Рабочая программа по литературному чтению

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...





Пояснительная записка

Количество часов в неделю по учебному плану: 3

Количество часов в год: 105


Практическая часть программы:


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;

  • Программа УМК«Перспектива» М.: «Просвещение» 2013г.

  • Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2013 г.

  • Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  • Базисный учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год;

  • Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. Учебник по чтению. Часть 1 и 2.М., «Просвешение»,2014.

  • Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти. Творческая тетрадь по чтению. М., «Просвешение»,2014.


Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:

формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;

приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.



Цель обучения:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;


Основные задачи:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,


Общая характеристика курса

Литературное чтение как систематический курс идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

  • Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

  • Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.

  • Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.

  • Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.


Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 3 часа в неделю, 105 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.


Учебный материал разделен по разделам


Результаты изучения курса


Личностные результаты

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Содержание программы


Книга в мировой культуре

Вводный урок раздела. Высказывания известных людей о книге. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни». Из Повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. М. Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке. История книги. Подготовка сообщения на тему. Удивительная находка. Пересказ текста.

Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах.

Проверочная работа по разделу «Книга в мировой культуре».

Истоки литературного творчества

Виды устного народного творчества. Притчи, былины, мифы. Пословицы разных народов. Сочинение на тему «Пословицы о дружбе», «Пословицы о труде», «Пословицы о добре». Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). Притча о сеятеле (из Нового Завета). Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи. Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов «Гусляры». «Исцеление Ильи Муромца». Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. «Ильины три поездочки». Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок». Особенности славянского мифа. Мифы Древней Греции. «Деревянный конь». Мифологический словарь

Е. Мелетинского.

«Мы идём в библиотеку». Произведения устного народного творчества.

Самостоятельное чтение. Сказки о животных.

Тайская народная сказка. «Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии. Немецкая народная сказка. «Три бабочки». Подготовка к спектаклю.

Семейное чтение. «Царь и кузнец». Притча. «Шрамы на сердце». Притча.

Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе.

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу.

Проверочная работа по разделу «Истоки литературного творчества».

Модуль. Тамбовские писатели. В.Т. Дорошкина.

О Родине, о подвигах, о славе

Пословицы о Родине. Поступок, подвиг. К.Ушинский «Отечество». В.Песков «Отечество». Сравнение текстов о Родине. Н.Языков «Мой друг! Что может быть милей…». А. Рылов «Пейзаж с рекой». С. Романовский. «Русь». Сравнение произведений художественной литературы и живописи. Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов «Ледовое побоище». Н.Кончаловская «Слово о побоище ледовом». Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. Историческая песня. Ф. Глинка «Солдатская песнь». Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский «Реквием».А. Приставкин «Портрет отца». В. Костецкий«Возвращение». Е. Благинина «Папе на фронт». В. Лактионов «Письмо с фронта». Сравнение произведения живописи и литературы.

«Мы идём в библиотеку». Историческая литература для детей

Самостоятельное чтение. С. Фурин «Чтобы солнышко светило». В. Орлов «Разноцветная планета».

Ф. Семяновский «Фронтовое детство». Фотография-источник получения информации. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу «О Родине, о подвигах, о славе»

Творческий проект на тему «Нам не нужна война»

Проверочная работа по разделу «О Родине, о подвигах, о славе»

Модуль. Тамбовские писатели. А.Е.Шилин.

Жить по совести, любя друг друга

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела. А. Толстой «Детство Никиты». Смысл рассказа. Герои рассказа. И. Суриков «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов. А.Гайдар «Тимур и его команда». Смысл рассказа. Создание текста по аналогии. М. Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа. И. Пивоварова «Смеялись мы-хи-хи…». Соотнесение содержания текста с пословицей. Н. Носов «Дневник Коли Синицына». Создание собственного дневника.

Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели - детям».

Самостоятельное чтение. Н.Носов «Метро». Особенности юмористического текста.

Семейное чтение. В. Драгунский «…Бы». Смысл рассказа.

Наш театр. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Инсценирование. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу «Жить по совести, любя друг друга».

Проверочная работа по разделу «Жить по совести, любя друг друга».

Модуль. Тамбовские писатели. С. С. Милосердов.

