Программа элективного курса Основы поэтики

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка

Программа элективного курса составлена на основе программы «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста» (автор Е. А. Зинина) и рассчитана на 35 часов.

УМК, используемый для реализации программы:

1. Е. А. Зинина «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста»/ «Программы элективных курсов. Литература. Профильное обучение. 10-11 кл. – М.: «Дрофа», 2007.

2. Е. А. Зинина «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста. Учебное пособие» - М.: «Дрофа», 2011.

Данный курс способствует расширению представлений старшеклассников о литературоведении как науке. Важнейшей целью курса является повышение общей культуры ученика - читателя, развитие у него художественного вкуса, пробуждение стремления к вдумчивому чтению, формирование умения анализировать и интерпретировать литературное произведение с учётом специфики искусства слова, что обеспечивает связь элективного курса с такими предметами учебного плана, как литература, история, МХК.

В программе нашёл отражение деятельностный, личностно-ориентированный подход, который проявляется в установке на формирование у школьников потребности и способности в творческом чтении. Освоение конкретного литературного материала предусматривает личностную трактовку учащимися художественного произведения, т.е. собственную интерпретацию текста при учёте существующих точек зрения на конкретное произведение.

Данный элективный курс ориентирован на решение следующих задач:

- дальнейшее постижение учащимися специфики литературы как вида искусства;

- систематизация знаний по теории литературы, расширение терминологического багажа;

- обучение целостному анализу художественного произведения, умению вычленить и прокомментировать совокупность художественных принципов и приёмов, использованных автором;

- формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;

- дальнейшее формирование навыка создания собственного текста о художественном произведении, развитие речевой культуры учащихся, их творческих способностей;

- содействие в области профессионального самоопределения.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт самостоятельного анализа художественных произведений, при этом особое внимание уделяется развитию монологической речи. Учебный материал ограничен произведениями малой формы, что предотвращает перегрузки учащихся и соответствует принципу доступности.

Материал для практической работы составляет русская классическая литература 19-20 вв., при этом делается упор на текстуальное, а не обзорное рассмотрение отобранных произведений. Учебный материал структурирован с опорой на важнейший круг терминов и понятий, а сама логика его изложения подчинена последовательному освоению учащимися основных принципов анализа художественного текста.

Формы организации учебного процесса:

групповые, индивидуальные, фронтальные, классные и внеклассные.

Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный.

Формы занятий: аналитическая беседа, практикум, лекция, семинар.

В рамках технологии развития критического мышления данный элективный курс опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений, не включённых в программу по литературе;

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание художественной формы и содержания произведения;

  • анализ и интерпретация поэтических и прозаических текстов;

  • написание небольших письменных работ по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Планируемые результаты:

Итогом работы по данной программе становится самостоятельно выполненная учащимися исследовательская работа, содержащая целостный анализ поэтического (стихотворение) или прозаического (рассказ-миниатюра) текста. Защита исследования проходит в конце учебного года.


Виды контроля

- текущий: сообщение, развёрнутый ответ на вопрос; анализ эпизода, стихотворения; составление сравнительной характеристики; составление сложного плана по произведению, проверочная работа.

- итоговый: исследовательская работа.






























Календарно-тематический план

п/п

Тема занятия

Всего

часов

Виды деятельности

Дата

По факту

1.

Введение. Предмет и задачи элективного курса. Художественное произведение как эстетический объект.

1

Лекция с элементами беседы, работа по анализу художественного текста ( И. А. Бунин «Лёгкое дыхание»).

08.09


2.

Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения.

1

Лекционное изложение материала с включением дискуссионных вопросов. Интерпретация стихотворения с опорой на важнейшие литературоведческие категории ( Ф. И. Тютчев «С горы скатившись, камень лёг в долине...»).

15.09


3.

Природа искусства как исходная категория поэтики.

1

Аналитическая беседа с привлечением высказываний писателей и мыслителей о природе творчества. Анализ фрагмента из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: сцена с художником Михайловым (ч 5, гл 10).

22.09


4.

Вопрос о назначении искусства. Тема поэта и поэзии в русской классической литературе.

1

Урок – исследование (для анализа на уроке Н. С. Гумилёв «Слово», И. А. Бунин «Книга»).

29.09


5.

Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения.

