Конспект урока биологии в 5 классе И.Н.Пономарева по теме Царства живой природы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Учебник: И.Н.Пономарева Биология. 5 «В» класс.

Тема урока: Царства живой природы.

Тип урока: открытия новых знаний.

Планируемые результаты: знать определение систематики, отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

Предметные: объяснять сущность термина «классификация», давать определение науке систематике, знать основные таксоны классификации — «царство» и «вид», рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами, называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности каждого царства.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  1. Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую.

  2. Выделять главное в тексте, структурировать материал.

  3. Формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД:

  1. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

  2. Сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  3. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные УУД:

  1. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки.

  2. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

  3. Составлять план работы с учебником.

Личностные УУД:

  1. Осознание ответственного отношения к природе, необходимость защиты окружающей среды.

  2. Проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

  3. Доброжелательное отношение к мнению другого человека.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах, беседа.

Этап урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Оргмомент.


Приветствие учеников, проверка готовности к уроку.

Приветствие учащихся

Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, доброжелательно относиться к учителю и

одноклассникам.

Регулятивные:

мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Постановка цели и задач урока.













Пробное действие:

Прочитайте текст: каждый организм тесно связан со средой обитания и изменяет ее просто потому, что в ней живет. Из среды он получает необходимые для роста и развития вещества. Некоторые продукты, образовавшиеся в процессе его жизнедеятельности, выделяются в окружающую среду.

-о чем идет речь в данном тексте?

-как называется оболочка, которую образуют живые организмы?

- какие условия необходимо живым организмам для жизни?

-какие живые организмы вы знаете?

-на какие группы можно разделить известные вам живые организмы?

Ребята распределитесь на группы и попробуйте назвать особенности каждой группы?

-можем мы это сделать, а вы уверенны в этом?

-с какой проблемой мы столкнулись?

- как мы будем решать проблему?

Открывайте тетради, записывайте число и тему урока.


Читают текст, отвечают на вопросы.



-о живых организмах.

-биосфера

-воздух, вода.

-приводят примеры.

- пытаются выделить известные им группы.

Формулируют проблему урока.

Записывают число и тему урока.

Личностные:

умение соблюдать

дисциплину на уроке,

уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные:

умение организовать

выполнение заданий учителя,

самостоятельное формулирование цели и задач

Коммуникативные:

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы

3.Усвоение новых знаний

Рассказ учителя с сопровождением демонстрационных слайдов. Живых организмов очень много. Ученые полагают, что на Земле обитает до 30 млн. видов, из них 1,5 млн. составляют животные, 300 тыс. растений.

Описание разных растений и животных можно найти в специальной литературе, но информации очень много.

  • Чем руководствовались ученые, чтобы разделить всех живых организмов на группы.

Введение понятий:

Все живые организмы были разделены сначала на огромные группы, их назвали царствами, царства разбили на семейства, род, вид.

  • классификация

  • систематика

  • единицы систематики: царство, вид

 Найдите определения новых понятий в учебнике с. 35 – 37.

(Соберите понятия из листочков как пазл)

Физкультминутка: четыре ребенка получают короны с названиями царств живой природы и еще один игрок - корону вирусы. Остальные получают карточки с изображениями животных, растений, грибов и бактерий. Ребята должны распределиться по группам.

  • Назовите царства живых организмов состоящие из клеток.

  •  Почему вирусы занимают особое место в живой природе?

  • С чем ассоциируется слово вирус у вас?







Особая группа организмов - вирусы: строение и значение вирусов (вирусные заболевания). Просмотр видеофрагмента.




Ответы учащихся, работа с учебником: выбор необходимой информации.

-Общими признаками в внешнем и внутреннем строении, средой обитания, родственные признаки.

Ребята выполняют задания, мы проверяем правильность ответов





-животные, растения, бактерии, грибы.

-неклеточная форма жизни.

-болезни, переносчики заболеваний.

Личностные:

осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Регулятивные:  умение организовать выполнение  заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Познавательные:

формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;

формирование умения владеть смысловым чтением.




4.Первичное закрепление.

Теперь вы выполните самостоятельную работу в парах заполните таблицу.

Напишите основные особенности каждого царства

Царство животные

Царство растения

грибы

бактерии

вирусы

Активно перемещаются в пространстве, рост ограничен, животные не способны сами создавать органич.вещ.

Способны создавать орг.вещ., не передвигаются, растут всю жизнь.

Неподвижны и постоянно растут, питаются готовыми орг.вещ.

Освоили все среды обитания, микроско-пические организмы.

Микр.орг. они вызывают множество заболеваний.



Выполняют задания.

Проводят взаимопроверку.

Обсуждают возникшие разногласия.

Делают вывод

Регулятивные:

умение организовать выполнение  заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Познавательные:

умение структурировать учебный  материал, выделять в нем главное.

5.Д/з.

Выставление оценок.

6. Рефлексия учебной деятельности

Параграф 8 стр.35-38. Подготовить сообщение о любом организме из любого царства.

По результатам учащиеся  по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

Открывают дневники записывают дом.задание.

Личностные:

самооценка на основе

успешности, адекватное понимание причин  успеха и неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Познавательные:

рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности