Рабочая программа Технология. Обслуживающий труд. 5 класс 2016-2017г

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: Рабочая программа предназначена для учителей технологии. Программа составлена на основе: - Примерной программы по учебным предметам. Технология 5-9/проект. – 2-е изд. М; Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения); Технология, 5-8класс. Рабочие программы. Вертикаль. ФГОС. Под ...



Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа по технологии для 5х классов составлена на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»№ 273 – ФЗ от 29.12.2012

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета, в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся, описание материально-технического обеспечения образовательного процесса, приложения к программе.

Цель курса:

Формирование представлений о составляющих техносферы, в современном производстве и распространённых в нём технологий.

Задачи курса:

  • Формирование представлений о технологической культуре производства;

  • Развитие культуры труда подрастающих поколений;

  • Становление системы технических и технологических знаний и умений;

  • Воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

Концепция (идея) основной программы:

Программа направлена на формирование у учащихся обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Программа составлена на основе:

- Примерной программы по учебным предметам. Технология 5-9/проект. – 2-е изд. М; Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения);

Технология, 5-8класс. Рабочие программы. Вертикаль. ФГОС. Под редакцией О.А.Кожиной и др. М; Дрофа, 2015г.

Предназначена для V классов.

Программа конкретизирует содержание предметных тем содержания федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.

В программе указано распределение учебных часов по разделам программы курса.

Программа является основанием для составления календарно-тематического планирования.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного курса.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.



Цели:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения обучающихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Используемые педагогические технологии.

- Игровые технологии

- Технология современного проектного обучения

- Тренинговые технологии

- Технология программированного обучения

- Технология уровневой дифференциации (в рамках внутренней).

Приоритетными методами форм обучения при реализации данной программы являются:

  1. Сочетание словесных и наглядных методов

  2. Метод аналогии, самостоятельная работа с книгой, инструктаж

  3. Метод проектов

  4. Лабораторно-практические работы

  5. Учебно-практические работы

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

По окончании курса технологии в 5 классе основной школы учащиеся овладевают:

- безопасными приёмами труда с инструментами, швейными машинами, электробытовыми приборами;

- специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов.

- изготовление и художественного оформления швейных изделий.

- ведение домашнего хозяйства

- знакомятся с основными профессиями пищевой и лёгкой промышленности.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного обучающимся при обучении в начальной школе.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологии, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности.

Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования включает 170 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе в 5 классе – 70 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.




Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета, курса

Личностным результатом обучения технологии в основной школе является формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, составление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых , гражданских и патриотических качеств личности, профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Важнейшие личностные результаты обучения технологии в 5 классе:

-проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

-выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

-овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

-самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций социализации и стратификации;

-осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

Метапредметные результы освоения 5-ти классниками курса по технологии заключаются в формировании и развитии посредством технологического знания:

-познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-гуманистических и демократических ценностей ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе технология и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

-выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;

-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно - трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения программы является:

В познавательной сфере:

- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда

- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

-владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

- владение способами научной организации труда формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

В трудовой сфере:

-планирование технологического процесса и процесса труда;

- подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;

- проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объектов труда;

-подбор инструментов и оборудования с учётом требований технологии и материально - энергетических ресурсов;

- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

-выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, и ограничений;

- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

-выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учётом областей их применения;

-контроль промежуточных и конечных результатов труда, использование контрольных и измерительных инструментов;

В мотивационной сфере:

- оценивание своей способности и готовности к предметной деятельности;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

- рациональная эстетическая организация работ;

- оптимальное планирование работ;

-разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и научной организации труда;

- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное состояние рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

- выбор знаковых систем и средств, для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

- публичная презентация и защита проекта изделия, продуктов труда или услуги;

- разработка вариантов рекламных образов.

В физиолого-психологической сфере:

- развитие моторики и координации достижений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учётом технологических требований;

- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Базовыми для программы являются разделы: « Кулинария»,

«Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремёсла», «Оформление интерьера», «Технологии исследовательской и опытной деятельности».

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда, с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательного учреждения, местных социально-экономических условий, национальных традиций и характера рынка труда. При этом изучение материала программы, связанного с практическими работами, предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

Основной формой обучения является системно-деятельностный подход.


Содержание тем учебного курса

Раздел 1. Кулинария 18 часов

Тема 1. Санитария и гигиена 2 часа

Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений.

Правила мытья посуды ручным способом и в посудомоечных машинах. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды.

Требования к точности соблюдения технологического процесса приготовления пищи. Санитарное значение соблюдения температурного режима и длительности тепловой кулинарной обработки продуктов для предупреждения пищевых отравлений и инфекций.

Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах и порезах.

Практические работы.

Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.

Определение набора безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.

