Конспект урока по теме Органические вещества клетки - белки

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок «Органические вещества клетки – белки».


Цели:

Образовательные: изучить особенности строения и функций белков.

Развивающие: формирование умений самостоятельной работы с учебной литературой, поиска необходимой информации для выполнения заданий и овладения знаниями о химическом составе, уровнях организации, свойствах и функциях белков; развитие навыков проведения биологических опытов, наблюдений и формирование выводов на основе полученных результатов опыта.

Воспитательные:

Тип урока – комбинированный.

ФОПД – парная, фронтальная.

Оборудование – таблица по общей биологии «Строение и уровни организации белка»; учебник С.Г.Мамонтова и др. «Общая биология»9 класс; учебник О.С.Габриеляна «Неорганическая химия» 9 класс; кусочки сырого и варёного картофеля, 3% р-р Н2О2, пробирки, держатели для пробирок, медная или алюминиевая проволока.


Ход урока.

1. Настраивает учащихся на формулирование темы урока: «На прошлом уроке мы начали изучать вопрос – химическая организация клетки и выяснили, что в состав клетки входят неорганические вещества. Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?»

2. Предлагает сформулировать тему урока и определить цели урока как конечный результат: что должны знать и уметь.

Формулируют тему урока и определяют цели.





Знать: какие органические вещества входят в состав клетки, особенности строения белковой молекулы, биологические функции белков.

Уметь: отличать белки от других сложных органических веществ, вид структуры белка.

3.Актуализация.

Прежде чем ответить на главные вопросы нашего урока, нам необходимо вспомнить:

  • Какие вещества, содержащиеся в клетке, вам известны?


  • С какими мы знакомились на прошлом уроке?


  • Какие функции выполняют в клетке эти вещества?






  • С какими веществами начинаем знакомиться сегодня?


  • Какие органические вещества вы знаете?



  • Что вам известно о них?


  • Какую цель вы поставите себе на урок?





Неорганические, органические.




С неорганическими – вода и мин.соли.



Вода – растворитель, терморегуляторная функция, обеспечивает транспорт веществ, придаёт объём, упругость клетке и др.

Соли обеспечивают буферные свойства клетки.


С органическими.





Белки, жиры, углеводы.






Содержатся во всех живых организмах.

4. Первичное усвоение учебного материала, осознание, осмысление и применение знаний.

Настраивает школьников на работу с путеводителем,§22 учебника и справочным материалом (приложение 1) по алгоритму:

- сам.работа по УЭ-1,2,3

- обсуждение ответов в парах,

- обсуждение ответов в классе.

Координирует работу и корректирует ответы.


Работают с путеводителем, §22 учебника, отвечают на вопросы, делают записи в тетради, озвучивают их, анализируют, корректируют записи в тетрадях.

5. Систематизация знаний и умений.

Предлагает вернуться к целям урока и сделать вывод по уроку. Выясняет, какие вопросы вызвали затруднения. Предлагает прокомментировать ответы на наиболее трудные вопросы. Проверяет и корректирует ответы учащихся.

Обращают внимание на цели: знать, уметь, формулируют вывод.




Задают вопросы по содержанию наиболее сложного материала, корректируют свои знания.

6. Д/З

1. Прочитать §22.

2. Подумать над выражением: «Все ферменты – белки, но не все белки – ферменты».

Записывают информацию о Д/З.

7. Рефлексия.

Поставить «+» под картинкой: кто себя чувствовал как рыба в воде? Кто стремился узнать больше? Кому было некомфортно?













Приложение 1.

Тема: «Органические вещества клетки – белки».

Путеводитель.

УЭ-1.

Цель: выяснить особенности строения белковой молекулы.


Алгоритм работы:

  1. Прочитайте текст учебника «Общая биология» на с.108 «Белки» и «Неорганическая химия» на с.183 и выполните задания:

    • Найдите и выпишите определение белков.

    • Составьте схему: М1 - М2 - М3 - М4 - М5 -


  • закончите схему

[pic] [pic] [pic]

М [pic] ономеры

[pic]


[pic] Число -


  1. Ответьте на вопросы:

    • что означает выражение «заменимые и незаменимые АК»?

    • что такое мономер?

    • Что такое полимер?

    • Почему молекулы белка получили название «макромолекулы»?

  2. Выполните задания:

    • Какое из перечисленных органических соединений является мономером белка: глюкоза, глицерин, аминокислоты, моносахариды.

    • Напишите формулу аминокислоты в общем виде. Укажите, какие функциональные группы входят в её состав, каково значение радикала R?

    • Найдите в предложенном полипептиде пептидные связи:

- CH – CO – NH – CH – CO -…

| |

R R

4.Оцените работу партнёра.










УЭ-2.

Цель: изучить биологические функции белков.

Алгоритм работы:

  1. Белки выполняют в клетке много жизненных функций. Запишите функции белков, заполнив таблицу:

Типы белков

Функции

Примеры

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.




2. Ответьте на вопросы:

В каждой клетке содержатся тысячи ферментов.

  • Что они собой представляют?

  • Какова их роль в клетке?

  • Почему при разрушении структуры ферментов жизнедеятельность клетки прекращается?

3. Что может быть общего между щебетанием птиц и ростом растений?

4. Выполните лабораторную работу «Каталитическая активность ферментов в живых клетках».

Цель: доказать, что ферментативная активность присуща лишь живым клеткам.

Ход работы:

  1. Приготовьте 3 пробирки и поместите в них исследуемый материал.

  2. Прилейте в каждую пробирку по 2 мл пероксида водорода.

  3. Запишите наблюдаемые явления в таблицу.

Выводы: 1. В каких пробирках проявилась активность фермента?

2. Как проявляется активность фермента в живых и мёртвых тканях?

3. *Можно ли использовать раствор Н2 О2 для дезинфекции неповреждённой кожи?








УЭ-3.

Цель: изучить структурную организацию белковой молекулы и её свойства.

Алгоритм работы:

  1. Выполните следующие задания:

- Вставьте пропущенные слова: «Аминокислотную последовательность в составе полипептидной цепочки относят к … структуре белка. В результате образования водородных связей между – СО – NH- группами разных аминокислотных остатков большинство белков имеют вид спирали – это … структура белка. Более плотная, трёхмерная пространственная «упаковка» полипептида - … структура белка. Следующий уровень организации белковой молекулы - … , который возникает в результате соединения нескольких макромолекул с третичной структурой в сложный комплекс».

2. Ответьте на вопросы:

  • Молекулы белков обладают свойством денатурации. Что это такое?

  • Почему в результате денатурации белки теряют свои функции?

  • Схематично зарисуйте в тетради структуру белковой молекулы в активном состоянии и после денатурации.

3. Обсудите результаты работы.



6