Урок-мастерскаяТЕМА: Дыхание. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосовой аппарат.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


УРОК-МАСТЕРСКАЯ № 1


ТЕМА: Дыхание. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.

Голосовой аппарат.


Мастерская построения знаний и деятельности


Ожидаемые результаты:

После урока учащиеся смогут:

  • иметь общее представление о дыхании как совокупности процессов;

  • иметь знания о строении и функциях дыхательной системы, образовании голоса;

  • характеризовать значение процессов дыхания для жизнедеятельности организмов;

  • распознавать органы дыхания на рисунках;

  • развивать умения анализировать;

  • формировать навыки самоконтроля качества виполнения работы;

  • развивать умение рабо тать в группах.


Оборудование: презентация, карточки для работы в группах, воздушные шары.


Структура урока - мастерской


І. Индуктор

Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников.

Учитель. Предлагаю начать с небольшой игры. У вас на столе лежат шарики. Давайте их надуем (3 сек.). Завяжите его и поднимите вверх.

  1. Какие чувства вы испытывали при надувании шаров?

  2. Какие действия вы выполняли?

Из ответов учащихся: взять шарик, поднести к губам, сделать глубокий вдох, выдохнуть воздух из легких в шарик.

  1. Какие главные процессы выполнялись? (вход, выдох) Подчеркнем слова, характеризующие эти процессы.


ІІ. Определение темы, целей урока-мастерской


Учитель. Сегодня пройдет необычный урок, урок-мастерская. Исходя из ключевых слов, определите тему мастерской. (вывешивается тема урока).



Как вы думаете – чему вы научитесь на уроке – что нового узнаете о дыхании? (см. тему урока).


ІІІ. Работа с информационным материалом


1. Все живые организмы представляют собой системы. Все процессы можно представить в виде системы. Сейчас с помощью инструментария ТРИЗ - функционально-системного анализа (ФСА) мы дадим понятие системе «Дыхание». Каждая система имеет надсистему и подсистемы – отдельные элементы, составляющие систему. Система выполняет основную функцию и имеет качества, отличающие данную систему от других подобных систем.

Составим ФСА системы «Дыхание»:


[pic]

[pic]


2. Исходя из составленного ФСА, попытаемся дать определение понятия «Дыхание».

Используется инструментарий ТРИЗ - «Создай определение» по алгоритму:

    1. Запишите ассоциации, которые вызывает у вас данный объект

    2. Обратитесь за помощью к учителю (учитель должен указать действие данного объекта)

    3. Создайте свое определение объекта


Подсказка учителя – Дыхание – это «совокупность процессов…»

Из ответов учащихся: дыхание – это процессы, , жизненно важные для организма; дыхание это процессы вдоха и выдоха.чителяов учащихся:ление ителю (учитель должен указать данную систему от других подобных систем. в шарик.

Сравним это понятие с понятием в учебнике на с.83 §29.


В чем вы видите отличие?


ІV. Рефлексия


Давайте подведем первые итоги. Дыхание – это ….




[pic]





V. Подача новой информации


Учитель. Обеспечивает процессы дыхания в организме человека дыхательная система. Подробнее познакомимся со строением и функциями органов дыхания с помощью интерактивного упражнения «Дерево решений».

Основу или ствол этого дерева составляет дыхательная система, его ветвями являются дыхательные (воздухоносные) пути и легкие. На ветвях расположены листья. Как вы думаете, какие листья могут быть у этого дерева? (учащиеся перечисляют то, что знают)

  • носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи

  • легкие

[pic]


VІ. Создание творческого продукта

Учитель. Для более детального изучения строения и функций органов дыхания я предлагаю вам объединиться в группы по цвету шариков, которые вы надували в начале урока (синие, белые, желтые).

В группе прошу выбрать спикера.

  • Получите карточки с заданиями.

  • На выполнение работы у вас есть 15 мин, желаю удачи.


VІІ. Работа в группах

[pic]


VІІІ. Социализация: презентация творческого продукта.


Из ответов учащихся:


1 группа.


2. Интерактивное упражнение «кластер».

Указать функции данного органа.



[pic] [pic]


[pic] [pic] [pic]



[pic] [pic]

[pic] [pic]

[pic]

[pic]







3. Таблица «Болезни носовой полости и глотки»


Ревматизм, болезни сердца, бронхиальная астма



Ангина

Воспаление миндалин бактериями

Ревматизм, болезни сердца,

Лечить ангину под присмотром врача






2 [pic] группа

















3 [pic] группа



ІХ. Общая рефлексия

Учитель:

Вы хорошо справились со всеми заданиями. А сейчас я предлагаю вспомнить всю вашу деятельность на уроке и поделиться со всеми вашими чувствами, эмоциями и настроением на уроке – мастерской (учащиеся выходят, говорят, крепят шарит на доску).

Х. Домашнее задание

[pic]


Учитель:

Сегодня, ребята, вы очень хорошо поработали, и именно единение душ, целей, вашего творчества позволило создать одно большое воздушное облако.

У [pic] роки бывают разные: веселые и грустные скучные и интересные. У нас получился урок таким, каким мы его создали.