Программа бисероплетение 5 класс ФГОС

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...














Рабочая программа курса внеурочной деятельности

декоративно – прикладное искусство

«Бисероплетение»

5 классы, 35 часов















Составитель:

Чарышева Наталья Викторовна,

учитель технологии,

МБОУ «СОШ № 82»г. Кемерово













Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности декоративно – прикладного искусство составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство» в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Программа обучения рассчитана на школьников 5-х классов.

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира. Программа может быть полезна учителям изобразительного искусства, начальных классов.

Программа "Бисероплетение», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения. Обучение по программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного, социально-культурного воспитания личности ребенка, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Курс не только расширяет знания учащихся, помогает им выработать навык самостоятельной творческой работы и воспитывает познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.

Цель программы: формирование познавательной и творческой деятельности, нравственно-эстетического воспитания обучающихся.

Задачи:

Образовательные - углубить и расширить знания об истории и развитии бисероплетения, сформировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоить техники бисероплетения.

Воспитательные – привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитать эстетическое отношения к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичность отношения к используемым материалам, привить основы культуры труда.

Развивающие – развивать моторные навыки, образное мышления, внимание, фантазии, творческие способности, формировать эстетической и художественный вкус.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности ( художественно– эстетическое, познавательное направление), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования

Занятия проводятся в виде практических упражнений в учебном кабинете, проектная деятельность включает разработку презентаций.

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.

Работа ведётся по инструкционным картам, книгам, журналам. На занятиях учащиеся учатся подбирать бисер на изделие, выполнять запись схем, плести по схемам, составлять композиции из цветов. От простых работ учащиеся переходят к изготовлению более




сложных композиций, работают по собственным эскизам. Некоторые изделия, в виду их сложности и особенности, выполняются коллективно.

Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, доклады, самостоятельная работа);

2) практические (экскурсии, выполнение поделок, образцов).

Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане

Курс обучения рассчитан на 1 год - 1 час в неделю (35 часов в год), адресован учащимся 5 классов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностными результатами, формируемыми во внеурочной деятельности «Бисероплетение», являются:

1)проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

2)выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

3)развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

4)овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

5)самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

6)становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;

7)планирование образовательной и профессиональной карьеры;

8)бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

9)проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

Метапредметными результатами, формируемыми во внеурочной деятельности «Бисероплетение», являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

7) выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

8) выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;


9) использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;

Предметные результаты, формируемыми во внеурочной деятельности, являются в сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемых в работе;

• подбор материалов с учетом выполнения изделия;

• подбор инструментов и оборудования с учетом их выполнения;

• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

• расчет себестоимости продукта труда;

• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Планируемые результаты и показатели достижения освоения курса внеурочной деятельности

Уровень результатов первого уровня обучения: знают историю развития бисероплетения, правила сбора и засушивания цветов; организацию рабочего места с учётом ТБ; основы цветоведения; инструменты и приспособления для работы с бисером;основные схемы бисероплетения; основы композиции.

Уровень результатов третьего уровня обучения: умеют правильно организовать своё место с учётом ТБ; пользоваться основными материалами и инструментами; применять теоретические и практические знания в работе; собирать и засушивать цветы, природный материал; подбирать бисер на изделие; составлять композиции из простых цветов; выполнять простые фигурки из бисера.

Содержание курса внеурочной деятельности

Введение в ИКТ. Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ при работе с ПК. Работа с интернетом, знакомство с сайтом «Википедия». Исследовательская работа. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

История бисероплетения. Экскурсия в историю бисероплетения. Инструкция по охране труда при бисероплетении. Правила техники безопасности.Понятие о цвете. Цветовой круг. Гармония цвета. Основные приёмы гармоничных сочетаний цветов. Работа с книгами и схемами. Используемая литература. Запись и чтение схем. Основные


технологические приёмы. Низание в одну нить. Параллельное низание. Изготовление и сборка элементов. Бисер в интерьере. Составление декоративных композиций (коллективные работы).

