Инструкции по охране труда

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Государственное образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

ст. Николаевская





Инструкции

по охране труда в швейной мастерской




























И Н С Т Р У К Ц И И




ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА


В ШВЕЙНОЙ МАСТЕРСКОЙ


































2010


ИНСТРУКЦИЯ № __1__


ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ШКОЛЬНОЙ МАСТЕРСКОЙ


1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСННОСТИ.


1.1.В соответствии с ППБ-01-93, ППБ 101-89 учителя, учащиеся и обслуживающий персонал обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации детей, материальных ценностей и тушению пожара.


1.2. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в мастерской несет учитель трудового обучения, который проводит там занятия и который приказом директора должен быть назначен ответственным за пожарную безопасность в кабинете.


1.3.В мастерской число столов не должно превышать количества, установленного нормой проектирования.


Расстановка мебели и оборудования в мастерской не должна препятствовать эвакуации людей и подходу к средствам пожаротушения.


1.4.Школьные мастерские обязательно должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения. Ручные огнетушители должны размещаться согласно требованиям ГОСТа 12.4.009-83:


- путем навески на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя;


- путем установки в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами в специальные тумбы или на пожарные стенды.


1.5.Огнетушители должны устанавливаться таким образом, чтобы был виден имеющийся на его корпусе текст инструкции по использованию. Конструкции и внешнее оформление тумб и шкафов для размещения огнетушителей должны позволять визуально определить тип установленных в них огнетушителей.


1.6.Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах, где исключено повреждение попадание на них прямых лучей и атмосферных осадков, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.


1.7.Для ревизии, ремонта или замены нельзя отправлять все огнетушители сразу.


Повседневный контроль за сохранностью, содержанием и постоянной готовностью к действию первичных средств пожаротушения осуществляется учителем трудового обучения.


1.8.Использование первичных средств пожаротушения для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожаров, запрещается.


1.9.В мастерской запрещается:


- производить перепланировку помещения с отступлением от требований действующих строительных норм и правил;


- устанавливать решетки, жалюзи и подобные им несъемные солнцезащитные, декоративные и архитектурные устройства на окнах;


- применять с целью отопления нестандартные (самодельные) нагревательные приборы;


- использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, электроутюги;


- обертывать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами;


- применять для освещения свечи, керосиновые лампы и фонари, производить уборку помещений, очистку деталей и оборудования с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;


- хранить на рабочих местах и в шкафах, а также оставлять в карманах спецодежды использованные обтирочные материалы;


- оставлять без присмотра включенные в сеть радиоприемники, телевизоры, кинопроекторы, диапроекторы и др.;


- включать в одну розетку несколько мощных потребителей электроэнергии.


1.10.В мастерской следует размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса приборы, принадлежности, пособия, которые должны храниться в шкафах, на стеллажах.


1.11.Хранение в мастерской учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, проведение опытов и других видов работ, которые не предусмотрены утвержденными перечнями и программами не допускается.


2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ


2.1. Надеть спецодежду, при работе на электроустановках подготовить средства индивидуальной защиты.


2.2. Подготовить к работе необходимое оборудование и орудия труда, проверить их исправность.


2.3. Убедиться в наличии и исправности первичных средств пожаротушения, а также укомплектованности медицинской аптечки необходимыми медикаментами.


3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ


3.1. Мастерскую запрещается использовать в качестве классной комнаты для занятий по другим предметам и для проведения сборов.


3.2. Пребывание учащихся в мастерской разрешается только в присутствии учителя (преподавателя) трудового обучения.


3.3. Все работы учащимися проводятся только в присутствии учителя (преподавателя) трудового обучения.


3.4. Запрещается применять приборы и устройства, не соответствующие требованиям безопасности труда, а также самодельные приборы. Не применять оборудование, приборы, провода и кабели с открытыми токоведущими частями.


3.5. Не оставлять без присмотра работающие электронагревательные приборы; не пользоваться приборами с открытой спиралью.


