристотель


6.Аристарх Самосский


7. Клавдий Птолемей




Цель для учителя: Проверить глубины понимания учащимися учебного материала.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Звезды с небес

Встань, поставь ноги врозь на ширину плеч. Подними руки высоко над головой и вытягивай их все выше и выше вверх. Сначала ты можешь свою правую руку сделать очень длинной, как если бы ты хотел достать с неба звездочку. Потом можешь позволить правой стороне расслабиться, а вытянуть вверх левую руку. При этом представь себе, что ты хочешь схватить звезду с неба «одной левой». Сделай так еще пару раз, доставай с неба звездочки попеременно правой и левой рукой. При этом равномерно глубоко вдыхай и выдыхай.(1 мин.).

Ребята, ваши одноклассники подготовили сообщения о двух великих древнегреческих ученых. Послушаем их.

1-Аристотель, 2-Птолемей

Учитель: Предлагает проверить усвоение учебного материала, решить КРОССВОРД



Цель для учащихся: применять свои знания.





Деятельность учащихся: отвечают на вопросы



























Цель учащихся: проанализировать информацию,

продумать и письменно оформить


Название народа


Представление Вселенной

1. Древние Индийцы.


Земля плоская, опирается на спины 4 слонов, слоны стоят на черепахе, а черепаха на змее.

2.Древний Египет


Внизу — Земля, над ней — богиня неба, слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу (от восхода до заката)

3. Древний Вавилон

Земля – это гора, которую окружает море. Над горой в виде опрокинутой чаши – небо. В центре Вселенной город Вавилон.

4. Пифагор

Впервые предположил, что Земля имеет форму шара.

5.Аристотель

Центр – неподвижная Земля, вокруг 8 небесных сфер, на них неподвижные небесные тела: Луна, планеты, Солнце, звезды. 9 сфера – двигатель Вселенной.

6.Аристарх Самосский

Утверждал, что Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца

7. Клавдий Птолемей

Вокруг неподвижной Земли движутся подвижные Луна, планеты, Солнце, но также есть и сфера неподвижных звезд.





Учащиеся слушают сообщения и заполняют таблицу.

Учащиеся решают



5.

Итоги урока.

Рефлексия.




Цель учителя:

Развивать умения соотносить цель и результат.


Деятельность учителя:

Организует рефлексию.

-Ребята, хлопните в ладоши те, кто на этом уроке узнал что-то новое.

-Поднимите правую руку те, кто полностью справился с заданиями

-Поднимите левую руку те, кто не успел выполнить работу.

(что нужно дома сделать?-доработать).

-Поднимите обе руки те, для кого урок оказался нужным, полезным.

Я очень рада за вас и говорю спасибо всем за урок. Молодцы!

Цель учащихся:

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

Деятельность учащихся:

Отвечают на вопросы.









6.

Домашнее задание

Цель для учителя:

Проинструктировать о выполнении дом.задания.

Стр:24-28, вопросы стр:28

Подготовить биографию Н.Коперника, Д.Бруно, Г.Галилея

Цель для учащихся:

Применить полученные знания на уроке при самостоятельном выполнении домашнего задания.