ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Е.А. Ахметзянова

Лесосибирский педагогический институт – филиал СФУ


С целью выявления влияния социальных сетей на социализацию подростков нами было проведено исследование. Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия», в мае 2016 года. В исследовании приняли участие обучающиеся 9 класса. Общее количество испытуемых – 18 человек, среди них 8 мальчиков и 10 девочек.

Для выявления влияния социальных сетей интернета на социализацию подростков, были использованы следующие методики:

  1. Опросник «Киберкоммуникативная зависимость» Тончевой А.В.;

  2. Тест на интернет – зависимость Кимберли-Янг;

  3. Тест на интернет - зависимость С.А. Кулакова;

  4. Анкета «Влияние социальных сетей на подростков».

Рассмотрим их более подробно:

  1. Опросник «Киберкоммуникативная зависимость» Тончевой А.В.

Цель: диагностирование уровня киберкоммуникативной зависимости (т.е. уровня зависимости от общения в социальных сетях, форумах, чатах, групповых играх, видеоконференциях и т.д.).

Инструкция: прочитайте внимательно вопрос и поставьте соответствующую цифру. Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3- часто, 4 – очень часть, 5 – всегда.

Интерпретация результатов опросника: 0 – 49 баллов – низкий уровень киберкоммуникативной зависимости; 50 – 79 баллов – средний уровень киберкоммуникативной зависимости, социальные сети оказывают влияние на вашу жизнь и являются причиной некоторых проблем; 80 – 100 баллов – высокий уровень киберкоммуникативной зависимости, использование социальных сетей вызывает значительные проблемы в вашей жизни.

  1. Тест на интернет – зависимость Кимберли-Янг.

Цель: диагностирование патологического пристрастия к интернету (вне зависимости от формы этого пристрастия).

Инструкция: тест предназначен для самостоятельного заполнения испытуемым в бланке или в форме многочисленных онлайн-версий. В данном бланке нужно поставить галочку или плюсик в выбранный вариант ответа. Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3- часто, 4 – очень часть, 5 – всегда.

Интерпретация: 20–49 баллов — обычный пользователь интернета; 50–79 баллов — есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом, 80–100 баллов — явная интернет-зависимость.

  1. Тест на интернет - зависимость С.А. Кулакова.

Цель: определения зависимости у испытуемого зависимости от интернета.

Инструкция: прочитайте внимательно вопрос и поставьте соответствующую цифру. Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда.

Интерпретация: при сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние интернета на вашу жизнь.  При сумме баллов 80 и выше, у вас с высокой долей вероятности интернет-зависимость и Вам необходима помощь специалиста.

  1. Анкета «Влияние социальных сетей на подростков».

Цель: определение влияния на социализацию подростков социальных сетей интернета.

Инструкция: пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты. Выберите наиболее подходящий для вас вариант ответа на каждый вопрос. Постарайтесь отвечать честно.

Интерпретация: ответы детей оцениваются и группируются по уровням влияния социальных сетей интернета (слабый, средний, сильный).

Обработка результатов диагностик:

  1. Опросник «Киберкоммуникативная зависимость» Тончевой А.В.

Таблица 1

Результаты выявления уровня киберкоммуникативной зависимости подростков по опроснику А.В. Тончевой

Имя Ф.

Уровень киберкоммуникативной зависимости (соответствующее кол-во баллов)

1

Александр Ф.


58 баллов - средний уровень киберкоммуникативной зависимости, социальные сети оказывают влияние на вашу жизнь и являются причиной некоторых проблем

2

Александра Г.

45 баллов – низкий уровень киберкоммуникативной зависимости

3

Андрей Г.


40 баллов – низкий уровень киберкоммуникативной зависимости

4

Арина Ч..


51 балл – средний уровень киберкоммуникативной зависимости, социальные сети оказывают влияние на вашу жизнь и являются причиной некоторых проблем

5

Артур К.


55 баллов - средний уровень киберкоммуникативной зависимости, социальные сети оказывают влияние на вашу жизнь и являются причиной некоторых проблем

6

Даниил В.

62 балла - средний уровень киберкоммуникативной зависимости, социальные сети оказывают влияние на вашу жизнь и являются причиной некоторых проблем

7

Диана Г.

53 балла - средний уровень киберкоммуникативной зависимости, социальные сети оказывают влияние на вашу жизнь и являются причиной некоторых проблем

8

Диана Г.

45 баллов – низкий уровень киберкоммуникативной зависимости

9

Елизавета М.

50 баллов - средний уровень киберкоммуникативной зависимости, социальные сети оказывают влияние на вашу жизнь и являются причиной некоторых проблем

10

Лада Б.

55 баллов - средний уровень киберкоммуникативной зависимости, социальные сети оказывают влияние на вашу жизнь и являются причиной некоторых проблем

11

Максим Д.

