Внеурочное занятие Мурманск в моем сердце

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Технологическая карта занятия по программе внеурочной деятельности «Я гражданин России»

Целевая установка занятия, задачи

Образовательные: Расширить и закрепить полученные ранее знания о своей малой родине – городе Мурманске; обогащать  знания о местах города, словарный запас;

Развивающие: Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательный интерес к родному краю;

Воспитательные: формировать чувство гордости за родной край, любимый город, уважение к людям, прославивших его.

Планируемые результаты

Личностные:

- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

- проявлять чувства сопричастности и гордости за свой город

- обогащать внутренний мир ребенка.

- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица.

- уважительно относиться к защитникам Родины.

Метапредметные:

Познавательные:

- уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации;

- уметь добывать информацию из дополнительных источников;

- ставить проблему и решать ее.

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий;

- определять правильность выполненного задания на основе образца;

- учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- уметь работать в группе;

- договариваться друг с другом;

- участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении;

- слушать и понимать других;

- аргументировать свое мнение.

Планируемый результат

Оформление рисунка-подарка к 100-летию города Мурманска

Ресурсы

Презентация «Мурманск в моем сердце», музыкальное сопровождение «Мурманск-вперед!», Слайд-шоу «Мурманск», карта города Мурманск (рисунок-схема на доске), рисунки достопримечательностей, листы бумаги, цветные карандаши, мелки

Технологии

ИКТ-технологии, исследовательская деятельность

Ход занятия

Этапы занятия

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Оргмомент

(1 мин.)

Настрой на работу

[pic]

- Ребята, какой сегодня прекрасный день. Я рада вас всех видеть. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на занятие.

- Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением;

-Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками;

-Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить;

-Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.

-Думаю, что теперь можно начать работу.

Приветствуют педагога, настраиваются на занятие, садятся по группам


Л: выражать положительное отношение к процессу познания

Актуализация опорных знаний(4 мин).

Вступительное слово педагога.

Интеллектуальная разминка











Слайд 2

[pic]


Слайд 3

[pic]



В начале занятия предлагаю вам поучаствовать в интеллектуальной разминке.

- Какое сегодня число, месяц и год?

- Какое время года?

- Как называется страна, в которой мы с вами живём?

- На каком полуострове мы живем?

- Назовите столицу России?

- Какие российские города вы знаете?




- Послушайте небольшой отрывок из стихотворения Алексея Шепелева, о каком городе в нем говорится?

Огнями полярных сияний омыт,

Преграда любому шторму.

Раздвинув туманы и сопки, стоит

Наш белый, наш снежный город.

- Верно, в нем говорится о Мурманске. Для многих из вас Мурманск – это ваша Родина.

- А как вы понимаете , что такое «Родина?»

- Давайте теперь обратимся к «Толковому словарю».




- 2 февраля 2016 года

- Зима

Россия (Российская Федерация)

- На Кольском полуострове

- Москва

Мурманск,Санкт-Петербург, Кола, Петрозаводск, Тула, Казань, Владивосток и т.д.






- Мурманск!




Ответы детей

Дети находят в словаре толкование слова «Родина» (В группах)

РОДИНА (Отечество, родная страна.Место рождения, происхождения кого-чего-нибудь.)

П:перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

К: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.


Создание проблемной ситуации

(3 мин.)

Постановка проблемного вопроса

Слайд 4

[pic]




Слайд 5

[pic]







У каждого города, как и у человека, есть свой день рождения.

- Сколько лет исполняется нашему городу?

- А когда у Мурманска день рождения?

- Что бы вы сказали про человека, если бы ему исполнялось столько лет?

- А для города - это только начало жизни. Есть города, которым почти 1000 лет–Великому Новгороду будет 1157 лет, Брянску 1031 год, Казани – 1011 лет, а наш Мурманск ещё очень молод.

- И раз у города такой праздник, то мы просто обязаны приготовить ему подарок! Как говорится «лучший подарок – это подарок.....

Для того, чтобы придумать подарок для нашего города, я предлагаю вам отправиться виртуальную экскурсию по нему.

Вы согласны?



100 лет!

4 октября


«Как он стар! »






«сделанный своими руками!»



Да!

К: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

П.: перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Р:определять цель учебной деятельности.


