Особенности проявления мотивов учения у младших школьников

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Особенности проявления мотивов учения у младших школьников

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, поэтому актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. При этом важной задачей современной системы образования признается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимся социального опыта, а это практически невозможно без формирования мотивационного компонента.

Проблема формирования мотивов учения занимает важное место, поскольку она направлена на реализацию процессов познания, обучения, воспитания, основанных на взаимном доверии в системе: «учитель-ученик», кроме того формирование общественно-значимых мотивов, разумных потребностей является одной из важнейших задач становления личности.

Динамичность мотивационного компонента таит в себе большие возможности, однако, в настоящее время она в практике школьного обучения наименее управляемая. Формирование мотивации подчас идёт стихийно. Недостаточное внимание современной школы до настоящего времени к воспитанию мотивации объясняется и недостаточной разработанностью этой проблемы.

Психологическое изучение мотивации и её формирование – две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы как целостной личности школьника. Изучение мотивации – это выявление её реального уровня и её возможных перспектив, зоны её ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты её изучения становятся основой её формирования и вместе с тем в процессе её формирования вскрываются новые её резервы.

С этой целью в МОУ СОШ № 3 в 2013-2014 учебном году педагогом-психологом Филимоновой А.В. было проведено исследование особенностей проявления мотивации младших школьников 1-х, 2-х, 4-х классов. Исследование показало, что 37% детей 1-х классов на 1 место ставят мотивы – благополучия (Хочу, чтобы меня похвалили) и процессуальные (мне нравится, когда учитель рассказывает о животных), в которых отражается положительное отношение к учению.

Исследование показало также, что у учеников 1 класса особенно приоритетными являются учебные действия, выполняемые по их собственному желанию, можно предположить, что это связано с низкой произвольностью с одной стороны и наоборот - высокой готовностью к учебной деятельности - с другой. Этот показатель можно считать ведущим в реализации мотивации учения.

У 12,5% детей 2-х классов, наряду с указанными мотивами учеников 1 классов (процессуальные мотивы и мотивы благополучия), наблюдается тенденция появления содержательной мотивации (им нравится узнавать новое, хочется всё знать). Это может свидетельствовать о перестройке мотивации на другой качественный уровень.

А в 4-м классе наблюдается стойкая тенденция проявления содержательно-процессуальных мотивов, а также исследовательских (способы добывания знаний). У 25% детей появляется желание самостоятельно выполнять сложные задания.

По итогам проведенного исследования можно сделать вывод, что мотивация учения школьников 1, 2, 4 классов достигает высокого уровня. По нашим данным высокий уровень проявляется у детей 1 кл (37%). Это можно объяснить тем, что дети были хорошо подготовлены, ориентированы на учебную деятельность (как к общественно-заданной, общественно- значимой, общественно - оценочной деятельности). В первом классе у детей проявляется высокий интерес к любому виду совместной деятельности с взрослым, у них сохраняется мотивация высокого уровня довольно продолжительное время (1год).

Однако во 2-м классе положение меняется в связи с усложнением учебной деятельности и как результат, переживание неудач. Это усугубляется появлением контрольно-оценочной функцией со стороны учителей. Мотивация стала проявляться на среднем уровне и заняла устойчивое положение (речь идет об успешных детях).

Исследование также показало, что к 4-му классу стали проявляться способности к некоторым видам деятельности (например, к математике) по этому, появление детей с высоким уровнем мотивации связано с их успехами в учении. Стабильно же начинает проявляться средний уровень мотивации (75 %), который является тоже достаточно хорошим.

Главную роль здесь играет целенаправленный процесс к изменению условий обучения как целостной системы.

Психологическое сопровождение реализации стандартов нового поколения предполагает разработку проблемы вооружения учителя рекомендациями по развитию мотивационной сферы учеников. К ним можно отнести следующее:

* учителю, для того чтобы сохранить высокую мотивацию учения, необходимо создавать условия для самостоятельного добывания знаний учениками, при сохранении интереса к систематическому усвоению знаний;


* только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной (оценочной) и умственной (рациональной) переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей деятельности. Поэтому учителю очень важно знать потребности его учеников, форму этих потребностей в настоящее время, будущие потребности, которые могут возникнуть у детей;


* особую роль в развитии мотивации школьников играют методы проблемно-развивающего обучения;


* также значительную роль в становлении мотивации учения на уроке играют различные формы коллективной деятельности школьников.

В заключение можно отметить, что формирование уже в начальных классах мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей (например, престижных или выполнения требований родителей и т.д.), является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника может оказаться просто невозможной. Надеяться на то, что такие мотивы возникнут сами по себе, не приходится.


Содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных интересов (например, с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания.


Завершая разговор, хочется подчеркнуть, что работа с детьми младшего школьного возраста все таки должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.