Сборник занятий по профориентации

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Коменская средняя образовательная школа















Сборник занятий по профориентации








Исполнитель:

социальный педагог

Орлович С.С.
















Сборник состоит из трех занятий, направленных на профессиональную ориентацию подростка: тренинговое занятие «Вместе весело всегда, отдыхаем на ура!» - развитие коммуникативных умений и сплочение коллектива, «педагог будущего – составление коллажа», конкурсная программа «мир профессий». Содержание сборника будет полезно студентам педагогических колледжей, педагогам – организаторам, социальным педагогам и классным руководителям.











































Пояснительная записка


Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.

Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный путь - важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только знания, опыт, мастерство, но и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье.

Цель нашего сборника расширение представлений подростков о мире профессий, что реализуется через следующие методы и формы:

  • Тренинговое занятие;

  • Игра;

  • Беседа;

  • Составление коллажа;

  • Воспитательное мероприятие.

Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.


































Конспект тренингового занятия

«Вместе весело всегда, отдыхаем на ура!»































МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЗАНЯТИЯ

Вид тренинга: межличностных отношений.

Тема: сплочение детского коллектива

Название тренингового занятия: «Вместе весело всегда, отдыхаем на ура!»

Категория детей: учащиеся 9 класса

Цель: гармонизация межличностных отношений детей в группе сверстников.

Задачи:

  1. Формирование представлений детей о способах снятия эмоционального напряжения;

  2. Развитие навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

  3. Формирование ценностного отношения детей к дружбе.

Оборудование: листы А4, маркеры.

Планируемый результат: формирование ценностного отношения детей к дружбе и согласию в коллективе.

План проведения:

  • Вводная фаза;

  • Контакт;

  • Лабилизация;

  • Фаза обучения;

  • Заключение



Ход тренингового занятия

Фаза

Название упражнения

Цель упражнения

Оборудование

время

1.вводная

«Имя-качество»;

«Ласковое имя»

Знакомство участников тренинга

Листы А4, маркеры

6мин

2.контакт

«Узнай меня»


Создание благоприятного психологического климата группы


2мин

3.лабилизация

« «Меняются те кто…»

«дружба начинается с улыбки»

Формирование ценностного отношения к конструктивному общению


10мин

4.обучение

«Покажи»;

«На льдине»;

«Паутина»

Сплочение коллектива

Листы А4

15мин

5.заключение

«Подарок»;

«Рукопожатие»

Снятие эмоционального напряжения


10мин


Содержание занятия

Здравствуйте ребята! Мы студенты Камышловского педагогического колледжа рады сегодняшней нашей встрече с вами и хотели бы ее провести весело и интересно, участвуя в различных играх и конкурсах. Наше знакомство будет проходить в очень интересной форме, которая требует соблюдения некоторых правил, таких как:

  • Открытость и доброжелательность;

  • Уважительное отношение к говорящему;

  • Активное участие во всех играх;

  • Поддержка окружающих;

И так, с правилами мы познакомились, Все правила понятны? А какие правила вы бы еще добавили? А зачем они нужны? Будите ли вы их соблюдать при общении? а это значит, можем начинать нашу игру.

Фаза 1

Но для начала нам необходимо познакомиться и предлагаю сделать это при помощи интересной игры «Имя-качество». Для этого вам необходимо каждому по очереди называть свое имя и на первую букву своего имени качество, которое бы вас охарактеризовало.

Упражнение «Ласковое имя»

Молодцы! Вот мы немного и познакомились и узнали имена друг друга, но несомненно каждому из вас нравится когда его называют каким-нибудь ласковым словом, например Котенок или Лисенок. И поэтому мы сейчас предлагаем каждому из вас сделать визитку с тем именем, которым бы вы хотели чтобы вас называли. Например, Настя-Настёна.

Фаза 2

«Узнай меня»

Выбирается 5 желающих, которым на спину приклеивается имя сказочного персонажа. Задача остальных участников группы при помощи одного слова охарактеризовать героя, не называя сказки в которой он есть. После того, как все участники выскажутся, игрок должен угадать каким же он был сказочным героем.

