Урок – соревнование по теме: «Многообразие покрытосеменных растений и их значение в жизни человека»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Краснопартизанская ОШ I-IIIст.

Адмимнистрации города Ясиноватая, ДНР













Урок – соревнование

по теме:

«Многообразие покрытосеменных растений и их значение в жизни человека»

6 класс



Разработала:

учитель биологии

II кв. категории















Урок-соревнование по теме:

«Многообразие покрытосеменных растений и их значение в жизни человека»

6 класс

Тема урока: Многообразие покрытосеменных растений разных семейств и их значение в природе и жизни человека.

Цель урока: обобщить знания учеников о покрытосеменных растениях, значении их в природе и жизни человека, инициировать работу в группах.

Оборудование: таблицы, гербарии, слайды, демонстрационные карточки растений разных семейств.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний и умений.

Форма проведения: урок - соревнование

План урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Этапы соревнований

  1. Кто быстрее?

  2. Найди ошибку.

  3. Четвёртый лишний.

  4. Блиц-опрос по теме № Знаете ли вы признаки семейств растений»

  5. Природная аптека.

  6. Конкурс загадок.

ІІІ. Итоги урока.

IV.Домашнее задание.



Ход урока.

І.Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся и знакомит с темой и условиями проведения урока. Учащиеся рассаживаются по группам.

ІІ.Этапы соревнований.

  1. Кто быстрее?

Каждая группа получает конверт с номерами; ученики берут конверт №1, где представлены признаки и названия семейств; учитель читает текст с пропущенными словами; по ходу чтения ученики записывают цифру, который он обозначен.

Признаки растений:

1.Две семядоли.

2. Семейство розоцветные.

3. Стержневая корневая система.

4. Семейство злаков.

5. Параллельное жилкование.

6. Сетчатое жилкование.

7. Мочковая корневая система.

8. Дуговое жилкование.

9. Семейство сложноцветные.

10.Одна семядоля.

Ответ: 3,7,10,1,6,5,8,4,2,9.

Группа, правильно заполнившая пробелы, получают 5 баллов, другие 4- 3, в зависимости от количества ошибок.

  1. Найди ошибку.

На экране демонстрируются слайда растений, известных семейств; учащимся нужно найти ошибку и устно её объяснить. Правильный ответ даёт 5 баллов. Слайды показываются поэтапно – в 3 примера.

  1. Горох посевной, чина луговая, фасоль обыкновенная, пастушья сумка, клевер луговой.

Ответ: все – бобовые; пастушья сумка – крестоцветные.

  1. Одуванчик лекарственный, астра гибридная, ромашка непахучая, василёк синий.

Ответ: все растения сложноцветные дикорастущие; астра гибридная – культурное декоративное растение.

  1. Капуста, редис, редька, репа, горчица.

Ответ: все – овощные культуры; горчица- масленичная культура.

ІІІ.Четвёртый лишний.

Вызывается по одному ученику из каждой группы, каждому даётся четыре гербарных растения, одно из них лишнее. В этом конкурсе лишний бал – 5.

IV. Блиц –опрос по теме « знаете ли вы признаки семейств растений».

Каждая из групп открывает конверт№2, в нём карточка для заполнения цифрами; учитель говорит признак, показывая цифру, ученики вписывают её в таблицу с соответствующим названием семейства.

Семейство злаки.

2


6



12



15



Семейство лилейные

1




8



10



14





Семейство крестоцветные

3




9



17



19



Семейство розоцветные

4




7



11



18



Семейство паслёновые

5




13



16



20



Признаки.

  1. Многолетнее растение с корневищами и луковицами.

  2. Листья по форме длинные с параллельным жилкованием и длинным влагалищем.

  3. Плод стручок и стручочек.

  4. Венчик цветка раздельнолепестный, включает в себя пять лепестков.

  5. Венчик сротнолепестный, включает в себя пять лепестков.

  6. Мелкие цветки собраны в соцветие колос.

  7. Чашечка цветка включает в себя пять свободных чашелистиков.

  8. Плод ягода и коробочка, но все органы ядовиты.

  9. У цветка один пестик и шесть тычинок, из которых две короткие и четыре длинные.

  10. У цветка один пестик и шесть тычинок одинаковой величины.

  11. У цветка один пестик и много тычинок.

  12. Плод зерновка.

  13. У цветка один пестик и пять тычинок.

  14. Чашечки у цветка нет.

  15. У цветка две цветочные чешуи, три тычинки и один пестик.

  16. Цветок самоопыляемый.

  17. Околоплодник включает в себя четыре чашелистика и четыре лепестка.

  18. Плод многоорешек, многокостянка, яблоко.

  19. Многие растения данного семейства хорошие медоносы.

  20. Все органы таких растений ядовитые.

V.Природная аптека.

Группы раскрывают конверт №3, в нём карточка, в которой в левом столбике представлены недомогания, а в правом –растения; необходимо сделать правильный выбор лекарственных растений, подписывая принадлежность к определённому семейству.

  1. Ревматизм Ландыш майский

  2. Внутреннее кровотечение Донник лекарственный

  3. Сердечные расстройства Малина лесная

  4. Малокровие Полынь горькая

  5. Простуда Пастушья сумка

  6. Расстройства желудка Роза лесная





Ответ:

  1. Ревматизм – донник лекарственный, семейство Бобовые.

2.Внутреннее кровотечение- пастушья сумка, семейство Крестоцветные

Сердечные расстройства – ландыш майский, семейство Лилейные.

  1. Малокровие – полынь горькая, семейство Сложноцветные.

  2. Простуда – малина лесная, семейство Розоцветные.

  3. Расстройства желудка – роза лесная, сем. Розоцветные.

Сколько верных ответов, столько начисляется баллов.

4. Конкурс загадок.

Каждая из групп готовит заранее по три загадки.

1)Десять мальчиков

Живут в зелёные чуланчиках. ( Горох)


Пушистый цветок.

Качнул ветерок

ОЙ! И шапка долой! ( Одуванчик)



В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка? (Рябина)



2)Беленькие горошки на зелёной ножке. ( Ландыш)



Кругла, а не шар.

С хвостом, а не мышь.

Желта, как мёд,

А вкус не тот. ( Репа)



Под землёй птица гнездо свила, Яиц нанесла. ( Картофель)

3)Стоят в поле сестрички

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)

Сидит Федосья, распустивши волосья. ( Лук)

Синий мундир, жёлтая подкладка,

В середине сладко. ( Слива)

За каждый верный ответ - 5 балов.

III Подведение итогов.

«Награждение» победителей.

IV. Домашнее задание.

Составить кроссворд: « Представители семейств цветковых растений».