Конференция Толерантность и международные отношения

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Добрый день, уважаемые гости, участники круглого стола «Толерантность и международные отношения»!

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.   

Для начала, представим наших гостей:

Разуваева Любовь Николаевна - директор школы

Отец Сергий - настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери

Имам Алгайской мечети Серикбай Хазрат,

Зайцева Вера Яковлевна - консультант администрации по информации, общественным отношениям и национальной политике

Грещенкова Надежда Александровна - заместитель директора по воспитательной работе школа №1

Проблема воспитания толерантности актуальна для школы во все времена. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и часто с несформированной коммуникативной деятельностью. Для этого создаются условия для формирования у учащихся толерантного сознания через уважительное отношение, гармонизацию, взаимодействия в микросоциуме.

Слово предоставляется директору школы Разуваевой Л.Н.

Слово предоставляется Отцу Сергию - настоятелю храма Казанской иконы Божьей Матери.

(Вопросы звучат от обучающихся по каждого выступления)

Слово предоставляется Имаму Алгайской мечети Серикбаю Хазрату.

(Вопросы звучат от обучающихся по каждого выступления)

Слово предоставляется Зайцевой Вере Яковлевне, консультанту администрации по информации, общественным отношениям и национальной политике

(Вопросы звучат от обучающихся по каждого выступления)

Слово предоставляется Грещенковой Надежде Александровне заместителю директора по воспитательной работе школа №1

(Вопросы звучат от обучающихся по каждого выступления)

Слово предоставляется социальному педагогу Чуриковой Н.К. «Диалог как средство взаимодействия»

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего талантлив - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранял свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

КЛИП МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ. (видео №1)



Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.


Что же такое толерантность? (Ответы учащихся).

Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде дерева. Давайте изобразим ваши ответы в виде листочков .


Вывод: Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.


А теперь на сцену приглашаются участники команд: 6 человек от каждой школы.

Прежде чем начать диалог, старшеклассники пообщаются по методу SPEED DATING. В эпоху высоких технологий люди много времени проводят в сети Интернет. Можно долго общаться онлайн, так и не увидев собеседника в реальной жизни. Проблема отсутствия живого общения становится всё актуальной. SPEED DATING позволяет в сжатые сроки познакомиться, узнать их хобби, род занятий.

Формат SPEED DATING был создан в 1998 году раввином Яковом Дево из Лос-Анджелеса, чтобы помочь людям найти друг друга. Очень быстро SPEED DATING распространился по всему миру как революционный способ знакомства успешных одиноких людей. Суть метода в следующем: участники садятся напротив друг друга, меняются местами по кругу

Я задаю вопросы участникам SPEED DATING:

1. Что вы делаете, чтобы развеселиться?

2. Кто был вашим героем в детстве?

3. Если бы у вас было путешествие во времени в прошлое для того, чтобы исправить ошибки, которые вы когда-то допустили, вы совершили бы его?

4. Если вы выиграете в лотерею, то как распорядитесь своими миллионами?

5. Где вы хотели бы оказаться в эти выходные дни больше всего на свете и почему?

6. Что драгоценного вы возьмёте с собой на необитаемый остров?

7. Что может вас рассмешить?

8.Если вы могли жить, где угодно, где бы вы жили?

9. Кем вы мечтали стать в детстве? Кем вы хотите стать сейчас?

10.Что значит ваше имя? (по вашему мнению)

11. Когда бы вы хотели выйти замуж ( жениться)

12. К каким предметам вы имеете большую склонность?

Итак, знакомство состоялось, возникла комфортная обстановка, и мы приглашаем команды к сотрудничеству.

Команды работают быстро, с интересом, дискуссируя, выполняя предложенные тематические задания. Жюри, в состав которого входят наши гости, оценивают по балльной системе.

А я хочу представить членов жюри

Отец Сергий – настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери.

Имам Алгайской мечети Серикбай Хазрат.

Зайцева В.Я. консультант администрации по информации, общественным отношениям и национальной политике

Гуреева Светлана Ивановна – руководитель районного методического объединения педагогов – психологов и социальных педагогов


Перед каждым заданием мы будем просматривать видеоролики на темы дружбы, культуры, межнационального взаимодействия. Несмотря на то, что на первый взгляд, задания будут казаться простыми, придется вам много поработать.

Итак,

1)Всегда ли вы бываете терпимы? Что делать, чтобы быть толерантным. Внимательно просмотрите ролик и составьте свой (инсценировка ролика должна длиться не более 1 мин) (ВИДЕО О ТОЛЕРАНТНОСТИ №2)

Пока команды работают, болельщики зарабатывают баллы своим командам. Правильными ответами зрители могут принести дополнительные баллы своей команде.


1.Почему проблема толерантности в наши дни приобретает особую актуальность?

2.Какие качества необходимо воспитывать в себе, чтобы быть толерантным?

3.Надо ли воспитывать толерантное поведение в школе?

4.Приходилось ли вам сталкиваться с проявлениями нетерпимости?


5.Где на нашей планете происходили или продолжаются конфликты?


6.Какие качества личности способны привести к участию в межнациональных конфликтах?

2)Что такое дружба? Внимательно просмотрите ролик и составьте свой (инсценировка ролика должна длится не более 1 мин). (ВИДЕО О ДРУЖБЕ №3)

1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут
жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько разных людей?

3) Из предложенных качеств назовите те, которые присущи толерантной личности? Внимательно просмотрите ролик и составьте свой (инсценировка ролика должна длится не более 1 мин)(ВИДЕО О ТОЛЕРАНТНОСТИ №4)

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

   Давайте ребята посмотрим внимательно  отрывок, а потом ответим на вопросы:

1) Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

2) Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?


Сценка «Перед вами две дороги, выбирайте…»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пушу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Спасибо, девушка, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

-  У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье.


1) Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

2) Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Китайская притча «Ладная семья»

1) Какие из предложенных качеств необходимы для дружной крепкой семьи?

2)Что значит для вас крепкая семья?

   Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

*любовь;

*прощение;

*терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

1) Какие из предложенных качеств необходимы для дружной крепкой семьи?

2)Что значит для вас крепкая семья?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

  Заключительное действие — «Техасские объятия»

Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь.

 Звучит тихая музыка «Снежный барс». Заключительное слово преподавателя:

Молитва о встрече

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

А сейчас слово предоставляется уважаемому жюри.





 















































Список использованной литературы:

1. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12

2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9

3. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007

4.“Волшебный кристалл”(игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39 2002 г.

5. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.

[link]

http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?subject=6