Проект занятия по психологии на тему Самооценка( 5 класс )

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тальменская средняя общеобразовательная школа №2»









Проект занятия по психологии в 5 классе по теме «Самооценка»


Технология: коррекционно-развивающее обучение


Номинация: современные образовательные технологии






















Составитель: педагог-психолог

Чурилова Ирина Леонидовна








Тальменка, 2015


Ф.И.О. педагога-психолога Чурилова Ирина Леонидовна


Класс (группа) 5 класс


Тема занятия: Самооценка


Пояснительная записка

Данное занятие входит в цикл занятий курса «Тропинка к своему Я» для учащихся 5-х классов. Данный курс направлен на преодоление школьных трудностей, развитие навыков адекватного общения. Занятия призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой Программа курса модифицирована с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, нестандартности и индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Целью данного курса является создание условий для получения опыта эмоционально положительных отношений детей с окружающими и с самим собой. Ведь, как известно подростковый возраст является наиболее сензитивным для самопознания. Подростковый возраст - время выборов, которое во многом определяют последующую судьбу. Это время можно сравнить с остановкой Ивана-Царевича на развилке дорог около камня: «Налево пойдешь…направо пойдешь…» В одну сторону-путь к реальной взрослости, сопровождающейся принятием на себя ответственности за свою жизнь, пониманием смысла собственного бытия, ощущением жизненного счастья. В другую сторону-путь к взрослости иллюзорной, инфантильной или в некоторых случаях асоциальной, к взрослости с эмоциональными и физическими проблемами

Для достижения цели я использовала соответствующие приемы, средства, методы, формы организации занятия. Сочетание теоретических знаний и практических упражнений позволяет ребенку лучше узнать себя и других, раскрыть себя. Занятие проходит в атмосфере открытости, доброжелательности, чему способствует организация самой работы и такой момент, как добровольное участие в обсуждении.

Занятие построено таким образом, что аналитическая работа сменяется практическими формами работы. А письменная работа – обсуждением. Каждое из предложенных упражнений является необходимым элементом для формирования образа «Я». В ходе занятия использовалась диагностическая процедура, что позволяет психологу и ребенку узнать о самооценке и использовать эти данные для дальнейшей работы. Включение теста – игры вызывает не только интерес учащихся «здесь и сейчас», но формирует мотивацию к дальнейшему самопознанию.

По окончанию занятия организуется рефлексия, результаты которой, наряду с общим эмоциональным настроем подростков на занятии, свидетельствуют о том, насколько выбранные формы, средства, приемы, методы позволяют достичь поставленной цели.


Цель занятия: формирование у учащихся умение оценивать себя


Задачи занятия:

- формировать познавательные УУД ( дать определение понятия «самооценка»)

- формировать личностные УУД (расширить представления об индивидуальности людей)

- формировать личностные УУД (развивать навыки понимания причин успеха)


Условия проведения: помещение (кабинет)


Материально- техническое обеспечение: тетради, ручки, цветные карандаши, листы бумаги формата А4, белые бумажные салфетки



1. Вводная часть

Цель: организовать детей на работу

Задачи:

- создать положительный настрой на работу

- определить тему занятия

Методы и формы:

- беседа

Деятельность педагога-психолога

Деятельность учащихся

Продолжительность

Примечания

Психолог приветствует детей


Определяется тема занятия

Учащиеся приветствуют психолога и друг друга

Учащиеся записывают в тетрадях тему

1 мин


1 мин


2. Основная часть


Цель: расширить представления об индивидуальности человека


Задачи:

- активизировать имеющиеся знания

- формировать навыки самопознания

- развивать нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания


Методы и формы:

- беседа

- тест-игра

- упражнения с элементами тренинга


Деятельность педагога-психолога

Деятельность учащихся

Продолжительность

Примечания

Психолог предлагает детям обсудить понятие «самооценка»

Психолог вводит определение понятия


Психолог записывает на доске виды самооценки:

  • Низкая

  • Средняя

  • Высокая


«Ребята, как вы думаете, как ведет себя человек с высокой самооценкой? Как он чувствует себя среди других людей?







А с низкой самооценкой?








А со средней?»



«Молодцы, ребята! Действительно, человек с высокой самооценкой в случае неудачи причины чаще всего ищет в других, человек с низкой самооценкой – винит себя во всем, человек со средней самооценкой реально оценивает обстоятельства и причины успеха или неудачи».



«А хотели бы вы узнать, какая у вас самооценка?»









Психолог предлагает

провести тест-игру «Узнай свою самооценку»

(Приложение 1)


Психолог предлагает следующие вопросы для обсуждения:

1) какая самооценка, на ваш взгляд, лучшая? Почему?

2 ) что нужно делать, если у тебя высокая самооценка? средняя самооценка? низкая самооценка?






Психолог предлагает детям выполнить упражнение «Моя Вселенная». Ученикам предлагается на листах начертить солнышко (круг и от него лучи). В центре круга нужно написать «Я», а на лучах написать окончание предложений. (Приложение 2)


«Каждый из вас индивидуален и неповторим. Есть похожие люди, но двух одинаковых людей не найдешь во всей вселенной. Каждый из вас уникален. Я предлагаю вам следующее упражнение» Детям предлагается выполнить упражнение «Снежинка»


Психолог обращает внимание детей на тот результат, что несмотря на то, что все делали по одной инструкции, из одинаковых салфеток снежинки у всех получились разнообразные по форме.




Учащиеся высказываются.


Учащиеся записывают определение понятия в тетрадях







Учащиеся участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы.

« Уверенный всегда в себе». «Бывает заносчивым». «Может переоценить свои способности». «Бывает неприятно общаться с таким человеком»


«Неуверенный в себе, не верит в себя». «Боится высказать своё мнение». «Думает, что у него ничего не получится, что он неинтересен другим».


«Правильно оценивает себя». « Знает свои сильные стороны и свои недостатки».

















Учащиеся выражают согласие









Учащиеся выполняют тест





Учащиеся отвечают на вопросы, используя полученные на занятии знания. Совместно с психологом делают вывод.

Вывод: каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть. И принимать других.





Учащиеся выполняют упражнение. Ответы, по желанию, зачитываются вслух










Дети из бумажной салфетки, поочередно складывая её и отрывая кусочек, делают снежинку.













6 мин

















































3 мин













5 мин










15 мин















5 мин




















































Если учащиеся отвечают, что знают свою самооценку, то им предлагается проверить свои знания
























Предусмотрены разные варианты вопросов
























Проводится аналогия с индивидуальностью человека



3. Заключительная часть


Цель: получить обратную связь


Задачи:

- организовать рефлексию

- формирование своего мнения


Методы и формы:

-упражнения

-беседа

Деятельность педагога-психолога

Деятельность учащихся

Продолжительность

Примечания

Психолог говорит о том, что занятие подошло к концу, и предлагает детям оставить отпечаток своей руки на листах рефлексии.







Всем спасибо. До свиданья. До новых встреч!

Учащиеся обводят контур своей руки и пишут ответы на следующие вопросы:

- понравилось ли вам занятие?

- что нового вы узнали о себе?

- как могут вам пригодиться полученные знания?

Учащиеся прощаются

4 мин































Список литературы



  1. Безруких М.М. Все цвета, кроме черного. - М.: Вентана-Граф, 2015.

  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии.-СПб.:Речь,2000.

  3. Петрушин С. Некоторые секреты открытого общения. – М.: Чистые пруды, 2007.

  4. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: ВЛАДОС,1999.

  5. Степанов С.С. Нормальные проблемы нормального ребенка. - М.: Генезис, 2002.

  6. Фопель К. Энергия паузы. - М.: Генезис, 2005.

  7. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я».-М.:Генезис,2010.



Интернет-ресурсы



1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»  [link]
























Приложение 1


Тест-игра

Учащимся предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву «Я». Психолог объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка.





Приложение 2

  1. Мое любимое время года…

  2. Мой любимый цвет…

  3. Мое любимое животное…

  4. Моя любимая музыка ( группа)…

  5. Мой лучший друг…

  6. Мой любимый герой…

  7. Мое любимое занятие…

  8. На выбор учащихся

  9. На выбор учащихся

В случае возникновения трудностей у учащихся можно предложить:

- мое любимое блюдо…

- моя любимая игра…

- я умею…