Сценарий к Всероссийскому Дню лицея

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


2016 год Сургутский естественно-научный лицей

Автор Белугина Елена Трофимовна, учитель русского языка и литературы.


Этот праздник проводится ежегодно в нашем учебном заведении. Традицией стало открытие лицейских дней, в котором участвует вся школа. Наши учащиеся оформляют классы и школьные коридоры портретами поэта и его близких лицейских друзей, родителей А.А.Пушкина. Готовятся конкурсы рисунков и плакатов, посвященные поэту, пишутся сочинения на темы: «Мой Пушкин», «Моя первая встреча с Пушкиным», лучшие сочинения вывешиваются на стендах, печатаются в лицейской газете. В классах на уроках литературы проходит защита творческих проектов учащихся, читаются стихи, инсценируют отрывки из произведений А.С.Пушкина Песня "19 октября" (автор Ю.Ким) очень подходит нам для того, чтобы выразить то настроение и состояние, которое испытываем мы ежегодно.
Сценарий на День лицея 19 октября (Всероссийский день лицея)


Эпиграф: Ты - наш друг и наш учитель,

Славный пушкинский Лицей.
Звучит музыка
Ведущий (учитель)

На пороге наших дней,
В перепутье общежитий,
Ты - наш друг и наш учитель,
Славный пушкинский Лицей.
Под твоей бессмертной сенью
Научиться бы вполне
Безоглядному веселью,
Бескорыстному доверью,
Вольнодумной глубине… (
Ю.Ким)

Александр Сергеевич Пушкин. Это имя входит в нашу жизнь очень рано. Вместе с его стихами, сказками. Мы взрослеем и узнаем все больше и больше об этом гении русской литературы, об этом «солнце русской поэзии. Пушкин взрослеет вместе с нами, мы читаем его поэмы, его прозу. Мы растем, мужаем, учимся, радуемся, печалимся, и ОН всегда с нами. Кажется, протяни руку и придет на помощь. Он поможет, он поймет нас далекий наш поэт и всегда для нас близкий


Чтец 1 (мальчик)

Здравствуй время гордых планов

Пылких клятв и жарких встреч,
Свято-дружеское пламя
Да не просто уберечь. 
И подобно лицеистам
Собираться у огня.
В октябре багрянолистном,

Девятнадцатого дня

Чтец 2 (мальчик)

На пороге наших дней
Неизбежно мы встречаем
Узнаём и обнимаем
Наших истинных друзей 

Ведущий (учитель)

Сегодня мы с вами, дорогие ребята, совершим небольшое путешествие в первое десятилетие 19 века.

Мы видим быстрого мальчишку с кудрявыми русыми волосами, который едет в карете с важным господином, собственным дядей, поэтом Василием Пушкиным. Карете ехать из второй столицы (Москвы) в первую (Петербург). Мальчика провожали отец, мать, брат, сестра, бабушка, надавали сотни напутствий; бабушка подарила 100 рублей «на орехи»… Карета выезжает из Москвы на рассвете июльского дня, чтобы через три дня прибыть в Санкт - Петербург.

А вскоре он покинет столичный город, приедет в предместье Царское Село, сможет увидеть старинные дворцы, мраморные памятники в тенистых аллеях парков, пруды, девушку, разбившую о камень свой бронзовый кувшин…

Едет впервые в жизни мальчик живой, веселый, шумный, непослушный. Едет в Царское Село, будущий город Пушкин. Навсегда Город Лицей.

Ведущий 1 (девочка)

Читать и писать Пушкин начал с 5 лет, прекрасно владел французским языком, а вот на вступительных экзаменах в Лицей показал очень хорошие знания по русскому языку, а вот экзамен по французскому языку сдал хуже. Но экзамен в лицей сдан. И Пушкин - лицеист.