1

Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Анализ художественных текстов (стихотворения В. Я. Брюсова, В. Хлебникова, И. А. Бунина, С. А. Есенина).

06.10


6.

Герменевтика. Интерпретация художественного произведения.

1

Лекция с элементами дискуссии. (Анализ – В. М. Гаршин «Красный цветок»).

13.10


7.




Автор в художественном произведении.




1




Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний (Н. С. Гумилёв «Скрипка Страдивариуса»).

20.10


8.

Способы введения авторской оценки. Отношения между автором и его героем.


1

Лекция

27.10


9.



Сюжет художественного произведения. Внешнее и внутреннее действие.


1

Лекция

10.11


10.

Сюжет и фабула. Компоненты сюжета.

1

Аспектный анализ рассказа Л. Н. Андреева «Ангелочек».

17.11


11.



Композиция художественного произведения.


1

Лекция



24.11


12.

Композиция как расположение и соотнесённость компонентов художественной формы. Композиционные приёмы.

1

Урок – практикум с отработкой навыка характеристики композиции художественного текста на примере ранее изученных произведений и нового для учащихся текста (Л. Н, Толстой «Три смерти»)

01.12


13.





Роль и место конфликта в поэтике произведения. Конфликт как функция сюжета. «Вечные конфликты».



1





Урок – исследование, формирующий умение выделять конфликтные отношения, описывать совокупность конфликтов.

08.12


14.

Классификация конфликтов с точки зрения проблематики произведения.

1

Практикум. Отработка умения определять главный, ведущий, сюжетообразующий конфликт.

15.12


15.



Художественный образ как центральная категория поэтики и его функции.


1

Анализ образной системы рассказа И. А. Бунина «Роман горбуна».

22.12


16.

Классификация образов по объекту изображения и смысловой общности.

1

Лекция. Практикум

29.12


17.


Литературный герой.


1

Лекция


12.01


18.

Аспекты анализа образа человека в художественном произведении.

1

Урок – семинар с отработкой навыков анализа литературного персонажа.

19.01


19.




Функция портрета в художественном произведении. Задачи введения портрета в текст произведения.


1

Урок – семинар с опорой на сравнительное рассмотрение портретных характеристик персонажей. Практикум «Сравнительное рассмотрение портретных характеристик персонажей, принадлежащих перу разных авторов».

26.01




02.02


20.

Типы литературного портрета. Возможные компоненты портретной характеристики.




1

21.




Пейзаж и его функции в произведении. Образ природы в литературе и способы его создания.


1

Урок – практикум (Н, М. Карамзин «Бедная Лиза», А. С. Пушкин «Капитанская дочка»)

09.02


22.

Пейзаж по объекту изображения. Пейзаж и его связь с литературными направлениями.

1

Практикум.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Н. В. Гоголь «Мёртвые души»).

16.02


23.



Художественная деталь. Символ. Подробность текста.


1

Лекция



24.02


24.

Отличие подробности от детали. Отличие символа от аллегории.

1

Урок – практикум с опорой на детальный текстовый анализ произведения ( А. П. Чехов «Студент», И. А. Бунин «Старуха»).

01.03


25.





Стиль: история понятия. Стиль как явление языка и как явление искусства.



1





Урок – семинар с самостоятельным анализом литературного материала (А. П. Платонов «Котлован»).

15.03


26.


Средства выразительности в языке.


1


Практикум.


22.03


27.




Стилистические фигуры и тропы.




1




Урок – семинар с опорой на работу с фрагментами текстов с обобщением в виде контрольного среза.

05.04


28.




Роды литературы.




1




Урок – беседа. Анализ художественных текстов с опорой на их жанрово – родовую принадлежность.

12.04


29.



Проза и поэзия.



1



Лекция, практикум.

19.04


30.




Основы стиховедения.




1




Практикум




26.04


31.



Комплексный анализ художественного текста.


1

Практикум

03.05


32



Консультация по подготовке к итоговому занятию.


1



Индивидуальная работа с учащимися


10.05


33.



Выступления учащихся с исследовательскими работами.


1



Презентации работ учащихся

17.05


34



Подведение итогов изучения курса.



1


Выявление уровня литературного развития учащихся.

24.05


35

Резервное занятие

1






В результате изучения элективного курса ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание анализируемых литературных произведений;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.



Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


- приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития творческих и интеллектуальных способностей, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни страны;

- профессионального самоопределения.