Программа по Акмеологии и психологии для 5-7-х классов

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



































коммунальное государственное учреждение «многопрофильная гимназия № 41 имени А.Пушкина»

отдела образования акимата города Тараз







программа

прикладного курса

«ОСНОВЫ АКМЕОЛОГИИ,

ЛИЧНОГО И СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА»




автор:

педагог-психолог, учитель самопознания

второй категории

Карикова алена владимировна













город Тараз








































Введение


«…Каким должно быть наше казахстанское общество в условиях глобальной нестабильности, в условиях нового века, чтобы устоять перед глобальными ветрами?» - ставит перед нами вопрос президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев (Послание – 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда). Новая социальная политика Республики Казахстан направлена в первую очередь на создание Общества Всеобщего Труда, дающая конкретные ответы на этот вопрос.

Не остается в стороне от модернизации и сфера образования. В своем послании Нурсултан Назарбаев также подчеркнул: «Сегодня важно культивировать в обществе, начиная с самых ранних этапов воспитательного процесса в общеобразовательных школах, положение о том, что государство – не бесконечный донор, а партнер, создающий условия для роста благосостояния граждан.»

В условиях быстро меняющегося мира востребованность акмеологического знания обусловлена прежде всего его конструктивностью и практической направлен­ностью. Задача формирования психологической культуры современного гражданина становится приоритетной. А психологическая культура – это в первую очередь способность и готовность решать проблемы взаимодействия с социальным окружением и с самим собой так, чтобы не тормозить процесс личностного развития и развития общества в целом.



Пояснительная записка


В разработке нового стандарта школьного образования одним из ключевых моментов выступает идея воспитания человека, развития личности ученика. Проблема результативности обучения, качества образования - одна из приоритетных в системе образования. Одним из важных направлений решения этой проблемы является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Поэтому особую актуальность приобретает разработка акмеологического подхода к воспитанию, в котором сконцентрированы ведущие идеи педагогики и психологии: актуализация саморазвития и самосовершенствования личности, позиции ребенка как субъекта воспитательного процесса, развитие творческой индивидуальности, понимание воспитания как нравственного становления человека, как процесса освоения ценностей, как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности.

Акмеология в образовании - это наука о закономерностях целостного и устойчивого развития человека.  Акмеологические технологии  направлены на целостное и устойчивое развитие обучающихся, на достижение успеха каждым учеником, на формирование устойчивой внутренней мотивации.

Психологическое образование школьников имеет ярко выраженные акмеологические аспекты, связанные с саморазвитием и самосовершенствованием творческой индивидуальности школьника.

Целями программы является:

- целостное развитие учащегося как условие его духовности и совершенства;

- помочь учащимся в актуализации процесса самоопределения и развитии способности к самостоятельному ответственному выбору в ситуации профессионального самоопределения.

- создание единого здоровье сберегающего пространства, обеспечивающего развитие с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей;

Задачи:

- оказание помощи в открытии внутреннего мира учащегося, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;

- развитие самосознания, чувства собственного достоинства, адекватной самооценки;

- способствование личностному росту, особенно нравственному самосовершенствованию, создание условий для раскрытия творческого потенциала;

- формирование нравственных отношений, приобщая к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям;

- способствование положительному самовосприятию учащихся, осознанию своей индивидуальности и уникальности, развитию уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

-формирование ответственной гражданской позиции и патриотизма учащихся.

Человек в акмеологии рассматривается как субъект жизнедеятельности, способный к саморазвитию и творчеству, самоорганизации своей жизни и профессиональной деятельности. В основе саморазвития и самоорганизации лежит потребность человека в новых достижениях, стремление к успеху, совершенству, активная















































































жизненная позиция, позитивное мышление, вера в свои возможности, понимание смысла жизни.

В основе концепции данной программы является формирование у учащихся способности к саморазвитию, непрерывному самосовершенствованию, самоактуализации. Она ориентирована на формирование акмеологической жизненной позиции растущего человека в современном социуме.

Акмеологическая позиция ученика состоит в самоопределении личности в каждой конкретной образовательной ситуации, направленной на достижение в учебной, личностной и социальной сферах, что в дальнейшем будет определять активность и стремление личности к достижениям в будущей профессиональной деятельности.