39 баллов – низкий уровень киберкоммуникативной зависимости

12

Наталья Л.

41 балл – низкий уровень киберкоммуникативной зависимости

13

Олеся С.

39 баллов – низкий уровень киберкоммуникативной зависимости

14

Оксана Б.

45 баллов – низкий уровень киберкоммуникативной зависимости

15

Сергей Ч.

40 баллов – низкий уровень киберкоммуникативной зависимости

16

Шахноз А.


31 баллов – низкий уровень киберкоммуникативной зависимости


17

Шахноза А.


37 баллов – низкий уровень киберкоммуникативной зависимости

18

Эдуард С.

37 баллов – низкий уровень киберкоммуникативной зависимости


Таким образом, проанализировав результаты таблицы, можно сделать следующие выводы: у 11-ти человек из класса (4-х мальчиков и 7-ми девочек) – низкий уровень киберкоммуникативной зависимости, или выражаясь иначе, зависимость от социальных сетей интернета не выявлена. У 7-ми человек класса (4-х мальчиков и 3-х девочек) был выявлен средний уровень киберкоммуникативной зависимости, это говорит о том, что социальные сети оказывают влияние на их жизнь и являются причиной их некоторых проблем. Высокого уровня киберкоммуникативной зависимости не было выявлено ни у одного из учеников, более того нет показателей, которые были бы приближены к высокому уровню.

Наглядно это можно продемонстрировать в процентном соотношении следующим образом:




Рис 2. Процентное соотношение уровней киберкоммуникативной зависимости по опроснику А.В. Тончевой


  1. Тест на интернет – зависимость Кимберли-Янг.

Таблица 2

Результаты выявления уровня интернет-зависимости у подростков по тесту Кимберли – Янг

Имя Ф.

Уровень зависимости от интернета (соответствующее кол-во баллов)

1

Александр Ф.


66 баллов – есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернета (средний уровень)

2

Александра Г.

69 баллов – есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернета (средний уровень)

3

Андрей Г.


68 баллов – есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернета (средний уровень)

4

Арина Ч..


67 баллов – есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернета (средний уровень)

5

Артур К.


70 баллов – есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернета (средний уровень)

6

Даниил В.

65 баллов – есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернета (средний уровень)

7

Диана Г.

71 балл – есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернета (средний уровень)

8

Диана Г.

59 баллов – есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернета (средний уровень)

9

Елизавета М.

70 баллов – есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернета (средний уровень)

10

Лада Б.

82 балла – установлена интернет зависимость (высокий уровень)

11

Максим Д.

87 баллов - установлена интернет зависимость (высокий уровень)

12

Наталья Л.

65 баллов – есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернета (средний уровень)

13

Олеся С.

67 баллов – есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернета (средний уровень)

14

Оксана Б.

63 балла – есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернета (средний уровень)

15

Сергей Ч.

73 балла – есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернета (средний уровень)

16

Шахноз А.


45 баллов – обычный пользователь Интернета (низкий уровень)

17

Шахноза А.


49 баллов - обычный пользователь Интернета (низкий уровень)

18

Эдуард С.

81 балл - установлена интернет зависимость (высокий уровень)


Из результатов таблицы можно сделать следующие выводы: у 2-х человек класса (мальчика и девочки) выявлен низкий уровень интернет - зависимости, что интерпретируется как обычный пользователь интернета. У 13-ти человек класса (9-ти девочек и 4-х мальчиков) был диагностирован средний уровень интернет – зависимости, что говорит о наличии у них некоторых проблем, связанных с чрезмерным употреблением интернета. А также, в данной методике были выявлены трое учеников (мальчики), у которых был диагностирован высокий уровень интернет – зависимости (хотя у большинства результат лишь немного превысил средний уровень).

Наглядно это можно продемонстрировать в процентном соотношении следующим образом:


Рис 3. Процентное соотношение уровней интернет – зависимости по тесту Кимберли - Янг

  1. Тест на интернет - зависимость С.А. Кулакова.

Таблица 3

Результаты уровня зависимости подростков от интернета по тесту

С.А. Кулакова

Респонденты

Уровень зависимости от интернета (соответствующее кол-во баллов)

1

Александр Ф.


66 баллов – диагностировано серьезное влияние интернету на вашу жизнь (средний уровень)

2

Александра Г.

59 баллов – диагностировано серьезное влияние интернету на вашу жизнь (средний уровень)

3

Андрей Г.


52 балла – диагностировано серьезное влияние интернету на вашу жизнь (средний уровень)

4

Арина Ч..


41 балл – интернет зависимость не выявлена (низкий уровень)

5

Артур К.


50 баллов – диагностировано серьезное влияние интернету на вашу жизнь (средний уровень)

6

Даниил В.

40 баллов – интернет зависимость не выявлена (низкий уровень)

7

Диана Г.