3.6. Все электрические приборы должны иметь указатели напряжения, на которое они рассчитаны и полярность.


3.7. Запрещается подавать к рабочим столам учащихся напряжение свыше 42 В переменного и 110 В постоянного тока.


3.8. Электродвигатели должны регулярно очищаться от пыли. Запрещается накрывать электродвигатели какими-либо горючими материалами.


3.9. Все неисправности в электросетях и электроаппаратуре должны немедленно устраняться.


3.10. В мастерской запрещается:


- использовать кабели и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;


- оставлять под напряжением электрические провода и кабели с неизолированными концами;


- пользоваться поврежденными розетками, ответвительными коробками, рубильниками и другими электроустановочными изделиями;


- завязывать и скручивать провода, а также оттягивать провода и светильники;


- использовать ролики, выключатели, штепсельные розетки для подвешивания одежды и других предметов;


- снимать стеклянные колпаки со светильников.


3.11. По окончании занятий в мастерской учитель должен тщательно осмотреть помещение, устранить выявленные недостатки, обесточить сеть и закрыть помещение.


4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ


4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением (повышенном их нагреваний, появлении искрения и т.д.), немедленно отключить источник электропитания и сообщить администрации учреждения.


4.2. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании немедленно отключить их от сети, сообщить о пожаре звонить по телефону 01 или 112 с сотового телефона и приступить к тушению очага возгорания углекислотным (порошковым) огнетушителем или песком.


4.3. В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.


4.4. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.


5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ


5.1. Отключить электрические устройства и приборы от источника питания.


5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование, инструменты, приборы в места их постоянного хранения.


5.3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.










































ИНСТРУКЦИЯ № _2__


по охране труда при работе в швейной мастерской



1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.


1.1. Инструкция составлена на основе Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, учебной рабочей программы предмет "Швейное дело" и действующего учебника "швейное дело" для 5,6,7 классов специальных (коррекционных) ОУ VIII вида.


1.2. К работе в швейной мастерской допускаются лица, прошедшие медосмотр и инструктаж по охране труда. К работе в швейной мастерской допускаются учащиеся с 4-го класса.


1.3. Опасные производственные факторы:


- уколы пальцев рук иголками и булавками при работе без напёрстка;


- травмирование рук при неаккуратном обращении с ножницами, при работе на швейной машине;


- поражение электрическим током при работе на электрической швейной машине, при работе с электрическим утюгом;


- ожоги рук при касании нагретых металлических частей утюга или паром при обильном смачивании материала;


- возникновение пожара при оставлении включенного в сеть утюга без присмотра;


1.4. При выполнении работ в швейной мастерской используется специальная одежда: халат или фартук, косынка, а также диэлектрический коврик при работе с электроутюгом и при работе на электрической швейной машине;


1.5. При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его ближайшее лечебное учреждение.


1.6. После выполнения работ в швейной мастерской тщательно вымыть руки с мылом.



2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.


2.1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку или закрепить заколками;


2.2. Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок;


2.3. Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура утюга, швейной машины;


2.4. Убедиться в наличии и исправности защитного заземления (зануления) корпуса электрической швейной машины, наличие диэлектрического коврика на полу около машины, утюга.



3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.


3.1. Хранить иголки и булавки в определённом месте (подушечке, коробочке или другой игольнице) не разбрасывать их на рабочем месте;


3.2. Не пользоваться ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот; шить иголками только с напёрстком;


3.3. Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми концами от себя, передавать их друг другу ручками (кольцами) вперёд.


3.4. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины;


3.5. Не держать пальцы рук около лапки и иглы швейной машины во-избежании травмы;


3.6. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами;


3.7. Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками, берясь за вилку;


3.8. Утюг ставить на термоизоляционную подставку; следить за тем, чтобы горячая подошва не касалась электрического шнура утюга;


3.9. Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой;


3.10.Не оставлять без присмотра включенный в сеть утюг во-избежании пожара;


3.11.Следить за нормальной работой утюга, отключать утюг от сети только за вилку,


а не дергать за шнур.



4. ТРЕБОВАЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.


4.1. При неисправности в работе швейной машины, электрического утюга - работу немедленно прекратить, отключив приборы от электросети и сообщить об этом учителю, работу продолжать после устранения неисправности;


4.2. При возникновении пожара немедленно отключить утюг, швейную машину от электросети и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения;


4.3. В случае поломки швейной иглы или булавки, обломки их не бросать на пол, а убирать их в урну;


4.4. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение или вызвать "скорую помощь", исходя из ситуации.



5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.


5.1. Отключить электрическую швейную машину, утюг от сети;


5.2. Убрать инструменты и приспособления в отведённые для хранения места;


5.3. О неисправном оборудовании или инструментах сообщить учителю;


5.4. Привести в порядок рабочее место;


5.5. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.


































ИНСТРУКЦИЯ № __3__


по охране труда при работе с тканью



1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.


1.1. К выполнению работ с тканью допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.


К выполнению работ с тканью в швейной мастерской допускаются учащиеся с 4-го класса.


1.2. Опасные производственные факторы:


— уколы пальцев рук иголками и булавками при работе без наперстка;


— травмирование рук при неаккуратном обращении с ножницами, при работе на швейной машине и утюге;


— поражение электрическим током при работе на электрической швейной машине и утюге.


1.3. При выполнении работ с тканью используется специальная одежда: халат хлопчатобумажный или фартук, косынка.


1.4.При работе на электрической швейной машине и утюге используется диэлектрический коврик.


1.5. При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.


1.6. После выполнения работ с тканью тщательно вымыть руки с мылом.


2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.


2.1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.


2.2. Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок.


2.3. Убедиться в наличии и исправности инструментов и оборудования, используемого при работе с тканью: защитного заземления (зануления) корпуса электрической швейной машины, наличие диэлектрического коврика на полу около машины и утюга



3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.


3.1. Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.


3.2. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.


3.3. Шить иголками только с наперстком.


3.4. Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.


3.5. Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками (кольцами) вперед.


3.6. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины.


3.7.Не держать пальцы рук около лапки и иглы швейной машины


4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.


4.1.В случае поломки или неисправности используемого в работе с тканью оборудования – прекратить работу и сообщить учителю о случившимся. Работу продолжать после устранения неисправности.


4.2. В случае поломки швейной иглы или булавки, обломки их не бросать на пол, а убирать в урну.


4.3. При порезах, уколах, ушибах воспользоваться аптечкой и обратиться в медпункт.


4.4. В случае тяжёлых травм учитель должен вызвать "скорую помощь", сообщить администрации школы, оказать первую помощь.


5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.


5.1. Отключить электрооборудование от сети.


5.2. Проверить наличие рабочего инструмента, убрать его в отведённое для хранения место и привести в порядок рабочее место.


5.3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

















ИНСТРУКЦИЯ № __4_


по охране труда при работе с электрическим утюгом



1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ


1.1. К работе с электрическим утюгом допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. К работе с электрическим утюгом учащиеся допускаются с 5-го класса.


1.2. Опасные производственные факторы:


— ожоги рук при касании нагретых металлических частей утюга или паром при обильном смачивании материала;


— возникновение пожара при оставлении включенного в сеть утюга без присмотра;


— поражение электрическим током.


1.3. При работе с электрическим утюгом используется специальная одежда: халат хлопчатобумажный или фартук, косынка, а также диэлектрический коврик.


1.4. При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.



2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ


2.1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку или использовать заколки для волос.


2.2. Проверить исправность вилки, розетки и изоляции электрического шнура утюга.


2.3. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места для глажения.



3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ


3.1. Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками только за вилку.


3.2. При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку.


3.3. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура.


3.4. Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно изделие водой.


3.5. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра.


3.6. Следить за нормальной работой утюга, устанавливать терморегулятор в соответствии с видом ткани, при необходимости использовать проутюжильник.


3.7. При перегреве – утюг выключить и остудить, проводя подошвой утюга по влажному проутюжильнику.