Выделяются следующие структурные компоненты акмеологической позиции:

  1. стремление к субъектности;

  2. стремление к здоровому образу жизни;

  3. стремление к самопознанию;

  4. принятие гуманистических ценностей;

  5. способность к анализу и рефлексии;

  6. стремление к самоактуализации;

  7. стремление к творчеству;

  8. стремление к достижениям в учебной и других видах деятельности.

Сущность акмеологии школьного образования заключается в изучении закономерностей достижения вершин в целостном развитии растущего человека, на каждом возрастном этапе и ступени школьного образования. Данный подход в образовательном процессе направлен на самосовершенствование учащегося в образовательной среде, на его саморазвитие, на движение растущего и взрослого человека от одной вершины к другой, на достижение "акме" в разных видах деятельности, в его творчестве и здоровье, в развитии всех его жизненных сил.

С позиций акмеологической концепции образования, разработанной В.Н. Максимовой, достоверный критерий качества образования представляет собой зрелость на каждом его рубежном этапе.

Зрелость рассматривается как характеристика рубежных этапов взросления растущего человека в процессе обучения и воспитания.

Зрелость – это акме, вершина, интегральное качество и уровень развития растущего человека. Возрастные этапы развития, так или иначе, совпадают с периодами обучения. И каждый такой этап – период заканчивается достижением своей вершины, определенного вида зрелости как готовности к развитию – образованию на последующем этапе – периоде: дошкольник достигает школьной зрелости как готовности к образованию в школе; «выпускник» начальной школы – учебной зрелости как готовности к образованию в основной школе; выпускник основной школы – личностной зрелости как готовности к осмысленному и ответственному выбору дальнейшего образовательного маршрута и образованию в средней школе; выпускник средней школы – социальной зрелости как готовности к жизненному (личностному и профессиональному) самоопределению. Каждый вид зрелости отражает новый виток в духовном освоении мира, в мировоззрении, ценностно-смысловых вариантах и способах жизнедеятельности растущего человека, в его целостном развитии, во взаимодействии индивидных, личностных и субъектно-деятельностных факторов взросления и созревания.

Акмеология школьного образования обращает внимание на то, что растущий ученик – это человек, находящийся в динамике своего возрастного роста и развития, значит, зрелость представляет собой акмеологический критерий качества образования и развития человека. И возрастные стадии развития, так или иначе, будут совпадать со ступенями обучения. И каждая такая стадия – ступень характеризуется достижением своей вершины, определённого вида зрелости:

школьной зрелости как готовности к образованию;

учебной зрелости как готовности к образованию в основной школе;

личностной зрелости как готовности к осмысленному выбору дальнейшего образования;

социальной зрелости как готовности к жизненному (личностному и профессиональному) самоопределению.

К моменту окончания начальной школы у младшего школьника должна быть сформирована учебная зрелость – готовность к обучению в основной школе, в новых условиях систематизированного учебного труда и новых социальных отношениях.

Психологические новообразования в младшем подростковом возрасте (10–13 лет) связаны с изменением потребностей и мотивов поведения. Это потребность в успешной адаптации в средней школе, потребность соответствовать собственным требованиям и самооценке,








































потребность найти и защитить свое место в окружающей социальной среде. Для их реализации нужен новый вид деятельности – общение. К центральному психологическому новообразованию этого возраста относится активное формирование самосознания личности, становление которого возможно только посредством и благодаря общению.

Именно в этом периоде подростку нужна помощь в самовоспитании и развитии самосознания, в утверждении себя в различных видах деятельности как полноценной личности, в развитии самостоятельности. Также важно обеспечить подростку поле успеха в школе.

Целями преподавания курса «Основы акмеологии, личного и социального успеха» являются:

- развитие учащегося к полноценному взаимодействию с окружающим миром;

- повышение личностных, социальных и коммуникативных навыков.

Сама цель помогает реализовать такие задачи, которые способствуют в становлении личности учащегося. А именно: раскрытие своего внутреннего мира; развитие чувства собственного достоинства, уверенности в себе, адекватной самооценки; помощь в преодоление жизненных трудностей; формирование навыков саморегуляции; развитие эмоционально-волевой сферы; формирование профессионального самоопределения.