Работа по теме занятия (15 мин.)

Рассказ воспитателя.


Слайд 6

[pic]

























Слайд 7

[pic]
























Слайд 8

[pic]









Слайд 9

[pic]


























Слайд 10

[pic]

Давайте поговорим о нашем любимом городе, я буду начинать, а вы будете продолжать.

Мурманск - город парадоксов.

Город небольшой - всего-то 305 тысяч ....

Самый крупный за Полярным ......

Зимой ветер, дующий с юга, приносит  ...

Летом в 12 часов ночи ярко светит.....

А со 2 декабря начинается долгая, темная Полярная ......

Летом   может пойти......

А зимой Кольский залив.....

Потому что здесь проходит теплое течение.....

Вот такая она, экзотика Кольского Севера!

Стоит побывать в Мурманске?

Здесь можно попробовать настоящей северной рыбы, побродить по паркам и скверам, сходить на представление дрессированных тюленей, и конечно, познакомиться с мурманскими достопримечательностями, тем более, что за последнее время их полку прибыло. Ведь город, как человек, готовится к своему дню рождения. Ну что ж,прогуляемся?

- Наша экскурсия будет весьма необычной, я предлагаю вам выступить в роли знатоков нашего города и угадать, о каких памятных местах будет идти речь...

- Этот памятник мурманчане ждали более 30 лет!Это символ верности, любви и женского мужества. Воздвигнут он над Кольским заливом. Это Всенародный проект - его воздвигали всем миром, на денежные средства мурманчан.

- Итак, вы уже догадались, о каком памятнике идет речь?

Подсказка: Ленинский округ, ул.Чумбарова-Лучинского, конечная остановка автобуса № 18 «ул. Саши Ковалева"

- Молодцы!

Если отгадали без подсказки

- Скажите, а в каком округе нашего города он находится и на какой улице?

- Мурманский поэт Виктор Тимофеев, написал поэму "Сентиментальная вахта", вкоторой впервые встретилось слово "Ждущая":

Приморский город крепко ждать обучен,

Доверчив он и долготерпелив.

Он верит: встанет изваянье Ждущей,

Встречающей из рейсов корабли!

«Ждущая» посвящена мурманским морячкам. Умеющим ждать. Умеющим любить. «Ждущей» - одно из любимых мест отдыха мурманчан. Видна Ждущая и морякам, уходящим из родного порта или возвращающимся домой.

- Отправимся же дальше по нашему замечательному городу!


Внимание! Дорогие знатоки, постарайтесьс определить, куда же мы теперь попали....

- В мае 2013 года в сквере около драматического театра был открыт этот памятник. Инициаторами его создания стали ветераны пограничных войск, идею поддержали руководители ФСБ, области и города.

Над постаментом, символизирующемсуровые северные скалы, возвышается пограничный знак, вокруг него застыли три человека и лучший друг человека....

- Вы уже догадались, где мы?

- Действительно, мы находимся у памятника Пограничникам Арктики. Он находится на проспекте Ленина 49. Какой это район?

- Композиция монумента «Пограничникам Арктики» представляет собой пограничный столб на мурманском участке госграницы РФ, который не прошли фашистские войска в годы Великой Отечественной войны.Вокруг него застыли три пограничника, охраняющие сухопутную, морскую и воздушную границу. Они стоят спина к спине, с оружием в руках, рядом замер их вечный друг - пограничный пес.


Что же дальше....?

Это всеми любимый памятник, его история не может ни затронуть душу.... Его увековечили в бронзе: он сидит на лавочке, держа в лапах дорожный узелок. И место для памятника выбрали подходящее - у Семеновского озера, в Ленинском округе города. Кто же он?

Совершенно верно! Вы настоящие эксперты нашего города!

История о верном коте Семене известна в Мурманске. А вы знаете о ней?

Для справки:Отправившись со своими хозяевами погостить на юг, Семен потерялся в суматохе Москвы. Хозяевам кота пришлось без него. Они решили, что он потерян для них навсегда. Однако через долгих шесть лет кот Семен, пройдя две тысячи километров, вернулся в родной Мурманск. Как это удалось коту, до сих пор загадка. Но, исхудавший, грязный и уставший, он тем не менее громко замяукал возле знакомой двери. Когда Семена впустили изумленные хозяева, он тут же побежал на кухню, где когда-то была его миска, а насытившись, занял любимое место на телевизоре.