4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.


4.1. При возникновении неисправности в работе электрического утюга, появлении искрения и т.д. немедленно отключить утюг из электросети и сообщить об этом учителю.


4.2. При возникновении пожара немедленно отключить электрический утюг от электросети и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения.


4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.



5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.


5.1. Отключить электрический утюг от электросети.


5.2. Очистить подошву утюга от загрязнения (при необходимости) специальными средствами.


5.3. Привести в порядок рабочее место.


5.4. Снять спецодежду и вымыть руки с мылом.














ИНСТРУКЦИЯ № 5

по охране труда учащихся при работе

на универсальной промышленной швейной машине


1. Общие требования охраны труда


1.1.Инструкция составлена на основе Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, учебной рабочей программы предмет "Швейное дело" и действующего учебника "швейное дело" для 7 класса специальных (коррекционных) ОУ VIII вида.


1.2.К выполнению практических работ допускаются учащиеся, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья.


1.3.Перед допуском к самостоятельным работам с учащимися учитель проводит первичный инструктаж в соответствии с настоящей инструкцией с последующим опросом и регистрацией в специальном журнале.


2. Перед началом работы


2.1.Надеть спецодежду, убрать волосы под косынку или закрепить заколками.


2.2.Стул установить против игловодителя машины.


2.3.Убрать со стола предметы, не требующиеся при выполнении задания.


2.4.Сидеть на всей поверхности стула, слегка наклоняясь вперед, спина прямая.


2.5.Ноги на педаль поставить так, чтобы носок правой ноги был выдвинут немного вперед. Левую ногу расположить ближе к переднему краю педали.


2.6.Расстояние от глаз до изделия 30 – 40 см.


2.7.Кисти рук располагают на платформе, перед лапкой машины. Локти – на одном уровне со столом.


3. Во время работы


3.1.Включить машину с помощью кнопки "пуск".


3.2.Работать обеими руками. Направлять детали изделия, скользя руками по поверхности стола.


3.3.В начале работы на универсальной промышленной швейной машине следует


повернуть маховое колесо от себя.


3.4.При соединении двух деталей без намётывания не допустить посадки нижней детали, для этого во время стачивания её нужно слегка натягивать.


3.5.Следить за рабочей позой и положением рук: не наклоняться к движущимся и вращающимся частям машины, не подводить руки к игле.


4. В аварийной ситуации


4.1.В случае неисправности кнопки "пуск", поломки иглы, искрении, ощущении покалывания при касании к металлическим частям швейной машины, обрыва приводного ремня, появлении запаха горелой резины – прекратить работу и сообщить учителю.


4.2.При возникновении пожара немедленно отключить швейную машину от электросети и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения;


4.3.При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение или вызвать "скорую помощь", исходя из ситуации.



5. По окончании работы


5.1.Выключить машину с помощью кнопки "стоп".


5.2.Убрать своё рабочее место, разложить инструменты на отведённые для хранения места.


5.3. При необходимости произвести чистку и смазку.


5.4.Подложить ткань под лапку машины, опустить лапку.






















ИНСТРУКЦИЯ № 6

по охране труда учащихся при работе

на швейной машине краеобмёточной промышленной (оверлок)


1. Общие требования охраны труда


1.1.Инструкция составлена на основе Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, учебной рабочей программы предмет "Швейное дело" и действующего учебника "швейное дело" для 8 класса специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, руководство по эксплуатации краеобмёточной машины серии GN-1.


1.2.К выполнению практических работ допускаются учащиеся, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья.


1.3.Перед допуском к самостоятельным работам с учащимися учитель проводит первичный инструктаж в соответствии с настоящей инструкцией с последующим опросом и регистрацией в специальном журнале.


2. Перед началом работы


2.1.Надеть спецодежду, убрать волосы под косынку или закрепить заколками.


2.2.Стул установить против игловодителя машины.


2.3.Проверить наличие диэлектрического коврика под педалью машины.


