Научная статья Трудовое воспитание

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Зарегистрировано №________

«___»__________2016 г.

________ _______________

подпись (расшифровка подписи)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)



ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Факультет дошкольного, начального и специального образования


Кафедра психологии






Трудовое воспитание детей в семье как условие формирования конструктивных форм поведения


Курсовая работа

по дисциплине «Психология»

студента очной формы обучения

направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

по профилю «Биология и Химия»

2 курса группы 02041407

Ушакова Артёма Евгеньевича





Допущена к защите

«___»_________________2015 г.

________ ____________________

Подпись (расшифровка подписи)

Научный руководитель:

канд. психол.наук, доцент
Жеребненко Оксана Александровна

Оценка______________________

«___»____________2015 г.

________ ____________________

Подпись (расшифровка подписи)




БЕЛГОРОД 2016


ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3


ГЛАВА I Теоретические основы трудового воспитания и конструктивных форм поведения……………………………………………………………….6

    1. Трудовое воспитание как форма развития ребенка…………6

    2. Конструктивные формы поведения………………………….12

1.3 Методики и процедуры исследования, позволяю­щие диагностировать развитие ребенка.…………………………………………………14

ГЛАВА II Экспериментальное исследование особенностей детей младшего школьного возраста, с помощью проективных методик…………....17

2.1 Организация и методы исследования………………………...17

2.2 Анализ результатов исследования……………………………26


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………30


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...33











Введение


Актуальность исследования: труд, как одна из основных воспитательных форм является обязательным этапом в формировании личности подростка, а затем и общеразвитой личности. Особенно важна роль трудовой деятельности в семье. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки - умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.[8] По содержанию детский труд можно разделить на несколько видов:

Хозяйственно – бытовой труд: самообслуживание, уход за помещением и вещами, помощь взрослым в приготовлении пищи;

Труд «в природе»: выращивание комнатных растений, посевы и посадки, в цветнике.

Намечая известную последовательность действий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.

- ручной труд (с элементами конструирования): изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона, из природного материала, работа по дереву.

Ребенок растет, и по мере его роста труд может усложняться; может становиться более широким круг задач, которые решаются трудовым воспитанием.

Для детей до четырех лет характерен элементарный хозяйственно-бытовой труд - самообслуживание, связанное главным образом с удовлетворением своих личных потребностей.

В среднем и старшем дошкольном возрасте расширяются физические возможности детей, увеличивается сила и ловкость движений, возрастает осознание общественной значимости труда. Основное место отводится уже хозяйственно-бытовому труду всей семьи. [7]

Все это говорит о немалой важности и актуальности данной темы.

Проблема исследования: особенности правильного применения ребенком трудового воспитания.

Цель данной курсовой работы: изучить особенности трудового воспитания ребенка в семье.

Объект исследования: ребенок, как член семьи.

Предмет исследования: условия, необходимые для формирования конструктивных форм поведения ребенка.

Гипотеза: мы считаем, что для успешного формирования конструктивных форм поведения у ребенка необходимо обширное использование различных методов воспитания, в частности трудовое. Очень важно показать ребенку значение труда в жизни общества и в личной жизни человека, особенно на личном примере родителей и близких.[2]

Задачи исследования:


  • Рассмотреть психологические особенности трудового воспитания детей;

  • Подобрать диагностические методы для изучения трудового воспитания детей;

  • Составить рекомендации для развития трудового воспитания детей.

Методы исследования: теоретические методы (анализ, сравнение,

обобщение литературы по проблеме); эмпирические (психодиагностические методики); методы количественной обработки данных, интерпретационные методы (качественный анализ - описание результатов исследования).

Конкретными методиками исследования явились:

  • Методика для изучения борьбы мотивов

  • Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

  • Опросник социализации для школьников «Моя семья»


Организационная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Белгорода, в нем приняли участие учащиеся 2 «В» класса, классный руководитель Тимофеева Валентина Петровна, а также родители. Общее число испытуемых составило 20 человек.


Структура: данная работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы.


















ГЛАВА I Теоретические основы трудового воспитания и конструктивных форм поведения.

    1. Трудовое воспитание как форма развития ребенка


Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому. Данное определение наиболее ясно отображает нам назначение данной деятельности в жизни человека. [1]

Говоря несколько слов о роли труда в антропогенезе, нужно сказать, что развитие общества в значительной мере зависит от совершенствования орудий труда и производственных отношений. Эти характеристики труда существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу рассмотреть труд в качестве своеобразного «творца» человеческой истории, создать «трудовую гипотезу» происхождения человека и общества (антропосоциогенез).