Ведущий 2 (девочка)

Профессор, преподаватель лицея Александр Петрович Куницын в своей речи, обращенной к лицеистам, сказал : «Любовь к славе и отчеству должны быть вашими руководителями»

Чтец 3(мальчик)

Вы помните, когда возник Лицей,

Как царь открыл для нас чертог Царицын,

Как мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

Ведущий (учитель) Это были нелегкие годы. Но Лицей развил в воспитанниках чувство человеческого достоинства и стремление к самообразованию. Лицею обязаны они впоследствии приобретать солидные знания собственным трудом. Лицей, воссозданный восторженными строками Пушкина – лишь поэтический образ, а не фотография с натуры. В Лицее было много ограничений, особенно в первые годы. За 6 лет учения редко кого отпускали домой, видеться с родителями разрешалось на короткое время в общей зале, не разрешалось выходить в сад по одному, свои комнаты лицеисты называли камерами. Можно понять чувство поэта, когда он называет себя «несчастным царскосельским пустынником». Но Лицей воспет был Пушкиным намного позже, когда он становится уже взрослым, осознается им уже идеальным царством дружбы, колыбелью патриотизма русской знати.


Чтец 4 (мальчик)

Тогда гроза 12 года

Еще спала. Еще Наполеон

Не испытал великого народа-

Еще грозил и колебался он.

Вы помните…

Ведущий 1 (ученица)

И они, лицеисты, помнили… Помнили всю жизнь и первый день лицея. И множество других дней, одаривших их первой юношеской дружбой.

Ведущий 2 (девочка)

19 октября. День Лицея. День верности, дружбы, памяти…

Первый лицейский праздник. Они уже познакомились на вступительных экзаменах, поэтому, пока важные гости занимают свои места, можно оглядеться…

Ведущий 1 (девочка)

Иван Пущин, в будущем друг Пушкина, они жили по соседству, их комнаты были рядом, вспоминал потом:

«Я слышу! Александр Пушкин! Выступает живой мальчик, курчавый, быстроглазый, несколько сконфуженный. По сходству фамилий я запомнил его с первого разу…» Ведущий 2( девочка)

Ах, как хочется оказаться в Царском Селе 19 октября 1811 года и увидеть, какими они были – лицеисты пушкинского времени. Давайте прислушаемся, может, мы услышим их голоса!?

Звучит фрагмент «Метели» Г.В.Свиридова:

Ведущий 1 (девочка)

В этот день впервые выпал снег. На фронтоне лицейского здания сияла огненная буква «А» ( в честь царя Александра).

Огоньки отражались на снегу радужными пятнами. Липы Царского Села выглядели под снегом таинственно и радостно…

Торжественная церемония закончилась, гости разъехались. Лицеисты выбежали в парк…

Кто-то надумал играть в снежки, и воздух наполнился летающими белыми хлопьями.

(Шум голосов, смех)

( Жанно и Пушкин атаковали Федю Матюшкина. После долгого сражения насыпали ему снегу за высокий воротник.)

Сценка

Федя: Это вовсе не честно. Вдвоем на одного нельзя! Когда я подружусь с кем-нибудь, мы вам покажем.

Жанно: С кем ты собираешься дружить?

Федя: Я думаю, с Дельвигом…

Пушкин: (смеется):

Ей Богу, Жанно, он отличный малый!

Они вдвоем с Дельвигом и десяти слов за день не скажут!

Федя: Да ну вас!

Жанно: Ушел…Пойдем и мы,Саша.

Пушкин: Постой, посмотри… (Звучит «Пастораль» из Г.В.Свиридова «Метели»)

Ведущий 1 (девочка)

Парк под снегом казался волшебным царством. Горбатые мостики висели над темными каналами. Беседки на мостиках плыли в сумерках, как белые корабли.

Жанно: Как в театре.

Пушкин: Нет, не в театре, а в заколдованном саду.

(Музыка стихает)

Жанно: Пойдем, Пушкин. Нечего сказки сочинять: ведь мы будущие столпы Отечества. Ты кем собираешься стать?

Пушкин: Скорее всего гусаром. А ты?

Жанно: Я тоже, пожалуй, в кавалерию.

(Музыка Уходят)

Ведущий 2 (девочка)

Спать ложились в девять вечера. Прежде чем уснуть,
долго перешептывались Жанно и Пушкин. Их комнаты были рядом. Впереди было много других дней, не менее интересных и важных. Но именно с этого дня они стали друзьями на всю жизнь.