Таким образом, данная программа содержит теоретический и - практический материал направленный на формирование навыков познания себя и человеческих отношений.

Курс «Основы акмеологии, личного и социального успеха» создан как самостоятельный предмет, рассчитанный на 34 часа в год, согласно учебному плану, с 5 по 7 класс. Курс разбит на разделы по классам, соответственно, программа строится с учетом возрастных интересов подростков и охватывает основные этапы развития школьника. Она включает в себя четыре взаимосвязанных раздела.

5 класс включает в себя такие разделы, которые помогают в адаптации учащихся к новым условиям обучения: «В первый раз в пятый класс», «Я и ты: основы взаимоотношений», «Владей собой», «Мой внутренний мир».

6 класс включает: «Формирование Я-концепции», «Я среди других людей», «Я учусь владеть собой», «Мои ценности в жизни».

7 класс делится на следующие разделы: «Межличностные отношения, или Как мы общаемся друг с другом», «Личностный рост и

нравственное самосовершенствование», «Учимся владеть собой (формирование навыков саморегуляции)», «Я и мои цели: проектирование профессионального пути».

Результатом изучения курса по акмеологии предполагается: сформированность объективной оценки собственных личностных особенностей и возможностей, их развитие, а также сформированность высокого уровня учебной, личностной и социальной зрелости, более социально адаптированной, более защищенной.

Введение в учебный процесс программы данного акмеологического курса позволяет решать специфические проблемы подростков, т.е. контроль своей раздражительности, решение конфликтных ситуаций, неуверенность в поведении, отношения со взрослыми, готовности к самоопределению.

Урок акмеологии подчиняется, с одной стороны, общим дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных акцентах и способах проведения:

1. Учащиеся на уроке познают не только психологию человека вообще, но имеют возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность и условия развития личности.

2. Еженедельные уроки акмеологии позволяют учащимся сориентироваться в особенностях “психологического” взаимодействия, его целях и результатах.

3. Большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь, по сути, лишь алгоритмом, который каждый учащийся наполняет волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяют открыто работать с теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.

4. Занятия содержат игровые элементы.

5. Ведется индивидуальная работа в тетради, которые после уроков сдаются и хранятся у педагога-психолога, что снижает вероятность нарушения конфиденциальности записей в тетради. Это обеспечивает детям определенную степень психологической безопасности.

6. Работы в тетради проверяются и оцениваются: записывается мнение, реплика, размышление психолога как индивидуальная обратная связь.

7. Работа на занятиях проходит за партами, но при изучении отдельных тем, где требуется проведение тренинга, работа проводится в








































круге.

8. В структуре урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми подросткового возраста:

- Приветствия (придумывается группой на первом занятии в каждом учебном году). Целью проведения приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.

- Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.

- Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое главное в их использовании – это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения.

- Подведение итогов занятия – предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Этот этап проходит в форме открытого обсуждения или в форме письменной работы в тетради.

- Завершение занятия (см. приветствия).


Формы организации учебной деятельности


Исходя из приоритетов, суть организации занятий с ребятами заключена в организации совместной деятельности учителя и учеников с позиций сотрудничества и кооперации с активным использованием таких методов обучения, как:

  • игровое моделирование;

  • тренинг;

  • анализ конкретных ситуаций и решение психологических задач;

  • групповые дискуссии;

  • психодиагностические процедуры;

  • мини-лекции;

  • психотехнические игры и упражнения;

  • психологические опыты;

  • экскурсии;

  • деловые игры;

  • самонаблюдение;

  • учебное исследование.


Методы и приемы:

Словесные:лекции, беседы, диалоги,

Письменные работы:

Игра. Одно из эффективных средств включения подростка в систему социальных отношений, а также повышение интереса к предмету. Игра позволяет в адаптированной форме воспринимать теоретический материал, изучаемый в разделах курса. Используются активизирующие и ролевые игры.

Диагностика - целый блок адаптированных, тщательно отобранных по темам методик, которые используются для формирования образа "Я".

