Методические рекомендации для родителей и педагогов по профилактике подростковой наркомании

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Методические рекомендации для родителей и педагогов по профилактике подростковой наркомании

«Быть здоровым – это модно!»


Как известно, в подростковом возрасте подросток стремится выделиться «из толпы», получить свободу, не зная при этом, что с ней делать, подростку интересно «всё сразу и ничего».

Следовательно возникает исследовательский инстинкт, при притупленном инстинкте самосохранения, что приводит к попыткам употребления наркотиков. Срабатывает иллюзия подростков о том, что «меня это не коснется». Подросток ищет понимания и поддержки, но помощь взрослых воспринимает как предательство и навязывание мнения. Всё это обусловлено характерными для возраста реакциями эмансипации, группирования, увлечения (хобби), что и формирует «закон подростковой моды»: униформа (джинсы, одинаковые прически, привычки и выражения), возможность достичь авторитета в группе, где подросток не просто проводит досуг, а самовыражается.

Эти особенности делают подростка особенно уязвимым и склонным к отрицательным влияниям внешней среды.

Наркомания - употребление человеком наркотических веществ, от которых формируется зависимость и возникает устойчивое влечение к наркотикам.

Развивается наркомания вследствие употребления растительных либо химических веществ, которые способны изменить психическое состояние. Повторяющееся употребление данных веществ очень быстро приводит к перестройке биохимических процессов организма, в результате чего организм уже не может обойтись без этих веществ, которые носят название наркотики. Прием наркотиков формирует пристрастие и зависимость, которая требует нового, более частого и регулярного приема наркотика. Синтетические наркотики приводят к необратимым изменениям психики.

Мотивы употребления наркотиков

Начальные мотивы употребления наркотиков:

  • Любопытство;

  • Подражание;

  • Влияние окружающих;

  • Стремление выделяться и отличаться от других;

  • Желание поднять настроение;

  • Психологические особенности различных периодов подросткового возраста.

Подростковый возраст – период 10-18 лет.

Общие особенности возраста: стремление к самостоятельности.

Общие признаки употребления наркотиков:

  • Снижение успеваемости; пропуски занятий;

  • Потеря интереса к учебе, спорту и другим прежним увлечениям;

  • Пропажи из дома денег, вещей;

  • Участившиеся просьбы денег на личные нужды;

  • Резкие смены настроения; скрытность, самоизоляция, уединенность; лживость;

  • Уход от общения с домашним окружением; безразличие к семейным проблемам; пренебрежение семейными традициями;

  • Изменение аппетита;

  • Появление неряшливости; наличие постороннего запаха от одежды;

  • Чрезмерно расширенные либо суженные зрачки;

  • Появление непонятных предметов: флаконов, порошков, измельченной травы, растворителей и пр.;

  • Смена круга общения;

  • Изменения речи.

Наличие нескольких признаков должно насторожить родителей, в целях снижения степени риска развития у ребенка пристрастия к приему наркотических веществ, необходимо обратиться за разъяснениями и для консультации к специалистам.


Сохраните доверие ребенка к себе, поговорите со своим ребенком на равных. Отсутствие общения приводит к нарастанию непонимания, отдаляет Вас и ребенка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет Вам лучше понять своего ребенка, узнать его взгляды и чувства. У подростков достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Чем раньше Вы это сделаете, тем больше шансов сохранить здоровье и жизнь Вашего ребенка и членов Вашей семьи, а также избежать созависимости – состояния, когда «стыдно» признаться окружающим о болезни близкого человека, состояния, которое приводит к психоэмоциональному истощению, признаками которого являются:

  • Тоска;

  • Безнадежность;

  • Уныние;

  • Чувство вины за происходящее;

  • Чувство одиночества;

  • Чувство социальной изоляции.


При развитии наркотической зависимости у близкого человека, жизнь всей семьи подчиняется настроению и состоянию зависимого:

  • нарушается привычный ритм жизни семьи;

  • отказ членов семьи от увлечений;

  • возникают взаимные обвинения;

  • невнимание к остальным членам семьи.

Это может мешать выздоровлению зависимого члена семьи, потому что созависимые вольно или невольно создают такие условия, при которых у зависимого не возникает мотивации на обращение к врачу, лечение, реабилитацию, т.е. на выздоровление. Члены семьи обеспечивают его жильем, питанием, деньгами, тратят время на уговоры, создавая тем самым угрозу прогрессирования заболевания, развития сопутствующих заболеваний (ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты), угрозу возникновения острого отравления наркотиками, угрозу административного или уголовного преследования и другое.


Советы родителям

  • Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы или таким, как Вам хочется. Помогите ему стать собой.

  • Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него сделали.

  • Не относитесь к его проблемам свысока. У ребенка нет опыта, что создает сложности при формировании мнения.

  • Не мучьте себя, если не можете сделать что-то для своего ребенка. Гораздо страшнее, если можете – но не делаете.

  • Любите своего ребенка любым – неталантливым, неудачным, не таким, «как другие».

  • Делая замечания, не унижайте ребенка.

  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его.

  • Учитывайте возможности детей, не требуйте от ребенка того, что он не сможет выполнить.

  • Ребенок имеет полное право на свои ошибки, как и вы.

  • Создайте в жизни ребенка атмосферу тепла и свободы, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

  • Сделайте ваш дом открытым и радушным для друзей ваших детей.

  • Участвуйте, когда это возможно, в обсуждении интересующих их вопросов.

  • Поддерживайте своих детей, а также участвуйте в их увлечениях.


Вы можете помочь ребенку избежать зависимости и помочь себе не узнать о созависимости. Только Вы сможете сохранить мир, уважение, здоровье семьи.