Кроме людей, есть и другие животные, которые могут использовать природные предметы в собственных действиях, но они никогда не изготавливают орудия труда с помощью орудий труда. Проблема возникновения человека мыслящего, творящего, способного к трудовой деятельности, совместно с себе подобными, была рассмотрена Энгельсом в работах «Диалектика природы» и «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать природные объекты (камни, палки) в своей предметной деятельности; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; искать защиту от холода при изменении климата. Эти природные предпосылки стимулировали развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки. Освобождённая от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда. Рука как биологический орган утратила свою естественную специализацию, что создало условия для совершенствования её неспециализированных навыков для расширения круга предметов, посредством которых можно воздействовать на природу.[16]

Даже самые примитивные орудия труда закрепляли и передавали другим индивидам инстинктивно незакреплённые «схемы деятельности». В орудиях труда, их форме и функциях закреплены идеальные, исторически выработанные, обобщённые способы трудовой деятельности. Орудия труда заставляют человека действовать по логике всеобщей схемы труда. В процессе обучения овладение орудиями труда становится важнейшим средством социализации индивидов, приобщения их к нормам культуры. Орудия труда были первыми предметными, материальными «абстракциями», что оказало влияние на процессы становления и развития собственно мышления.

Поскольку труд — деятельность общественная, коллективная, возникает потребность в средствах её организации. Таким организующим и контролирующим средством стала членораздельная речь, язык. В процессе коллективной деятельности у людей возникает и «потребность что-то сказать друг другу», и предмет «разговора», то есть появилось, что сказать другим. Потребность создала свой орган. Гортань обезьяны изменила свою структуру, это и стало биологической предпосылкой возникновения речи.

Прежде всего, с трудом мы связываем поведение взрослых людей, которые ведут активную работу в той или иной сфере. Но никак нельзя забывать и о том, что формирование правильного отношения к труду у ребенка позволит ему в дальнейшем стать полноценно развитой личностью, полностью интегрированной в общество, и являющуюся полностью дееспособной. Немалая роль здесь отводится воспитанию трудовых качеств в условиях семьи.[4]

Своевременное привлечение детей к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития.

Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.

Труд требует от школьника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память.

Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.[13]

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я.А.Коменский, Дж.Локк, И.Г.Пестолоц-ци, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р.С.Буре, Г.Н.Година, В.И.Логинова, В.Г.Нечаева, Д.В.Сергеева, А.Д.Шатова и др.).

Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.[9]


Трудовое воспитание – процесс многосторонний. На воспитание трудолюбия у детей действуют многие факторы: пример взрослых, учебная деятельность, занятия в кружках, беседы, чтение книг, газет, просмотр кинофильмов, экскурсии, встречи с интересными людьми, утренники, игры.

Но главное – это сам труд, непосредственное участие в нем детей. Без собственного практического опыта, личных физических усилий ребенка трудовое воспитание немыслимо и неосуществимо. Только в процессе труда, при активном участии ребенка в практических делах воспитывается трудолюбие, чувство долга, дисциплинированность, закаляется характер, формируются трудовые умения и навыки.[10]

А.С.Макаренко, говоря о значении воспитания детей в труде, показал: дети – будущие граждане общества, и ценность их в этом обществе будет определяться тем, насколько они готовы к нему. Нашему обществу нужна творческая личность. Поэтому дети должны относиться к труду не как к принудительному бремени, а как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознается как общественно полезная. Эти указания А.С. Макаренко актуальны и в наши дни.

В школе в каждом классе каждый ребенок должен иметь поручения или каждодневные обязанности. И эти обязанности со временем должны меняться, только тогда у ребенка будет интерес к выполнению своих обязанностей. Но не только хорошо выполнять поручения, но и самому придумывать интересные занятия, игры, конкурсы и т.д.

Велика роль семьи в трудовом воспитании детей. В семье у детей закладываются основы трудолюбия, вырабатываются трудовые умения и навыки. Как же следует организовать труд ребенка в семье? Существуют определенные правила, при соблюдении которых труд воспитывает.

1. Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и, чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Дошкольник приобщается к труду в основном через самообслуживание и бытовой труд, а младший школьник выполняет также учебный и общественно полезный труд. Чем раньше родители будут привлекать школьника к бытовому труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. нарушение этого правила ведет к ошибкам и созданию определенных трудностей в воспитании.

2. Каждый человек получает от рождения определенную наклонность к деятельности вообще. Эта наклонность может не развиться, если ребенок с детства не привык заниматься нужным и полезным делом. С возрастом не только расширяется круг трудовых обязанностей, но и усложняется, возрастает ответственность перед взрослыми за своевременность и качество выполняемых трудовых уроков. Во время выполнения обязанностей по бытовому труду не надо бояться труда, требующего умственного или физического волевого напряжения. Легко полученная победа не вызывает чувства радости и не оказывает положительного воспитательного воздействия.