Тренинги цели и задачи, которые определены темами спецкурса.






































































































5-й класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Пятый класс в жизни любого школьника очень важный. Это период адаптации в среднем звене – в новой, по сути, школе. Масса новых предметов, дополнительные нагрузки, незнакомые учителя, другие, непривычные условия обучения… Ко всему этому нужно привыкнуть! И всё это требует от детей повышенного внимания и самостоятельности. Психологическая поддержка в этот период пятикласснику просто необходима, она является своеобразным мостиком из детских отношений в подростковые. Поэтому уроки акмеологии направлены на создание комфортных условий для активизации личности в новой, более «взрослой» жизни и закрепление принятых в старшем звене норм поведения.

Программа составлена с учётом психовозрастных потребностей детей. В 10-11 лет они ещё очень открыты. С удовольствием рассказывают о себе и без обид делятся впечатлениями друг о друге. Им пока нравится быть в центре внимания, демонстрировать себя. Они по-прежнему живут в игре, способны быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, гибко реагировать на смену поведения и принимать любые роли – положительные и отрицательные, – с ними легко проигрывать различные психологические сценки. На уроках создаются ситуации, в которых проигрываются социально одобряемые и не одобряемые нормы поведения. Наблюдая, дети делают выводы о себе и окружающих, учатся на примерах. При этом даются элементарные понятия о ролевом поведении, чувствах, эмоциях, характере. Большое внимание уделяется взаимоотношениям между мальчиками и девочками, так как это возраст конфликтов полов: растущие мальчики презирают всё «девчоночье», а девочки обособляются, не удостаивают мальчиков даже своим вниманием.

В этот период часто повышается уровень тревожности – из страха возможной неуспешности у нового учителя, из желания всё успеть и проявить себя в разной деятельности, и, как следствие, временно снижается успеваемость. Роль психолога в такой ситуации – помочь побороть страхи, укрепить веру в себя, научить организовывать своё время. Кроме групповой предполагается и индивидуальная работа по преодолению трудностей адаптации.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА


Цель – помочь пятиклассникам благополучно освоится в среднем звене школы

через:

  • отслеживание, анализ и коррекцию трудностей адаптации;

  • формирование и закрепление приемлемых норм поведения;

  • установление комфортных взаимоотношений со сверстниками, формирование дружного коллектива.


Задачи:


  • Формировать уверенность в себе и ответственное поведение путём социализации в новых условиях.

  • Развивать положительную мотивацию к процессу преодоления трудностей.

  • Помочь закрепить общеучебные навыки, выработать новый режим.

  • Способствовать установлению бесконфликтных отношений со сверстниками.


Формы и методы обучения


  • Самоанализ личностных качеств (по результатам тестирования).

  • Коммуникативные и поведенческие тренинги.

  • Ролевые игры.

  • Музыкотерапия, рисуночная терапия.


ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


  • Дружный коллектив, высокий уровень удовлетворённости взаимоотношениями (результат исследований).

  • Высокая учебная мотивация и реализация способностей.

  • Благоприятный эмоциональный фон, адекватное поведение (анализ исследований).





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН








































Название раздела

Название темы

Кол-во часов

1.


Вводное занятие. Знакомство с наукой «Акмеология».

Занятие «Давайте знакомиться»

1

2.

В первый раз в пятый класс

Тренинг "В первый раз в пятый класс"

1

3

Тренинговое занятие "Школьный путь"

1

4.

Мой внутренний мир

1

5

Адаптационное занятие для пятиклассников "Один за всех и все за одного"

1

6.

Занятие с элементами тренинга «Как создать доброжелательную атмосферу в классе»

1

7.

Позиция "ученик",

1

8.

Тренинг «Мы и наши близкие»

1

9.

Я и ты: основы взаимоотношений

Вводное занятие. Понятия «общение», «конфликт», «коллектив», «доверие», «дружба». Диагностика выявления сплоченности коллектива и его лидера.

1

10.

Занятие "Планета моего класса". Диагностика «Мой класс»

1

11.

Занятие «Взаимное доверие»

1

12.

Психокоррекционное занятие «Умение ладить с людьми»

1

13.

Тренинг «Пути решения конфликта»

1

14.

Тренинг «Взаимоотношения с друзьями»

1

15.

Беседа с элементами тренинга: "Как правильно дружить"

1

16.