71 балл – есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернета (средний уровень)

8

Диана Г.

59 баллов – есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернета (средний уровень)

9

Елизавета М.

З6 баллов – интернет зависимость не выявлена (низкий уровень)

10

Лада Б.

72 балла – диагностировано серьезное влияние интернету на вашу жизнь (средний уровень)

11

Максим Д.

69 баллов - диагностировано серьезное влияние интернету на вашу жизнь (средний уровень)

12

Наталья Л.

45 баллов – интернет зависимость не выявлена (низкий уровень)

13

Олеся С.

34 балла – интернет зависимость не выявлена (низкий уровень)

14

Оксана Б.

52 балла – диагностировано серьезное влияние интернету на вашу жизнь (средний уровень)

15

Сергей Ч.

54 балла – диагностировано серьезное влияние интернету на вашу жизнь (средний уровень)

16

Шахноз А.


35 баллов – интернет зависимость не выявлена (низкий уровень)

17

Шахноза А.


39 баллов - интернет зависимость не выявлена (низкий уровень)

18

Эдуард С.

84 балла – с высокой долей вероятности установлена интернет зависимость (высокий уровень), необходима помощь специалиста


Проанализировав результаты таблицы, можно сделать следующие выводы: у 7-ми человек из класса (у 5-ти девочек и 2-х мальчиков) результаты попали в рамки от 0 до 49 баллов, следовательно, у них диагностирован низкий уровень интернет зависимости, или иначе говоря, зависимость от интернета не выявлена. У 10-ти человек класса (5-ти мальчиков и 5-ти девочек) чьи результаты находятся в рамках от 50 до 79 баллов диагностировано серьезное влияние интернета на жизнь, т.е. средний уровень зависимости. С высокой долей вероятности установлена интернет зависимость у одного ученика класса, чьи результаты от 80 до 100 баллов (а именно 84 балла) следовательно, высокий уровень интернет зависимости.

Наглядно это можно продемонстрировать в процентном соотношении следующим образом:




Рис 4. Процентное соотношение уровней интернет – зависимости по тесту С.А. Кулакова


  1. Анкета «Влияние социальных сетей на подростков».

Эта анкета была разработана нами в рамках данного исследования и состояла из 12-ти вопросов. Первые 2 вопроса были на указание возраста (где все указали одинаковые рамки от 14 – 18 лет) и половой принадлежности (на него все ученики ответили соответствующе своему полу).

Третий вопрос был о том, зарегистрированы ли они в каких – либо социальных сетях, на что 100 % учеников класса ответили «да».

Четвертый вопрос был о целях пользования социальными сетями интернета. Наглядно ответы детей можно наблюдать на рисунке 5.


Рис.5 Ответы детей


Условные обозначения:

А) Общаюсь с друзьями/родными;

Б) Узнаю новости моих друзей/знакомых;

В) Читаю интересные статьи, заметки, комментарии;

Г) Рассматриваю картинки, демотиваторы;

Д) Слушаю музыку;

Е) Смотрю видеоролики, фильмы;

Ж) Обучаюсь;

З) Играю в игры.

Из этого можно сделать вывод, что 8 человек класса (44, 6 % учеников) используют социальные сети для общения с друзьями и родными. 22,2 % учеников, а именно 4 человека предпочитают в социальных сетях следить за новостями друзей и знакомых, такое же количество человек используют социальные сети для того чтобы играть в различные игры. И в целях просмотра фильмов или видеороликов социальные сети использую 2 человека (11 % класса). Такие варианты ответов В, Г, Д, Ж – не были выбраны ни одним учеником класса.

Варианты ответов на четвертый вопрос были следующие: А) Значительное, это такой же способ общения, как и все остальные; Б) Значительное, это мой основной источник информации; В) Незначительное, я предпочитаю электронную почту; Г) Незначительное, я предпочитаю телефон или прямое общение; Д) Я могу легко обойтись без социальных сетей; Е) Предпочитаю не пользоваться/пользоваться редко.

Подробнее мы сможем рассмотреть выбранные ребятами ответы на рисунке 6.



Рис.6 Какое место занимают социальные сети в вашей жизни?


Как можно увидеть из рисунка - 8 человек класса (44,6 % учеников) утверждают, что социальные сети это такой же способ общения, как и все остальные и у них оно занимает значительное место в жизни. Телефон или прямое общение вместо социальных сетей выбрали 7 человек класса (38,6 % учеников). А 3 человека (17 % учеников) вообще могут легко обойтись без социальных сетей.

Ответы испытуемых на вопрос № 5. отображены на рисунке 7:




Рис. 7 Сколько времени вы проводите в социальных сетях?