Сказочные герои:

Колобок

Красная шапочка

Царевна-лягушка

Баба Яга

Золушка

Фаза 3

«Дружба начинается с улыбки»

Следующая наша игра называется - дружба начинается с улыбки. А что, по-вашему, такое дружба? И почему на ваш взгляд она начинается именно с улыбки? Да, несомненно, все вы правы. Вот сейчас вам предлагается взяться за руки и подарить друг другу улыбки, символизирующие доброжелательность и открытость.

«Меняются те, кто...»

Вот мы и нашли у нас множество сходственных черт, а давайте проверим, все ли мы назвали. Все садимся в круг на стулья. Ведущий стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он – водящий. Водящий должен объявить, кто должен поменяться местами. Например: меняются все девушки и. д. Все участники, которые обладают названными характеристиками, должны встать со своего стула и поменяться местами. Водящий должен успеть занять свободное место, пока участники меняются местами. Тот кому, не хватило места, становится новым ведущим.

Фаза 4

«Покажи»

Сейчас вам необходимо выстроиться в ряд и рассчитаться на первый, второй, третий. Тем самым поделиться на 3 группы.

А сейчас вам предоставляется возможность проявить свои актерские способности, а именно: вам необходимо изобразить, используя всех участников команды следующее:

- оркестр, электричку, сороконожку, телевизор, телефон;

- болельщиков, команда которых проигрывает, зрителей, смотрящих крутой боевик, пациентов из палаты перед операцией;

- буквы «Н», «О», «Ш», «Р», «Ю»;

- картину «Медведи в сосновом бору», «Опять двойка».


«На льдине»

Правила…не толкаться …

На пол выкладываются листы бумаги в количестве равном количеству участников. Каждый участник встает на отдельный листок.

Давайте представим такую ситуацию, что произошло наводнение и большую площадь земли затопило, и остался лишь маленький островок, на котором вам всем необходимо разместиться. Но постепенно этот островок будет все меньше и меньше. Начинаем.

«Паутина»

Все вы знаете, какие крепкие и тяжелые паутины плетут пауки. А давайте попробуем сейчас сплести свою паутину и распутать ее. Для этого необходимо взяться всем за руки в различном порядке, затем ее распутать и образовать один общий круг.

Фаза 5

«Подарок»

Сегодняшняя наша встреча была необычной, и по ее завершению нам бы хотелось сделать друг другу подарок, но и подарок будет тоже необычным, вам предлагается сейчас каждому сделать подарок своему соседу сидящему справа, но подарок будет нематериальным. Это может быть звезда на небе, восход солнца, удача, талант и. т. д. То есть, что нельзя положить в карман, но можно унести с собой в себе.

.

«Рукопожатие»

Вот и пришел момент прощаться, и так как наша встреча была необычной, то и прощаться мы будем по особому обряду. Для этого всем необходимо встать в круг, выбирается один желающий, который должен пожать руку соседу, сидящему слева от него и сказать ему комплимент, выражающий его качества, таким образом попрощаться с ним. В конце упражнения (когда все пожмут руку своему соседу) все громко говорят «До свидания!».


А сейчас давайте подведем итоги нашей встречи. Скажите, что вам понравилось больше всего? Какие трудности возникали? И какие пожелания у вас возникли к ведущим нашей встречи? В процессе обсуждения участвуют все участники





















Конспект мероприятия

«Педагог будущего»



































Методические компоненты занятия


Тема: «педагог будущего»

Форма: составление коллажа

Категория детей: учащиеся 9 класса

Цель: Осознание значимости роли педагога в современном мире.

Задачи:

  1. Расширение представлений о профессии педагога;

  2. Определить личностные и профессиональные качества педагога будущего;

  3. Формирование осознания выбора профессий.

Оборудование: ватман, журналы, маркеры.

Планируемый результат: формирование представлений о профессии педагога.

Ход занятия

А вы знаете, что этот год объявлен годом учителя? В связи с этим мы хотели бы посвятить создание коллажа теме учителя. А кто такой педагог?

Педагог – (от греч. воспитатель) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию, обучению детей и молодежи, имеющее специальную подготовку в этой области.

