Методическая разработка большой психологической игры Мы дружные ребята и все нам по плечу

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


«Методическая разработка большой психологической игры».

Основные рубрики плана



Содержание

Рабочее название игры

«Мы дружные ребята и все нам по плечу»

Идея игры

Школа - это не только учеба и новые знания, школа - это разнообразный интересный мир, это отношения между людьми, это дружба и взаимовыручка. Дети знакомятся, выстроивают отношения в группе, человеческие взаимоотношения и взаимодействия в самых разных ситуациях, объединяются в единое целое коллектива детей. профилактика школьной дезадаптации.

Краткий сюжет

(позитивная история)

В первые дни школьной жизни, в самом ее начале начинается закладка детского коллектива. От того как будут первоклассники входить в мир своих первых взаимоотношений в своем коллективе, зависит и их самооценка, и эмоциональное отношение к школе и школьной жизни, и установление контактов в классе. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты» и т.д. Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же, ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции может надолго потерять интерес к учебе.

Дети зачастую испытывают страх перед предстоящими трудностями, жесткой дисциплиной, строгими учителями, трудными заданиями и двойками, в результате ребенок вообще не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, реагируя слезами на неудачи. Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не принесет пользы. Важно сформировать у ребенка правильное представление о школе, настроить ребенка на позитивное отношение к школьной жизни и активное взаимодействие в коллективе сверстников.

Предполагаемый

игровой результат

Создание единого «сердца» класса, где каждый участник является его частичкой. Формирование позитивного образа класса посредством создания большого бумажного «сердца класса», где каждый член коллектива найдет свое место.

Снятие психологического напряжения у детей, сплочение коллектива первоклассников; безболезненная адаптация к школе; развитие у детей чувства доверия ко взрослым (родителям, учителю, психологу).


Вид БПИ

Игра - оболочка

Возраст и число участников

Учащиеся 1-х классов (6-7 лет), не более 30 человек

Развивающие задачи,

которые решает игра

  • Способствовать предупреждению и снятию страха перед трудностями в школе, снижению внутренней тревожности и формированию эмоционального комфорта дошкольников.

  • Способствовать повышению мотивации к обучению.

  • Помочь создать позитивное отношение к учителю.

  • Способствовать формированию у детей правильного представления о школе и ее правилах, а так – же потребности соблюдать эти правила.

  • Обратить внимание участников группы друг на друга, на их непохожесть и неповторимость каждого, способствовать осознанию собственной уникальности и значимости.

  • Создать условия для развития и совершенствования навыков межличностного общения, умения действовать в команде.


Краткое описание

основных этапов игры

Начало игры. Введение в игровую ситуацию. Ведущий вводит участников в игровой сюжет. Рассказывает о путешествии, в которое дети направятся.

Разминка.

Погружение в игровую историю. Создание эмоционального настроя группы. Дети начинают свое путешествие.

1 этап «На пути к замку».

2 этап «Замок злого волшебника».

3 этап «Превращение сердца класса».

Завершение. Дети отправляются домой.

Подведение итогов. Акцентирование внимания на ключевых моментах игры, обсуждение групповой работы.

Сценарий.



Начало игры – введение в игровую ситуацию.



Психолог вводит участников в игровой сюжет.

Разминка.

Психолог приветствует детей.

-Ребята, сегодня занятие поведу я. Зовут меня Татьяна Викторовна. Но сначала давайте познакомимся, чтобы лучше узнать друг друга.

Упражнение «Я очень рад тебя (имя) видеть». Приветствие в круге (дети встают в круг, передают из рук в руки игрушечное сердце и приветствуют друг по имени, произнося слова приветствия).

«Я очень рада видеть всех в хорошем настроении, но я пришла к вам за помощью. Я хочу попросить вас о том, чтобы вы отправились вместе со мной в путешествие, т.к. злой волшебник Картус забрал символ вашего класса и заколдовал его и теперь мы с вами должны пройти несколько препятствий, чтобы всем вместе справится с чарами злого волшебника Картуса.»

Упражнение «Найди себе пару»

Психолог: «Чтобы пройти до страны, где обитает злой волшебник нам надо переправиться на другую сторону реки необходимо построить мост, но не простой. Я всем раздам карточки, а вам необходимо найти человека с такой же карточкой и встать рядом. Кто первый найдет пару, тот и будет первым в нашем мосту и так по очереди». Картинки с различными изображениями перемешиваются и раздаются детям.

Психолог: «Мы успешно переправились на тот берег, но чтобы продолжить путешествие нам необходимо поплыть на корабле».

Упражнение «Корабль и ветер»

Психолог: «Представьте себе, что наш корабль плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!». Упражнение можно повторить три раза.

1 этап «На пути к замку злого Картуса»

Психолог: «Вот мы и на месте, но что это? Это огромные ворота. Давайте постучим».

Выходит стражник: «Кто вы путники?»

психолог «Мы дети хотим попасть к вам, чтобы выручить наш класс- расколдовать символ нашего класса».

Стражник: «Чтобы путникам попасть в замок Картуса нужно пройти очень осторожно и тихо, как гусеница»

Упражнение "Гусеница" - класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать своим длинным телом, как она спит, как ест, как умывается, как делает зарядку и т.д.



