Рабочая программа творческого кружка «Газета Лицеист» 5-8 классы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ № 8 Г.ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ



Рекомендовано Согласовано Утвердить

к утверждению Зам. директора по УВР Директор МОБУ Лицей № 8

Зав. МК учителей г. Тынды Амурской области

гуманитарного цикла ___________________ __________________

________________ Е.Н. Сельминская Н.В. Гибалкина

Т.Г. Федяева «29» августа 2015г. Приказ № _138/03_

Протокол № __1___ от «31» августа 2015г.

от «_28августа 2015г.








Рабочая программа



Творческого кружка «Газета «Лицеист» 5-8 классы

(наименование предмета)



руководителя Федяевой Татьяны Геннадьевны


















Программа творческого кружка «Газета «Лицеист»



Пояснительная записка


Журналистика, по определению В.И. Даля, – журнальная, срочная словесность. Программа кружка «Газета «Лицеист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Одна из традиций лицея – работа творческого кружка «Газета «Лицеист», который выпускает лицейскую газету «Лицеист». Сегодня назрела необходимость разработки образовательной программы, знакомящей воспитанников с современным издательским бизнесом, который немыслим без компьютерных технологий, раздвигающих горизонты творчества, позволяющих реализовать все наши замыслы. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки, что даёт каждому возможность самоутвердиться. Для этого необходимо обладать базовыми понятиями издательского дела, иметь представление об издательском процессе, азами журналистики. Без этих знаний немыслимо создание полноценной полиграфической продукции.


Актуальность программы


Программа составлена с учётом новых требований ФГОС к структуре основной образовательной программы общего среднего образования.

Данная программа дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид.

Разделы программы посвящены издательской системе. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу воспитанников. При организации занятий создаются ситуации, в которых каждый ребенок может выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы.


Новизна программы

Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Формы занятия, предусмотренные программой:

  1. свободная творческая дискуссия;

  2. ролевые игры;

  3. выполнение творческих заданий;

  4. активные методы формирования системы общения;

  5. практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Программа рассчитана на лицеистов 5-8 классов (1 ч. в неделю). Она направлена на развитие способности не только правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора, воспитанию стилистического чутья, закреплению умений и навыков отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты разных стилей.

Программа предусматривает изучение функциональной стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи воспитанников, поэтому в “Программу” включен раздел “Культура речи”. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету. Кроме того, программа способствует освоению фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями. Технологии, используемые в системе занятий, ориентированы на то, чтобы ребенок получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей школы.


Цель программы:

научить свободному владению методами и формами журналистской деятельности для создания лицейской газеты «Лицеист» в рамках творческого кружка «Газета «Лицеист». Запланировано выпустить 4 номера газеты в год.


Создание лицейской газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие детей в лицейском пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои патриотические мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. Лицейская газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учебе и всей школьной жизни. Для ребят активных, любознательных школьная газета - своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, учителей, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная лицейская летопись.

Проблема влияния массовой информации на формирование мировоззрения детей рождает проблему их «моральной защиты» от негативных влияний средств массовой информации. С учетом этого определены задачи данной программы.

Задачи программы:

- познакомить воспитанников с принципами, которые побуждают журналистов к творчеству и обеспечивают их готовность к овладению мастерством в процессе практической профессиональной деятельности,

- познакомить с особенностями журналистского произведения,

- научить анализу журналистского произведения.

Воспитанники должны научиться применять полученные знания в процессе работы над выпуском лицейской газеты и любой творческой деятельности.

Компетенции, формируемые в результате освоения программы:

развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- умение анализировать и отбирать полученную информацию;

- развитие критического мышления;

- развитие творческих способностей; выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформление альбомов, стендов.

- умение применять полученные знания при создании школьной газеты.

- развитие умения устного и письменного выступления.

обучающие:

- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

- формирование практических навыков журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;

воспитывающие:

- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

- формирование нравственных основ личности будущего журналиста, его патриотического воспитания;

- использование силы воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;

- культура общения;

- воспитание духовных качеств личности, активной жизненной позиции;


Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, семинарах, творческих конкурсах.


Содержание и методы деятельности

Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.

При организации кружка основной упор делается на работу с речью (игровые разминки: свобода речи, пополнение словарного запаса, дикция: скорость реагирования на происходящее, согласованность действий при коллективных формах работы, ориентация в пространстве). На этих занятиях воспитанники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на жизненный опыт и прочитанные произведения.