Профессия педагог имеет давнюю историю развития

Ответы на вопросы

10 мин

  1. основной

Как вы думаете, какими профессиональными

и личностными качествами должен обладать педагог? (запись на доске)

-доброта

-отзывчивость

-толерантность

-любовь к детям

-сочувствие

-сопереживание

-мобильность

-ответственность

-активность

-целеустремленность

Правильно, хотелось бы обратить ваше внимание на то, что существует много специальностей педагогической деятельности, каждая из них является важной и нужной в современном обществе. Какие вы знаете специальности педагога?

Сейчас каждый из вас вытянет жетон. Те, у кого красный жетон – одна группа, зеленый – вторая команда. Для составления коллажа каждой команде выдается ватман, журналы, маркеры.

На этом коллаже вы должны будете изобразить педагога будущего с учетом личностных и профессиональных качеств.

После выполнения каждой команде необходимо будет представить свой коллаж.

Выполнение коллажа

30 мин

  1. заключительный

Молодцы!!!

Что вам понравилось, не понравилось? Приходилось ли вам выполнять подобное задание?

Сегодня мы с вами познакомились с профессией – педагог. Узнали какими качествами должен обладать педагог и обозначили важность и значимость данной профессии в обществе. Спасибо за внимания! До свидания!

Рефлексия

5 мин



















































Конкурсная программа «Мир профессий»


































Методический компонент:


Цель: мотивация учащихся на осознанный выбор профессии;

Задачи:

  1. Расширение представлений учащихся о многообразии видов профессий;

  2. Формирование установки на необходимость профессионального самоопределения;

  3. Осознание значимости выбора профессии на основе личностных качеств и предпочтений.

Категория учащихся: учащиеся 9 класса;

Оборудование: одежда, косметика, жетоны, денежные купюры, атрибуты различных профессий, магнитофон и музыкальные записи, фотоаппарат.

Планируемый результат: осознанный выбор будущей профессии учащимися.


Ход занятия


Деятельность учащихся

Организационный

1 мин

Добрый день! Мы рады приветствовать вас. Сегодня вам представиться возможность принять участие в увлекательной игре «Мир профессий».

слушают

мотивационный

1 мин

От выбора зависит ваша дальнейшая жизнь. Поэтому выбрать профессию грамотно и в тоже время учитывая личные желания – очень трудная задача, в которой сегодня мы вам поможем чуть- чуть разобраться.

Слушают, задают вопросы

Основной

90 мин

Наша игра будет осуществляться по различным станциям, каждая станция –это определенная профессия. Придя на станцию, вам нужно будет выполнить предложенное задание и получить за выполненное задание жетон, для дальнейшего прохождения игры. И так будет происходить, пока мы вместе не прибудем на последнюю станцию. А что будет на ней, вы узнаете в конце игры. И так, все готовы? Тогда начнем. Первая станция под названием «Имиджмейкер».

«встречают по одежке, провожают по уму», - гласит русская пословица. Представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манеры говорить, поступков – все это важно для имиджмейкера. В задачи имиджмейкера входить не только создание внешне приятного облика человека, но и изменение самого человека. Хорошие, приятные манеры, уверенные движения, располагающая улыбка – все это входит в работу имиджмейкера. Теперь вам необходимо создать три образа: студента, преподавателя, директора. При этом используя разные средства. Это может быть не только изменение внешнего облика, но и внутреннего (речь, манеры поведения). Молодцы, вы создали незабываемые образы! Это значит, что вы можете двигаться на следующую станцию и получаете жетон.

Вторая станция. «Девелопер»

Девелопер – это одна из специализаций профессионала по операциям с недвижимостью. Деятельность девелопера заключается в следующем: он заказывает проект, покупает или берет в аренду участок земли, «привязывает» проект к участку. Главное – окупить все затраты и получить прибыль. Ваша задача на этой станции продать все, что находиться в этой аудитории. Здорово! В аудитории ничего не осталось, вы настоящие знатоки своего дела. Держите жетон и можете двигаться дальше.

Третья станция. «Коммерсант»

Коммерсант устанавливает контакты между производителями и потребителями, занимаясь продажей и рекламой товаров или услуг. Сейчас у вас будет реальная возможность заработать деньги для развития вашего бизнеса. Первая возможность: игра «Моя игра – мои правила». Угадайте в какой руке находится денежная банкнота. угадаете – она ваша. (игрок угадывает. забирает деньги, ведущий подходит и забирает со словами: моя игра – мои правила).

