Корень. Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Журавец Елена Алексеевна

КГУ « Средняя школа имени Сайлау Серикова города Есиль с пришкольным интернатом

Отдела образования Есильского района»

Учитель биологии и географии

Естественно- математическое

Высшая

«Корень. Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения».

6 «Б»

Урок- исследование

2015год

Тип урока:  изучения нового материала

Методы: проблемное изучение, самостоятельная работа

Вид урока: комбинированный

Цель: Углубление знаний о строении растения, изучение функций, строение корня и корневых систем и их значение в жизни растений.

Задачи урока:

Образовательные:

Продолжить знакомство учащихся с органами растения.
Познакомить школьников с функциями корня, сформировать у школьников представление о многофункциональности этого органа,
Показать, что каждое растение имеет не один корень, а корневую систему,
Показать, что корни различны по происхождению, а корневые системы разнообразны по форме.

Развивающие: Развивать умение работать с лабораторными экземплярами растений- гербариями,живым биологическим материалом- проросшими семенами растений. Овладевать навыками смыслового чтения, умение анализировать, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения.
Формировать у детей умение пользоваться знаниями, полученными на других уроках, связывать во- единое целое предметы естественного и гуманитарного цикла.

Воспитательные: Показать значимость корневой системы для растения. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, любовь к природе.

 Демонстрация гербарных материалов, презентация .

Оборудование:
Демонстрационное – комнатные растения, плакат “Строение корня”, “Типы корневых систем”; презентация «Внешнее и внутреннее строение стебля»

Лабораторное - проростки фасоли, гороха, тыквы с развитыми корнями (на каждый стол), луковицы с корнями, гербарий “Типы корневых систем”. Гербарий растений со стержневой
1

 и мочковатой корневой системой;

Ход урока.

Проверка домашнего задания

  1. Беседа с классом по вопросам.

-Какой опыт доказывает, что для прорастания семян необходим воздух?( Две банки с семенами и в одной семена полностью залиты водой).

- Какой опыт демонстрирует необходимость для семян тепла? ( Одну из банок с семенами поставит в холодильник).

-Как доазать необходимость влаги для прорастания семян? ( В одной банке семена сухие, а во второй на смоченной салфетке).

2. Тесты

Вариант 1.

1. Семена гороха прорастут, если:

а) сосуд с семенами доверху залить водой;

б) сосуд с семенами оставить без воды;

в) в сосуд с семенами налить немного воды.

  1. Теплолюбивое растение - это:

а) рожь;

б) тыква;

в) морковь.

  1. Холодостойкое растение - это:

а) томат;

б) перец;

в) пшеница.

  1. Растения, семена которых заделывают в почву на глубину 4-5 см:

а) огурец;

б) горох;

в) салат.

  1. Семена моркови, лука заделывают на глубину:

а) 1-2 см;

б) 2-4 см;

в) 4-5 см.


2

Вариант 2
1
. Семена гороха прорастут, если:

а) в сосуд с семенами налить немного воды;

б) сосуд с семенами доверху залить водой;

в) сосуд с семенами оставить без воды.

  1. Теплолюбивое растение – это:

а) салат;

б) пшеница;

в) томат.

  1. Холодостойкое растение - это:

а) тыква;

б) кукуруза;

в) огурец.

  1. Растения, семена которых заделывают в почву на глубину 4-5 см:

а) томат;

б) фасоль;

в) мак.

  1. Семена репы, салата, мака заделывают на глубину:

а) 1-2 см;

б) 2-4 см;

в) 4-5 см.


Самопроверка теста по таблице ответов.


Таблица 4.

Ответы на тест по теме «Прорастание семян».



3

Изучение нового материала.

1.Ззначение и функции корня- беседа поиск ответа на вопрос «Какое значение имеет корень в жизни растения?»

-Каково главное назначение корня?

- Почему растения во время бури не уносит вместе с грунтом?

-Почему у моркови такой толстый корень?

Демонстрация 1-4 слайдов презентации .Запись в тетрадь значение корня растения использовать текст параграфа 12, Стр.42, 1й абзац.


2.Строение корня- самостоятельное чтение 2го абзаца параграфа на СТР.42, беседа с использованием презентации -кадр 5 и плаката «Строение корня»

-Как отличаются кони одного и того же растения по расположению? ( главные и боковые)

-Как отличаются корни одного растения по происхождению? ( главный корень развивается из зародышевого корешка, а придаточный отрастает от стебля)

-Бывают ли боковые корни у придаточных корней? (Да)


3.Корневая система- Проблемный вопрос : Что такое корневая система? Какие типы корневых систем различают у растений? Какую роль играет тип корневой системы при классификации? Объяснение учителя, использование рисунков учебника 26 на Стр.42 и 27 на Стр.43; таблиц, 6 -12 кадр презентации.

Совокупность всех корней растения образует корневую систему. Корневая система формируется в течение всей жизни растения. Ее формирование обеспечивают преимущественно боковые корни. Различают два типа корневой системы: стержневую и мочковатую.

Стержневая система имеет хорошо развитый главный корень, который развивается из зародышевого и ветвится за счет боковых корней. Главный корень способен проникать на значительную глубину.

Мочковатая корневая система образована совокупностью придаточных корней, растущих от стебля, и боковых корней. Главный корень в ней отсутствует. Формируется мочковатая корневая система во время кущения. На подземной части стебля при этом образуется узел кущения, из которого развиваются дополнительные побеги, то есть происходит подземное ветвление стебля, с многочисленными дополнительными корнями.

Тип корневой системы является таксономическим признаком: для двудольных характерна преимущественно стержневая корневая система, для однодольных и некоторых

4

травянистых двудольных - мочковатаяУ однодольных растений при прорастании семени главный корень отмирает или развивается слабо, а из тканей стебля прорастают дополнительные, которые образуют мочковатую корневую систему. Мочковатую корневую систему имеют растения семейства злаковых(1.овсяница. 2. житняк 3.канареечное семя. 4.пахучий колосок 5.перловник 6.Белоус 7 8.плевел 9. трясунка 10.рис 11.лисехвостник 12.полевица 13.Бамбук 14.манник. 15.ковыль) и лилейных (ирисы, гусиный лук- подснежник, гладиолусы, лилии, нарциссы), из комнатных: алоэ, хлорофитум, гиппеаструм, зефирантес -выскочка,геацинт.

Поверхность корневой системы значительно больше, чем поверхность надземной части. У разных видов растений различаются число и длина корней. Особенно глубоко проникает в почву стержневая корневая система. Например, корни осота проникают в почву на глубину 6 м, у люцерны посевной - на 10-12 м, у деревьев - еще глубже (свыше 20 м).

Человек использует знания по формированию корневых систем при пересаживании рассады овощных и декоративных культур. Чем лучше развита корневая система у растений, тем больше площадь питания, надземная часть растения, то есть можно получить больший урожай. У проростка отщепляется кончик главного корня, чтобы усилить ветвление за счет образования новых, разрастания боковых корней. Этот способ получил название пикирования (от франц. пика, пикетка- копье).

Свойство растений - разрастание корневых систем в почве - используют для закрепления оврагов, подвижных песков.

Беседа по проблемным вопросам

Запись в тетрадь групп растений с корневой и мочковатой системой по диктовку учителя «Стержневая корневая система развита у растений класса двудольных: деревьев, кустарников, травянистых растений

Мочковатая корневая система у однодольных растений: лилейных, злаковых.»


4.Внутреннее строение корня. Проблемный вопрос : Каково строение корня? Какие особенности его строения позволяют выполнять главную функцию корня- обеспечение водой всего организма? Объяснение учителя с использованием кадров презентации 13-15

Если посмотреть на поперечный разрез корня можно увидеть слои, отличающиеся по размерам и форме клеток . У двудольных растений на поверхности находится перидерма, защищающая корень от повреждений. Ее клетки постоянно отмирают и слущиваются . Под перидермой находится кора- еще один защитный слой. Под корой находятся проводящие воду ко всем частям растения сосуды – флоэма, за ней камбий- клетки его делятся и

5

способствуют росту корня в толщину. За камбием располагается ксилема- проводящие

пучки из ситовидных клеток, которые проводят питательные вещества ко всем клеткам корня, в центре находится сердцевина, запасающая питательные вещества. У травянистых растений вместо слоев ксилемы и флоэмы есть проводящие пучки как у фасоли( слайд 14).

Если разрезать корень вдоль то можно увидеть зоны корня ( слайд 15), клетки которых выполняют однородную функцию. С их строением познакомимся на следующем уроке.

Беседа по проблемным вопросам.

  1. Лабораторная работа №6 Стр. 43.

Выводы 4 вопрос о различии стержневой и мочковатой корневой системы


Закрепление

Игра «Угадайка» с комнатными растениями. По строению листа растения ребята определяют тип корневой системы.

Мочковатая: алоэ, хлорофитум, гиппеаструм, зефирантес -выскочка, геацинт.

Стержневая: каланхоэ, толстянка, герань, глоксиния,фиалка.


Домашнее задание. Параграф 12. Сообщения о растениях, имеющих необычные корни.


Технические средства обучения. Компьютер, интерактивная доска.

Методическая литература.

Учебник «Биология» Р.Алимкулова,А.Аметов, Ж.Кожантаева, К.Кайым, К.Жумагулова- 4-е издание, перераб.- Алматы:АТАМҰРА,2015год

Ботаника. Анатомия и морфология растений Б86 Учебное пособие для студентов биол. Спец.пед.ин-тов.М. «Просвещение»1978

Интернет ресурсы

Корень ,часть растений.Статья - Российские универсальные энциклопедии

Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия

объединенный словник. http://gatchina3000.ru/big/054/54608_brockhaus-efron.htm

Энциклопедия http://alcala.ru/brokgauz-slovari/izbrannoe/slovar-Z/Z2690.shtml

Урок биологии в 6 классе.Прорастание семян.Учитель БОУ «Репинская СОШ»ИльинаТатьянаАлександровнаhttp://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/02/02/prorastanie-semyan

Лилейные [link]

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/01/27/koren._vneshnee_i_vnutrennee_stroenie_kornya.ppt






















7