- А сейчас последнее место, в которое мы отправимся, но не последнее в нашем городе....

Здесь мне хотелось бы поделиться своим личным мнением....

Оно поразило меня, когда я впервые увидела его... Было темно, зажгли фонари, и вдруг вместе с ними зажглось это сердце! Мне кажется, оно мое и ваше, и еще тысяч мурманчан, которые по-настоящему любят свой Мурманск, по-настоящему дорожат им и просто не смогут пройти мимо этого горячего северного сердца......

Что ж дорогие эксперты, вы догадались о чем идет речь?

- Действительно - это световая фигура с такой до боли близкой для мурманчан фразой - "Мурманск - в моем сердце"»....

Скажите, в каком районе города находится эта фигура?

- Что чувствуете вы, когда читаете эти красивые слова?




- жителей

- кругом!

- похолодание

- солнце


- ночь!

- снег

- не замерзает

- Гольфстрим


- Да!








- Да!











- Памятник «Ждущей»!






Ленинский округ, ул.Чумбарова-Лучинского, конечная остановка автобуса № 18 «ул. Саши Ковалева"
























- Ответы детей

- Памятник пограничникам Арктики

- Октябрьский район
















-Ответы детей

Кот Семен!
































- Световая скульптура в форме Сердца


- в Ленинском округе, в районе северного въезда в город

Ответы детей

К:участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

П:определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Л:Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.


Физминутка

(2 мин.)

Релакс-Музыка

Звуки природы

- Встаньте ребята и закройте глаза.

Представьте, что на улице лето, светит теплое солнышко, поют птички, нам хорошо... отройте глаза.

Глубоко вдохните и выдохните....

Еще раз – вдохнули и выдохнули

А теперь потянем наши ручки к солнышку, высоко высоко, вставая на мысочки...

Опустили ручки, а теперь давайте наклонимся и потянем свои ручки к травке, представим какая она мягкая...

А сейчас время возвращаться назад в Мурманск )

Выполняют просьбы педагога

Р: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на
показ движений

Закрепление изученного материала

(10 мин.)

Проверка усвоения нового материала






Работа в группах






Музыкальное сопровождение

Сергей Избаш «Мурманск – вперед!»

Слайд-шоу «Мурманск»

- Итак, дорогие знатоки, мы с вами посетили лишь малую часть той красоты, которую приготовил наш город к своему Юбилею. Что же еще приготовил наш любимый город к своему юбилею? Какие новые достопримечательности, места, парки, скверы?

- Молодцы! Давайте теперь обратимся к нашей карте, посмотрите, какой округ лучше всего подготовился к 100-летию Мурманска? Где же мы с вами так и не побывали?

- Как мы видим, в Первомайском округе очень мало новых достопримечательностей, хотя здесь и преобладают новые объекты освещения и иллюминации.

- Сегодня у нас есть возможность сделать подарок нашему городу! Я предлагаю вам оформить рисунок с изображением той достопримечательности, которой, по вашему мнению, не хватает в первомайском округе!

- Давайте поработаем в группах, у вас есть все необходимые материалы. Приступаем!






Ответы детей

(Рябиновая аллея, Музыкальная аллея, памятник треске, табло с отсчетом времени до дня рождения города


- Первомайский округ

К: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.

Р:Самоконтроль и коррекция.


Подведение итогов. Рефлексия

(5 мин)







Слайд 11

[pic]

- Ну что ж, давайте посмотрим ваши творческие работы. Что вы изобразили?

- Скажите, что нового вы узнали на нашем занятии?

- Как вы оцениваете свою деятельность на занятии и почему?

На этом наша виртуальная экскурсия подошла к концу, а я предлагаю вам отправится на прогулку реальную по нашему городу с родителями и друзьями Обязательно посетите самые красивые места нашего города, и не забывай о ПДД, а так же о правилах поведения в общественных местах!

И пусть у каждого из вас Мурманск остается в сердце!

Демонстрируют, объясняют выбор композиции


Ответы детей

К: высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Р: оценивать результаты своей и чужой деятельности,

самоконтроль, самооценка.



12