Диалог как основа методологической культуры будущего учителя

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


УДК 37.02

Ф.Х. Киргуева, д.п.н., доцент, профессор кафедры

начального и дошкольного образования СОГУ, профессор

кафедры начального и дошкольного образования СОГПИ


З.Х. Чехоева, учитель осетинского языка и литературы

МБОУ СОШ №38 г. Владикавказ



Диалог как основа методологической культуры будущего учителя


Аннотация. В статье рассматриваются разные трактовки понятия «культура». Культура народов многообразна, являясь носителем национальных ценностей. Именно диалог культур обеспечивает достижение гуманных целей, приводит к углублению культурного саморазвития и развития учителем воспитанников.

Ключевые слова: культура, диалог, диалог культур, межкультурное взаимодействие, подготовка учителя начальных классов.

Культура выступает фундаментальным понятием и определяется в аспекте ее влияния на общество, личность и другие явления жизни. Культура объединяет многообразие культур, объединенных в единое пространство. Н.А. Бердяев писал: «… культура всегда национально своеобразна, но существует общечеловеческая культура» [2].

В.С. Библер определяет культуру как бытие и общение людей различных культур, диалог и взаимопорождение культур – грань всеобщей логической идеи диалога логик; форма самодереминации индивида в горизонте личностей – грань всеобщей идеи и трансдукции; изобретение «мира впервые» – грань коренной всеобщей идеи логики парадоксов.

Ряд ученых рассматривают культуру с позиций деятельностного подхода, определяя ценность каждого ее компонента для развития личности, а субъекта деятельности как носителя культурного творчества, подчеркивая его высшую ценность (Э.С. Маркарян, Л.С. Сысоева и др.). Культура – это исторически сложившийся опыт развития общества, материальных и духовных ценностей и личностных возможностей человека – творчества, способностей, типов и стилей отношений, форм организации жизнедеятельности. В культуре заключены нормы морали, картина мира, способы и формы общения, интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие общества и личности.

Подготовка учителя начальных классов требует поиска путей интеграции сложившейся культуросообразной модели в формировании личности будущего учителя.

Можно предположить, что подготовка учителя начальных классов требует разработки такого содержания педагогического образования необходимо раскрывать горизонты культуры, «втягивать» студента в прошлые, настоящие и будущие культуры, науки, рождая интерес к ним и к будущей личности ученика. В.С. Библер определяет культуру как бытие и общение людей различных культур, диалог и взаимопорождение культур – грань всеобщей логической идеи диалога логик; форма самодереминации индивида в горизонте личностей – грань всеобщей идеи и трансдукции; изобретение «мира впервые» – грань коренной всеобщей идеи логики парадоксов.

Культура всегда отражает образ мира и образ человека, в ней содержится модель социальных отношений общества, она выполняет функции: адаптационную, гедоническую, информационную, коммуникативную, познавательную, социорегулятивную, человекотворческую, эстетическую и др.

Культура является носителем общечеловеческих и национальных ценностей, норм, идеалов, социальных правил, которые выступают регулятором социума и жизни людей – этноса, народа, нации, общества. Ценности культуры определили культуросообразный тип образования.

Ценности культуры обеспечивают не только консолидацию человеческих сообществ, но и составляют смысловое ядро содержания педагогического образования. Благодаря усвоению ценностей культуры в процессе образования, личность приобретает способы идентифицировать себя с эталонными образцами культуры, стремится наращивать духовно-нравственный потенциал как определенную систему ценностей и познавать другую культуру.