Проведение санитарно-гигиенических мероприятий в помещении кабинета кулинарии.

Тема 2. Физиология питания 2 часа

Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи; условия, способствующие лучшему пищеварению; роль слюны, кишечного сока и желчи в пищеварении; общие сведения о питательных веществах.

Обмен веществ; пищевые продукты как источник белков, жиров и углеводов; калорийность пищи; факторы, влияющие на обмен веществ.

Физиологические основы рационального питания. Современные данные о роли витаминов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах; суточная потребность в витаминах.

Практические работы.

Поиск рецептов блюд, соответствующих принципам рационального питания.

Тема 3. Блюда из яиц, бутерброды, горячие напитки 2 часа

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Оформление готовых блюд.

Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки.

Особенности технологии приготовления и украшения различных видов бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов, условия и сроки их хранения.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Правила хранения чая, кофе, какао. Сорта чая, их вкусовые достоинства и способы заваривания.

Сорта кофе и какао. Устройства для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе и какао.

Требования к качеству готовых напитков.

Практические работы.

Приготовление блюда из яиц.

Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

Тема 4. Блюда из овощей и фруктов. 4 часа

Виды овощей и фруктов, используемых в кулинарии. Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Сохранность этих веществ в пищевых продуктах в процессе хранения и кулинарной обработки. Содержание влаги в продуктах. Влияние ее на качество и сохранность продуктов.

Свежемороженые овощи. Условия и сроки их хранения, способы кулинарного использования.

Влияние экологии окружающей среды на качество овощей. Методы определения качества овощей. Определение количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, при помощи бумажных индикаторов в домашних условиях.

Назначение, правила и санитарные условия механической кулинарной обработки овощей. Причины потемнения картофеля и способы его предотвращения.

Особенности механической кулинарной обработки листовых, луковых, пряных, тыквенных, томатных и капустных овощей.

Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов.

Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из сырых овощей. Оформление салатов продуктами, входящими в состав салатов и имеющими яркую окраску, и листьями зелени.

Значение и виды тепловой кулинарной обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание, пассерование, бланширование). Преимущества и недостатки различных способов варки овощей.

Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в овощах в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Практические работы.

Определение доброкачественности овощей по внешнему виду и при помощи индикаторов.

Приготовление салата из сырых овощей.

Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов.

Приготовление блюда из вареных овощей.

Тема 5. Заготовки 2 часа

Простейшие способы сохранения продуктов впрок. Технология замораживания продуктов.

Практические работы.

Замораживание зелени.

Тема 6. Сервировка стола. 4 часа

Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столовых приборов и посуды. Способы складывания салфеток. Правила пользования столовыми приборами.

Подача готовых блюд к столу.

Практические работы.

Оформление стола к завтраку.

Творческий проект «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи»

Раздел 2. Создание изделий из текстильных материалов 46 часов

Тема 1. Свойства текстильных материалов 4 часа

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон.

Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Виды простых переплетений нитей в тканях.

Механические, физические, технологические, эксплуатационные свойства тканей, нитей.

Практические работы.

Изучение свойств нитей основы и утка.

Определение лицевой и изнаночной сторон, направления долевой нити в ткани.

Распознавание волокон и нитей из хлопка, льна.

Тема 2. Элементы машиноведения 6 часов

Классификация машин швейного производства по назначению.

Бытовая швейная машина, ее технические характеристики, назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.

Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины.

Челночное устройство универсальной швейной машины. Порядок его разборки и сборки. Устройство и работа механизма двигателя ткани. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки.

Практические работы.

Намотка нитки на шпульку.

Заправка верхней и нижней нитей.

Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям, закрепление строчки обратным ходом машины.

Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей.

Выполнение зигзагообразной строчки. Обработка срезов зигзагообразной строчкой.

Тема 3. Конструирование швейных изделий 4 часа

Классово-социальное положение человека и его отражение в костюме. Краткие сведения из истории одежды.

Роль конструирования в выполнении основных требований к одежде. Типовые фигуры и размерные признаки фигуры человека. Системы конструирования одежды. Краткая характеристика расчетно-графической системы конструирования. Основные точки и линии измерения фигуры человека.

Последовательность построения чертежей основы швейных изделий по своим меркам. Расчетные формулы, необходимые для построения чертежей основы швейных изделий.

Практические работы.

Снятие мерок и запись результатов измерений.

Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам.

Тема 4. Моделирование швейных изделий 2 часа

Способы моделирования швейных изделий. Выбор ткани и художественной отделки изделия. Определение количества ткани на изделие.

Практические работы.

Моделирование изделия.

Расчет количества ткани на изделие.

Подготовка выкройки выбранного фасона швейного изделия к раскрою.

Тема 5. Технология изготовления швейных изделий 14 часов

Ручные стежки и строчки. Технология выполнения машинных швов, их условные графические обозначения.

