Методическая работа «Нетрадиционные формы работы на уроках литературы».

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Методическая работа

«Нетрадиционные формы работы на уроках литературы».

Автор: преподаватель русского языка и литературы ГБОУЕПК КК

Орлова Елена Михайловна.

Современного преподавателя литературы постоянно волнует проблема: как вернуть молодых людей к литературе, как сформировать желание читать книги, как научить рассуждать о прочитанном. Ведь именно русская литература формирует уровень духовной культуры, интеллекта, помогает прикоснуться к истории и традициям нашего народа.

Этому, на мой взгляд, способствует проведение нестандартных, нетрадиционных уроков. По определению педагога И. П. Подласова, нестандартный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру». В учебном пособии И. П. Подласого "Педагогика" выделены десятки типов нетрадиционных уроков, в том числе уроки-деловые игры, уроки-игры, уроки-ролевые игры, уроки-игры «Поле-чудес» и т. д. Они отнесены к разным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа, во всяком случае, близки друг к другу. Анализ педагогической литературы позволил выделить более двадцати типов нестандартных уроков. Нам будет очень приятно, если вы, посетив нашу страницу, пополните свою методическую копилку и это поможет сделать каждый ваш урок интересным и запоминающимся. Нетрадиционные формы работы делают урок необычным и ярким, способствуют развитию творческого потенциала каждого ученика, формируют интерес к предмету, делают каждого ученика участником происходящего на уроке, помогают формировать творческую думающую личность. Лев Толстой писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Планирование нетрадиционных форм работы осуществляется преподавателем, который определяет место и время для проведения нетрадиционных форм и методов работы. Педагоги давно пришли к выводу, что современная школа предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, где формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, когда развивается творческая и познавательная активность каждого ученика. Для этого, наверно, и стали разрабатываться нетрадиционные или нестандартные уроки. Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Анализируя наш традиционный урок, мы знаем: каждый ученик заранее представляет, что его ждет в течение 45 минут, некоторые даже продумывают, как будут развлекаться на том или ином этапе урока, где они покажут себя, чтобы получить оценку. А традиционный опрос подчас превращается в «комнату пыток» не только для учеников, но и для учителя. Конкурентом учителя в современном мире стали компьютеры, с которыми можно общаться, не разговаривая, что способствует снижению уровня монологической речи, логики мышления, творческой активности.

Что делать учителю? Как сделать урок, куда ученики идут с интересом?

Конечно, мы не только должны выбрать интересную форму урока, но и продумать мотивацию: зачем мы это будем делать. А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Хочется привести пример из рассказа Кожевникова «Мост», где солдаты, сооружающие ложную переправу, больше думают о том, как выжить. Однако, как только меняется мотивация их деятельности, меняется их состояние: появляется желание построить мост даже ценой своей жизни. Так же и на уроке: если интересно, работа увлечёт, появится желание докопаться до истины. Заинтересовать, увлечь можно ребят, используя нестандартные формы урока.

Нестандартные уроки не могут повторяться каждый день, т. к. теряется обучающая функция урока, которая состоит именно в выработке привычки к тому или иному виду деятельности. Таким образом, нельзя сказать, что стандартные уроки плохи, а нестандартные хороши “но определению”. Учитель должен владеть арсеналом построения и тех, и других уроков.

Давайте посмотрим, какие уроки можно рассматривать как нестандартные или нетрадиционные.

Не совсем обычные уроки - это:

1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок, построенный на инициативе учащихся, урок - общественный смотр знаний, урок-диспут, урок с применением компьютеров.

2. Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-соревнование, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок с использованием дидактической игры, урок-театрализованное представление.

3. Уроки творчества: урок-сочинение, урок - выпуск "живой газеты", урок изобретательства, комплексно-творческий урок, урок - осмотр самодеятельной выставки.

4. Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция, урок-семинар, урок решения задач, урок-конференция, урок-экскурсия, урок-консультация, урок-зачет.

А теперь попробуем определить основные творческие принципы нестандартных уроков.

1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.

3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

6. "Скрытая" (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Нестандартные, нетрадиционные формы деятельности, которую психологи называют продуктивной, творческой, - понятие очень широкое и многомерное. Основная задача таких уроков – развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Это и определяет моделирование среды для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных способности каждого ученика, для познания им своих творческих возможностей, для формирования культурологической компетенции.

Такие формы работы помогают создать многоплановый урок, где каждый ученик имеет возможность проявить себя в том или ином виде деятельности. Каждый получает возможность самореализоваться. Нетрадиционные формы работы помогают иначе взглянуть на урок литературы, убрать барьеры между уроком и жизнью, создать естественную обстановку, где студент не думает об оценке своего ответа, а просто хочет высказаться, проявить себя, показать свои личностные качества, а иногда и самоутвердиться в коллективе. Каждый необычный урок, будь то урок-игра, конференция или инсценирование, помогает формировать творческую, гармонически развитую личность.

И мы рассмотрим сегодня одно из направлений нетрадиционных уроков литературы - уроки с использованием игровых ситуаций. Перефразируя известное выражение, можно сказать: игре все возрасты покорны. Множество людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. И это доказывает, что игра – прекрасное средство развития. Именно игра развивает целый спектр разнообразных способностей, является формой творческого самовыражения каждого. Игра помогает научиться нестандартно мыслить, находить оригинальные решения, делает урок литературы интересным и более продуктивным. Известный психолог Джордж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования самоопределения, самовыражения, самопроверки, самоосуществления.

Исходя из высказываний философов, историков культуры, педагогов и психологов, можно сделать вывод, что игра – многогранное понятие. Игра является самостоятельным видом развивающей деятельности, методом познания окружающего мира, решает проблемы межличностных отношений. И поэтому, где, как ни на уроках литературы, следует использовать элементы игры. Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации об окружающем мире. Такие игры получили название интеллектуальных, познавательных, а иногда деловых, которые постоянно используются преподавателями – предметниками и прекрасно вписываются в структуру урока, делая его более интересным и продуктивным, придавая уроку практическую направленность. При разработке деловой игры необходимо учитывать следующее:

- объем фактических знаний студентов;

-сформированность умений, необходимых для самостоятельной деятельности;

- уровень интеллектуального развития;

- тип внимания, памяти, темперамента участников игры.

Марк Твен однажды заметил: «Работа есть то, что мы обязаны делать , а игра есть то, что мы не обязаны делать».Точно так и воспринимают игру наши ученики, то есть для них игра не учеба, а развлечение и отдых. Вот этим и должен умело воспользоваться преподаватель. Об использовании некоторых игровых форм на уроке литературы было сказано выше, в разделе «Работа с терминами».

У преподавателя литературы огромное поле деятельности в использовании игровых форм работы. Можно выделить такие формы, как «деловая игра», «урок-путешествие», « урок-исследование», «урок-суд». На отдельных уроках можно наблюдать не только элементы игры, но и элементы инсценирования. Не обязательно весь урок проводить в игровой форме. Можно ввести несколько игровых фрагментов.

Например, при опросе по домашнему заданию предлагаю игру

«Марш-бросок».

Содержание игры:

Ученикам предлагается пройти определенное расстояние (можно между рядами), где разложены карточки с вопросами. Отвечающий ученик может сделать следующий шаг только тогда, когда даст полный ответ на первый вопрос и так далее. Игру можно сделать более интересной и полезной для всех, если поделить класс на команды ( можно по рядам). Отвечают на вопросы представители команд, а все команды имеют право помогать своему игроку, дополняя его ответ. Например, по пьесе Островского «Гроза» можно предложить задания по следующим направлениям:

- история создания пьесы;

- смысл названия пьесы;

- дать характеристику драматическому конфликту в пьесе;

- определение монолога, диалога, ремарки и т.д.;

- роль последнего действия в пьесе.

Вопросы продумываются учителем по изученной теме и предполагают полные, логически выстроенные ответы, которые можно оценить. Здесь мы не только проводим опрос, но и заставляем ребят слушать своих товарищей, дополнять, их ответы. В процессе работы формируем коммуникативные качества, развиваем память, внимание, умение работать в коллективе.

И мы предлагаем вам ещё одну игру, помогающую интересно провести опрос на уроке.

Сегодня мы проведем игру «Преодолей препятствие» .

Содержание игры.

Перед вами широкая река, чтобы перебраться на другой берег вам нужны «мостики»,которые вы можете получить, если ответите на вопросы. Тема сегодняшней игры «творчество Куприна» Если игрок не знает ответа, он пропускает ход, однако, любой ученик может дать правильный ответ и получить определенный балл. Каждый вопрос имеет свою цену. Побеждает тот, кто первым переправится и получит большее количество баллов. Количество баллов влияет на оценку. Данный элемент опроса можно использовать на интегрированных уроках (литература + физкультура)

Примерные вопросы.

1.В какой семье родился Куприн?

2.В каких учебных заведениях получал образование будущий писатель?

3.Какие темы раскрывал писатель в своих произведениях?

4.Какая тема была ведущей в его творчестве?

5.Составьте сюжетный план по рассказу Куприна «Олеся».

6. Составьте сюжетный план по рассказу Куприна «Гранатовый браслет».

7. Какую проблему времени пытается решить автор в рассказе «Олеся»? 8. Какую проблему времени пытается раскрыть автор в рассказе «Гранатовый браслет»?

Данный вид работы можно проводить используя компьютерные технологии (задания даются на экране компьютера или на интерактивной доске).

Работа с литературными терминами не всегда интересна студентам. Чтобы заинтересовать ребят, в простую работу с терминами были внесены элементы игры. Например, игру «Найди термин по определению» можно проводить на любом уроке. Данный вид работы проводится как учителем, так и заранее подготовленным студентом.

Содержание работы:

На доске (на экране) написаны литературные термины. Ведущий читает определение. Студент, угадавший термин, отмечает его значком или цветным магнитом и составляет с ним предложение. Если допущена ошибка, то следующий студент может ее исправить. Таким образом, термин вводится в активный словарь ученика и легче запоминается. Следующий вид работы с терминами – игра «Угадай слово» Содержание работы: Студентам раздаются карточки с набором букв, из которых нужно выделить изученные термины и дать их определение. Данный вид работы не только способствует усвоению терминологии, но и развивает память и внимание . Данные таблички можно выводить на электронные носители, что сделает игру более динамичной.

Задание: найти зашифрованные термины и дать их определение.



А теперь рассмотрим, как можно использовать деловую игру при изучении терминологии. Приведу пример фрагмента игры брей - ринг, которую можно использовать при работе с литературными терминами. Здесь студенты работают в командах. Данный вид работы обычно используется на итоговых уроках по теме. Вопросы к игре может составлять не только преподаватель, но и группа студентов-ведущих. Все студенты заранее получают вопросы по теме, которые будут иметь место во время игры. Здесь не только нужно угадать термин, но и дать ему определение и связать с изученной темой. Элемент соревнования придает игре особую «изюминку» и делает каждого студента участником игры. Таким образом, скучная и однообразная работа с терминами превращается в интересное интеллектуальное занятие.

Примерный ход игры:

Сегодня работу с терминами проведём по принципу игры «Брей-ринг». За столами команды. У каждой команды флажок, который поднимает капитан, когда ответ готов. На подготовку ответа даётся 30 секунд. Данную форму работу можно проводить с использованием компьютера.

Итак, первый вопрос. Этот термин известен в русской поэзии с 18 века, его используют для того, чтобы описать красоту природы, передать свои чувства, а в терминологическом словаре его определяют как красочное определение (эпитет).

Вопрос 2. Без этого нет ни одного произведения, в больших произведениях их может быть и больше одной, но писатели считают, что это основная мысль произведения (тема).

Вопрос 3. В романе Тургенева «Отцы и дети» она представлена двумя путешествиями Базарова, в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» она кольцевая, в рассказе «Горького «Старуха Изергиль» она представленная как рассказ в рассказе, а в словаре – это построение произведения (композиция).

Вопрос 4. Этот приём использует Чехов в пьесе «Вишнёвый сад», чтобы заставить читателя подумать, порассуждать логически, чтобы узнать, а что же хотел сказать автор (подтекст).

Вопрос 5. В русском языке это явление называют антонимами, а в литературе это противопоставление как называется? (антитеза).

Здесь предложено несколько примерных вопросов. Вопросы к игре зависят от изучаемой темы и вашей фантазии.

Внесение в урок различных игровых элементов помогает сделать урок более ярким, запоминающимся, стимулирует развитие логики мышления, умение работать в коллективе, формирует стремление обучающихся самим находить информацию в различных источниках. А в результате появляется интерес к предметы, желание читать и узнавать что-то новое.