Сплочение коллектива и повышение самооценки детей

1

17.

Коммуникативный тренинг «Общение»

1

18

Тренинг «Все вместе». Урок релаксации.

1











































19









«Владей собой»

Вводное занятие. Понятия «тревожность», «агрессивность», «эмоции», «стресс», «уверенность». Диагностика «Самооценка психических состояний».

1

20

Тренинг: "Учимся говорить "нет!"

1

21

Тренинг «Борьба с расстройствами и эмоциями». Тест «Умеете ли вы контролировать себя».

1

22

Игры «Я-образ» (снятие тревожности, повышение самооценки, уверенного поведения)

1

23

Коррекционное занятие «Моя самооценка». Рекомендации учащимся с заниженной самооценкой. Тест «Проверим свою самооценку».

1

24

Психокоррекционное занятие «Что значит быть агрессивным»

1

25

Занятие. Что такое «стресс». Тест «Подвержены ли вы стрессу?»

1

26

Тренинг «Уверенное и неуверенное поведение». Тест «Насколько ты уверен в себе»

1

27








Мой внутренний мир

Коррекционно-развивающее занятие "Базовые ценности»

1

28

Тренинг «Толерантность». Понятие «толерантность». Анкетирование «Анкета толерантности»

1

29

Беседа «Любовь к Родине»

1

30

Занятие «Мой внутренний мир»

1

31

Тренинговое занятие «Все мы разные и между нами много общего». Анкетирование.

1

32

Занятие “Путь к себе”. Исследование этнической толерантности (анкетирование).

1

33

Я, ТЫ, ОН, ОНА – вместе дружная семья, или Нужно ли быть толерантным.

1

34

Итоговое повторение.

1

Всего:

34















































































п/п

Название раздела

Название темы

Кол-во часов

1.


Вводное занятие. Знакомство с наукой «Акмеология».

1

2.





Формирование Я-концепции

Занятие «Кто я, какой я?»

1

3

Занятие «Я сегодня, я завтра»

1

4.

Тренинговое занятие «Я расту, я меняюсь»

1

5

Тренинг «Планета моей индивидуальности»

1

6.

Тренинг «Я - личность»

1

7.

Урок с элементами тренинга «Моя индивидуальность»

1

8.

Занятие «Все грани моего Я»

1

9.

Занятие с элементами арт-терапии «Я другой(ая)…»

1

10.









Я среди других людей

Вводное занятие. Понятия «общение», «конфликт», «коллектив», «доверие», «дружба».

1

11.

Тренинговое занятие «Мой круг общение». Понятие «общение». Тест "Оценка уровня общительности"

1

12.

Тренинг на сплочение коллектива и повышение самооценки детей. Диагностика выявления сплоченности коллектива и его лидера.

1

13.

Занятие с элементами тренинга групповой сплоченности «Как решать конфликты?». Рекомендации «Конфликт легче предотвратить, чем разрешить!» Тест «Насколько вы конфликтны?»

1

14.

Психокоррекционное занятие «Доверие к окружающим».

1

15.

Беседа с элементами тренинга по теме: "Как правильно дружить". Кодекс дружбы.

1

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

6 –е классы

Пояснительная записка

Основная потребность учащихся 12-13 лет – общение и построение партнёрских взаимоотношений. В этом возрасте складываются и укрепляются дружеские связи по интересам, осознаётся ценность дружбы. Дети уже не просто «играют», они разделяют общие взгляды и увлечения. Поэтому занятия построены по принципу тренинга: они связаны общей темой и предполагают постепенное накопление навыков взаимодействия. Важнейшая цель занятий заключается в том, чтобы научить детей владеть ситуацией общения, моделировать её в свою пользу, не нарушая норм этики общения. А это непросто, так как возраст очень конфликтный, критичный. Важно научить детей ставить себя на место партнёра в общении, понимать и чувствовать другого человека, проявлять терпимость.

Полоролевые различия в этом возрасте особенно заметны, ярко проявляется антагонизм в отношениях: девочки начинают активно «созидать» себя, им важно, чтобы оценивали их женственность, и они стремятся во всём отделяться от мальчиков, которые, наоборот, копируют крайние проявления «мужественности» – грубят и никому не подчиняются, демонстрируя самостоятельность. Поэтому для осознания своих потребностей и коррекции взаимоотношений важно проводить на эту тему раздельные занятия по типу «девичников»-«мальчишников».