3. Радость победы и удовлетворение от работы не приходят сами собой. Начало трудового урока всегда является трудным, так как ребенок испытывает робость, нерешительность, боязнь (а вдруг не получится?) Чтоб побороть нерешительность ребенка в труде, родители начинают обучение труду с показа, как выполняется та или иная трудовая операция. Когда же умения сформированы, и ребенок может выполнить порученную работу, самостоятельно, взрослым остается, лишь неназойливый контроль за качеством выполняемой работы и одобрение старательности и прилежания в работе.

4. Надо так организовать жизнь ребенка в семье, чтобы он смотрел на свои трудовые поручения как на необходимость, как на долг перед семьей. Такая позиция родителей, при которой они не могут обойтись без труда детей, укрепляет веру ребенка в свои силы, учит его работать добросовестно. Выполняя поручения в повседневном быту, ребенок учится практически заботиться о людях, учится действенной любви и дружбе.

5. Труд должен сменяться отдыхом, так как любой труд вызывает утомление. ученые физиологи и гигиенисты обосновали положение о том, что смена видов деятельности, чередование разных видов труда – необходимое условие снятие утомления.

Такое чередование в режиме дня младшего школьника особенно необходимо, потому что утомления у него наступает значительно раньше, чем у взрослого. Накопившиеся в школе утомление легко снимается, если ученик после школы выполнит какие – то обязанности по дому, особенно полезно, если эти дела связаны с пребыванием ребенка на воздухе.

6. Макаренко сформулировал положение о том, что воспитание детей должно быть в коллективе, для коллектива и через коллектив. Это положение справедливо во всех видах труда. В семье также имеются условия для коллективного труда ребенка: совместное приготовление стола, уборка квартиры, работа на огороде и т.д. Коллективный труд создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок почувствовал себя членом семьи, осознал свою неразрывную связь с ней. Коллективный труд дает возможность ребенку пережить удовлетворение от взаимопомощи и товарищества в работе.

Очень часто родители считают, что детям младшего школьного возраста нельзя поручать трудовые задания, так как они еще малы и ничего не умеют. Это неправильно.[20]

Типичные ошибки родителей заключаются в недопонимании воспитательного значения труда для детей, оберегании их от труда и выполнении за них бытового, учебного труда, неверное стимулирование детского труда (плата за труд, за учебу, обещание дорогих подарков). Иногда показывают трудом, не умеют правильно организовать труд ребенка в семье (ограничиваются и довольствуются разовыми поручениями, не дают постоянных и на длительное время).

Неоценимое значение в трудовом воспитании детей имеет пример взрослых, достойный подражания. Пример действует гораздо сильнее внушения, нотации, убеждения. Но, к сожалению, не всегда взрослые подают достойный пример. В семьях можно нередко наблюдать такую картину, когда папа сидит в кресле перед телевизором или с газетой, а мама, придя с работы, готовит на кухне ужин. Да есть еще и другие домашние дела, но ей никто не помогает. Любая ее просьба к мужу воспринимается как посягательство на мужское достоинство. Дети также не приучены помогать взрослым. А нужен совместный труд. В воспитании трудолюбия немаловажное значение имеет и тон, которым предъявляются требования по выполнению детьми трудовых поручений. Наиболее эффективной манерой обращений следует считать просьбу, обращение к детям в виде совета, рекомендации.

Ребенок читает книжку, он занят учебным трудом. Матери понадобилась помощь сына, и она распоряжается: “Срочно пойди в магазин и купи нужные для дома продукты”. Такая форма трудового задания вызывает раздражение и протест ребенка. Результат был бы иным, если бы мать обратилась к сыну с просьбой выполнить ее поручение да еще извинилась бы за то, что с этой просьбой она обращается к нему тогда, когда он делает уроки. Просьба – показатель уважения к личности ребенка, и она выполняется более охотно.


    1. Конструктивные формы поведения


Чтобы продуктивнее понять смысл определения конструктивного поведения – для начала мы предлагаем подробнее узнать с точки зрения психологии о поведении в целом.

Человек является сложноорганизованным социальным существом. Его поведение зависит как от биологических факторов (физиологические потребности, инстинкты), так и от множества небиологических — культура общества (традиции, культурные ценности), законы государства, личные моральные убеждения, мировоззрение и религиозные взгляды. Однако степень влияния этих факторов различна для отдельных индивидов и отдельных популяций. Поведение человека изучают этология и психология.[6]

Такие понятия как конструктивное и деструктивное поведение стали известны человечеству со времени развития психологии и выведения ее в раздел науки. Конструктивное поведение направленно на решение конфликтных ситуаций путем сохранения мира и дружелюбной обстановки, а деструктивное — основная причина возникновения жизненных проблем, недопонимания, отсутствия любви и счастья.