Литературная сказка

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела. Собиратели русских народных сказок. Вильгельм и Якоб Гримм - собиратели немецких народных сказок. Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки. Герои литературной сказки. Ш.Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки Ш.Перро. Ш.Перро «Мальчик - с – пальчик». Особенности зарубежного сюжета. Герои сказки. Ш.Перро «Спящая красавица». Представление книги. Сказки Г.-Х. Андерсена. Создание выставки книг. Г.-Х.Андерсен «Дикие лебеди». Герои сказки. Сравнение с русской литературной сказкой. Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди». Г.-Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки. Судьба героев сказки. Г.-Х.Андерсен «Чайник». Смысл сказки. Создание сказки по аналогии.

Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей.

Самостоятельное чтение. И.Токмакова «Сказочка о счастье».

Семейное чтение. С. Аксаков «Аленький цветочек». Знакомство. Особенности литературной сказки. С. Аксаков «Аленький цветочек», Ш.Перро «Красавица и Чудовище». Сравнение сказок.

Наш театр. Э. Хогарт «Мафин печёт пирог». Инсценирование. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу «Литературная сказка ». «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Составление каталога на тему. Составление аннотации.

Проверочная работа по разделу «Литературная сказка».

Модуль. Тамбовские писатели. А.Д.Жариков.

Великие русские писатели

Вводный урок раздела. Основные понятия. Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский «Сказки А.С. Пушкина». Подготовка сообщения на основе статьи. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С.Пушкина». А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Сравнение с народной сказкой. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенность литературной сказки. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Герои, волшебные предметы и помощники в сказке. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». В.Жуковский «Спящая красавица». Сравнение литературных сказок. А.С. Пушкин «Осень». Е. Волков «Октябрь». Сравнение произведения живописи и литературы. А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…». Средства художественной выразительности для создания образа весны. Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…». А. Куиджи «Ранняя весна». Сравнение произведений живописи и литературы. И.Козлов «Вечерний звон». И.Левитан «Вечерний звон». Сравнение произведений. Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон». М.Ю.Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М.Ю.Лермонтове. М.Ю.Лермонтов «Горные вершины». Гёте. Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов. М.Ю.Лермонтов «Тифлис», «Дары Терека». Сравнение произведений литературы и живописи. М.Ю.Лермонтов «Крестовая гора», «Утес». Сравнение произведений литературы и живописи. М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенности исторической песни. М. Лермонтов «Бородино». Особенности художественного и исторического текстов. Подготовка сообщения о Л.Н.Толстом. Л.Толстой «Маman» (Из повести «Детство»). Герои рассказа. Л. Толстой «Ивины». Герои рассказа. И. Никитин «Когда закат прощальными лучами…» . И.Левитан «Тишина». Сравнение произведений литературы и живописи. И. Бунин «Гаснет вечер…», «Ещё холодно и сыр…». Н. Некрасов «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом.

Творческий проект на тему «Мы идём в музей». Подготовка к экскурсии.

Модуль. Тамбовские писатели. И.С.Кучин. Стихи.

Самостоятельное чтение. Л. Толстой «Был русский князь Олег». Басни Л.Толстого. Специфические особенности басни как жанра.

Семейное чтение. Л. Толстой «Петя Ростов». Пересказ.

Наш театр. И. Крылов «Ворона и Лисица». Инсценирование. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу «Великие русские писатели».

Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели».

Литература как искусство слова

Обобщение. Ритм. Рифма. Обобщение. Стихотворение и стихотворение в прозе. Обобщение. Понятие «Художественная литература»

Самостоятельная работа по рассказу И.Тургенева «Воробей».


Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4 года обучения

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся получать возможность научиться:

  • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;

  • работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);

  • работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся, получать возможность научиться:


а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

  • выполнятьработупоцепочке;


б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.


В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся получать возможность научиться:

  • научиться проверять выполненную работу, используя словари, художественную литературу, а также самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся


  • Учащиеся должны знать:

  • - отличительные особенности произведений различных жанров:сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни;

  • - наизусть 10-12 стихотворений;

  • -5-6 книг по темам детского чтения.