Как можно увидеть из рисунка, 10 человек класса (56 % учеников) проводят в социальных сетях по несколько часов в день. Не более часа задерживаются в социальных сетях 3 человека (17 % учеников), столько же учеников утверждают обратное, что могут сидеть хоть целыми днями в сетях. И на протяжении 1-2 часа проводят в социальных сетях 2 человека из класса (11 % учеников).

На 6 вопрос анкеты, который звучит следующим образом: «помогают ли вам социальные сети в решении социальных проблем?» – 100 % учеников класса ответили, что это всего лишь развлекательный ресурс, и он не помогает им решить проблемы данного рода.

На 7 вопрос также единогласно был выбран один вариант ответа. Звучал он так: «Часто ли вы предпочитаете провести время в интернете тому, чтобы выбраться куда – либо с друзьями?», и ребята ответили – что редко.

Вопрос 8 рассмотрим подробней на рисунке 8.




Рис. 8 Ощущаете ли вы, что общаться с реальными людьми в социальных сетях вам легче, нежели в реальной жизни?

Как можно увидеть из рисунка, большинство класса, 15 человек (83 % учеников) утверждают, что в реальной жизни общаться намного легче, чем в социальных сетях. Никогда не задумывался об этом один человек класса (5 % учеников). Общение в социальных сетях, нежели в реальной жизни выбрали 2 человека из класса (11 % учеников).

На 9 вопрос анкеты, который звучит следующим образом: «внезапное исчезновение доступа к социальным сетям вызывает ли у вас тревогу и беспокойство?» - 100 % учеников класса ответили, что нет, не вызывает. Такой же ответ и процент учеников наблюдался в ответе на 11 вопрос анкеты, звучавшем как: «согласны ли вы с предложением власти закрыть, или ограничить социальные сети?», и 12 вопрос: «считаете ли вы, что у вас уже зависимость от интернета?».

И ответ на 10 вопрос рассмотрим подробней на рисунке 9.




Рис. 9 Приходилось ли вам вести себя некорректно в социальных сетях или испытывать некорректное отношение к себе?

Как можно увидеть из рисунка, большинство класса, 14 человек (78 % учеников) ответили, что в социальных сетях им приходилось выражаться нецензурными словами или выслушать в свой адрес нецензурную брань. С угрозами в социальных сетях столкнулся один человек класса (5 % учеников). Оскорбление в социальных сетях испытали 3 человека из класса (17 % учеников).

Таким образом, на основе результатов 4-х проведенных методик, мы пришли к выводу, что преобладающий уровень влияния социальных сетей на социализацию подростков – средний, что в общем итоге составляет 55,6 % испытуемых, к низкому уровню 37,4 %, к высокому уровню относятся 7% детей. Высокий уровень влияния социальных сетей интернета характеризуется: частым пребыванием в социальных сетях, затратой на них большого количества времени, постоянной озабоченностью того, что происходит в социальных сетях. Ожидаете очередного выхода в онлайн, вы стали думать, что только в социальных сетях вас поддерживают и понимают, социальные сети стали для вас единственным средством общения, вы раздражены и беспокойны когда находитесь вдали от интернета. Средний уровень влияния социальных сетей интернета характеризуется: пребыванием в социальных сетях приличное количество времени, постепенно социальные сети начинают заменять реальное общение виртуальным, в общем, социальные сети уже оказывают влияние на вашу жизнь и являются причинами некоторых проблем. Низкий уровень пока не несет личности никаких угроз, он интерпретируется как незначительный, а вы обычный пользователь интернет - сетей.

Также можно сделать дополнительные, более подробные выводы на основе анкеты «Влияние социальных сетей на подростков»:

  • 100 % испытуемых зарегистрированы в каких – либо социальных сетях интернета;

  • 44, 6 % учеников используют социальные сети для общения с друзьями и родными, 22,2 % предпочитают в социальных сетях следить за новостями друзей и знакомых, 22,2 % используют социальные сети для того чтобы играть в различные игры, в целях просмотра фильмов или видеороликов социальные сети используют 11 % класса;

  • 44,6 % детей утверждают, что социальные сети это такой же способ общения, как и все остальные и у них оно занимает значительное место в жизни;

  • 56 % испытуемых проводят в социальных сетях по несколько часов в день, не более часа задерживаются в социальных сетях 17 % человек, 17 % утверждают, что могут сидеть хоть целыми днями в сетях, и на протяжении 1-2 часа проводят в социальных сетях 11 % учеников;

  • 11 % детей предпочитают общение в социальных сетях, нежели в реальной жизни;

  • 100 % испытуемых не согласны с предложением власти закрыть или ограничить доступ в социальные сети.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Асмолов А. Г., Асмолов Г. А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вопр. психологии. 2009. № 3. С. 11.

  2. Ахмадеева Е. В., Голосок-Заболоцкая Т. А. Увеличение активности подростков в интернет-среде как фактор влияния на психологическую безопасность // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. №42. URL: [link] (Дата обращения 19.04.2016)