Мы выбрали наиболее обширное определение конструктивного поведения, которое наиболее точно дает представление об подобной форме человеческой деятельности:

ПОВЕДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОЕ

(в конфликте) – поведение личности в конфликте, направленное не только на разрешение противоречия, но также на сохранение положительного потенциала отношений с оппонентом, минимизацию негативных последствий конфликта. П. к. (в к.) зависит от уровня конфликтной компетентности личности и ее оппонента, силы мотива борьбы, степени противодействия. Развитие П. к. (в к.) протекает по трем блокам психологических характеристик: мотивационно-ценностных ориентаций, эмоционально-волевой саморегуляции и коммуникативной компетентности (Г. Н. Малюченко, 1996). Стихийное развитие П. к. (в к.) характеризуется односторонним развитием одного из трех указанных блоков. Чем больше разрыв между уровнями развития этих блоков в структуре личности, тем ниже вероятность П. к. (в к.)

Данное определение послужило поводом для начала исследования такой актуальной и немаловажной темы. С помощью определенных проективных методик исследования мы продиагностируем группу учащихся, находящихся в стадии младшего школьного возраста и выявим определенные особенности их развития на данном этапе.[3]


    1. Методики и процедуры исследования, позволяю­щие диагностировать развитие ребенка.


На сегодняшний момент наука может успешно развиваться только в том случае, если она исполь­зует для накопления фактов научнообоснованные методы. Психология как наука реализует в исследованиях принципы научного познания, такие как отражение объективной истины и проверка изучаемых закономерностей на практике. Вместе с тем особенности методов обусловливаются особеннос­тями объекта научного познания. Никак нельзя не отметить роль проективных метод в формировании целостного образа личности, с которой в последствие работает психолог. Проективные методики становятся самыми популярными в клинико-психологических исследованиях личности. Разрабатываются новые методики, число их быстро растет. В различных обзорах, целью которых было установление того, насколько часто используются эти методики, неизменно отмечается их лидирующее положение.[18]

Проективные методики объявляются теми, в которых едва ли не полностью игнорируются принципы измерения, а полученные с их помощью данные подвергаются субъективной, зависимой от личных предпочтений исследователя, интерпретации.

Многие из проективных методик предусматривают не только качественную, но и количественную оценку полученных результатов.

Резюмируя, отметим, что для оценки многих проективных методик, не являющихся тестами в строгом смысле этого слова, мало подходят обычные психометрические критерии. А. Анастази верно предлагает ставить вопрос о ценности проективных методик, рассматривая их как качественные клинические процедуры, а не как психометрические инструменты. Впрочем, сказанное не должно исключать психометрическую разработку проективных методик, «наведение мостов» между ними и теми, которые иногда определяются как «объективные».

Важнейшая отличительная особенность проективных методик заключается в том, что в них используют неопределенные или т.н. слабоструктурированные стимулы, создающие наиболее оптимальные условия для проявления внутреннего мира человека. Исследования, обращенные к анализу роли стимула в проективной технике, показывают, что ошибочно полагать каждую реакцию обследуемого личностно обусловленной, поскольку объективные параметры стимулов принимают непосредственное участие в формировании ответов.[13]

Вот лишь некоторые проективные методики, которые способны помочь исследователям составить определенное представление о тех аспектах личности, которые поднимаются на обозрение:

  • Исследование произвольной активности в игре

  • Изучение волевых проявлений

  • Изучение особенностей проявления воли дошкольниками

  • Изучение соподчинения мотивов

  • Методика для изучения борьбы мотивов

  • Изучение достижения цели в условиях помех

  • Изучение мотивов поведения в ситуации выбора

  • Изучение действенности общественного и личного мотивов

  • Изучение мотивов деятельности

  • Изучение зависимости качества изображения от мотивов деятельности

  • Изучение влияния мотивации на взаимоотношения детей

  • в совместной деятельности

  • Изучение мотивов взаимодействия со взрослыми

  • Методика А. В. Запорожца

  • Изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения

  • Изучение умения дошкольников сдерживать свои непосредственные

  • побуждения под влиянием ограничительных мотивов

  • Изучение произвольного поведения

  • Изучение волевых действий у детей раннего возраста

  • Изучение целенаправленности деятельности

  • Изучение волевых проявлений у детей раннего возраста

  • Изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха

  • Методика «Выкладывание узора по образцу»

  • Методика Б. Ф. Эльконина

  • Изучение познавательной потребности

  • Изучение направленности на приобретение знаний

  • Методика «Направленность на отметку»