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА


Цель – создание условий для реализации психологических потребностей младших подростков в общении и самовыражении через систему тренинговых занятий.


Задачи:


  • Формировать позитивную «Я-концепцию» подростков с учётом полоролевой направленности.

  • Закреплять этические общественные нормы общения.

  • Учить выстраивать бесконфликтные взаимодействия путём накопления знаний и навыков и приёмов толерантного мышления.

  • Способствовать установлению в классных коллективах комфортного фона отношений между мальчиками и девочками.









































16.


Занятие «Давайте жить дружно».

1

17.


Тренинг «Взаимоотношения с друзьями»

1

18










Я учусь владеть

собой

Тренинговое занятие «Учимся сотрудничать».

1

19

Вводное занятие. Понятия «тревожность», «агрессивность», «эмоции», «стресс», «уверенность». Диагностика «Самооценка психических состояний».

1

20

Занятие "Я учусь владеть собой". Тревожность. Стресс. Навыки саморегуляции.

1

21

Коррекционное занятие «Что значит быть агрессивным». Тест «Умеете ли Вы контролировать себя». Релаксация.

1

22

Тренинг «Дом моей души»

1

23

Урок с элементами тренинга «Моя уверенность в себе». Тест «Насколько ты уверен в себе».

1

24

Коррекционное занятие «Самооценка». Тест «Проверим свою самооценку». Рекомендации по повышению самооценки.

1

25

Тренинг «Письмо о себе»

1

26








Мои ценности в жизни

Занятие «Что такое «стресс». «Я умею с ним бороться». Тест на школьный стресс.

1

27

Урок релаксации по формированиию эмоциональной стабильности.

1

28

Вводное занятие. Знакомство с понятиями “толерантность”, “толерантная личность”, «ценность здоровья»,

1

29

Занятие с элементами тренинга «Чувство собственного достоинства»

1

30

Тренинг «Я – толерантная личность». Анкетирование «Анкета толерантности»

1


31


Тренинговое занятие «Путь к себе» (формирование нравственного сознания школьника).

1

32

Беседа «Любовь к Родине».

1

33

Тренинговое занятие Я, ТЫ, ОН, ОНА – вместе дружная семья, или Нужно ли быть толерантным. Исследование этнической толерантности.

1

34

Итоговое повторение.

1

Всего:

34





































































7 –е классы


Пояснительная записка


Седьмой класс - это особый этап развития школьников, «середина пути» от младшего подростка

пятиклассника к почти взрослому девятикласснику, период активного осмысления границ своих возможностей, как физических, так и психических. Не случайно именно в этом возрасте подростки склонны к рискованному поведению.

Возраст 12 - 13 лет называют затянувшимся кризисом: в нем наслаиваются, психологические, социальные неравномерности развития.

Одна из главных особенностей семиклассников - противоречивость и нестабильность характера: подростки эгоистичны, считают себя центром Вселенной, полагают, что только они достойны интереса. Но при этом им свойственна преданность и самопожертвование; с одной стороны, они с удовольствием выступают, принимают участие в общественной жизни, с другой - стремятся к одиночеству.

Трудности, испытываемые подростком в учебе, могут быть различного характера, одни - связаны с необходимостью вспомнить ранее усвоенный материал; другие - запомнить новые данные; третьи - необходимостью спланировать предстоящую деятельность, выбрать наиболее рациональные пути и способы ее выполнения; четвертые - с отсутствием навыка самоконтроля и самооценки деятельности.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА


Цель: формирование представлений о познавательной деятельности человека. Овладение приемами и способами, развивающими познавательные психические процессы и совершенствования навыков самообразования, которая призвана решить проблемы активизации и коррекции познавательной деятельности подростков в ходе решения следующих задач:

  • формирование теоретических знаний в рамках предложенной программы;
























  • ознакомление с творческими и исследовательскими приемами;

  • побуждение к умственному самовоспитанию и самообразованию;

  • формирование навыков работы с литературой для самообразования; формирование мотивов самообразования;

  • ознакомление с методами и приемами коррекции познавательной сферы.