В рамках глобализации возрастает значимость международного диалога культур, который усиливает взаимопонимание между народами, дает возможность лучшего познания собственного национального облика. Диалог культур обеспечивает достижение гуманных целей во внешней политике Европы. Глобализация и глобальные проблемы способствуют диалогу культур. В целом проблемы открытости к диалогу и взаимопониманию в современном мире приобретают глубокий характер. Однако для взаимопонимания и ведения диалога не достаточно одной доброй воли, необходима культурная грамотность (понимание культур других народов), которая включает в себя осознание различий в идеях, обычаях, культурных традициях, присущих разным народам, а также способность увидеть общее и различное между разнообразными культурами и взглянуть на культуру собственного сообщества глазами других народов. Диалог культур приводит к углублению культурного саморазвития, к взаимообогащению за счет иного культурного опыта, как в рамках определенных культур, так и в масштабах мировой культуры. Необходимо обеспечить оптимальное взаимодействие, диалог народов и культур в интересах каждой из сторон этого взаимодействия и в интересах общества, государства, мирового сообщества.

Взаимодействие культур и диалог выступают эффективной основой для развития межэтнических, межнациональных отношений. Диалог – это общение с культурой, реализация и воспроизводство ее достижений, это обнаружение и понимание ценностей других культур, способ присвоения последних, возможность снятия политической напряженности между государствами и этническими группами. Диалог – это понимание своего «Я» и общение с другими. Понятие диалога особенно актуально для современной культуры и образования. Сам процесс взаимодействия и есть диалог, а формы взаимодействия представляют собой различные виды диалогических отношений.

Анализ философских работ позволил обнаружить значимость диалога во все культурно-исторические периоды развития общества. И понимался он как форма межчеловеческого общения (И. Кант); субъективные и межсубъективные отношения (Ф. Шеллинг); инаковости и взаимообусловленности «я» и «другого» (И. Фихте); духовное откровение, где собеседники прислушиваются к гласу свыше, к голосу совести, к правде целого (Платон). В современном мире диалог культур более усложнился в силу глобализации взаимодействия культур разных народов, систематичности диалога культур и определяется как межкультурное общение, складывающееся по мере предметных пересечений, выстраиваемых деятельностью языка (К. Леви-Стросс); свобода мысли, раскованность суждений, интуиция (С. Артановский); форма, создающая общность пространства, времени, сопереживания с целью понять собеседника, найти с ним общий язык (С. Арутюнов); метод осознать ложность своей прежней жизненной позиции (Т.А. Флоренская); «вненаходимость» – принцип эстетически бескорыстного отношения к человеку (М.М. Бахтин); бытие как диалог между Богом и человеком, человеком и миром, как принцип жизни людей (М. Бубер).

В ряде работ устанавливается значимость диалога в личностной самореализации (М. Каган, В. Маклин, Н. Перлина и др.). По мнению Г. Бирюковой, диалог есть самонастраивающаяся адаптивная система коммуникации, где возникает феномен «пространства коммуникативной соотнесенности и самопонимания».

Диалог, развернутый в поликультурной образовательной среде, позволяет обеспечить взаимодействие внутри одной культуры, между культурами и в межъязыковых средах, обеспечивая всем субъектам диалога возможности для самоизъявления, самоопределения и нахождения взаимопонимания. Х. Ортега-и-Гассет пишет: «Диалог лишь тогда диалог, когда он может осуществляться как бесконечное развертывание и формирование все новых стилей каждого, вступающего в диалог, феномена культуры. В ходе сложного, многослойного диалога культур происходит формирование общечеловеческих ценностей» [7,47]. Именно диалог позволяет создать в образовательной среде целостное пространство и установить общность культур и идентичность личностей. Диалог выступает основополагающим принципом культуры, приводящим к познанию мира и обеспечивающим саморазвитие личности. В ходе диалога личностей и культур происходит становление языковых форм и развитие творчества.

Диалог является формой межнационального общения, обеспечивающий взаимообогащение национальных культур и сохранение их самобытности [5].

Межкультурные взаимодействия протекают через взаимодействие индивидуальных мировоззрений, носят сложный, многоуровневый характер, обусловленный единством мифологии, языка, религии, искусства, науки. Любые национальные культуры обосновывают необходимость и возможность развития культуры диалога, обмена ценностями, знакомства с культурой другого народа, которая познается только в процессе диалога.

