Занятие по психологии Способности и выбор профессии

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Психологический тренинг «Способности и выбор профессии».


Цель: обеспечение готовности учащихся к профессиональному самоопределению, развитие живого интереса к многообразному миру профессий с использованием различных методов.


Задачи:

- знакомство учащихся с различными профессиями;

- усвоение учащимися глубоких и всесторонних знаний по проблеме выбора профессии;

- воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным.


Форма проведения: беседа, лекция, ролевая игра.


І. Вступительная часть.

Выбор профессии – один из серьезнейших выборов: его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Поэтому очень важно правильно изучить себя и свои возможности. Исследования показывают. Что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения.

Таким образом, принимая решение, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», а не руководствоваться принципом: «все пошли, и я пошел», «так получилось», «захотелось».

Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и далеко не всегда все получается так, как мы хотим.

Упражнение.

Познакомьтесь друг с другом и придумайте профессии или род деятельности на первые буквы имен членов команды.

Игровая разминка.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

Список профессий: плотник, пилот, жонглер, штукатур, доярка, швея, врач, художник и т. д.


Какие редкие профессии вы знаете? (суфлер, океанолог)

Одни профессии очень древние, другие же появились совсем недавно. Порой, даже не каждый взрослый человек может объяснить, что за род деятельности скрывается за тем или иным названием.


Например, клипмейкер, промоутер, мерчендайзер….


ІІ. Основная часть.

Выбор профессии осложняется тем, что у человека могут быть неверные представления о своих склонностях и способностях. Может также высказываться утверждение о том, что талантливые люди не сразу находили себя, несколько раз меняли профессии. К тому же профессиональное самоопределение есть одновременно и самоограничение, предполагающее отказ от многих других видов деятельности. И хотя это совершенно в порядке вещей, сделать ответственный и самоограничивающий выбор отнюдь не просто.

Подготовительный этап. Кратко знакомим учащихся с основными элементами ЛПП (личного профессионального плана). С “тремя китами” выбора профессии: “хочу, могу, надо”.

При выборе профессии следует учитывать:

  • желания, интересы, склонности личности, то есть то, что можно обозначить словом ХОЧУ;

  • возможности личности – знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья – МОГУ;

  • запросы рынка труда, потребность в кадрах – НАДО.


Здесь можно вспомнить слова И.А.Крылова «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»

(У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной).

Приложение:

Представьте себе, что вы уже определились в выборе профессии и получили образование. Сейчас я расскажу вам о некоторых правилах, которые можно использовать при устройстве на работу.

Как известно, первое впечатление во многом определяет ход дальнейших взаимоотношений. Это особенно важно, когда мы устраиваемся на работу. Работодатель, прежде всего, обращает внимание на анкету и автобиографию (резюме) потенциального сотрудника (соискателя). Если нанимающая вас организация, изучив анкету, проявит к вам интерес, последует приглашение на собеседование. Готовясь к нему, необходимо избрать стратегию поведения. В центре ваших вопросов и ответов на собеседовании на первом месте должна быть фирма или организация, в которую вы устраиваетесь, а не зарплата.

Во время собеседования:

  • постарайтесь произвести благоприятное первое впечатление;

  • сохраняйте выдержку, держитесь непринужденно;

  • говорите четко и ясно. Не стискивайте руки, не теребите украшения, волосы.

  • отвечайте на вопросы, не уклоняясь. Избегайте односложных ответов, но не будьте слишком многословны.


На собеседование будет оцениваться не только ваши знания по выполнению конкретной работы, но ваши личностные качества и особенности, на, сколько вы, как человек, обладающий определенным характером, стилем поведения и общения подходите для данной профессии, сможете ли влиться в ужу существующий коллектив. Конечно, качества которые вы должны демонстрировать на собеседовании зависят от профессии и должности, на которую вы претендуете. Водителю грузовика или смотрителю музея совсем не обязательно быть общительным. Но как обойтись без этого качества секретарю, рекламному агенту, педагогу и тд.

Мой выбор. Ищу работу».

Цель: повышение уровня ориентации старшеклассников в мире профессионального труда; развитие гибкости мышления, умения действовать в изменяющихся ситуациях, научиться правильно делать презентацию, тем самым научиться лучше решать собственные проблемы. Моделирование своего профессионального будущего, через приобретения навыка самопрезентации.

Организационный момент.

Отбор в игровые группы (жеребьёвка). Роли: “соискатели”, “работодатель”, “эксперты-наблюдатели”.

1 этап. Условия игры (инструкция).

Сейчас в нашей стране, чтобы получить хорошую должность (работу, службу) необходимо удачно пройти собеседование.

Представьте, что в компании (организации, фирме, предприятии) требуется _______________________. Вам во что бы то ни стало необходимо устроиться на работу, и именно в эту компанию (организацию, фирму, предприятие).

Компания (организация, фирма, предприятие) очень известная, с хорошей репутацией, с социальным пакетом, высокой зарплатой, возможностью карьерного роста, перспективой и пр. Вам необходимо заинтересовать своей персоной руководителя “Руководителю” же необходимо разработать необходимый перечень нужных вопросов для “соискателей”, а также придумать название компании (организации, фирме, предприятии).

Вы распределили роли: соискатель” может пользоваться необходимым стимульным материалом для того, чтобы удачно пройти интервью, то есть беседу с потенциальным работодателем, в ходе которой желательно произвести на него хорошее впечатление.

Работодатель” - руководитель должен задать определенные вопросы, выработать определенный типаж.

Эксперты” - наблюдатели должны держаться серьёзно. Находят ошибки ошибочные высказывания “соискателей” и “работодателей”. Кратко подводят итоги, заслуживает ли “самопрезентация” вашей благодарности. Необходимо рассказать или показать, как можно было бы действовать более правильно. Важно опираться на общую схему ЛПП.

Итак, вы должны смоделировать собеседование при приёме на работу. Старайтесь, чтобы в игре каждый сказал своё слово”.

2 этап. Самостоятельная игра учащихся. Ведущий не вмешивается в игру.

3 этап. Обсуждение игры. Обратная связь (рефлексия).

Обсуждение занятия.

  • Сложно или легко было выполнять задание игры?

  • Было ли для вас что-либо неожиданное в процессе выполнения задания?

  • Изменилось ли ваше отношение к жизненному или профессиональному выбору?

Рефлексия.

  • Что вы чувствуете?

  • Что понравилось либо не понравилось в занятии?

  • Какой опыт вы приобрели в ходе этого занятия?


ІІІ.Заключительная часть.

Вы отлично поработали и надеюсь, что опыт который вы приобрели на этой игре вы не потеряете, а только приумножите. Большое спасибо нашим экспертам и претендентам, я думаю, что действительно заслужили ваших аплодисментов. Спасибо!!!