Рабочая программа по курсу Психология общения

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Потребность в общении относится к числу основных потребностей человека. Общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности. Именно в общении, неразрывно связанном с деятельностью, индивид овладевает опытом, выработанным человечеством, в процессе общения индивид «присваивает» те духовные богатства, которые созданы другими людьми, и вместе с тем привносит в них то, что накопил в своем индивидуальном опыте. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои познавательные высшие способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Умению общаться необходимо учиться в течение всей жизни. С возрастом человек должен овладевать этим умением на все более высоком уровне. Особенно эта проблема актуальна в подростковом возрасте, т.к. центральным моментом в этом возрасте становится общение со сверстниками, взрослыми. На этом возрастном этапе общение приобретает особую смысловую ценность. Мотивация межличностных отношений определяет все многообразие отношений индивида с другими людьми и в значительной мере определяет психологическое благополучие индивида, являясь показателем личностного здоровья.

Программа «Психология общения» предназначена для развития коммуникативных способностей обучающихся 7 класса, имеющих задержку в психическом развитии.

.



Цель программы: развитие коммуникативных способностей, мотивов межличностных отношений.

Задачи программы:

- формирование умений и навыков в области коммуникативной компетентности;

- развитие представлений о ценности другого человека и себя самого;

- позитивное развитие мотивов межличностных отношений.



Структура программы

Представленная программа состоит из четырех разделов:

  1. "Приятно с вами познакомиться"

Задачи раздела:

  • Формировать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.

  • Развивать у детей навыки совместной деятельности, чувство общности,
    понимание индивидуальных особенностей других людей.

  1. "Язык жестов и мимики"

Задачи раздела:

  • Учить понимать состояние и настроение других людей, обращая внимание на невербальные средства общения.

  • Развивать умение использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

  1. "Давай поговорим"

Задачи раздела:

  • Познакомить детей с некоторыми психологическими правилами ведения разговора; приемами, способствующими достижению понимания между собеседниками.

  • Развивать умение слушать собеседника.

  • Формировать уверенное, убеждающее поведение.

  • Развивать выдержку, способность управлять своим поведением.

  • Обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях.

  1. "Мир чувств"

Задачи раздела:

  • Учить детей осознавать и контролировать свои эмоции.

  • Формировать у детей умение распознавать эмоциональную реакцию других людей.

  • Развивать умение сочувствовать, сопереживать людям.



Методы и формы работы:

  • лекции, беседы, обсуждения, дискуссии;

  • имитационные, ролевые, деловые игры;

  • метод «репетиции поведения»;

  • элементы психогимнастики;

  • «мозговой штурм»;

  • психологическое тестирование;

  • техники и приемы саморегуляции;

  • метод направленного воображения.

Занятия проводятся в групповой форме 1 раз в неделю, длительностью по 30 минут. Курс рассчитан на 34 занятия в год.



















"Приятно с вами познакомиться"


1

личностные:

- сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;





"Язык жестов и мимики"


8

личностные:

- сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;

метапредметные:

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.







Общее представление о языке телодвижений.

1

Работа в тетрадях.



Зоны и территории.

1

Практическое занятие.



Ладони и передаваемая с их помощью информация.

1

Практическое занятие.



Жесты рук и кистей рук.

1

Практическое занятие.



Защитный барьер, сформированный с помощью рук и ног.

1

Практическое занятие.



Значение жестов, связанных с прикосновением рук к различным частям тела.

1

Практическое занятие.



Сигналы глаз.

1

Практическое занятие.



Влияние на окружающих с помощью различных положений корпуса тела.

1

Практическое занятие.



"Давай поговорим"


11

личностные:

- сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;





Речевые средства общения

1

Работа в тетрадях



Умение слушать.

1

Работа в тетрадях. Практическое занятие.



Умение вести разговор.

1

Практическое занятие.



Умение говорить комплименты

1

Практическое занятие.



Поведение уверенное, неуверенное, агрессивное

1

Практическое занятие.



Конструктивное преодоление конфликтов

1

Практическое занятие.



Стили общения.

1

Практическое занятие.



Что мешает общению. Излишняя эмоциональность, зацикленность на себе.

1

Практическое занятие.



Что помогает общению. Некоторые правила общения с людьми.

1

Практическое занятие.



Развитие навыков невербального общения

1

Практическое занятие.



Что такое дружба.

1

Практическое занятие.



"Мир чувств"


9

личностные:

сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей (любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг и др.);





Эмоции и чувства

1

Работа в тетрадях.



Методы и приемы саморегуляции

1

Теоретическое занятие с элементами тренинга.



Чем мы обязаны другим. Чувство благодарности.

1

Теоретическое занятие с элементами тренинга.



Чувство эмпатии. Толерантность в отношениях с людьми.

1

Теоретическое занятие с элементами тренинга.



Радость и восторг.

1

Теоретическое занятие с элементами тренинга.



Злость и гнев.

1

Теоретическое занятие с элементами тренинга.



Обида и стыд.

1

Теоретическое занятие с элементами тренинга.



Страх.

1

Теоретическое занятие с элементами тренинга.



Удивление.

1

Теоретическое занятие с элементами тренинга.



Итоговое занятие.

1


Теоретическое занятие с элементами тренинга.



Обследование учащихся

2


Тестирование.