Итоговое занятие. Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий. Открытое мероприятие. Экскурсия в парк для сбора цветов природного материала. Экскурсия на выставку декоративно-прикладного творчества. Посещение выставки.


Тематическое планирование с указанием основных видов деятельности

5 класс (35часов).



1


2. Экскурсия в парк для сбора цветов природного материала


1



2. Сбор растений для засушивания. Срезка. Хранение.

Находить и представлять информацию для засушивания растений.



1

3. Правила засушивания цветов


1



3. Сушка. Хранение.

Находить и представлять информацию для хранения растений.



1

4. Виды бисерных искусств


3

2

2

4.1 История бисероплетения. Экскурсия в историю бисероплетения.

Изучить историю бисероплетения.


1


4.2 Тайны «волшебной» бусинки. Изделия из бисера. Материалы и инструменты.

Изучить материалы и инструменты для бисероплетения.


1


4.3 Экскурсия на выставку. Посещение выставки декоративно-прикладного творчества, цветочного салона.

Знакомиться с работами изделий декоративно-прикладного творчества



1

5. Цветоведение


4

2

2

5.1 Понятие о цвете. Цветовой круг.

Знакомиться с понятие о цвете.


1


5.2 Гармония цвета. Основные приёмы гармоничных сочетаний цветов.

Изучить основные приёмы гармоничных сочетаний цветов.


1


5.3 Правильность подбора фона изделия. Сочетание фона и изделия. Контраст.

Выполнить подбор фона изделия.



1

5.4 Экскурсия на выставку декоративно-прикладного творчества. Посещение выставки.

Знакомиться с изделиями декоративно-прикладного творчества



1

6. Подготовка к работе


1



Инструкция по охране труда при бисероплетении. Правила техники безопасности.

Изучить правила техники безопасности.


1


7. Технология бисероплетения


2

1

1

7.1 Работа с книгами и схемами. Используемая литература. Запись и чтение схем.

Использовать литературу при составлении схем


1


7.2 Основные технологические приёмы. Низание в одну нить. Параллельное низание. Изготовление и сборка элементов.

Изучить технологические приёмы.



1

8. Бисер в интерьере


16

2

14

8.1 Плетение простых цветов.

Изучить плетение простых цветов


1


8.2 Плетение простых цветов. Колокольчик.

Выполнить изделие.



1

8.3 Плетение простых цветов. Лилия.

Выполнить изделие.



1

8.4 Плетение простых цветов. Незабудка.

Выполнить изделие.



1

8.5 Плетение простых цветов. Ромашка.

Выполнить изделие.



1

8.6 Плетение простых цветов. Жасмин.

Выполнить изделие.



1

8.7 Плетение простых цветов. Шиповник.

Выполнить изделие.



1

8.8 Плетение простых цветов. Яблоня.

Выполнить изделие.



1

8.9 Составление композиций из простых цветов.

Изучить составление простых композиций


1


8.10 Основа для композиции. Напольные.

Выполнить изделие.



1

8.11 Основа для композиции. Настенные.

Выполнить изделие.



1

8.12 Основа для композиции. Настольные.

Выполнить изделие.



1

8.13 Основа для композиции. Цветущее дерево.

Выполнить изделие.



1

8.14 Основа для композиции. Цветущее дерево.

Выполнить изделие.



1

8.15Основа для композиции. « Летний букет»

Выполнить изделие.



1

8.16Основа для композиции. « Летний букет»

Выполнить изделие.



1

9. Плетение животных и насекомых


5



9.1 Плетение животных и насекомых. Стрекоза.

Выполнить изделие.



1

9.2 Плетение животных и насекомых. Бабочка

Выполнить изделие.



1

9.3 Плетение животных и насекомых. Бабочка

Выполнить изделие.



1

9.4 Плетение животных и насекомых. Заяц.

Выполнить изделие.



