Рабочая программа по предмету «Основы выбора профессии» для 8 класса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебного курса регионального компонента основного общего образования Новосибирской области по технологии «Основы выбора профессии» 8 класс, которая разработана государственным бюджетным образовательным учр...



ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:

решением педагогического совета Приказ № от «__»___________

МКОУ КСШ № 2 им.Горького

протокол № 1 от 31.08.2016 г. Директор школы:________И.В.Бронников

«___» ______________________2016 г.





Муниципальное казенное образовательное учреждение

Каргатская средняя общеобразовательная школа № 2 им.Горького



Рабочая программа

по предмету

«Основы выбора профессии»

для 8 класса

учителя Зенковой Ирины Олеговны

на 2016-2017 учебный год











Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебного курса регионального компонента основного общего образования Новосибирской области по технологии «Основы выбора профессии» 8 класс, которая разработана государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования» , 2008 год. Разработчики: И.Ю. Мельникова, С.С. Лузан, Е.Б.Слепова.

Программа по технологии «Основы выбора профессии» (8 класс) составлена на основе Минимума содержания образования регионального компонента основного общего образования Новосибирской области по технологии в рамках образовательных стандартов первого поколения.

Содержание программы направлено на достижение следующей цели:

  • актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и мире профессионального труда.

Реализация цели предполагается посредством решения следующих задач:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры с опорой на сведения, полученные при изучении других образовательных областей и предметов регионального (краеведческого) содержания и на основе включения учащихся в разнообразные формы исследовательской и проектной деятельности;

  • освоение начальных знаний о специфике профессиональной деятельности и новых формах организации труда в Новосибирской области, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики и рационального поведения на региональном рынке труда;

  • овладение умениями анализа приоритетных направлений развития технологий в Новосибирской области, определения потенциальных объектов реализации своих профессиональных намерений и планирования индивидуального профессионального пути с учетом результатов этого анализа,

  • развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда Новосибирской области;

  • приобретение опыта соотнесения своих возможностей и ограничений с требованиями профессиональной деятельности в условиях Новосибирской области с помощью включения в систему специально организованной предпрофильной подготовки.


Учебно – тематический план предмета «Основы выбора профессии» 8 класс.

(36 учебных часов в год)


Технология современного производства Новосибирской области


12

10

2

2-3


Краткий исторический обзор развития промышленного производства в Новосибирской области

2

2

-

4-7


Современное производство: техники, технологии, производственный процесс и производственные системы

4

3

1

8-9


Современное производство и технолого-экономическое развитие Новосибирской области

2

2

-

10-11


Социальные последствия применения технологий в Новосибирской области

2

2

-

12-13


Экологические последствия применения технологий в Новосибирской области

2

1

1

3.

Профессиональная деятельность и профессиональное самоопределение личности в Новосибирской области


12

9

3

14-17


Профессиональная деятельность и личность

4

3

1

18-19


Притязания человека и его профессиональные планы в условиях Новосибирской области

2

2

-

20-22


Возможности и ограничения личности при выборе профессиональной деятельности. Здоровье человека и выбор профессии

3

2

1

23-25


Профессиональные планы и профессиональная пригодность по сферам трудовой деятельности Новосибирской области

3

2

1

4.

Рынок труда и профессии Новосибирской области


6

5

1

26-27


Современное общество, образование и профессия в Новосибирской области

2

2

-

28-29


Региональный рынок труда и профессий. Рынок труда Новосибирской области

2

2

-

30-31


Карта города Каргата и будущее место работы


2

1

1

5.

Основы проектирования. Экзистенциональное проектирование


5

4

1

32-36


Профессиональное самоопределение личности и планирование индивидуального профессионального пути в Новосибирской области

5

4

1



Всего часов:


36

29

7


Плановых практических работ-7 по 45 минут каждая.

Место предмета в учебном плане

По учебному плану в 8 классе предусмотрено 36 учебных недель, 1 час в неделю.

По примерной программе на изучение предмета в 8 классе отводится 36 часов. Рабочая программа полностью соответствует данной программе.

Учебно – методическая литература

  1. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.Н. Чистяковой.

  2. «Выбор профессии: оценка готовности школьников». Под редакцией С. Н. Чистяковой. Издательство «Вако» Москва 2009год.

  3. «Твоя будущая профессия». Сборник тестов по профессиональной ориентации. Автор Н. В. Тутубалина. Издательство: Ростов – на - Дону «Феникс» 2006год.

  4. «Выбор профессии: тесты способностей». Автор Джим Барретт. «Издательство Астрель» Москва 2006год.

  5. «Выбор профессии» тренинг для подростков. Автор Ю. В. Тюшев. Издательство «Питер Пресс» Санкт-Петербург 2009год.