В начале учебного года на занятии кружка составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами детской редколлегии. Редколлегия разновозрастная: от пятиклассников до выпускников. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор - консультант из числа старших юнкоров. Одним из наиболее интересных аспектов деятельности юнкоровцев является работа с медиа (создание газет и журналов, видеоматериалов).

Программа рассчитана на 1 учебный год. Общее количество часов—35. (1 ч. в неделю (5-8 кл.)

Кружок «Газета «Лицеист» объединяет разновозрастных детей и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.

Форма проведения занятий


Издательская деятельность в кружке имеет четкую направленность. Меньше критики, потому что в большей степени будущие печатные издания задуманы как литературно –художественные издания, красивые, грамотные и высоконравственные, патриотические, которые ведут к добру, к знаниям, к красоте. Издательская деятельность может быть групповой и индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы кружка предусмотрены индивидуальные занятия; занятия по звеньям; лекции; выездные занятия; встречи с интересными людьми; практическая работа (участие в конкурсах, выпуск газеты, публикации в специализированных СМИ и др.)




Структура учебного занятия




Основные требования к уровню подготовки обучающихся.

        1. В процессе занятий лицеисты приобретают конкретные

знания:

  • из истории журналистики;

  • о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;

  • о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;

  • о законе о СМИ.

и умения:

  • создавать сочинения разных жанров;

  • соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

  • работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;

  • участвовать в дискуссии, пресс-конференции.

Предполагаемые результаты.

Лицеисты должны уметь:

- определять стиль и тип речи;

- давать характеристику текста публицистического стиля;

- в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать его в устных и письменных высказываниях;

- совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения; пользоваться разнообразными языковым и средствами в сочинениях публицистического характера; находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки; соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;

- строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;

- проводить литературное редактирование и литературную правку текста;

- уметь общаться с отдельным человеком и аудиторией.

На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:

  • умение работать с разной литературой;

  • умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером;

  • умение брать и давать интервью;

  • использование знаний основных жанров периодической печати;

  • умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.

Занятия в кружке «Патриотическая журналистики» развивают фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность. Кроме теоретических лекций, на каждом занятии будут проводиться журналистские тренинги.

Лицеисты должны знать:

- понятие макета;

- общие правила набора текста;

- форматы графических файлов;

- цветовые системы; основные термины работы со шрифтами;

- основные понятия верстки.

Основными требованиями при изучении основ журналистики являются:

- желание овладеть навыками работы юного корреспондента;

- активная позиция во время занятий;

- выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Учебно-методический комплект:


Группа


Техническое обеспечение

Наглядные пособия и дидактические материалы


5-8кл.



Аудиоплейер, аудиокассеты, магнитофон


Коллажи, рисованные газеты, фотогазеты, изготовленные учащимися на практических занятиях, детские и юношеские газеты и журналы, имеющиеся в школьной библиотеке. Краски, гуашь, фломастеры, бумага.



Календарно-тематическое планирование

Кружка «Газета «Лицеист»

Группа 5-8 классы

2


5-6

Дизайн школьной газеты.

2


7-8

Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства. Стилистические фигуры речи. Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка

2


9-10

Технические средства журналиста. Газетный язык и авторский почерк. Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон.

2


11

Экскурсия «Кто имеет отношение к газетам?» Лексические, фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности публицистического стиля

1


12-15

Выпуск очередного номера школьной газеты.

конец октября 2015 - №1

конец декабря 2015 - №2

начало февраля 2016 - №3

конец апреля 2016 - №4

  1. Работа с репортерами газеты: отбор основных статей, новостей интересных для широкой публики

  2. Работа с оформителями газеты: создание шаблона газеты

  3. Работа с редакторами текста газеты: набор текстов статей для газеты

  4. Работа корректоров газеты: редактирование содержание газеты.

  5. Работа главного редактора: проверка статей по выполнению журналистской этики

  6. Создание   электронной и печатной копии газеты

  7. Оформление стенда

1×4 (4)


16-17

Создание разделов. Использование колонок. Колонтитулы.

2


18-19

Содержание разделов печатного издания. Использование стилей. Вставка картинок из коллекции. Форматирование изображений.

2


20-21

Темы, рубрики, полосы.

2


22-23

Подбор и использование занимательного материала в газете.

2


24-25

Активный и пассивный словарь. Словари, справочники, их тематика и использование в газете. Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. Редактирование статьи.