2.4.Перед включением убедитесь в отсутствии нарушения изоляции в присоединительных проводах и в исправности электроаппаратуры.


2.5.Убрать со стола предметы, не требующиеся при выполнении задания.


2.6.Удалить булавки из изделия.


2.7.Сидеть на всей поверхности стула, слегка наклоняясь вперед, спина прямая.


2.8.


3. Во время работы


3.1.Включить машину с помощью кнопки "пуск".


3.2.Запрещается пускать машину с поднятой лапкой.


3.3.Маховое колесо вращать только по часовой стрелке от себя.


3.4.Работать обеими руками. Направлять детали изделия, придерживая руками.


3.5.Соблюдать осторожность при перемещении иглы и ножей вверх и вниз и постоянно следить за положением ткани и рук при шитье.


3.6.Нельзя тянуть и подталкивать ткань во время работы на машине, чтобы не поломать иглу.


3.7.На переходных швах скорость обработки должны быть снижена.


3.8.Во избежание перегрева электропривода необходимо через 30 минут работы делать перерыв не менее 10 минут.


3.9.Следить за рабочей позой и положением рук: не наклоняться к движущимся и вращающимся частям машины, не подводить руки к игле и ножам.


4. В аварийной ситуации


4.1.В случае неисправности кнопки "пуск", поломки иглы, искрении, ощущении покалывания при касании к металлическим частям швейной машины, обрыва приводного ремня, сильном нагреве педали – прекратить работу и сообщить учителю.


4.2.При возникновении пожара немедленно отключить швейную машину от электросети и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения;


4.3.При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение или вызвать "скорую помощь", исходя из ситуации.



5. По окончании работы


5.1.Выключить машину с помощью кнопки "стоп".


5.2. Следует отсоединить машину от сети после окончания работы, при проведении профилактики машины, при замене механических деталей или принадлежностей.


5.3.Убрать своё рабочее место, разложить инструменты на отведённые для хранения места.


5.4. После окончания работы удалить очёсы и другие загрязнения из зоны иглы, двигателя ткани и петлителей.


5.5.Частота смазки зависит от степени использования машины.











ИНСТРУКЦИЯ №__7 _


по охране труда учащихся при работе

на бытовой швейной машине с ручным приводом



1. Общие требования охраны труда


1.1.Инструкция составлена на основе Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, учебной рабочей программы предмет "Швейное дело" и действующего учебника "швейное дело" для 5 класса специальных (коррекционных) ОУ VIII вида.


1.2.К выполнению практических работ допускаются учащиеся, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья.


1.3.Перед допуском к самостоятельным работам с учащимися учитель проводит первичный инструктаж в соответствии с настоящей инструкцией с последующим опросом и регистрацией в специальном журнале.


2. Перед началом работы


2.1.Надеть спецодежду, убрать волосы под косынку или закрепить заколками.


2.2.Стул установить против иглы машины.


2.3.Убрать со стола посторонние предметы.


2.4.Удалить все булавки из изделия.


2.5.Сидеть на всей поверхности стула, слегка наклоняясь вперед, спина прямая.


2.6.Расстояние от глаз до изделия 30 – 40 см.


3. Во время работы


3.1.Опустить иглу в изделие маховым колесом в направлении "на себя", опустить лапку.


3.2.Левой рукой придерживать и направлять детали изделия, правой рукой вращать рукоятку "от себя" плавными движениями.


3.3.Следить за рабочей позой и положением рук: не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины, не подводить руку к игле.


3.4.Обрезать нитки ножницами.


4. В аварийной ситуации


4.1.В случае поломки иглы - сообщить учителю.


4.2.При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение или вызвать "скорую помощь", исходя из ситуации.


5. По окончании работы


5.1.Поставить машину на свободный ход.


5.2.Убрать своё рабочее место, разложить инструменты на отведённые


для хранения места.


5.3. При необходимости произвести чистку и смазку.


5.4.Подложить ткань под лапку машины, опустить лапку.


5.5.При длительном перерыве в работе накрыть машину чехлом.