  6. Профориентация через игру. Методические рекомендации для организаторов профориентационной работы. - Новосибирск, 1990.

  7. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. Учебное пособие для учащихся старших классов средней школы. - М.: «Просвещение», 1991.


Сведения о проведении аттестации

Промежуточная аттестация осуществляется в конце учебного года в форме средне четвертной отметки. Округление результата проводится в пользу обучающегося.

При промежуточной аттестации обучающихся применяется пятибалльная система оценивания.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучение курса «Основы выбора профессии» обучающийся должен:

Знать/понимать:

  • понятие техники и технологии, традиционные технологии и способы обработки материалов, народные ремесла и промыслы, распространенные в Новосибирской области;

  • роль технических и промышленных революций XVIII, XIX, XX вв., современной технологической революции, новых технологий, науки и производства в развитии Новосибирской области;

  • вклад новосибирских ученых в технологии современного промышленного производства;

  • понятие производственных систем, их виды; понятие предприятия как производственной системы; понятие производственного процесса; производственного цикла, формы организации производства;

  • общую характеристику экономического состояния и потенциала Новосибирской области, основные агропромышленные комплексы и технологии Новосибирской области: виды, общие элементы технологий;

  • понятие и компоненты технологической культуры, роль технологической культуры в развитии современного производства;

  • тенденции и приоритетные направления развития технологий в Новосибирской области;

  • социальные и экологические последствия внедрения современных технологий в Новосибирской области, воздействие общественного производства и быта на окружающую среду региона и здоровье человека;

  • направления природоохранной деятельности в регионе по защите человека от негативных последствий хозяйственной деятельности в Новосибирской области;

  • понятие профессиональной и трудовой деятельности, типы, виды, режимы работы в государственном секторе, на негосударственных предприятиях, направления трудовой деятельности Новосибирской области;

  • понятие индивидуальной трудовой и творческой деятельности;

  • понятие о профессии, специальности, квалификации работника, сущность понятий «профессиограмма», «психограмма профессии»;

  • профессии и специальности с точки зрения гарантии трудоустройства населения в Новосибирской области;

  • сущность понятий: «профессиональный интерес», «склонности», «профессиональная пригодность», «профессиональные планы»;

  • профессионально важные качества личности по сферам труда Новосибирской области, их значение в профессиональной деятельности;

  • роль здоровья при выборе профессии, важность соотнесения содержания и условий труда физическим возможностям человека, состояния здоровья с требованиями избираемой профессии в условиях Сибири и Новосибирской области;

  • медицинские противопоказания к различным группам профессий; неблагоприятные факторы труда в некоторых отраслях промышленности Новосибирской области; перечень профессий, противопоказанных при различных отклонениях состояния здоровья в отраслях промышленности Новосибирской области;

  • основные положения Закона об охране труда Российской Федерации; способы укрепления здоровья в соответствии с требованиями профессии;

  • состояние и ценности современного общества Сибирского региона и Новосибирской области, отражение изменений в современном обществе в мире профессионального труда, влияние техники и технологий на виды и содержание труда в Новосибирской области;

  • понятие рынка труда и профессий; образование и профессии, востребованные в регионе и Новосибирской области; маршруты профессионального успеха в Новосибирской области, (городе, районном центре);

  • процесс и результат профессионального самоопределения и профессионального планирования; формы профессионального планирования, алгоритм построения индивидуального профессионального плана с учетом своих профессиональных интересов, склонностей, качеств, возможностей и ограничений, а также потребностей рынка труда Новосибирской области; этапы выполнения учебного мини-проекта по определению профессиональных намерений.

Уметь:

  • ориентироваться в современном состоянии экономики, техники и технологий производства в Новосибирской области, в тенденциях и приоритетных направлениях их развития;

  • соотносить состояние своего здоровья с требованиями избираемой профессии, учитывать свои профессиональные интересы, склонности, качества личности и данные о состоянии здоровья при выборе профессии в условиях Сибири и Новосибирской области;

  • ориентироваться в современном состоянии рынка труда, определять маршруты профессионального успеха в Новосибирской области;

  • выполнять учебный мини-проект по определению своих профессиональных намерений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознанного выбора сферы профессиональной деятельности, в рамках приоритетных направлений развития технологий в Новосибирской области;

  • для осознанного профессионального самоопределения и построения профессиональных планов в условиях Сибирского региона и Новосибирской области с учетом профессиональных интересов, склонностей и качеств личности, её возможностей и ограничений;

  • для осознанного выбора направления (сферы и профиля) трудовой деятельности с учетом потребностей регионального рынка труда (Новосибирской области, города, районного центра);

  • для планирования индивидуального профессионального пути в условиях Сибирского региона и Новосибирской области.



















