СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И СОЦИАЛЬНО КОНТРОЛИРУЕМАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И СОЦИАЛЬНО КОНТРОЛИРУЕМАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Е.А. Ахметзянова

Лесосибирский педагогический институт – филиал СФУ


Развитие информационно-коммуникационных технологий во всех кругах человеческой жизнедеятельности, повальная информатизация и углубление возможностей нынешних компьютерных, электронных и цифровых коммуникаций на протяжении последних двадцати-тридцати лет приводят к абсолютным изменениям в жизни всего человечества.

Социальные сети имеют международные, национально-этнические, религиозные и региональные особенности, задающие контекст киберсоциализации человека в интернете. Это автоматизированная социальная среда, позволяющая основать взаимодействие их пользователей и киберкоммуникацию. Она позволяет искать новых друзей, поддерживать общение с людьми в любое время не покидая стены родного дома, связаться с человеком из любой страны, смотреть фотографии интересующих людей, прослеживать важные даты их жизни, основывать сообщества, где у пользователей схожие интересы, деятельность, и многое другое.

К исследованию данной проблемы обращались А.В. Мудрик, В.А. Плешаков, В.Л. Силаева, Д.И. Фельдштейн и др.

В.А. Плешаков пишет об интересном факте одного из своих исследований: вычислив аудиторию пользователей бесчисленных социальных сетей в сентябре 2010 года, мы получаем впечатляющую статистику: 1/6 жителей планеты Земля! [26].

Одно из крупнейших исследовательских агентств TNS предоставило данные об аудитории самых известных социальных сетей к концу 2015 года (рис.1). Так, аудитория социальной сети «ВКонтакте» остановилась на 46,6 миллионах человек, второе место – у сети «Одноклассники» (31,5 миллион человек). Аудитория «Facebook» в декабре 2015 года составила 21,7 миллион человек, далее расположился «Мой Мир» – 16,6 миллионов человек и «Живой Журнал», с аудиторией 15,2 миллион человек. Аудитория «Instagram» к декабрю 2015 года увеличилась на 2 миллиона и составила 12,3 миллиона человек. Аудитория социальной сети «Twitter» осталась практически без изменений и равна 7,7 миллионов человек [33].

[pic] Рис.1 . Самые известные социальные сети на декабрь 2015 г. по данным агентств TNS [33]


Термин «киберсоциализация человека» В..А.Плешаков находит как социализацию в киберпространстве, как процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно – мотивационной сферы индивидуума, происходящий под действием и в результате использования человеком современных информационно – коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте изучения и воспроизводства им культуры в рамках личной жизнедеятельности. Конечно, социальные сети формируют условия для относительно социально контролируемой социализации личности, поскольку формируются разработчиками для удовлетворения бесчисленных потребностей нынешнего человека, образуя особый круг взаимодействия и киберкоммуникации. При этом контекст киберсоциализации в социальных сетях устанавливается за счет воспитания (социального, семейного, религиозного, коррекционного и т.д.) конкретной личности в обстановке реальной жизнедеятельности. Социальные сети основывают среду для относительно наставляемой социализации личности. Это совершается путем воздействия на жизнедеятельность людей, применяющих их в процессе взаимодействия и киберкоммуникации, не напрямую, а опосредованно возможностями (сервисами и услугами) социальных сетей интернета, их направленностью, в зависимости от частоты использования, основных функций и степени значимости для личности [26].

В своем отчете на выездном заседании Президиума РАО в Нижнем Новгороде 19–20 апреля 2010 г. Д.И. Фельдштейн, изъясняясь об острых и приоритетных назначениях исследований нынешней психолого-педагогической науки, чётко отметил: необходимо научиться и научить взаимоотношениям человека с интернетом [6, с. 17].

А.В. Мудрик, отмечая, что интернет занимает значимую роль в социализации его пользователей, пишет: пользование интернетом как одной из информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-технологии) в сфере образования, которое я рассматриваю в качестве одного из процессов, образующих социальное воспитание, находится в самом центре, если не на острие внимания исследователей [24, с. 37].

Энергичная эволюция и перманентное формирование социальных сетей, основание новейших каналов обмена информацией в масштабах городов, регионов, стран, континентов и всего мира в целом выражают всё усиливающееся влияние, как на природу, так и на интенсивность социальных коммуникаций, обеспечивая взаимную интеграцию культур и знаний. Развитие глобальных информационно-коммуникационных систем, к которым, безусловно, относится и социальные сети, всегда сопутствовало трансформации сложившихся и утвержденных новых культурных норм и ценностей, способов деятельности и самореализации, что в наибольшей своей степени проявляется в среде подростков. Подростки, наиболее активно пользуются современными возможностями интернета, рассматривая всемирную глобальную сеть как доступное место получения информации, место, для общения и самореализации, творческой и досуговой деятельности, которая детерминируется новым характером взаимоотношений индивидуумов и отражает современные направления социальной эволюции информационного общества, а сама сеть интернет является глобальной социальной и культурной сферой: новой социокультурной средой.

Социальные сети – это оригинальная среда социокультурного развития подростков, обладающая специфическими характеристиками, которые отличают сети интернета как современный социальный институт от других (классических) социальных институтов (семья, образование, воспитание, здравоохранение, государственная власть, религия и др.), а именно:

1) локализацией в киберпространстве, что обуславливает интеграцию всех остальных социальных институтов среды интернета и детерминирует их влияние на социализацию подростков;

2) особыми возможностями удовлетворения бесчисленных потребностей подростков в среде интернета;

3) потенциалом трансформации структуры самосознания личности в процессе и в результате овладения и трансляции подростками культурных ценностей, норм и правил поведения в социальных сетях.

Таким образом, социальные сети как наиболее активно развивающийся нынешний сектор киберпространства представляют собой специфический фактор социализации, являются фактором особого вида социализации – киберсоциализации – и имеют уникальный социально-педагогический потенциал, характеризующийся такими особенностями социализирующей среды интернета, как: доступность, мобильность и оперативность, относительная безопасность и анонимность, свобода самовыражения, способными активно влиять как на позитивные, так и на негативные потенции в процессе социализации подростков в Интернете.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Асмолов А. Г., Асмолов Г. А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вопр. психологии. 2009. № 3. С. 11.

  2. Ахмадеева Е. В., Голосок-Заболоцкая Т. А. Увеличение активности подростков в интернет-среде как фактор влияния на психологическую безопасность // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. №42. URL: [link] (Дата обращения 19.04.2016)