  • Изучение отношения к учению и к учебным предметам

  • Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств

  • Признаки волевых качеств школьников

  • Оценка силы волевых качеств

  • Выявление упорства школьников в умственной деятельности

  • 'Методика выявления уровня смелости Г. А. Калашникова

  • Методика оценки уровня притязаний Ф. Хоппе

  • Исследование уровня притязаний детей школьного возраста

  • Выявление осознанности различных компонентов мотива

  • Тест животных Заззо

  • Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций [13]


Все эти методики направлены на выявление различных характеристик личности: эмоциональные, межличностные, мотивационные, интеллектуальные, культурные, умственные, внутрисемейные.

Подведя итог теоретического анализа методов исследования личности школьника, мы можем сделать вывод о том, что в настоящее время проективные методики являются важной категорией исследования личности, благодаря ним, мы можем получать наиболее полную и достоверную информацию о личности. В школьном возрасте они помогают выявлять личностные особенности детей, чтобы преподавателям было проще создавать наиболее благоприятный климат в классе.[14]

В процессе эмпирической части нашего исследования мы выберем лишь несколько проективных методик, которые помогут составить объективную картину, отражающую действительную значимость трудового воспитания в семье.





ГЛАВА II Экспериментальное исследование особенностей детей младшего школьного возраста, с помощью проективных методик.


2.1 Организация и методы исследования



Методика для изучения борьбы мотивов


Ребенку предлагают альбом, на четных страницах которого наклеены ин­тересные цветные картинки (иллюстрации к сказкам, изображения живот­ных), а на нечетных — малоинтересные изображения геометрических фи­гур. Ребенок получает инструкцию, в которой говорится о том, что в альбоме можно рассматривать только те картинки, на которые укажет вос­питатель. Альбом открывается по сигналу. Дошкольнику предлагают рас­сматривать геометрические фигуры, отвечать на вопросы, связанные с содержанием изображенного на этой странице, и запрещают смотреть на стра­ницу с изображением сказочных героев. Воспитатель наблюдает, совершает ли ребенок усилия, чтобы не отвлекаться от цели, бросает ли взгляды, хотя бы мельком, на запрещенные страницы.

Методика Ш. Н. Чхартишвили позволяет оценить степень волевой ак­тивности детей при выполнении задания. Автор считает, что запреты, выс­тупающие в немотивированном виде, вызывают противоположные действия в поведении ребенка.

Ребенку предлагается альбом из 12 листов. На левой стороне каждого ли­ста в центре и внизу расположены два кружка диаметром 2 см. На правой сто­роне — цветные картинки во всю величину страницы (пейзажи и портреты).

Инструкция. Вот альбом, в нем есть картинки и кружки. Нужно внимательно смотреть поочередно на каждый кружок, сначала на верхний, затем на нижний, и так на каждой странице. На картинки смотреть нельзя.

Задание дается индивидуально.

Фиксируются: зрительные реакции на каждую страницу (не взглянул, взглянул, посмот­рел при переворачивании), т. е. выполнил требование, не выполнил или выполнил частично; характер поведения (напряженно, старательно, не прибегая к вспомогательным средствам; старательно с применением вспомогательных средств, заслоняя лицо рукой, отворачиваясь от картинки; нестарательно).

Оценивается по 3 уровням: 1 — высший; 2 — средний; 3 — низший.

Борьба мотивов вызывается путем отвлечения внимания от выполняе­мой не очень интересной для испытуемых деятельности и привлечения его к более интересной для них. Детям шестилетнего возраста дается задание по рисованию. Когда все приступили к выполнению, экспериментатор на­чинает рассматривать игры и игрушки в кукольном уголке, громко рассуж­дая при этом: «Какая красивая кукла! Ее можно уложить спать. Вот и кро­ватка есть. Вот эту куклу мы посадим обедать. Вот и посуда есть, и столик. Какая интересная игра! Это что-то для мальчиков, здесь должны машины ездить, здесь светофор стоит»



Следующей использованной методикой исследования была: Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

Личностный опросник, предназначенный для диагностики, выделенной Хекхаузеном, мотивационной направленности личности на достижение успеха.

Стимульный материал представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.

Инструкция:

«Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или «нет».

Стимульный материал:

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

11. Усердие - это не основная моя черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

16. Препятствия делают мои решения более твердыми.

17. У меня легко вызвать честолюбие.

18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.

31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.

33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.

34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.

35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.

38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

39. Я завидую людям, которые не загружены работой.

40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.

41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

Ключ:

По 1 баллу начисляется за ответы «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41.

Также начисляется по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы: 6, 19, 18, 20, 24, 31, 36, 38,39.