2 этап «Замок злого Картуса»

Психолог: «Вот мы и добрались до замка злого волшебника. Но чтобы его перехитрить я предлагаю вам поиграть в игру «Превращение». То есть я буду называть животных, людей, предметы в которых вы должны «превратиться». Давайте попробуем. Сейчас вы все «превращаетесь» в кошку. Вы можете издавать звуки, которые характерны для кошки, то есть мяукать, мурлыкать, можете потягиваться, как это делают кошки и т.д. Итак, вы…

Зайчик

Уставший человек

Собачка

Мышку

Человек, который очень расстроен

Веселый человек

Дерево

Обезьянка

Психолог: посмотрите ребята, волшебник сердится на нас, ему очень не нравится наше хорошее настроение. Давайте попробуем его запутать.

Упражнение "Путаница". Все ребята встают в круг, и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая рук, повторить тоже левыми. Теперь все запутались в клубок. Психолог: У волшебника Картуса закружилась голова и он согласен отдать нам символ нашего класса. Надо распутать этот клубок, держась за руки.

3 этап «Превращение Сердца класса»



Психолог: Посмотрите ребята, только Сердце, которое вернул нам волшебник Картус очень тусклое и неяркое (психолог медленно раскрывает большое сердце и держит его в руках). Давайте все вместе это исправим. О, какое оно большое! Мы все, наверно, поместимся в нем. Мы с вами – теперь одно целое, один коллектив. Одно вот такое большое сердце. (Большое сердце прикрепляется в центре доски). Каждому из вас в нем есть место. Вы это сейчас увидите. Возьмите цветные карандаши и фломастеры. Сейчас каждому из вас раздам маленькое сердечко.

Это маленькое сердечко ваше. Разукрасьте его. Это могут быть цветы, узоры, красивая природа, можете просто раскрасить его. Напишите на нем свое имя. (Раскраска сердечек).

Кто нарисовал, поднимите руку, я подойду (ведущий подходит к ребенку и затем с ним приклеивает его сердечко на большое сердце).

Ребята, посмотрите, что у нас получилось. В большом сердце нашлось место каждому из вас. Найдите глазами ваше сердечко, посмотрите какие красивые сердечки.

Когда-нибудь, когда вам станет одиноко и грустно, вспомните, что где-то есть большое сердце, в котором есть место для вас.

Постараемся сохранить это сердце. Пройдет много лет, вы станете большими. И может быть вы соберетесь вместе, посмотрите на это сердце и вспомните этот день.

Завершение игры



Психолог: «Ребята, нам необходимо вернуться к речке, поэтому придется идти пешком. Представьте, как вы идете по льду, по снегу, по грязи, по горячему песку, по опавшим листьям, по луже и т.д.» Дети встают в шеренгу и имитируют ходьбу по разным поверхностям.

Психолог: «А теперь, чтобы вернуться домой нам опять необходимо построить мост, такой же, как мы уже строили. Помните? Нам нужно снова встать так, как мы стояли. Помните, кто с кем стоял?» Дети воспроизводят последовательность.

Подведение итогов

Психолог: «Вот и закончилось наше путешествие, мы дома. Оно было нелегким, но очень увлекательным. Что больше всего вам понравилось в нашем путешествии? Что было трудным?» Дети высказываются.

Психолог: «Главное, что у нас осталась память об этом увлекательном путешествии – это Сердце нашего класса, яркое и неповторимое».

Предпочтительные формы рефлексии и их обоснование

После игры обязательно организуется эмоциональное отреагирование: участники должны иметь возможность посмотреть на игру с реальной стороны, сформулировать или как-то иначе выразить свои чувства.

На завершающем этапе игры использовалась рефлексия в форме краткой речи психолога. Такая форма особенно предпочтительна младших школьников, поскольку, как правило, к концу игры дети эмоционально и физически устают. Различные рефлексивные упражнения вызывают раздражение и снижают развивающий эффект. Подводя итоги, психолог воспроизводит логику игры, акцентируя внимание детей на ключевых моментах, выводит участников из роли, спрашивает мнение участников об игре, говорит слова-напутствия и пожелания.

Еще одной важной особенностью игры является создание продукта – «сердца класса». Ведущий акцентирует внимание на созданном детьми изделии, организовывает обсуждение работы. После чего «сердце класса» крепится на стену класса и некоторое время храниться как нечто важное и ценное.


Требования к игровой компетенции участников

Не требуется специальной подготовки

Требования к профессиональным умениям психолога

  • Психолог должен уметь организовать игру: выбрать объект игры, модель, сюжетную линию, определить этапы, распределить время, предварительно проработать игровой процесс, адаптировать к особенностям группы; уметь предвидеть результаты своей работы; учесть возможные отклонения от намеченной цели;

  • занимать в игре определенную позицию (контролер правил, поддерживающий наблюдатель, участник);

  • знать общие закономерности возрастного и социального развития ребенка, учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей дошкольного возраста, а также своеобразие динамики развития мальчиков и девочек;

  • стимулировать к «игротворчеству»;

  • обладать коммуникативными умениями, предполагающими владение культурой межличностного общения и включающие: умение «слушать и слышать» ребенка, умение войти в ситуацию общения и установить контакт, способность понимать ребенка.

  • уметь строить деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;

  • обладать педагогической наблюдательностью; способностью анализировать состояния ребенка.

  • уметь эффективно регулировать поведение детей;

  • обладать рефлексивными умениями (самоанализ собственной деятельности на каждом из ее этапов, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью, осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка).