Образ Родины в творчестве С.Есенина

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема: «Образ родины в творчестве Есенина»

Цели урока:

закрепить сведения о жизни и творчестве С.Есенина

  • повторить материал темы “Системы счисления”,

  • знать определение и виды систем счисления,

  • уметь переводить число из одной системы счисления в другую, а также выполнять операции сложения, умножения чисел, находящихся в разных СС.

Образовательные:

  • усвоение учащимися понятий системы счисления;

  • формирование умений и навыков работы с позиционными системами счисления;

  • уметь использовать знания в применении правил перевода числа из одной системы счисления в другую, выполнение арифметических операции в позиционных СС.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса;

  • развитие логического мышления, памяти, внимания;

  • формирование информационной культуры

Воспитательные:

  • воспитание любви к творчеству С.Есенина;

  • повышение культуры и развитие творческих способностей учащихся

Тип урока: интегрированный.

Вид урока: Урок-викторина, выполняя различные задания, учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством замечательного поэта С.А. Есенина.

Форма работы на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная, устная, письменная, практическая работа на компьютере.

Оборудование урока:

  • [link] )

  • Дидактический материал: дидактические карточки с заданием, программа электронного калькулятора NumLock Calculator, офисная программа MS PowerPoint, графический редактор Paint.

  • Персональные компьютеры.

  • Литературные источники, использованные при подготовке к уроку: Сергей Есенин “Стихотворения и поэмы”, Художественная литература, Москва 1986 г.

План урока

  1. Сообщение темы и постановка целей урока - 2 мин.

  2. Викторина - 25 мин.

  3. Физминутка (гимнастика перед работой на компьютере)

  4. Практическая работа на компьютере - 15 мин.

  5. Подведение итогов урока - 3 мин.

Ход урока

1. Сообщение темы и постановка целей урока.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок не обычный, он посвящен основным моментам жизни и творчества этого поэта. А чтобы правильно определить, кто это, когда родился и чем занимался, какие стихи писал, вы должны выполнить разнообразные задания. Задания все направлены на формирование знаний, умений и навыков работы с системами счисления.

2. Викторина

Задание 1. Разминка (Устно)

Выберите правильное утверждение (слайд 2).

Система счисления:

  • – это совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов.

  • – это набор цифр, стоящих на своем месте.

  • – это совокупность приемов и правил записи чисел с помощью алфавита.

Ответы:

1 – С.А. Есенин

2 – А.А. Блок

3 - А.С. Пушкин

Сегодня наш урок посвящен Есенину.

Тема урока: “Есенин - поэт, воспевающий родину” (слайд 3).


Слайд 4 (портрет поэта). На фоне портрета звучит музыка романса “Отговорила роща золотая”.

Слайд 5. Эпиграф к уроку:

Я снова здесь, в семье родной
Мой край задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.

Прочитайте эпиграф еще раз, как вы думаете, о чем хотел сказать нам поэт в этих строках?

Ответы учащихся (О любви, о возвращении домой, о родном крае, о семье, которую любит, о крае милом сердцу, что его возвращение даже природа приветствует своей белоснежной рукой)

Задание 2. Выполнив следующее задание, вы сможете определить дату рождения С.А.Есенина (индивидуальная письменная работа в тетради) (слайд 6).

Три числа двоичной системы счисления перевести в десятичную систему счисления.

Первое число это - день, второе число - месяц, и третье – год.

10101

1001

11101100111

Ответ:

10101=1*240*23+1*22+0*21+1*20= 16+0+4+0+1= 21

1001=1*23+022+0*21+1*20=8+0+0+1=9

11101100111 = 1*210+1*29+1*28 +0*27+1*26+1*25+0*24 +0*23+1*22+1*21 +1*20 =1024+512+256+0+64+32+0+0+4+2+1 = 1895

(21 сентября 1895 год)

Задание 3. Выполнив следующее задание, мы узнаем, какой край Есенин считает задумчивым и нежным, а именно где поэт родился. (Слайд 7)

Выполните действие 11110+1001

Ответ переведите в десятичную систему счисления.

Ответы: 100111 (39).

1. Москва - 42

2. с. Константиново Рязанской губернии - 39

3. Ленинград - 10011

Задание 4. Чтобы узнать к какому социальному слою принадлежала семья С.А.Есенина, вам необходимо решить уравнение. (Слайд 8)

Решите уравнение 1281610. Число Х переведите в двоичную систему счисления.

Решение: 1*162+2*161+8*20=256+32+8= 296

Ответ: 100101000

Ответы:

а) рабочие - 11110000

б) дворяне - 1001110000

в) крестьяне – 100101000

Задание 5. Все мы знаем Есенина, как замечательного, пользующего успехом у читателей поэта. Как начинался его литературный дебют? Есенин пишет стихи с детства, но первое стихотворение печатает в 1914 году в Москве в детском журнале. Как он его назвал, вы узнаете только после выполнения следующего задания.

Задание

101001

1100

101001

1000001

11001

Ответ: “Береза”. (Слайд 9)

Задание 6. Весной 1915 года Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с многими поэтами. Человек, которого он встретил, написал эти стихи:

О доблестях, о подвиге, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
Его портрет изображен на слайде. (Слайд 10)

Задание: Выполнить сложение 178 и 1716. Ответ перевести в двоичную систему. (Слайд 11)

Решение:

178= 1*81+7*80=15

1716= 1*161+7*160=23

15+23=38 (100110)


Ответы:

  1. А.А.Блок – 100110,

  2. И.Д. Сытин - 100000,

  3. И.С. Никитин - 1001001

Задание 7. Есенин начинает активно работать над изданием своего поэтического сборника. А вот в каком году он его выпустил, и как он называется? (Слайд 12)

Выполните следующее задание:

Алгоритм – это:

1.Понятное и точное указание исполнителю выполнить последовательность действий для достижения поставленной цели

2.последовательность действий, которые должен выполнить компьютер

3. это решение определенной задачи

Ответ:

  1. Радуница (1916 г.),

  2. Голубенье (1918 г.),

  3. Преображенье (1918 г.)

Задание 8. Творческая карьера С.Есенина имеет грандиозный успех, его стихи читает вся Россия, он певец своей Родины. Воодушевленно встречая революцию, С.Есенин в 1921 г. пишет известную поэму. Как она называется? Портрет человека на слайде напрямую связан с данной поэмой. (Слайд 13)

Правильно расположите единицы измерения:

Ч ГБАЙТ

А МБАЙТ

Г КБАЙТ

У БАЙТ

В ГЕКБАЙТ

Е ТЕРБАЙТ

П БИТ Ответ :Пугачев


Задание 9. Главное событие в жизни Есенина происходит осенью 1921 г., которое меняет жизнь поэта. Он встречает женщину, и та через полгода становится его женой.

Есенин с ней уезжает за границу. Как звали женщину, изображенную на портрете? (Слайд 14)

Найти основание системы счисления (33651)

Пример выполнен в системе счисления с основанием p, m - максимальная цифра в этой системе.

Решение:

Ответы:

1) p=6 - Шаганэ

2) p=7 - Айседора Дункан

3) p=5 - Анна Керн

Задание 10. Возвращаясь на Родину из-за граничного турне, Есенин пишет новые стихи, в них ощущение радости, желание быть певцом и гражданином Родины. В этот период рождаются его лучшие стихи.

Вот строки одного из них:

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что так часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

К кому обращены строки этого произведения? И как оно называется? (Слайд 15)

Задание. Найти основание системы счисления, в котором справедливо данное равенство; определить неизвестные цифры, отмеченные звездочками.

24**1 + *235* = 116678

Решение



Ответ

1) p =9- Письмо к матери

2) p =10, - Анна Снегина

3) p =8– к Татьяне.

Молодцы, ребята! Сегодня вы отлично справились со всеми заданиями по информатике и обогатили свои литературные знания, приобрели навык работы с числами в различных системах счисления и узнали о творчестве замечательного поэта.

4. Практическая работа на компьютере. Творческая работа (групповая и работа в парах).

Задание: Создать слайд “С.А Есенин”.

Задание: Придумать и создать рисунок к стихам С.А.Есенина (Стихи ученики должны приготовить самостоятельно, тем кто забыл выполнить домашнее задание, учитель раздает стихотворения на карточках)

Стихи к творческой работе

Поет зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка,
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней,
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И сниться им прекрасная
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

 * * *

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога
Ей сегодня примечталось
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.

  • * *

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть?
Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

5. Подведение итогов урока.

Отмечаем лучшие работы, если работа не доделана, продолжаем на следующем уроке или во внеурочное время. Выставляются оценки за работу.

Есенин – визитная карточка России. Его стихи находят живой отклик в наших душах. Все прочувствованное им, прожитое за короткую жизнь, он превратил в шедевры поэзии. Он воспел землю, плененный ею, воспел любовь, как счастье, и счастье, как любовь.

Закончить вечер хочется словами Сергея Есенина:

Цветите, юные, и здоровейте телом:
У Вас иная жизнь. У Вас другой напев.

Звучит песня на стихи С.Есенина (“Не жалею, не зову, не плачу”.)

Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Русь вступила в XXI-й век. Движется, живёт по своим законам мир поэзии, поэзия – Вселенная души человечества. Непрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические звёздочки и звёзды. Одни сгорают и навсегда исчезают ещё при жизни их “хозяина”, свет души от других доходит кнам на протяжении десятилетий. И лишь немногие, очень немногие согревают народную “живую душу” в веках, разгораясь со временем всё ярче и ярче. С одним из таких звезд поэтической России мы с вами познакомились. Это Сергей Есенин – и оно, СОЗВЕЗДИЕ – ВЕЧНО!


1921 x x x Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым

. Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть. 1921



Любите поэзию!

До новых встреч!