1

9.5 Плетение животных и насекомых. Кобра.

Выполнить изделие.



1

10. Итоговое занятие.


1



Выставка работ учащихся.

Посетить выставку работ


1





Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Список литературы для учителя

Основная литература

1.Артамонова, Е. Украшения и сувениры из бисера[Текст]: учеб. пособие/ Е.Артамонова. – М.: Олма-Пресс, 2004.-600 с.

2.Базулина, Л.В., Новикова И.В. Бисер [Текст]: учеб. пособие/ Л.В. Базулина, И.В. Новикова. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. -221с.

3.Богданов, В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей[Текст]: учеб. пособие/. – М., 1992.

4.Божко, Л. Бисер[Текст]: учеб. пособие/Л. Божко. – М., Знание, 2000.-200с.

5.Божко, Л. Бисер, уроки мастерства[Текст]: учеб. пособие/ Л. Божко. – М.Знание, 2002.-100с.

6. Виноградова, С. Большая книга бисера [Текст]: учеб. пособие /С. Виноградова. – М.: Олма-Пресс, 2004.-600 с.

7.Гадаева, Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. [Текст]: учеб. пособие/ Ю. Гадаева – СПб. 2000.127с.

8.Журнал «Модный», спец. выпуск (бисер)/ -М.: №4, 2002.- 40 с.

9. Журнал «Чудесные мгновения», спец. выпуск (бисер)/ -М.: № 2 2002.- 21с.

10.Журнал «Школа и производство», -М.: № 4 2000 г.; № 6, 2001г.; № 2 2002г.

11.Куликова, Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки[Текст]: учеб. пособие/ Л.Г.Куликова,Л.Ю. Короткова – М.: Издательский дом МСП, 2011.-301с.

12.Лаукина, М. Бисер [Текст]: учеб. пособие/ М. Лаукина – М.: АСТ- пресс, 2000. – 175 с.

13.Николаенко, И.П. Композиции из цветов [Текст]: учеб. пособие/ И.П. Николаенко. –Ташкент: Знание, 2000. –90с.

14.Рукоделие. Журналы 2010-2014г

15.Ткаченко, Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке[Текст]: учеб. пособие/Т.Б. Ткаченко ,К.И. Стародуб – Ростов-на- Дону 2009.100с.


Дополнительная литература

1.Белякова, Н. Пасхальные яйца. –[Текст]: учеб. пособие/ Н. Белякова.- СПб., 2000.-120с.

2.Берлина, Н.А. Игрушечки[Текст]: учеб. пособие/ Н.А.Берлина. – М., 2000.-156с.

3.Гадаева, Ю. Бисероплетение: флора и фауна. [Текст]: учеб. пособие/ Ю. Гадаева – СПб. 2000.145с.

4.Исакова, Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске[Текст]: учеб. пособие/Э.Ю.Исакова, К.И.Стародуб, Т.Б.Ткаченко – Ростов-на- Дону 2009.-203с.

5.Литвинец, Э.И. Забытое искусство [Текст]: учеб. пособие/ Э.И. Литвинец. – М.: Знание, 2000. – 3-44 с.

6.Фестиваль «Открытый урок». «Бисероплетение программа кружка» Стебунова С.Ф. педагог дополнительного образования




Список литературы для учащихся

Основная литература

1. Базулина, Л.В., Новикова И.В. Бисер [Текст]: учеб. пособие/ Л.В. Базулина, И.В. Новикова. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. -221с.

2. Богданов, В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей[Текст]: учеб. пособие/. – М., 1992.

3. Божко, Л. Бисер[Текст]: учеб. пособие/Л. Божко. – М., Знание, 2000.-200с.

4. Божко, Л. Бисер, уроки мастерства[Текст]: учеб. пособие/ Л. Божко. – М.Знание, 2002.-100с.

5. Бондарева, И.И. Рукоделие из бисера [Текст]: учеб. пособие / И.И. Бондарева.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-47 с.