2


26-27

Требования к информации. Источники информации.

2


28-29

Интервьюирование. Структурирование рабочих материалов на компьютере. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов.

2


30-31

Хроника. Организация работы корреспондентов хроникеров. Расширенная информация

2


32-33

Заседание редакционного совета школьной газеты: Диагностика и координация дальнейшей работы по выпуску школьной газеты.

2


34-35

Защита творческих работ. Заметка. Заметка информационного характера Заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему. Заметка-благодарность. Заметка-вопрос.

2



ВСЕГО:

35

35



Содержание программы



Разделы программы. Некоторые аспекты работы над темами программы.

Тема1. Зарисовка. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.

Практическая работа:

- подготовить пейзажную зарисовку;

- подготовить портретную зарисовку;

- подготовить производственную зарисовку;

- подготовить бытовую зарисовку;

- подготовить контрольную зарисовку на заданную тему.

Тема 2. Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.

Практическая работа:

- разработать план вопросов и провести интервью с учёным;

- разработать план вопросов и провести интервью с творческой личностью;

- разработать план вопросов и провести интервью с рабочим;

- разработать план вопросов и провести интервью с бизнесменом, деловым человеком;

-подготовить контрольное интервью по заданию преподавателя.

Тема 3. Заметка. Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки.

Практическая работа:

- подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку на заданную тему.

Тема 4. Репортаж. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронология), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

Практическая работа:

- проанализировать расширенную заметку и репортаж;

- на одном материале подготовить заметку и репортаж;

- подготовить спортивный репортаж;

- подготовить проблемный репортаж на заданную тему.

Тема 5. Рецензия. Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии.

Практическая работа:

- подготовить рецензию на книгу;

- подготовить рецензию на фильм;

- подготовить рецензию на спектакль;

- подготовить аннотацию к книге.

Тема 6. Корреспонденция. Информация и аналитика в корреспонденции. Предмет корреспонденции. Отличие от заметки, репортажа, статьи. Информационная и аналитическая корреспонденции.

Практическая работа:

- подготовить информационную корреспонденцию;

- подготовить аналитическую корреспонденцию.

Тема 7. Статья. Виды статей, трансформация жанра. Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, исследовательская, полемическая, историческая.

Практическая работа:

- подготовить проблемную статью;

- подготовить исследовательскую статью;

- подготовить полемическую статью;

- подготовить историческую статью.

Тема 8. Обозрение. Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.

Практическая работа:

- подготовить общее обозрение;

- подготовить литературное обозрение;

- подготовить спортивное обозрение.

Тема 9. Обзор. Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.

Практическая работа:

- подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю;

- подготовить общий обзор центральных печатных СМИ за неделю.

Тема 10. Комментарий, колонка. Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.

Практическая работа:

- подготовить комментарий на заданную тему.

Тема 11. Эксперимент. Эксперимент как метод и жанр современной журналистики. Динамичность и "живое" наглядное изложение. Соединение аналитического начала и репортажного.

Практическая работа:

- провести эксперимент и подготовить материал.

Тема 12. Очерк. Жанровое разнообразие. Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.

Практическая работа:

- подготовить портретный очерк;

- подготовить событийный очерк;

- подготовить путевой очерк.

Организация деловой игры.

Деловые игры помогают эффективно решать практические задачи овладения профессией. Организуя деловую игру на занятиях, следует рассматривать следующие моменты:

  • журналистское произведение как тип текста.

  • журналистский текст как результат особого рода творчества.

  • процесс воздействия на читателя и социальная позиция журналиста.

  • оперативное отражение действительности в журналистике.

  • журналистское творчество и культура.

  • право и этика журналиста.

Развивающие упражнения.

1. "Живая речь".

Воспитанникам предлагается записать без помощи технических средств 15-минутный кусочек "живой" речи (в автобусе, на улице, в столовой...), желательно без журналистской правки, с сохранением особенностей авторской лексики, без пробелов в тексте.

Цель упражнения - овладеть техникой записи в непредвиденной ситуации.

2. "Время".

Воспитанники самостоятельно контролируют свое чувство времени, проверяя себя через определенные промежутки времени и записывая результаты. Погрешность +,- 5 минут считается нормой.

3. "Фраза-картинка".