Ответы на вопросы 1,11, 12,19, 28, 33, 34, 35,40 не учитываются.

Далее подсчитывается сумма набранных баллов.

Анализ результата.

От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации;

свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.


И, наконец, последней использованной методикой исследования был выбран и проведен: Опросник социализации для школьников «Моя семья».

Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить и в условиях целенаправленного формирования личности (в условиях воспитания), и в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, однако воспитание - ведущее и определяющее начало социализации.

Процесс социализации может быть понят, как приобщение человека к культуре как таковой и, одновременно, как приобщение к традициям конкретной национальной культуры, выступающей далее для него в качестве автохронной, родной.[12]

Процесс социализации, как адаптация человека к культурной среде осуществляется практически всю его жизнь, однако наиболее активный ее период приходится на временной отрезок со второго по шестой годы жизни ребенка. Если этот период упущен, то нормальная социализация становится практически невозможной (феномен Маугли).

В детстве социализация происходит за счет психологических механизмов подражания, принятия роли другого, имитации и идентификации себя с другими. В процессе социализации очень важной является проблема агента социализации, т.е. чья поведенческая норма выступает в качестве образца для ребенка. При этом важно отметить, что социализация выступает одновременно и как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), а также как стихийно-спонтанное воздействие (путем трансформации индивидуального сознания в соответствующем социокультурном контексте). В концепции Фрейда таким образцом, образцом на который ориентируется ребенок, является семья (прежде всего родители). В свою очередь, Т.Тернером было показано, что референтным агентом социализации может выступать группа, не носящая семейного характера. При  всех  различиях, однако, агент  социализации фиксируется, как «другой/другие»    и, как    «значащий другой/другие»: типовым образцом отношений в рамках процесса социализации являются вертикальные отношения по принципу «учитель-ученик». Индивид вбирает в себя общие  ценности в процессе общения со «значащими другими».

Социализация является стадиальным процессом. Мид выделяет три этапа ее осуществления:

  • психогенетический, основанный на усвоении шаблонов удовлетворения потребностей и осуществляемый путем проб и ошибок;

  • образно-символический, основанный на образной системе, безусловно-рефлекторно связанной с символами;

  • интеллектуально-концептуальный, в рамках которого культурная символика становится центральным механизмом управления поведением.

Социальные функции социализации обусловлены тем, что она выступает важнейшим механизмом:

  • воспроизводства субъекта социально-исторического процесса;

  • обеспечения преемственности в развитии культуры и цивилизации;

  • поддержания  бесконфликтного   существования  общества  как  интегрированной системы посредством адаптации индивида к социальной среде и имплицирования в содержание его сознания общезначимых норм легитимного поведения.

Учитывая то, что воспитание – это ведущее и определяющее начало социализации, а основным агентом социализации является семья, для оценки уровня социализации школьников был выбран опросник социализации для школьников «Моя семья». Данная методика позволяет изучить степень выраженности социализации в семейном воспитании, оценить общий уровень взаимоотношений в семье (благополучный (высокий),   менее   благополучный,   удовлетворительный,   неблагополучный),   а   также провести более подробный анализ по 8 выделенным факторам:

  • Строгость (гибкость) воспитательных установок (вопросы 1, 9, 17);

  • Воспитание самостоятельности, инициативы (вопросы 2, 10, 18);

  • Доминирование в семье матери, отца или равное участие обоих родителей в воспитании (вопросы 3, 11, 9);

  • Отношение к школе, учителям (вопросы 4, 12, 20);

  • Жесткость (гибкость) методов воспитания (вопросы 5, 13, 21);

  • Взаимоотношения в семье: недружеские или теплые (вопросы 6. 14. 22);

  • Взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел (вопросы 7, 15, 23);

  • Общность интересов (вопросы 8, 16, 24).




Опросник социализации для школьников «Моя семья»

Инструкция: Вопросы переписывать не надо, а ставить только номер вопроса и номер ответа. Для вопросов 3, 11, 19 следует выбирать ответы указанием матери или отца.

Варианты ответов:

5 - конечно нет; 4 - скорее нет, чем да; 3 - не знаю; 2 - скорее да, чем нет; 1 - конечно да.

  1. Сердятся ли родители, если вы спорите с ними?

  2. Часто ли  родители  помогают вам  в  выполнении домашних заданий?

  3. С кем вы чаще советуетесь - с матерью или отцом, когда нужно принять какое либо решение?

  4. Часто ли родители соглашаются с вами в том, что учитель был несправедлив к вам?

  5. Часто ли родители Вас наказывают?

  6. Правда ли, что родители не всегда понимают вас, ваше состояние?

