Рабочая программа внеурочной деятельности Украинское народоведение

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


РЕСПУБЛИКА КРЫМ

ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЗОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»




РАССМОТРЕНО

на заседании методической кафедры учителей __________

__________________________

Протокол № ________

от__________________20___г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________________ ФИО

«____» ___________ 20____г.








УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ:

___________А. П. Немыкина

Приказ № _____

от «___»__________ 20___г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

украинское нароведение






Класс: 5-А

Количество часов в неделю: 1 ч

Срок реализации программы: 2016 – 2017 учебный год





Учитель украинского языка:

Остапчук

Лилия

Павловна

Категория: высщая

Стаж работы: 33 года





п. Азовское, 2016 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Учитель про­водит занятия во внеурочное время один раз в неделю.

Программа курса «Народоведение» представляет собой некий вектор деятельности и дает представление о культуре и быте, обычаях и традициях украинского народа как одного из народов Крыма, который согласно переписи конца 19 века занимает 3-4 место по этническому составу населения Крыма.

Украинский язык, история, краеведение и этнография, народный календарь, народная мораль, фольклор, разные виды искусства и художественного творчества, народные традиции, обычаи, народные символы - все это вбирает в себя многогранное и емкое слово «Народоведение».

Сохранение, познание и умножение национальных традиций, бережное отношение к народному творчеству.

Таким образом, цель курса можно выразить словами: чтобы дети знали про украинский народ, так как живут в поликультурном обществе.

Ознакомление с учебным материалом в 5 классах проходит во внеурочной работе, один урок в неделю. Каждое занятие сопровождается сбором местного материала, подбором литературы, произведений искусства. Предусматриваются экскурсии, встречи с народными умельцами, выставки, практическое обучение народным промыслам, проведению праздников.

Особенность предмета «народоведение» -его интегративный характер, вобравший в себя сведения исторические, географические, по этнопедагогике, этнографии, философии, литературе, музыке, изобразительному искусству. Занятия по народоведению создают условия для разностороннего - духовного, нравственного, эстетического, физического и умственного – развития учащихся. Комплексное содержание предмета определяет своеобразие деятельности учителя и учеников. Рассказ учителя сочетается с сообщениями школьников, беседа сопровождается демонстрацией картин, фотографий, диапозитивов. Много музыки, песен и для прослушивания, и для исполнения. Значительное место занимает игра и творческая деятельность разного плана: сочинение рассказов - эссе, считалок, колыбельных, частушек, плетение, вязание, лепка, рисование, вышивка, изготовление моделей. Занятия проводятся в классе, в соборе, в этнографическом уголке и т.д. Содержание курса предусматривает проведение праздников, народных игр, конкурсов, соревнований.

Требования к знаниям, умениям даны в двух уровнях - базовом и повышенном: «должен» и «может». Оценки ставятся в исключительных случаях для того, чтобы отметить талантливо выполненную работу любого рода. Во всех остальных ситуациях ученики получают зачет за участие в конкурсе, организации игры, за разучивание песни, танца, изготовление модели, вещи и т.д.

Программа включает в себя 34 занятий по 45 минут и рассчитана на один год обучения.

Цель изучения курса
- приобщить детей к этнографической деятельности по освоению истории народов Крыма;

- культурного наследия Крыма;

- адаптировать подрастающее поколение к жизни в современном обществе на основе накопленного жизненного опыта народов Крыма. 
Основные задачи 
- дать представление об народоведении как науке, изучающей народности, их духовную и материальную культуру;

-познакомить с украинским народом, его этнокультурной историей;

- воспитывать интернациональные чувства;

- способствовать исследовательской деятельности учащихся;

- показать роль культурных ценностей прошлого в современной жизни. 
Предметные задачи

сформировать возможность реализации полученных знаний в заинтересовавшей его области;

- воспитывать потребность и навыки в работе по сбору экспонатов для школьного народоведческого уголка, пропагандировать идеи взаимовлияния и взаимообогащения культуры народов разных национальностей, проживающих на территории Крыма, района, села;

- воспитывать уважительное отношение к другим национальным культурам;

- развивать умение работать с различными источниками информации.

Основные типы уроков в курсе « Народоведение»

Комбинированный урок

Урок — путешествие

Урок - викторина

Практическая работа

Экскурсия

Формы организации учебной деятельности

Групповые

Парные

Игровые 

Коммуникативные

Требования к уровню подготовки учащихся

ПРЕДМЕТНО - ИНФОРМАЦИОННАЯ.