  • формирование навыков саморегуляции

  • формирование высокой мотивации на достижения успеха в избранном профиле обучения.


Опыт, который дети приобретут на занятиях, поможет им научиться справляться сострессом, прогнозировать результаты своего поведения, конструктивно взаимодействовать с окружающими,














































































п/п

Название раздела

Название темы

Кол-во

часов

1.


Вводное занятие. Знакомство с наукой «Акмеология».

1

2.








Межличностные отношения, или Как мы общаемся друг с другом

Занятие «Куда же нам плыть?»

1

3

Занятие с элементами тренинга «Эффективные приемы общения». Тест «Какой я в общении».

1

4.

Занятие «Природа лидерства. Типология лидеров». Тест-опросник «Способен ли ты быть лидером»

1

5

Урок-тренинг «Конфликты». Анкета «Самооценка конфликтности».

1

6.

Занятие «Дружба» с использованием притч.

1

7.

Деловая игра «Готовность к дружбе»

1

8.

Занятие «Умение принимать решение». «Учимся сотрудничать».

1

9.






Личностный рост и нравственное самосовершенствование.

Тренинг «Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение».

1

10.

Занятие «Я могу собой гордиться»

1

11.

Тренинг «Самовыражение. Толерантность к себе и другим».

1

12.

Тренинговое занятие «Мой внутренний мир».

1

13.

Тренинг личностного роста «Моя индивидуальность».

1

14.

Занятие «Моя линия жизни».

1


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН









































15.














Учимся владеть собой

(формирование навыков саморегуляции)

Вводное занятие. Понятия «тревожность», «агрессивность», «эмоции», «стресс», «уверенность». Диагностика «Самооценка психических состояний».

1

16.

Тренинг «Навыки самоконтроля и создание положительного эмоционального фона». Тест «Умеете ли вы контролировать себя»

1

17.

Занятие «Я умею бороться со стрессом». Тест «Подвержены ли вы стрессу?»

1

18

Занятие «Эмоции и чувства»

1

19

Занятие «Как справиться с плохим настроением»

1

20

Коррекционное занятие «Что значит быть агрессивным?»

1

21

Беседа «Как подготовиться к экзаменам не испытывая стресса»

1

22

Тренинг "Снятие эмоционального напряжения в моменты жизненных трудностей"

1

23

Тренинг «Формирование положительной мотивации»

1

24





Я и мои цели: проектирование профессионального пути

Вводное занятие: «Профессиональный успех» Анкета профильной ориентации.

1

25

Занятие «Как достичь цели». Анкета «Мои профессиональные желания»

1

26

Занятие «Жизнь по собственному выбору» Методика свободный выбор.

1

27

ЗАНЯТИЕ «Самоопределение» Тест “ Ты и твоя профессия”.

1







































































28


Мини-лекция «Что влияет на выбор профиля»

1

29

Лекционное занятие «Пять «САМО» в учении»

1

30

ЗАНЯТИЕ «Особенности профессий» Цифровой профориентационный тест

1

31

Мини-лекция «МОИ МЕЧТЫ, БУДУЩЕЕ, КАРЬЕРА, УСПЕХ»

1

32

Тренинг «Труд человека».

1

33

Тренинг «Развитие позитивного отношения к будущему»

1

34


Итоговое повторение

1

Всего:

34























Проведение занятий по курсу направлено на достижение следующих результатов:


  • положительного отношения школьников к учебной деятельности;

  • соответствие показателей психического развития учащихся

  • школьников возрастным нормам;

  • наличие у школьников чувства умелости (компетентности).