Вторая возможность:» Моя игра – поймай удачу». Вам нужно поймать двумя пальцами в виде ножниц, денежную банкноту. Поймаете – она ваша. (если ловит, ведущий подходит и забирает деньги со словами: моя гра – мои правила) ;

Третья возможность: «Я выше денег!». перепрыгнете через купюру номиналом 500 рублей. перепрыгнули? А через 1000 слабо? Нет? Тогда давайте попробуем (ведущий ложит купюру в такое место, в котором участники не смогут ее перепрыгнут). Ну вот, пока из вас не очень хорошие коммерсанты. Вам необходимо быть более находчивыми и сообразительными. Денег вы не заработали, зато получаете пропуск на следующую станцию.

Четвертая станция «Частный детектив»

Как вы наверное знаете, частный детектив занимается различными расследованиями: от поиска пропавших домашних животных, до более крупных преступлений.

«Кто ищет – тот всегда найдет, найдет и перепрячет!» попробуйте себя в роли настоящего детектива, следопыта. найдите в этой аудитории бумажки со словами, из которых потом составите известное вам выражение. Молодцы! Теперь смело можно двигатьтся дальше, на следующую станцию.

Пятая станция «Фотограф».

Выберете одного фотографа, который создаст экспозицию под названием «Мир професий». с помощью различных предметов – создайте образы не менее пяти професий. Поздравляем! Вы здорово справились с заданием! Возьмите жетон и отправляйтесь на следующую станцию.

Шестая танция «Экскурсовод» (гид).

Экскурсовд – человек, который знакомит людей с различными достопримечательностями и красотами. выберете одного «гида», который покажет вам самую красивую аудиторию в нашем колледже. Для этого встаньте перовозиком и закройте глаза. Ваш гид будет вести вас и рассказывать о том, что он видит и рассказывать вам. при этом вам нельзя открывать глаза. Ну вот, наша экскурсия подошла к концу. поделитесь впечатлениями – тяжело ли было двигаться с закрытыми глазами? Что чувствовал гид? Отлично! Держите жетон, и идите на следующую станцию.

Седьмая станция «Певец»

Наверное многие из вас в детстве хотели стать знаменитыми исполнителями. У вас есть такая возможность. вам сейчас нужно исполнить известную песню – но при этом учитывая, что вы армейский хор, хор русской народной песни. Вы настоящие артисты. Нам очень понравилось. И за это вы получите жетон на следующую станцию.

Восьмая станция «Хореограф»

Хореограф – человек, занимающийся постановкой и проведением различных танцевальных проектов.

Одному человеку необходимо встать в круг и показывать движения под музыку, остальным, повторять движения за ведущим. Здорово.

Девятая станция «Писатель»

Вам необходимо написать рассказ всем вместе. возьмите листочек, каждый пишет то, что считает нужным, на тему «Когда я буду студентом, то я…». И теперь давайте почитаем, что у нас получилось. Теперь вы можете взять жетон, и отправиться на следующую станцию.

Десятая станция «Педагог»

Все это время, вы собирали жетоны с качествами личности. как вы считаете – кому принадлежаьт все эти качества и почему?


Професий в мире очень много.

И каждая всем нам важна,

Но только он, талант от Бога,

Наш светлый образ и душа.

Он нас встречает в мире детства,

И вместе с ним уже всгда

Учитель – лучшая профессия!
Учитель – это навсегда!


Дети передвигаются по станциям и выполняют различные задания.

Заключительный

5 мин

Спасибо вам за сегодняшний день. Вы отлично справились со всеми заданиями. До скорых встреч.

Слушают




















































Список литературы


  1. Дереклеева Н.И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. М.:ВАКО, 2007. - 368с. - (Педагогика. Психология. Управление).

  2. Климов Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 1990 г.

  3. Мир профессий: Человек-техника. Человек-природа. Человек-человек. Человек - знаковая система. Составитель Р.Д. Каверина- М. Молодая гвардия, 1998 г

  4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М.:ВАКО, 2006. -288с.- (Педагогика. Психология. Управление).

  5. Савченко М. Ю Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. - М.:ВАКО, 2006,240с. - (Педагогика. Психология. Управление).

  6. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.- М.: Просвещение, 1990.