  7. Верно ли, что вы участвуете вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов?

  8. Действительно ли, что у вас в семье нет общих занятий и увлечений?

  9. Часто ли в ответ на ваш просьбу разрешить что-либо родители отвечают, что это нельзя?

  10. Бывает ли так, что родители настаивают на том, чтобы вы не дружили с кем-нибудь из ваших товарищей?

  11. Кто является главой в вашей семье - мать или отец?

  12. Смеются ли родители на кем-нибудь из ваших учителей?

  13. Часто ли  родители разговаривают с  вами  раздражительным тоном?

  14. Кажется ли  вам,  что у вас  в семье холодные недружеские отношения между родителями?

  15. Верно ли, что в вашей семье мало помогают друг другу в хозяйственных делах?

  16. Правда ли, что родители не обсуждают с вами прочитанных книг, просмотренных телепередач, фильмов?

  17. Считают ли вас родители капризным ребенком?

  18. Часто ли родители настаивают на том, чтобы вы поступали согласно их желаниям, говоря, что они разбираются лучше вас?

  19. С кем из родителей вы больше общаетесь?

  20. Часто ли родители не одобряют  и не поддерживают мероприятия, которые организует школа?

  21. Наказывали ли вас более сурово, чем других детей?

  22. Часто ли вы с родителями говорите «по душам», советуетесь поличным проблемам?

  23. Верно ли, что у вас нет ежедневных домашних обязанностей?

  24. Правда ли, что родители не ходят с вами в театры, музеи, на выставки и концерты?

Обработка и интерпретация результатов

Изучается степень выраженности в семейном воспитании.

Ключ

Выделяются 8 факторов:

  1. Строгость (гибкость) воспитательных установок (вопросы 1, 9, 17).

  2. Воспитание самостоятельности, инициативы (2, 10, 18).

  3. Доминантность матери, отца или равное участие обоих родителей в воспитании (3, 11, 19).

  4. Отношение к школе, учителям (4, 12, 20).

  5. Жесткость (гибкость) методов воспитания (5, 13, 21).

  6. Взаимоотношения в семье: недружеские или теплые (6, 14, 22).

  7. Взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел (7, 15, 23).

  8. Общность интересов (8, 16, 24).

Ответы «5», «конечно нет», - указывают на максимально положительное

проявление фактора. Максимальная сумма баллов по одному фактору - 15.

Ответы «1», «конечно да», - указывают на педагогически отрицательное

проявление фактора.

Минимальная сумма баллов по фактору - 3.

Максимальная сумма баллов по всем факторам - 120, минимальная - 24.

Уровни взаимоотношений в семье

  • Благополучный (высокий) - 105-84

  • Менее благополучный - 83-63

  • Удовлетворительный - 62-41

  • Неблагополучный - меньше 40.



2.2 Анализ результатов исследования


Далее будут представлены, соответственно, результаты по каждой проведенной методике исследования и сделан краткий вывод.


1. Результаты эксперимента показали, что только 32% детей смогли завер­шить выполнение задания по рисованию, 51% сразу же прекратили выпол­нение задания и приступили к играм, 17% формально как бы завершили работу (отдавали взрослому неаккуратный, эскизно выполненный рисунок и говорили, что они уже все закончили) и также приступали к играм. Также эксперимент показал, что младшие школьники без колебаний отходят от основной цели и рассматривают привлекательные, но запрещенные картинки.


По результатам проведенного исследования мы сделали вывод, что не все дети изначально мотивированы на успешное завершение, и в следствие могут испытывать некоторые трудности при выполнении элементарных трудовых задач, которыми их могут наделить родители.


2. Исследования показали, что дети, умеренно или сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

К тому же детям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.


Вывод – ориентация на успех, есть важная составляющая при выполнении трудовых поручений. Не ориентированный на цель ребёнок вполне может придать меньше значение поставленной родителями задаче, нежели ребёнок, мотивированный на успешное выполнение.


3. Данная методика обладает следующими преимуществами: небольшие временные затраты на проведение и обработку результатов; легкость проведения, вследствие чего использовать методику может не только, психолог, но и классный руководитель, учитель-предметник.

Для  получения  более полной  и достоверной  информации  рекомендуется  проводить дополнительное анкетирование родителей.

 Результаты исследования с исследованием теста – опросника «Моя семья» представлены на рис. 1- 2.





[pic]

Рис.1.  Уровни взаимоотношений в семье (2-ой класс)

[pic]

Рис. 2. Результаты тестирования по отдельным шкалам (факторам) теста.


Вывод – данное исследование дает полное отражение уровня взаимоотношений в семье, что является несомненным фактором, по которому можно судить о правильности построения трудовых отношений в семье.