Ведущий 1 (девочка)

Преподаватели приглядывались к лицеистам:

«Пушкин Александр, 13 лет. Имеет блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственное, ибо трудолюбие еще не сделалось его добродетелью…»

Чтец 5 (мальчик)

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал.


Когда ленился и проказил,

По кровле и в окошко лазил,

Когда таинственная даль

Мои мечтанья увлекала,

Когда французом называли

Меня задорные друзья,

Когда по розовому полю

Резвились и бесились вволю,

Когда в саду густых аллей

Я слышал крики лебедей,

На волны светлые взирая…

Ведущий 2 (девочка)

Вот начинаются уроки…Для Пушкина сущим мучением была математика. Раз преподаватель математики вызывает его к доске решать алгебраическую задачу. Пушкин долго переминается с ноги на ногу, все пишет какие-то формулы. Карцов спрашивает его «Что же вышло? Чему равняется Х? Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю! « У вас, Пушкин, в моем классе все заканчивается нулем! Садитесь и пишите свои стихи!»

Ведущий 1(девочка)

Мальчики, их было 30 человек, собрались в лицее разные, но многое их объединяло. Например, все они хотели писать стихи. Все пробовали писать, не только Пушкин.

Они были с детства поэтами, весельчаками, мечтателями, а между тем подходил к концу первый год обучения. Впереди был 1812 год.

Чтец 6(мальчик)


И быстрым понеслись потоком

Враги на русские поля.

Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,

Дымится кровию земля.

Чтец 1 (мальчик)

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас.

Ведущий 2 (девочка)

Зато как торжествовали юные лицеисты, когда враг отступал от Москвы! «Между тем война со славою была окончена.. Как сильно билось русское сердце при слове Отчизна!»

А годы шли, дети взрослели.

Чтец 2 (мальчик)

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья…

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

Чтец 3(мальчик)

И смуглый отрок бродит по аллеям,

У озерных грустит берегов,

И столетия мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Ведущий 1 (девочка)

9 июня 1817 года был последним днем пребывания юношей в Лицее Директор Егор Антонович Энгельгардт надевает им на пальцы чугунные кольца- символ крепкой дружбы, прощальная лицейская клятва: «И последний лицеист будет праздновать 19 октября».

Чтец 4(мальчик)

Друг на друге остановите

Вы взор с прощальной слезой!

Храните, друзья, храните

Ту дружбу с той же душой,

В несчастье- гордое терпенье,

Чтец 5 (мальчик)

А в счастье- всем равно любовь!

Простимся, братья! Руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Ведущий 1 (девочка)

Нет, они не закончили Лицея! Закончились лекции, закончилось Царскосельское время, но Лицей в их жизни остался навсегда.

Чтец 6 (мальчик)

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен-

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз


Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я!

И пусть будут счастливы все, все мои друзья!

Ведущий (учитель)

На пороге наших дней,
В перепутье общежитий,
Ты - наш друг и наш учитель,
Славный пушкинский Лицей.
Под твоей бессмертной сенью
Научиться бы вполне
Безоглядному веселью,
Бескорыстному доверью,
Вольнодумной глубине,
Для нас последние строчки этой песни Юлия Кима "Безоглядному веселью, бескорыстному доверью, вольнодумной глубине" стали главными в понимании Лицея и того, почему мы празднуем 19 октября. В этом суть Лицея, его зернышко. Это то, что нас сближает с ним, на что мы равняемся. "Безоглядное веселье" - это способность радоваться, веселиться, быть молодым. "Бескорыстное доверье" - это такое бесконечное доверие между людьми, из которого рождаются дружба и любовь. "Вольнодумная глубина" - это осознание себя и общества, своей роли в истории, места в Отечестве, эта свобода, которая нужна, чтобы понимать мир. Это всё было в Пушкинском Лицее. Нам хотелось бы, чтобы это было и в нашей школе" Дорогие друзья! Наши юные мальчики и девочки! Хочется пожелать вам, чтобы вы никогда не забывали свое учебное заведение, чтобы смогли с гордостью пронести по жизни это звание – лицеист. Пусть годы учебы в лицее запомнятся вам навсегда Удачи вам!

Звучит музыка






7