Ожидаемые результаты


  • создание условий для индивидуальной адаптации учащихся

  • низкая тревожность субъектов образовательного процесса;

  • развитость познавательных процессов и интересов личности;

  • высокая познавательная и социальная мотивация субъектов образовательного процесса;

  • мотивация на саморазвитие, самореализацию и самосовершенствование;

  • открытость всему новому;

  • толерантная образовательная среда;

  • приоритетность развития эмоционально-нравственной сферы;

  • комфортность и защищенность

  • высокая степень удовлетворенности субъектов образовательного процесса



Требования к уровню подготовки учащихся


Общие требования к учащихся:


  1. Осознание значимости психологического самопознания для личностного роста, саморазвития и профессионального самоопределения;















































































  1. Осознание своих интересов, склонностей, психофизиологических и интеллектуальных ресурсов личности и идентификация их с будущей профессиональной деятельностью;

  2. Способность к самостоятельному ответственному решению в ситуации выбора, а также к личностному и профессиональному самоопределению;

  3. Осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;

  4. Готовность к развитию и самосовершенствованию профессионально важных качеств личности: самостоятельности, деловитости, организованности, пунктуальности, инициативности, предприимчивости, стремления к разумному риску, рефлексивности;

  5. Владение развитой способностью к ориентации в сфере профессиональной деятельности;

  6. Способность к самооценке и коррекции профессиональных планов зависимости от меняющегося рынка труда.


Учащиеся должны понимать:


  1. значение профессионального самоопределения как сознательного и самостоятельного выбора профессии;

  2. смысл и значение труда в жизни человека и общества, результаты, и ценности профессионального труда;

  3. то, что успешность профессионального самоопределения достигается при сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями, возможностями и потребностями рынка труда.


Учащиеся должны знать:


  1. правила выбора профессии;

  2. факторы психического развития и условия, необходимые для личностного роста, саморазвития и самоопределения человека;

  3. условия выбора и приобретения конкурентоспособных специальностей и профессий в регионе, районе, городе;


















































































































  1. психологические основы личностного и профессионального самопознания и самоопределения.


Учащиеся должны уметь:


  1. использовать приемы самоанализа и саморазвития в учебной и трудовой деятельности;

  2. составлять личный профессиональный план и корректировать его;

  3. быть способным к саморегуляции, сотрудничеству и взаимодействию;

  4. устанавливать живой контакт в личных и деловых взаимоотношениях, стратегически мыслить, быть готовым к принятию решений;

  5. активизировать свое стремление к личностному росту;

  6. пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.






















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСА.


  1. Закон «Об образовании в РК»

  2. Назарбаев Н.А. «Казахстан-2030». Послание. Алматы. 1998.

  3. Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? -М..: Педагогика,1988.

  4. Сонин В.А. Час занимательной психологии..- Смоленск, 1991.

  5. Тимин А.П. Тесты по психологии.- Смоленск,1994.

  6. Кон И. С. Дружба.-М.: Педагогика,1998.

  7. Ватулин А.И. А.М. ЗИМИЧЕВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НОУ Санкт-Петербургская акмеологическая академия г. Санкт-Петербург, Россия

  8. Бодалев А.А. Акмеология и современные проблемы воспитания. // Акмеология. 2005. №1.

  9. Бодалев А.А. О смысле жизни человека, его акме и других образованиях и их взаимосвязи. // Акмеология, №1, 2

  10. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. // Акмеология. 2004. №3.

  11. Максимова В.Н. Акмеология школьного образования. СПб., 2000.

  12. Полетаева Н.М. «Акмеологическая позиция – ядро здоровой личности педагога и школьника».// Акмеология. 2004. №4. с. 29-35.

  13. Скуднова О.Ю. К духовному диалогу через образование. // Акмеология, №1, 2004.

  14. Акмеология профессионального образования: материалы 9-й Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 13 марта 2012 г. / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун.-т». Екатеринбург, 2012. 195 с.

  15. АКМЕОЛОГИЯ Учебник Под общей редакцией доктора психологических наук, профессора, академика РАО А.А.Деркача Издательство РАГС Москва — 2002

  16. Акмеология Учебник Под общей редакцией доктора психологических наук, профессора, академика РАО А.А.Деркача Москва Издательство РАГС 2004

  17. Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

  18. АКМЕОЛОГИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 3 (23) – 2007 Июль – Сентябрь МОСКВА

  19. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность.















































































  1. КРАТКИЙ  АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Автор - составитель  проф. В.Г.Зазыкин

  2. Игры - обучение, тренинг, досуг. На пути к совершенству. Искусство экспромта /под ред. Петрусинского В.В. – М.: Новая школа, 1995. – 96с.