Разработчик:
























ИНСТРУКЦИЯ №_8_


по охране труда учащихся при работе

на бытовой швейной машине с ножным приводом


1. Общие требования охраны труда


1.1.Инструкция составлена на основе Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, учебной рабочей программы предмет "Швейное дело" и действующего учебника "швейное дело" для 5 класса специальных (коррекционных) ОУ VIII вида.


1.2.К выполнению практических работ допускаются учащиеся, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья.


1.3.Перед допуском к самостоятельным работам с учащимися учитель проводит первичный инструктаж в соответствии с настоящей инструкцией с последующим опросом и регистрацией в специальном журнале.


2. Перед началом работы


2.1.Надеть спецодежду, убрать волосы под косынку или закрепить заколками.


2.2.Стул установить против игловодителя машины.


2.3.Убрать со стола предметы, не требующиеся при выполнении задания.


2.4.Сидеть на всей поверхности стула, слегка наклоняясь вперед, спина прямая.


2.5.Ноги на педаль поставить так, чтобы носок правой ноги был выдвинут немного вперед. Левую ногу расположить ближе к переднему краю педали.


2.6.Расстояние от глаз до изделия 30 – 40 см.


2.7.Кисти рук располагают на платформе, перед лапкой машины. Локти – на одном уровне со столом.


3. Во время работы


3.1.Пуск машины осуществлять маховым колесом в направлении "на себя".


3.2.Работать обеими руками. Направлять детали изделия, скользя руками по поверхности стола.


3.3.Следить за рабочей позой и положением рук: не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины, не подводить руки к игле.


3.4.Обрезать нитки нитеобрезывателем или ножницами.


4. В аварийной ситуации


4.1.В случае поломки иглы, искрении, обрыве приводного ремня, – прекратить работу и сообщить учителю.


4.2.При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение или вызвать "скорую помощь", исходя из ситуации.


5. По окончании работы


5.1.Поставить машину на свободный ход.


5.2.Убрать своё рабочее место, разложить инструменты на отведённые


для хранения места.


5.3. При необходимости произвести чистку и смазку.


5.4.Подложить ткань под лапку машины, опустить лапку.


5.5.При длительном перерыве в работе снять приводной ремень и накрыть машину чехлом или убрать в тумбу.



Разработчики __

























ИНСТРУКЦИЯ № _9


по охране труда при работе с иглой



1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ


1.1. К работе с иглой и булавками допускаются учащиеся с 4 класса, прошедшие инструктаж по охране труда.


1.2. Опасные производственные факторы:


— игла острый инструмент, пользоваться ей нужно осторожно;


— уколы пальцев рук при неосторожном обращении;


— уколы и травмы при неправильном хранении.


1.5. При работе иглой пользоваться напёрстком.


1.6. Хранить иглы и булавки в игольнице в специально отведённом месте.


1.7. При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение в зависимости от тяжести повреждения.



2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ


2.4. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку или использовать заколки для волос.


2.5. Проверить качество игл и булавок: удалить ржавые, изогнутые, затупившиеся.


2.6. Подобрать номер иглы в соответствии с выполняемой работой.


3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ


3.8. Не разбрасывать иглы и булавки по столу.


3.9. Не вкалывать в одежду или изделие.


3.10.Не брать игу или булавки в рот.


3.11.При кратковременных перерывах в работе иглы и булавки вкалывать в игольницу.


3.12.Обрезать нитку ножницами перед вдеванием в ушко иглы.






4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.


4.3. Сломанную иглу сдать учителю.


4.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему.



5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.


5.5. Собрать все иголки и булавки в игольницу.


5.6. Не оставлять иголки и булавки в незаконченном изделии.


5.7. Привести в порядок рабочее место.


5.8. Снять спецодежду и вымыть руки с мылом.



Разработчик___






















ИНСТРУКЦИЯ № _10__


по охране труда при работе ножницами



1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ


1.1. К работе с ножницами допускаются учащиеся с 1 класса, прошедшие инструктаж по охране труда.