Заключение

Итак, осуществленное в рамках данной работы изучение подтвердило актуальность проблемы трудового воспитания в семье.

Трудовое воспитание в семье проникает во все явления общественной жизни и должно осуществляться всеми педагогическими и психологическими средствами в процессе любой педагогически целесообразной деятельности с ребенком.

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь ребенку увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить его к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии.

В современной семье должно осуществляться решение задач по формированию у ребенка нравственных черт характера в процессе трудового воспитания.

Материалы курсовой работы дали нам возможность сделать вывод о том, что трудовое воспитание в семье – это целостная система. Участие ребенка в общественно полезном и производительном труде рассматривается в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием.

Изученный материал позволил сделать вывод, что труд ребенка в семье должен быть правильно, педагогически целесообразно организован.

Ребенок познает в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свой кругозор, становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Необходимо стараться воспитать в ребенке нравственное отношение к труду, вызвать у него интерес к работе, добиться осознания им полезности своего труда для общества, помочь увидеть перспективы его развития.

В процессе труда ребенок будет контактировать с коллективом взрослых, знакомиться с передовиками производства, с жизнью своего предприятия. Такая организация трудового воспитания способствует пробуждению любви к труду, возникновению потребности трудиться на общую пользу, выработка навыков коллективной деятельности, зарождению творческого отношения к работе.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что нравственное отношение к труду выражается в заботе об интересах всего общества. Познание радости труда для людей, радости труда в коллективе превращает труд в потребность, служит источником моральных чувств ребенка.

Единство цели, совместная работа, общие переживания, помощь товарищам - будут воспитывать в ребенке такие нравственные черты, как верная дружба, понимание интересов коллектива, бескорыстность.

Труд всегда был источником красоты, а трудовое воспитание в семье позволит ребенку непосредственно воспринять красоту труда, почувствовать его преобразующую силу, его привлекательность. Задача трудового воспитания в семье – сделать труд ребенка нравственно значимым.[19]

Очень важна подготовка ребенка к труду в коллективе, объединяющего интересы, где развиваются нравственные черты: дружба, взаимопомощь, коллективное творчество в труде, устанавливать взаимозависимость и согласованность в труде, атмосфера высокой моральной и материальной ответственности, критики и самокритики.

Анализ изученных материалов позволяет прийти к выводу, что самообслуживанием ребенок может оказывать действенную помощь родителям, приняв на себя часть домашних забот. Это воспитывает у ребенка инициативу, самостоятельность в работе, сознательную дисциплину, деловитость, чувство ответственности за порученное дело, хозяйственность, привычку проявлять заботу о других. Все эти взгляды складываются на пороге юности, играющие важную роль в будущей трудовой деятельности.[6]

Труд является практическим условием воспитания нравственных качеств, надежным рукотворным средством создания тончащей материи – духовного облика ребенка.

В процессе формирования готовности к труду, в духовном мире ребенка происходит формирование социально-экономического, нравственного, эстетического мотивов труда.[14]






















Список используемой литературы

  1. Арнаутова Е. Родителям – о воспитании трудолюбия у дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1993. - №12

  2. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М., 1983

  3. Буре Р. Организация труда детей и методика руководства // Дошкольное воспитание. – 2013. - №4

  4. Витковский А. Воспитание у дошкольников трудолюбия // Первое сентября. – 2010. - № 2

  5. Воспитание дошкольника в труде // Под ред. Нечаевой В.Г. – М; 1983

  6. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. Под ред. С.Ф. Егорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 432 с.

  7. История педагогики / Под ред. М.Ф.Шабаевой. - М., 1981.

  8. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н.Б.Мчедлидзе и др. - М.: Просвещение, 1988. - 447 с.

  9. Камалина Н. Воспитывать трудолюбие // Дошкольное воспитание. – 1984. - №3

  10. Крохина С.А. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе// Дошкольное воспитание. – 2010. - №3

  11. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1989. - №9.

  12. Литвинович О.В. Совместная трудовая деятельность в детском саду // Дошкольная педагогика.- 2010.-№4.- С.28-31.

  13. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Пед соч., Т.1». – М., 1978

  14. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой.-М.: Воспитание дошкольника, 2008.

  15. Нравственно – трудовое воспитание детей // Под ред. Буре Р.С. – 1987

  16. Нравственно – трудовое воспитание детей // Под ред. Буре Р.С. – 1987

  17. О трудовом воспитании. Хрестоматия. – М., 1983

  18. Программа «Детство»./ Под ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А. – Санкт - Петербург; 1996

  19. Павлова М.В. Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности //Дошкольная педагогика.- 2011.-№1.- С.37-39.

  20. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. – М; 1985