Подготовка ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки на ткани в зависимости от ширины ткани, рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань.

Правила выполнения следующих технологических операций:

  • обработка деталей кроя;

  • обработка карманов, поясов, бретелей;

Сборка изделия. Стачивание машинными швами и окончательная отделка изделия. Приемы влажно-тепловой обработки тканей из натуральных волокон. Контроль качества готового изделия.

Практические работы.

Выполнение образцов ручных стежков, строчек и швов. (2 часа)

Отработка техники выполнения соединительных, краевых швов на лоскутках ткани. (2 часа)

Выполнение раскладки выкроек на различных тканях. (2 часа)

Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. (2 часа)

Обработка деталей кроя.

Скалывание и сметывание деталей кроя. (2 часа)

Влажно-тепловая обработка изделия. (2 часа)

Определение качества готового изделия.

Творческий проект «Наряд для завтрака» (2 часа)

Раздел 3. Художественные ремесла 12 часов

Тема 1. Декоративно-прикладное искусство 2 часа

Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Традиционные виды рукоделия: вышивка, вязание, плетение, ковроткачество, роспись по дереву и тканям и др. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села. Инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах.

Традиции, обряды, семейные праздники. Подготовка одежды к традиционным праздникам. Отделка изделий вышивкой, тесьмой, изготовление сувениров к праздникам.

Тема 2. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства 4часа

Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная и динамичная композиции.

Понятие о ритмической или пластической композиции, ее тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении. Роль композиции, колорита, фактуры материала в художественном выражении произведений декоративно-прикладного искусства.

Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм.

Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов. Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов, орнаментов, элементов композиций, в изучении сочетания различных цветов.

Практические работы.

Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций.

Выполнение эскизов орнаментов для платка, резьбы по дереву и др.


Тема 3. Лоскутное шитье 6 часов

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды.

Материалы для лоскутной пластики. Подготовка материалов к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.

Практические работы.

Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги (треугольник, квадрат, шестиугольник).

Творческий проект «Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья»

Раздел 4. Оформление интерьера 4 часа

Тема 1. Интерьер кухни, столовой

Общие сведения из истории архитектуры и интерьера, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность.

Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере.

Декоративное оформление кухни изделиями собственного изготовления.

Практические работы.

Выполнение эскиза интерьера кухни.

Творческий проект «Планирование кухни-столовой»

Раздел 5. Технологии творческой и опытнической деятельности 6 часов

Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность

Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация. Технология защиты.

Темы проектных работ

Приготовление воскресного завтрака для всей семьи.

Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.

Наряд для завтрака.

Планирование кухни-столовой.



Руководствуясь сборником "Программы начального и основного общего образования" (М.: Вентана - Граф, 2010) сравнив разделы, темы, количество часов по классам и учитывая возможность изменения в отдельных разделах, количество часов до 25 % учебного времени тематическое планирование в 5 классе составлено следующим образом:


Тематическое планирование

Разделы и темы

Всего

часов

В том числе

Форма

контроля

Теоритич.

Практич.


Раздел 1. Кулинария



18


2


16

Тестовые задания, проверочные работы, выполнение практических заданий, тестирование.

Раздел 2. Создание изделий из текстильных материалов


30


6


24


Элементы машиноведения


6


1


5

Выполнение практических заданий.

Свойства текстильных материалов


4


1


3

Выполнение практических заданий.

Конструирование и моделирование швейных изделий


6


2


4

Выполнение практических заданий. Проверочная работа

Технология обработки ткани


14


2


12

Выполнение практических заданий, тестирование.

Раздел 3. Художественные ремесла


12


2


10


Художественные ремёсла. Д.П.И.

Рукоделие. Лоскутное шитьё

6


6

2

4


6

Выполнение практических и тестовых заданий,

Раздел 4. Оформление интерьера


4


1


3


Оформление интерьера.

4

1

3

Выполнение практических и творческих заданий.

Раздел 5. Технологии творческой и опытнической деятельности




6


2


4

Творческие задания.

Контрольная работа в форме тестирования.

Введение в проектную деятельность

2

2



Промежуточная итоговая аттестация

2


2

Тестовые задания

Презентация портфолио

2


2



Итого

70

13

57



  1. Из раздела «Черчение и графика» (интегрируются с разделом «Конструирование и моделирование») 4 ч переносятся в раздел «Конструирование и моделирование»

  2. Из раздела « «Технология ведения дома» 2ч переносятся в раздел «Технология швейных работ» (выделенных часов не хватает на полную обработку изделия в силу возраста (5кл), либо в силу сложности изделия). Остальные темы изучаются в соответствии с программой.

  3. На раздел №5. « Технологии творческой и опытнической деятельности» в программе отводится 6 часов с учётом, что ведущим методом обучения является метод проектов и в каждом разделе (№1- №4) заложены часы на запуск и защиту проектов согласно теме раздела.



Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Мультимедийный проектор, компьютер;

ЦОРы по темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся;

Раздаточные дидактические материалы по темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся;

Таблицы (плакаты) по основным темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся;

Таблицы (плакаты) по безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки.


Общеобразовательные ресурсы

  • http://www.1september.ru/ru/index.htm - Объединение педагогических изданий "Первое сентября".

  • http://www.teleschool.ru - Телешкола - это образовательное учреждение нового типа, созданное при поддержке Министерства образования РФ.

  • http://www.ucheba.com - Информация учебно-методического плана

  • http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей.

  • http://umka.noonet.ru/met_raz.php - Методическая копилка.

  • http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm - Тестирование по всем предметам с 5 по 11 класс.

  • http://rusolymp.ru/ - Всероссийская олимпиада школьников

  • http://www.prosv.ru - Издательство "«Просвещение»".


Список литературы

Технология. Технология ведения дома: 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Изд. Вентана-Граф, 2013. – 192 с.

Технология. 5 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В. Крупской, Н.И. Лебедевой, Л.В. Литиковой, В.Д. Симоненко /авт.-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 319с.

Дополнительная литература:

«Технология. Обслуживающий труд. Рабочая тетрадь. 5класс» под ред. В.Д. Симоненко, Москва, « Вентана-Граф», 2010г.

«Технология .5класс. Вариант для девочек. Методические рекомендации» Крупская Ю.В., Москва, «Вентана –Граф», 2005г.








Критерии и нормы оценки применительно к различным формам

контроля знаний

-выявляется соответствие результатов обучения стандартам образования;

- устанавливается уровень компетентности обучаемых;

-ориентация системы оценки на продукт учебной деятельности.

Каждый балл оценки соответствует определённому уровню или степени выполнения задания.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Полнота и глубина ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки графической работы

  1. Четкость выполнения чертежей.

  2. Композиция, компоновка на листе.

  3. Правильность выполнения.

Критерии и система оценки практических работ

  1. Правильность выполнения;

  2. Самостоятельность;

  3. Аккуратность выполнения, композиция.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Тестирование

  4. Решение занимательных задач

  5. Промежуточная итоговая аттестация - тестирование


Текстовые и проверочные работы по изучению раздела технологии по системе Б. Беспалько:

0-40% - «2»

40-60% - «3»

60-80% - «4»

80-100%- «5»


Оценочная характеристика усвоения материала определяется качеством усвоения знаний теоретического раздела программы, практических умений и навыков. Критериями оценки качества усвоения знаний являются полнота, точность и осознанность полученных знаний, что выражается в объеме, логичности, аргументированности устных и письменных ответов, в аккуратности, точности и завершённости практических работ учащихся, отсутствии или наличии ошибок, их характере и количестве. В соответствии с этим:

оценка « 5» ставится ученику за полномасштабное, безошибочное, логичное и аргументированное изложение и выполнение образца, узла, продукта;

оценка «4»— за достаточно полное, преимущественно завершённое задание при наличии 1-2 мелких неточностей или незначительных ошибок, способность ответить на вопросы, требующие понимания изученного материала;

оценка «3» — за недостаточно логичное и аргументированное изложение лишь основного учебного материала с помощью наводящих вопросов учителя, при наличии 3-4 мелких неточностей или незначительных ошибок, либо 1-2 существенных ошибок в работе;

оценка «2» — отсутствие в ответе достаточного знания и понимания изучаемого материала, наличие 1-2 грубых или 3 и более существенных ошибок, неспособность ответить на наводящие вопросы учителя, несоответствие выполненной работы образцу или технологической карты.



Темы проектов:

Приготовление воскресного завтрака для всей семьи.

Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.

Наряд для завтрака.

Планирование кухни-столовой.


В основу тематического планирования по проектным работам положен дифференцированный подход к учащимся. Ядром мотивации проектной деятельности признаётся спектр интересов, который специфичен для каждой возрастной группы. Выбор проектного задания может завить от темы социального заказа со стороны родителей и школы.

В 5 классе учащимся сложно выбрать самостоятельно темы проекта и выполнить его не зная, что такое творческий проект. Поэтому в 5 классе педагог даёт первичное понятие о проекте, показывает совокупность приёмов и операций овладения определённой областью практического и теоретического знания, обучает приёмам планирования.

Цели метода проектов в 5 классе

-обучения приёмов планирования

- закрепления определённых практических навыков

- обучения оформлению результатов творческой деятельности.

- развитие ассоциативного мышления

- развитие познавательного интереса

Индивидуальность творческих работ обеспечивается разными вариантами технологической обработки, разнообразием тканей, способом декоративной и отделки, индивидуальным подходом к решению со стороны учащихся.