1.2. Опасные производственные факторы:


— ножницы острый инструмент, пользоваться ими нужно осторожно;


— порезы и уколы пальцев рук при неосторожном обращении;


— травмы при неправильном хранении.


1.8. Хранить ножницы закрытыми в специально отведённом месте.


1.9. При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение в зависимости от тяжести повреждения.


2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ


2.7. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку или использовать заколки для волос.


2.8. Проверить исправность ножниц: не пользоваться ржавыми или плохо закреплёнными винтом ножницами.


2.9. Следить за качеством заточки лезвий ножниц.



3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ


3.13.На рабочем месте ножницы должны лежать кольцами к себе.


3.14.Не оставлять ножницы раскрытыми на рабочем месте.


3.15.Передавать ножницы кольцами вперёд, берясь за закрытые лезвия.


3.16.Не держать лезвиями вверх.


3.17.Не подходить к однокласснику во время резания.



4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.


4.4. Сломанные ножницы сдать учителю.


4.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему в зависимости от тяжести и вида травмы. При необходимости сообщить администрации, родителям или вызвать скорую помощь.


5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.


5.9. Хранить ножницы в определённом месте.


5.2.Привести в порядок рабочее место.


5.3.Снять спецодежду и вымыть руки с мылом.



Разработчик___














































Список литературы:


1. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ


2. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1


3. СанПиН 2.4.2.1178-02"Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"


4. Воронкова, В.В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы : сборник 2: Профессионально-трудовое обучение: столярное, слесарное, швейное дело, сельскохозяйственный труд, переплетно-картонажное дело, подготовка младшего обслуживающего персонала, цветоводство и декоративное садоводство / В.В. Воронкова. – Москва : ВЛАДОС, 2000. – 240 с.


5. Руководство по эксплуатации краеобмёточной швейной машины серии GN – 1.


6. Мозговая Г.Г.Швейное дело: учеб. для 7 класса спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Г.Г.Мозговая, Г.Б. Картушина. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2007. – 181 с. ил. ( с.6 – 7)


7. Мозговая Г.Г.Швейное дело: учеб. для 5 класса спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Г.Г.Мозговая, Г.Б. Картушина. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2007. – 160 с.


8. Мозговая Г.Г.Швейное дело: учеб. для 6 класса спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Г.Г.Мозговая, Г.Б. Картушина. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2007. – 168 с.


9. Масленников М.М. Разработка инструкций по охране труда: методические рекомендации / М.М. Масленников, С.Т. Гончар. – 3-е изд., доп. – Ульяновск : УИПКПРО, 2009. – 80 с.


10. Труханова А.Т. Справочник молодого швейника – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Высшая школа., 1993.- 431 с.:ил.















Содержание:


1. ИНСТРУКЦИЯ № _1 по пожарной безопасности в школьной мастерской. . . . . . . 2


2. ИНСТРУКЦИЯ № 2 по охране труда при работе в швейной мастерской. . . . . . . . 5


3. ИНСТРУКЦИЯ № __3 по охране труда при работе с тканью . . . . . . . . . . . . . . . . 7


4. ИНСТРУКЦИЯ № __4_по охране труда при работе с электрическим утюгом . . . . 9

5. ИНСТРУКЦИЯ №__5__по охране труда учащихся при работе


на универсальной промышленной швейной машин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11


6. ИНСТРУКЦИЯ №__6__по охране труда учащихся при работе на швейной


машине краеобмёточной промышленной (оверлок) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13


7. ИНСТРУКЦИЯ №__7 _по охране труда учащихся при работе


на бытовой швейной машине с ручным приводом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15


8. ИНСТРУКЦИЯ №_8_по охране труда учащихся при работе


на бытовой швейной машине с ножным приводом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17


9. ИНСТРУКЦИЯ № _9 по охране труда при работе с иглой. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19


10. ИНСТРУКЦИЯ № 10 по охране труда при работе ножницами . . . . . . . . . . . . . . .21



11. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23