В журналистских материалах важно не только рассказывать о чем-то, но и показывать. В некоторых жанрах, например, репортаже, журналист просто обязан создать "эффект присутствия". Можно написать "Он рассердился", и тогда читателю ничего не остается, как поверить этому сообщению-рассказу. А можно написать иначе: "Он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул". Читатель сразу представит себе эту сцену и сделает вывод, что человек рассердился, разозлился. Задание: "показать" фразы: ОН ГОЛОДЕН, ДЕВОЧКА БОИТСЯ, МАШИНА ПОПАЛА В АВАРИЮ, ЕМУ СТАЛО СТРАШНО.

4. "Реплики".

Задание: написать как можно больше реплик, которые человек произносит, когда он РАЗДРАЖЕН, УДИВЛЕН, НЕГОДУЕТ, НЕДОУМЕВАЕТ, НЕ ВЕРИТ, ВОСТОРГАЕТСЯ, ЗЛИТСЯ.

5. "Жесты и мимика".

Задание: описать взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьница и школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недоволен тем, как его обслужили.

6. "Вкусные слова..."

Что значит "хороший запах"? Попробуйте объяснить, что это такое. Если выбрать точные эпитеты, то у читателя возникнут вполне ощутимые ассоциации. Например, жасминный, ландышевый, хвойный, смолистый, сладко-приторный, чесночный, яблоневый. Попробуйте подобрать эпитеты к словам ПЕСНЯ, ПОХОДКА, ШОССЕ, ЖЕРЕБЕНОК, МИТИНГ, ОРАТОР, АВТОМОБИЛЬ.

7. "Ассоциации".

Задание: написать осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова. Например: УКАЗКА-МЫШЬ-АДМИРАЛ, ШЕЯ-ГИРЯ-АУКЦИОН, ФЕРЗЬ-БАЯН-КОНСЕНСУС, СЕССИЯ-ЗИГЗАГ-ТЕЛЕФОН.

Цель -научить делать "мостики"-связки в будущих журналистских материалах, когда одно предложение цепляется за другое, один абзац логично переходит в другой.

8. "Первая фраза".

Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Задание: написать несколько первых фраз к еще не написанным материалам. Главное требование - фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Цель - определить роль первых фраз в журналистском тексте.

9. "Сказка".

Воспитанники выбирают какую-либо сказку и трансформируют содержащуюся в ней информацию в журналистскую, оформляя сказку как заметку, хронику, интервью, репортаж, корреспонденцию и пр.

Цель упражнения - уточнение смысла понятия "журналистская информация".

10. "Стоп-кадр".

К любой иллюстрации из журнала, газеты, просто фотографии сделать несколько подписей. Из одного -трех слов или словосочетания (как заголовок). Из одного предложения – не более 18 слов, включая союзы и предлоги.

11. "Письмо в редакцию".

Воспитанники пробуют себя в качестве рядового читателя, обратившегося с какой-то просьбой или вопросом в редакцию центрального издания. Цель упражнения – преодоление психологического барьера, связанного со сменой ролей.

12. "Два взгляда".

Сформулировать два взгляда на СМЕРТНУЮ КАЗНЬ. Два взгляда на НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ. Два взгляда на ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Два взгляда на ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АРМИЮ... Упражнение способствует формированию навыков анализа общественно-значимых проблем.

13. "Впрок".

Воспитанники методом интервью собирают данные о потребительских свойствах какого-либо товара или услуги, затем в форме информации излагают результаты. Цель упражнения - овладение навыками сбора информации и определение границ рекламного / нерекламного материала.

Список использованной литературы и материалов.

Основная литература:

1. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.

3. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко.

СПб., 2000.

4. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.

Дополнительная литература:

1. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993.

2. Методы журналистского творчества; под ред.Горохова В.М. М.,1982.

3. Мастерство журналиста; Под ред. В.М.Горохова и В.Д.Пельта. М., 1977. 263 с.

4. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.

5. Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.




Сведения о разработчике программы.


Приложение 1.

Правила техники безопасности


  1. Соблюдать дисциплину и порядок.

  2. Заниматься только тем видом деятельности, который определил преподаватель.

  3. Работать с техническими средствами только с разрешения преподавателя и под его контролем.

Требования безопасности во время работы с компьютером, принтером

1. С техникой обращаться бережно: не стучать по мониторам, не стучать мышкой о стол.

2. При возникновении неполадок: появлении изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного её отключения, необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю

3. Не пытаться исправить неполадки в оборудовании самостоятельно.

4. Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку.

5. Не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея

6. В случае возникновения нештатных ситуаций сохранять спокойствие и чётко следовать указаниям преподавателя.