Педагогический проект Коммуникативная компетентность обучающихся 5 класса.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Педагогический проект

«Развитие коммуникативной компетентности посредством проблемных методов обучения обучающихся 5 класса»

                 ОБОСНОВАНИЕ  НЕОБХОДИМОСТИ  ПРОЕКТА

Одним из наиболее развивающихся направлений  педагогической  теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования в настоящее время  является компетентостный подход.

         В «Концепцию  модернизации российского образования на период до  2010 года»,  выступающей в качестве одного из базовых нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования указывается, что « общеобразовательная школа  должна  формировать  целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной  деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие  современное качество содержания образования».

         Компетентность – это совокупность личностных качеств ученика, обусловленных опытом его деятельности в определённой социально  и личностно – значимой сфере.

Ключевые компетенции отечественного образования

  • Ценностно- смысловые компетенции

  • Общекультурные компетенции

  • Учебно – познавательные компетенции

  • Информационные компетенции

  • Коммуникативные компетенции

  • Социально- трудовые компетенции

  • Компетенции личностного самосовершенствования

Коммуникативная компетентность относится к базовым компетентностям современного человека. Можно выделить несколько составляющих: лингвистическая, социальная.

В основу формирования  коммуникативной компетенции  положен деятельныйподход, так как он развивает самостоятельную творческую активность каждого ученика. Данный проект предполагает  развитие коммуникативной компетенции посредством проблемных методов обучения  пятиклассников  на уроках технологии.

         Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный.

         Умение представлять себя, свою школу, класс, владение устной и письменной речью, способами совместной деятельности в группе, знание языков развивают у учащихся умение грамотно и аргументированно отстаивать свою позицию, учат понимать и слушать речь других,  критически оценивать мнения оппонентов, т.е. формируют коммуникативную компетентность, которая является универсальной способностью. Умением общаться пятиклассник переносит себя в учебную, пректно-исследовательскую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми и это позволяет ему быть успешным не только в школе, но и по жизни.

Самый влиятельный фактор формирования речи ребёнка - речевая атмосфера семьи, так как именно в семье ребёнок осваивает речь как средство общения, усваивая все ярусы языковой  системы. В семьях большинства учеников нашей школы уровень речевого общения весьма далёк от совершенства. В первую очередь это связано с образовательным уровнем родителей. Анкетирование показало низкий уровень общей культуры родителей, обусловленный оторванностью села от центра культурной жизни.

Сказывается и низкий  уровень общей культуры родителей, обусловленный оторванностью села от центров культурной жизни.

Проблема заключается в том, что не все учащиеся умеют самостоятельно вступать в контакт с любым типом собеседника, поддерживать  контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, грамотно решать конфликты, высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать своё собственное мнение. Исходя из этой проблемы, разработан проект «Развитие коммуникативной компетенции, посредством проблемных методов в процессе обучения  технологии учащихся 5 класса»

Чрезвычайно сложным является период перехода школьников из начальной школы в основную: предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, предъявляются  более высокие требования к учебной деятельности школьников. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребёнка. На данном этапе происходит дальнейшее развитие коммуникативных умений учащихся.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  ПРОЕКТА

Цель проекта  обеспечивать социальную адаптацию  пятиклассников, развивать их коммуникативную компетентность посредством проблемных методов в процессе обучения технологии.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

  •  Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных  отношений и моделях поведения.

  • Расширять представления детей об окружающем мире посредством изучения предмета технологии.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных  межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

  • Воспитывать трудолюбие, потребность радовать близких результатами своего труда;  навыки доброжелательного отношения к окружающим, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного.

         Развивающие:

  • Развивать коммуникативные компетенции  обучающихся через включение их в проблемное обучение, применяя формы: исследовательской деятельности учащихся, частично- поисковой, проблемное изложение материала.

  • Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.

  • Создавать условия для активного включения детей в речевую, игровую, творческую деятельность в процессе изучения курса технологии.

  • Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации  проекта.

УЧАСТНИКИ  ПРОЕКТА

Участниками проекта являются учащиеся 5 класса, их родители, психолог.

ОПИСАНИЕ  ПРОЕКТА: СТРАТЕГИЯ  И МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

На начальном этапе проекта проведём  индивидуальную оценку коммуникативных способностей ребёнка через специально-организованные групповые виды деятельности: учебную и внеклассную. Проведём анкетирование родителей.

Формированию нравственных представлений (эталонов) о нормах социальных отношений и моделях поведения на уроках технологии способствуют нормы, правила поведения в кабинете, инструктажи по ТБ, предъявляемые  учителем. Важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои коммуникативные способности.

Изучение технологических процессов расширяет представления учащихся об окружающем мире. Дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно.

         Нравственные качества учащихся формируются в процессе установления позитивных межличностных отношений путем включения их в  создание игровых, проблемных ситуаций, работа в группах, проектная деятельность.

         Воспитанию трудолюбия способствует правильная организация практической работы, раскрывающая творческие способности учащихся, а также самооценка и самоанализ выполненной работы.

          Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умение, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проблемного обучения. Преимущество метода в том, что каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации.

          Развитию социальных умений и навыков поведения у детей способствует работа в группах, участие в творческих конкурсах разного уровня, театрализованные праздники с участием родителей.

          Для активного включения пятиклассников в речевую, игровую, творческую деятельность на уроках технологии, учителю необходимо создать условия для самореализации, успешности, сотрудничества над решением проблем.

           Знакомство с художественными ремеслами, историей родного края, традициями способствует развитию эстетического вкуса , посредством экскурсий, презентаций, просмотром видеофильмов, театрализованных праздников с участием родителей.

РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

В процессе формирования коммуникативной компетентности через участие в проектной деятельности школьники, находившиеся на низком уровне сформированности коммуникативной успешности, перешли на более высокий итоговый уровень. Число школьников на уровне сформированности коммуникативной успешности ниже среднего, уменьшится по всем параметрам. Количество школьников, находившихся на высоком уровне, увеличится. Предполагаемые результаты свидетельствуют о том, что участие школьников в проектной деятельности успешно повлияло на формирование коммуникативной компетентности.

         Прогноз ожидаемых результатов: повышение уровня качества знаний; создание условий для разностороннего развития личности; формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности; активация мотивации к обучению.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Включение  проектной деятельности в процесс обучения и воспитания будет способствовать повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается как в познавательный процесс, так и в процесс осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих рефлексию. Участие учащихся в проектной деятельности стимулирует мотивацию повышения уровня УУД, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Учащиеся приобретают опыт общения, совершенствуют речевые навыки и способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода проекта способствует развитию коммуникативной компетентности школьников.

ОЦЕНКА РИСКОВ

Возможные трудности, препятствующие эффективной реализации проекта:

- необъективная диагностика возможностей ребенка, а именно: психофизиологического состояния школьников, особенностей коммуникативных качеств учащихся;

- несоответствие содержания учебного материала уровню подготовки учащихся в составе дифференцированных групп, ориентации учебного материала на «зону ближайшего развития» учащихся;

- утеря интереса к учению.

Предполагаемые средства уменьшения рисков.

- проведение диагностики психологом;

- более тщательный, иногда индивидуальный подбор учебного материала для группы;

- тесное сотрудничество с родителями;

- поиск новых форм работы.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

Проект рассчитан на один год, прописаны цели и задачи для реализации данного проекта. Продолжение работы по формированию коммуникативной компетенции будет в среднем звене в соответствии с введением стандартов.