Календарно- тематическое планирование


Календарно- тематическое планирование







Технологии современного производства Новосибирской области (12 часов)

Краткий исторический обзор развития промышленного производства в Новосибирской области (2 часа)

Краткий исторический обзор развития промышленного производства в Новосибирской области

Промышленное производство



Конспект

3


Технологические революции в истории человечества

Технологические революции

Презентация


Конспект

4


Современное производство: техники, технологии, производственный процесс и производственные системы (4 часа)

Понятие процессов техники, технологии и современного производства.


Техника, технология


Пр.р.


5


Производственные системы и их виды


Производственные системы



Конспект

6


Формы организации производства



Презентация


Конспект

7


Организация основных производств на предприятиях




Конспект

8




Современное производство и технолого-экономическое развитие Новосибирской области (2 часа)

Агропромышленные комплексы и технологии Новосибирской области

Агропромышленные комплексы



Конспект

9


Понятие и компоненты технологической культуры

Технологическая культура



Конспект

10




Социальные последствия применения технологий в Новосибирской области (2 часа)

Этические проблемы разработки техники и технологий.




Конспект

11


Безработица как проблема современного производства

Безработица

Презентация


Конспект

12




Экологические последствия применения технологий в Новосибирской области (2 часа)

Воздействия общественного производства и быта на окружающую среду региона.

Экология



Доклады

13


Воздействие на здоровье человека химических и физических факторов окружающей среды


Презентация

Пр. р.

Доклады

14


Профессиональная деятельность и профессиональное самоопределение личности в Новосибирской области (12 часов).

Профессиональная деятельность и личность (4 часа)


Профессиональная деятельность: понятие, типы, виды, режимы работы

Профессиональная деятельность



Конспект

15


Трудовая деятельность: понятие, направления


Трудовая деятельность



Подгот. к пр.р.

16


Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация работника». Формула профессий.

Профессия, специальность, квалификация


Пр. р.

Конспект

17


Сущность понятия «конкурентоспособность профессии» (специальности).

Конкурентоспособность



Сообщения


18




Притязания человека и его профессиональные планы в условиях Новосибирской области (2 часа)


Притязания человека, его профессиональные планы и профессиональное самоопределение: понятия, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Притязания человека, профессиональный план, профессиональное самоопределение

Презентация


Конспект

19


Профессиональные достижения, показатели профессиональных успехов и достижений.




Конспект

20


Возможности и ограничения личности при выборе профессиональной деятельности. Здоровье человека и выбор профессии (3 часа)


Содержание, условия труда, физические возможности и здоровье человека.

Условия труда



Конспект

21


Неблагоприятные факторы труда в некоторых отраслях промышленности Новосибирской области.


Презентация


Конспект

Доклады

22


Основы законодательства Российской Федерации об охране труда.


Презентация

Пр.р.

Конспект

23


Профессиональные планы и профессиональная пригодность по сферам трудовой деятельности Новосибирской области (3 часа).

Целеполагание и жизненные смыслы.





Конспект

24


Профессиональный интерес, склонности: сущность понятий, характеристика этапов развития.

Профессиональный интерес, склонности

Презентация, диагн. мат-л.


Подгот. к пр.р.

25



Профессиональные планы и профессиональная пригодность как мера соответствия человека его профессии

Профессиональная пригодность


Пр.р.

Конспект

26


Рынок труда и профессии Новосибирской области (6 часов).

Современное общество, образование и профессия в Новосибирской области (2 часа).

Ценности и изменения в современном обществе, их отражение в мире профессионального труда

Новосибирской области.

Ценности



Конспект

27


Индивидуальные и профессиональные качества как ценность современного общества.




Конспект

28


Региональный рынок труда и профессий. Рынок труда Новосибирской области (2 часа)

Региональный рынок труда и профессий: понятие, конъюнктура труда и профессий Сибирского региона и Новосибирской области.

Конъюктура труда

Презентация


Сообщения

29


Востребованность различных видов профессионального труда в области.




Конспект

30


Карта города Каргата и будущее место работы (2 часа)


Карта города (районного центра) и будущее место работы.


Карта НСО, Каргата


Конспект

31


Построение маршрута профессионального успеха в городе (районном центре).

Профессиональный маршрут


Пр.р.

Построение собств. проф. маршрута

32


Основы проектирования. Экзистенциональное проектирование (5 часов).

Профессиональное самоопределение личности и планирование индивидуального профессионального пути в Новосибирской области (5 часов).


Профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение



Конспект

33


Профессиональное планирование

Профессиональное планирование



Конспект

34


Планирование индивидуального профессионального пути – мини-проект




Подг. мини-проект «Мои проф. намерения»

35


Этапы выполнения учебного мини-проекта





36


Защита мини-проектов «Мои профессиональные намерения»



Пр.р.


36



Защита мини-проектов «Мои профессиональные намерения»