6. Гадаева, Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. [Текст]: учеб. пособие/ Ю. Гадаева – СПб. 2000.127с.

7. Журнал мод «Бисероплетение», спец. выпуск / -М.: №4, 2008.- 31с.

8. Куликова, Л.А., Короткова Л.Ю. Цветы их бисера, букеты, панно, бутоньерки. [Текст]: учеб. пособие/ Л.А. Куликова, Л.Ю. Короткова.– М.: Просвещение 2005. –50с.

9. Рукоделие. Журналы 2010-2014г.

10. Ткаченко, Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке[Текст]: учеб. пособие/Т.Б. Ткаченко ,К.И. Стародуб – Ростов-на- Дону 2009.100с.

11. Федорова, М., Вамох Г. Цветы и букеты [Текст]: учеб. пособие/ М.Федорова .,Г. Вамох . – М.: Культура и традиции, 2004. – 43 с.

12. Федорова, М. Бисер. Украшения [Текст]: учеб. пособие/ М.Федорова – М.: «АСТ- пресс», 2005. – 31 с.


Дополнительная литература

1. Белякова, Н. Пасхальные яйца. –[Текст]: учеб. пособие/ Н. Белякова.- СПб., 2000.-120с.

2. Берлина, Н.А. Игрушечки[Текст]: учеб. пособие/ Н.А.Берлина. – М., 2000.-156с.

3.Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. [Текст]: учеб. пособие/ Ю. Гадаева – СПб. 2000.145с.

4. Зайцева, И. Бисер. Украшения [Текст]: учеб. пособие/ И.Зайцева – М.: АСТ- пресс, 2000. – 31 с.

5. Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. [Текст]: учеб. пособие/ – М. Просвещение , 2011.207с.

Электронные образовательные ресурсы “Бисероплетение”

1. Техника параллельного плетения бисером на проволоке

http://www.rukodelie.by/content/?id=2558

2. Петельная техника плетения бисером

http://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/

3. Игольчатая техника плетения бисером

http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-bisera

4. Инструменты и материалы для бисероплетения

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

5. Бисерная цепочка «пупырышки»

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

6. Цепочка «зигзаг»

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

7. Цепочка «змейка».

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

8. Цепочка с цветами из шести лепестков

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

9. Низание бисера «в крестик»

http://www.vilushka.ru/biser/krestik.html

10. История бисера

http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-biserahttp://www.kalitva.ru/2007/06/08/istorija_bisera..html

11. Развитие бисерного производства и рукоделия в России.

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/razvitie_bisernogo_proizvodstva_i_rukodelija_v_rossii..html

12. Использование бисера в народном костюме

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/ispolzovanie_bisera_v_narodnom_kostjume_v_rossii..html

13. Материалы и инструменты для работы с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/materialy_i_instrumenty_dlja_raboty_s_biserom..html

14. Подготовка рабочего места для работы с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/podgotovka_rabochego_mesta_dlja_raboty_s_biserom..html

15. Полезные советы при работе с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/poleznye_sovety_pri_rabote_s_biserom..html


Материальная база

Организация рабочего места.

Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным освещением. Учебное оборудование должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения наглядных пособий.

Для работы с бисером удобнее использовать неглубокое блюдце или коробочку с низкими бортиками.

Материалы:

* Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском

* Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.

* Бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек.

* Леска и резинка для плетения браслетов

*Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре.

* Нитки или специальная бумага для декорирования стеблей. Нитки понадобятся шелковые или мулине, соответствующие по цвету зелени листьев. Бумагу лучше брать гофрированную или папиросную, но ее придется подкрасить в тон листьев анилиновыми красками. Можно использовать также специальную флористическую ленту.

* Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги.

* Различные по форме горшочки для цветов, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений.

Инструменты. Для выполнения работ из бисера на проволоке необходимы следующие инструменты

* кусачки для отрезания проволоки;

* ножницы для бумаги и ниток.