Конспект внеурочногозанятия по риторике в 4 классе на тему: «Вывод в рассуждении»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект внеурочного занятия по риторике в 4 классе

Провела: учитель начальных классов Шевякова О. А.


Тема: «Вывод в рассуждении»

Цель: Познакомить с текстами простейших рассуждений.

Задачи: содействовать формированию УУД

1. Личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, формировать первоначальные представления о нравственных понятиях, развивать основы для творческого воображения, положительное отношение к школе и учебной деятельности; воспитывать аккуратность.

2. Регулятивных: учить детей принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; дать возможность научиться в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

3. Познавательных: формировать умения понимать заданный вопрос, анализировать изученные факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать по заданному признаку; учить пользоваться алфавитом.

4. Коммуникативных: учить работать парами и группами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости.

Используемые методы и приемы:

организации и осуществления учебно-познавательной деятельности :

- репродуктивные (использование алгоритма),

- проблемно-поисковые (подведение учащихся к постановке проблемы и дальнейшие действия по построению проекта выхода из затруднения),

- наглядные (презентация),

- практические (упражнения),

б) стимулирования и активизации учения:

- создание ситуации новизны, активности,

- создание ситуаций успеха,

- положительный эмоциональный настрой.


Ход урока

2.Определение цели, мотивации занятия




















































3.Этап актуализации знаний

-Знаете, какое слово на свете самое беспокойное, самое любознательное?

-Оно, как сказал замечательный сказочник Джанни Родари, «гуляет по всему свету, забирается во всё, что мы с вами видим, слышим, трогаем, нюхаем». Оно заставляет взрослых и детей задавать массу


полезных и нужных вопросов.

О каком слове идёт речь?

Конечно же, это слово «почему»! Когда-то давным-давно, оно жило в словаре, а потом ему стало скучно сидеть без всякого дела и убежало «почему» из словаря, пошло гулять по белому свету.

А к вам оно не заглядывало?

Какие «почемучкины» вопросы интересуют вас?

О чём бы вы хотели спросить взрослых?


Знаете, с каким словом дружит «почему»?

В своих странствиях «почему» встретило другое слово «потому» и стали они вести удивительные бесконечные разговоры. Давайте послушаем один из них (аудиозапись)


Итак, какую цель поставим перед собой?



Чтобы её достичь, какими мы должны быть на занятии?


На наших занятиях мы тоже научимся удивляться новым вопросам «почему», а ответить на них нам поможет слово «потому».

Таким образом, разные «почему» требуют ответа. Какой тип текста поможет нам в этом?


Что мы уже знаем о рассуждении?









-слово «почему»






-да, заглядывало




-почему солнце не падает на нашу планету?

-почему зимой холодно, а летом тепло, а не наоборот?


-со словом «потому»





слушают аудиозапись














-научиться рассуждать, отвечать на вопросы.



- активными,

внимательными,

старательными.









-рассуждение




рассуждение - это

тип текста, в котором объясняется причина событий, явлений, доказывается что – либо.

4.Открытие нового знания:

Введение структуры рассуждения

Итак, «почему» задаёт первый вопрос.

Кто помнит, как звали всех жителей Цветочного города, в котором жил Незнайка?


А вот и вопрос: «Почему их так звали?»


Если дать полный ответ, то получится такое рассуждение: Коротышками жителей Цветочного города звали потому, что они были маленькими.

Давайте рассмотрим данное рассуждение внимательно.

Прочитайте первую часть. О чём она?

Как можно назвать эту часть?


Прочитайте вторую часть. О чём она?

Как можно её назвать?

Какие слова соединяют обе части?


Если нарисовать рассуждение в виде схемы, то получится следующее:







-коротышки


-они были очень маленькими













-то, что объясняется



-объяснение

-потому, что

5.Этап первичного закрепления

а) Составление рассуждений

Цель: формировать умение строить рассуждения












б) Нахождение частей рассуждения

Цель: закрепить умение видеть части рассуждения

Почему Незнайку назвали – Незнайкой?

Хотите узнать, как назвали коротышки ручей, протекавший в их городе?

Огурцовой рекой.

Интересно узнать почему?



Почему сам город коротышек назывался Цветочным городом?



Итак, из скольких частей состояли наши рассуждения?

Как называется 1 часть?


Как называется 2 часть рассуждения?

Как соединяются между собой части рассуждения?


А сможете ли вы найти одну из частей рассуждения?

Давайте это мы сможем проверить, выполнив задание

Прочитайте задание. Что требуется выполнить?

Какая часть рассуждения выделена? Как называется?

Прочитайте слово- мостик, слово – связку?

Как называется вторая часть рассуждения? Найдите её.











-он ничего не знал


-да




-потому, что по берегам ручья росло много огурцов


-в этом городе росло много цветов




-из двух





-с помощью слова «потому, что»


в) Игра «Восстанови рассуждение»

Цель: показать значимость каждой части рассуждения





Посмотрите на картинки. Что видите?

[pic] [pic]


Составьте рассуждение.




Какие слова помогли восстановить рассуждения?


Сделайте вывод.




Поиграем в игЛру «День-ночь»

«Ночь»- дети закрывают глаза, учитель убирает 1-ую картинку.

«День»- дети открывают глаза.

Что исчезло?


Прочитаем без этой части.



Что произошло?


«Ночь»- дети закрывают глаза, учитель меняет части рассуждения

«День» - дети открывают глаза.

Прочитайте рассуждение.


Что заметили?

Какой вывод можно сделать?

Итак, можно ли из рассуждения убрать какую- либо часть?














-Таня плачет, потому что в речке тонет мячик.



-потому, что



-без слов связок рассуждение не имеет смысла






-1часть рассуждения


-Таня плачет



-не понятно, что объясняется



-мячик тонет потому, что Таня плачет.

-в рассуждении 1-ая часть «то, что объясняется» должно стоять на 1-ом месте, иначе рассуждение будет неверным.

-нет, иначе рассуждения не будет.

6. Включение нового знания в систему знаний

а) Игра «Собери рассуждение»

Цель: закрепить умение составлять рассуждения из частей

(работа в парах)

б) «Закончить рассуждение»

Цель: учиться анализировать рассуждения, делать их полными.

работа в группах

Наше «почему» путешествуя по свету, побывало в гостях у известного доктора Айболита и принесло нам рассуждение. Но текст большой и по дороге рассыпалось. Поможем собрать?

Для этого поработаем в парах.

На столе части рассуждения, соберите его.



Что закрепили в ходе игры?



И последнее задание выполним в группах.

Прочитайте задание про себя.

Что нужно сделать?



Правила работы в группе.

Работа в группе.









ученики в парах собирают рассуждения


Проверка: одна пара читает получившее рассуждение.

если рассуждение верное, ученики хлопают.




-умение составлять рассуждения





-закончить рассуждение


- в группе ученики совместно заканчивают рассуждения


- один ученик от группы выходит и читает получившиеся рассуждения

7.Подведение итога



















8. Рефлексия

Цель: осознание учащимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

Какова была цель занятия?




Удалось её достичь?

С чем познакомились на занятии?



Что нового узнали?


Из скольких частей состоит рассуждение?

Как называются части рассуждения?



С помощью чего связаны между собой части рассуждения?


Что понравилось на уроке?


Что было интересным?





-научиться рассуждать, отвечать на вопросы



-да

-с текстами рассуждений




-структуру рассуждений


-из двух


-то, что объясняется и объяснение



-с помощью слов-связок «потому, что»