- знать определение народоведения как науки;

- понимать смысл связей явлений природы с жизнью человека; понимать различие между понятиями «традиционная культура» и «национальная культура»;

-иметь представление, о народах Крыма.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО - КОММУНИКАТИВНАЯ

- участие в концертах; - ведение народоведческого дневника; - изображение в рисунках народного жилища.

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ

- уважение к культурному наследию прошлых поколений;

-понимание единства национальной и интернациональной культур;

- признание нравственных ценностей как проявление культуры личности. 
Контрольные мероприятия, отслеживающие соответствие знаний

требованиям к уровню подготовки учащихся:

Практические работы,

Сообщения.

Рефераты

Составление альбомов по заданным темам

Участие в научно - практических конференциях

Участие в районных конкурсах.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Содержание программы

Тема 1. Народный сельскохозяйственный календарь. Народные приметы погоды, урожая. Годовые сезоны, основные и переходные.

Тема 2-3. Цветы. Стихи и песни о цветах, картины украинских художников. Цветоводы. Цветы в нашем селе. Обрядовое назначение цветов. Цветы- лекарственные растения.

Тема 4-5. Земледельческие праздники и другие знаменательные дни. Ильин день. Первый Спас. Юрьев день. Покровская суббота.

Тема 26 Праздники. Рождество. Обычаи, традиции, игры, развлечения.

Тема 7-8. Украинский мужской и женский костюм. Старинные женские головные уборы. Украшения.

Тема 9-10. Украинские музыкальные инструменты. Народные ансамбли.

Тема 11-13. Фольклор. Народные сказки, загадки, считалки, дразнилки, скороговорки.

Тема 14-15. Деревенский дом, домашняя утварь в хозяйстве. Устройство дома. Украшение комнат. Мебель в доме. Столовая посуда.

Тема 16. Мельница Традиционная украинская кухня.

Тема 17-18. Деревья – символы украинского народа. Калина, дуб, верба. Традиции и обычаи. Песни и стихи.

Народоведческая практика (запись местного материала, поиск предметов).

Дети должны знать: годовые сезоны, цветы нашей местности, использование цветов в обрядах, быту. Знать несколько рецептов использования цветов в народной медицине. Земледельческие праздники. Цветы- символы. Предметы быта, народные музыкальные инструменты. Уметь пользоваться прялкой, по семенам узнавать цветы. Определять годовые сезоны.

Дети могут знать детали украинских старинных костюмов. Ансамбли и хоры края.






















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


1час в неделю


Кол.

Час.

Дата по плану

Дата по факту

1


Народный сельскохозяйственный календарь. Народные приметы погоды, урожая.

1

1.09


2


Народный сельскохозяйственный календарь. Годовые сезоны, основные и переходные.

1

08.09


3


Цветы-символы. Стихи и песни о цветах, картины украинских художников.

1

15.09


4


Цветы в нашем селе. Лучшие цветоводы нашего села.

1

22.09


5


Обрядовое назначение цветов.

1

29.09


6


Цветы – лекарственные растения. Дикорастущие съедобные травы.

1

06.10


7


Земледельческие праздники и другие знаменательные дни. Осень .

1

13.10


8


Земледельческие праздники и другие знаменательные дни. Зима.

1

20.10


9

Праздники. Рождество. Обычаи, традиции, игры, развлечения.

1

03.11


10


Земледельческие праздники и другие знаменательные дни. Весна.

1

10.11


11

Праздники. Пасха. Обычаи, традиции, игры, развлечения.

1

17.11


12


Земледельческие праздники и другие знаменательные дни. Лето .

1

24.11


13


Украинский мужской костюм.

1

01.12


14

15


Украинский женский костюм. Старинные головные уборы.


2

08.12

15.12



16


Украинский женский костюм. Украшения.

1

22.12


17


Украинские музыкальные инструменты.

1

12.01


18


Народные ансамбли.

1

19.01


19


В фольклоре - душа народа.

1

02.02


20


Детский фольклор: народные сказки, загадки, считалки, дразнилки, скороговорки.

1

09.02


21


Пословицы и поговорки.

1

16.02


22


Народные песни.

1

01.03


23


Деревенский дом, его устройство. Домашняя утварь в хозяйстве.

1

15.03


24


Мебель в доме.

1

22.03



25


Столовая посуда.


05.04


26


Украшение комнат. Женские рукоделья.

1

12.04


27


«Из бабушкиного сундука»

1

19.04


28

Мельницы. Работа мельника. Современный элеватор. Хлебозаводы.

1

26.04


29

30


Традиционная украинская кухня.

1

03.05


31


Деревья - символы украинского народа.

1

10.05


32


Калина красная. Дуб, тополь, верба.

1

17.05


34

Итоговое занятие.

1

24.05