Каждая культура, по М. Бахтину, раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другой культурой. «При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, но они взаимно обогащаются» [1]. Диалог культур – это потребность во взаимодействии, взаимопомощи, взаимообогащении. Общим, объединяющим все человеческие культуры, является гуманистическое начало. Диалог двух культур возможен только при определенном сближении их культурных кодов, наличии или возникновении общей ментальности. Диалог, по М. Бахтину – это взаимопонимание, участвующих в этом процессе, и в то же время сохранение своего мнения. Диалог – это показатель общей культуры общества и личности, приводящий к пониманию мира как существования и взаимодействия и переплетению внутреннего и внешнего диалога.

С точки зрения В.С. Библера, существование культуры возможно только в диалоге культур – настоящих, прошлых и будущих, который осуществляется как бесконечное развертывание и формирование новых смыслов каждого феномена культуры, образа культуры. [pic]

Современная ситуация в России характеризуется гуманитарной катастрофой и одним из условий выхода из данной ситуации является диалог. Феномен «талант общения человека» является редким и его отсутствие затрудняет ситуацию диалога.

Пространство России традиционно представлено многообразием куль­тур и наций, поэтому, по мнению И.И. Македона, «образовательное про­странство в России сегодня многообразно, отражает концепции и опыт рес­публик и территорий. Но над тенденциями обособления возобладало стрем­ление сохранить традиционные контакты и общность, опору друг на друга» [6].

Анализ теоретических подходов к проектированию содержания педагогического образования позволил выявить его целевые установки как определенный идеал учителя, готового осуществлять педагогическую деятельность (В.А. Болотов, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, В.С. Леднев, В.Л. Матросов, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына и др.). Одним из основных характеристик учителя определяется ориентация на диалог. Авторы едины в определении смысла диалога как сущностного элемента педагогической деятельности. В.А. Болотов пишет: «Диалог выступает как основной механизм решения наиболее сложных образовательных задач. Диалог – основа личностно-ориентированной технологии обучения. Готовность учителя к ее освоению предполагает качественно более высокий уровень его методологической культуры…» [4].

Проблема диалога изучалась в аспекте его значимости в развитии культуры, человеческого сообщества, межкультурном взаимодействии, в постижении ценностей и смыслов культуры, общества, личности. В педагогических исследованиях диалог определяется не просто как бытовой ситуативный разговор, а как богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид логического взаимодействия, содержательное общение. Условиями развития диалогической речи определены речевая среда, взаимодействие учителя и ученика, учащихся между собой, а также учебные и игровые виды деятельности, где доминирующим методом выступает сам диалог.

Список использованной литературы:

  1. Бахтин, М.М. Два способа изучать культуру [Текст] /М.М. Бахтин //Вопросы философии. 1986. № 12.

  2. Бердяев, Н.А. Самопознание [Текст]: сочинения /Н.А. Бердяев. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио». 1997. 624 с.

  3. Библер, В.С. Философско-психологические предположения Школы диалога культур [Текст] /В.С. Библер – М.: Российская политическая энциклопедия, 1998. – 216 с.

  4. Болотов, В.А., Исаев, Е.И., Слободчиков, В.И. и др. Проектирование профессионального педагогического образования [Текст] / В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков //Педагогика. – 1997. № 4. С.17-20.

  5. Киргуева, Ф.Х. [link] [Текст]: Автореферат дисс. … д. п. н. / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ, 2010.

  6. Македон, И. И. Взаимодействие школы и семьи в формировании нравст­венных отношений старших подростков [Текст]: дис. … канд. пед. наук /И. И. Македон. – Москва, 1996. – 138 с.

  7. Ортега-и-Гассет, Х. Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты) [Текст]: Ежегодник / Гл. ред. Л. В. Скворцов. – М., 1996.