  • Учащиеся должны уметь:й

  • - читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 80 слов в минуту;

  • - читать про себя произведения различных жанров;

  • - читать текст выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;

  • -выражать своё отношение к прочитанному как к произведению словесного искусства;

  • -находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;

  • - находить метафоры и сравнения на примере загадки;

  • -различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии их авторов;

  • -пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;

  • - соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

  • -составлять план, озаглавливать текст;

  • -различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;

  • - пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя.Обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;

  • -выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;

  • -находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;

  • -соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;

  • -находить в произведениях слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;

  • -пользоваться ориентировочно-справочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);

  • -выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику книг;

  • -определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие.

Методы изучения предмета (курса):

  • а) объяснительно-иллюстративный,

  • б) репродуктивный,

  • в) проблемное изложение изучаемого материала,

  • г) частично-поисковый,

  • д) исследовательский метод.

  • Формы контроля: опрос (фронтальный, индивидуальный), , тесты, проверочные работы.

Перечень учебно-методического обеспечения:

Для учителя:

  1. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. Учебник по чтению. Часть 1 и 2.М., «Просвешение»,2014.

  2. Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти. Творческая тетрадь по чтению. М., «Просвешение»,2014.

  3. М.В. Бойкина. Уроки чтения. Пособие для учителя. М., Просвещение, 2013.

  4. С. В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. – М.: ВАКО, 2014.

  5. Электронное приложение к учебнику "Литературное чтение". 4 класс

  6. Портреты детских писателей.

  7. Картины художников.

  8. «Тамбовские писатели – детям» Тамбов: Юлис, 2007, составитель Г.М. Первова.

  9. Методическими рекомендациями к урокам по книге «Тамбовские писатели – детям», автор Г.М.Первова – Тамбов: ТОИПКРО, 2007.

Для учащихся:

  1. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. Учебник по чтению. Часть 1 и 2.М., «Просвешение»,2014.

  2. Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти. Творческая тетрадь по чтению. М., «Просвешение»,2014.

  3. Электронное приложение к учебнику "Литературное чтение". 4 класс

  4. «Тамбовские писатели – детям» Тамбов: Юлис, 2007, составитель Г.М. Первова.





























Календарно – тематическое планирование по литературному чтению


Рассуждение о роли книги в мировой культуре.

Сравнивать пословицы и поговорки разных народов

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названий разделов учебника, какие произведения будут изучаться.

РТ с. 4-5

Устный опрос,

работа с учебником



2


Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни».

«Повесть временных лет». Летописец Нестор.

1

Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений.

Рассуждать о роли книги в мировой культуре.

Читать вслух и про себя.

Подготовить рассказ о своей домашней библиотеке.

Текущий контроль, упражнения, опрос



3

М. Горький. «О книгах».

Маленькая энциклопедия книги.

1

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Группировать высказывания по темам.

Участвовать в работе группы; отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений

Узнать об истории создания бумаги.

Работа с кар-точками, тестовые задания.



4

Удивительная находка. Пересказ текста.

1

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Выразительноечтение, использованиеинтонаций, соответствующих смыслу текста

С. 14-15, пересказ

Работа с кар-точками, тестовые задания.



5

Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах. Проверочная работа. Проверка техники чтения.

1

Связь произведений литературы с другими видами искусств

Тема, главная мысль, события, последовательность

Составлять рассказы на тему; свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами.

С. 17, выполнить задания.

Проверочная работа



Истоки литературного творчества - 17ч.


6

Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов.

1

Сравнение пословиц и поговорок разных народов.

Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов.

Подготовить пословицы и поговорки разных народов.

Устный опрос,

работа с учебником




7

Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета).

1

Выявление особенностей притч, былинного текста. Сравнение былин и сказочного текста

Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч.

С. 22-23, читать.




Текущий контроль, упражнения, опрос



8

Притча о сеятеле. Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи.

1

Выявление особенностей притч, былинного текста. Сравнивать былину и сказочный текст.

Объяснять нравственный смысл притч.

Читать вслух и про себя.

С. 24-26, пересказ

Устный опрос,

работа с учебником



9

Былины. Особенности былинных текстов.

1

Образные языковые средства. Герои произведения,понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Выявлять особенности былинного текста.

Объяснять смысл былин.

Читать тексты вслух и про себя.

Читать былины.

Работа с кар-точками, тестовые задания.



10

Былина «Исцеление Ильи Муромца». Сравнение былины со сказочным текстом.

1

Выявление особенностей притч, былинного текста. Сравнение былин и сказочных текстов

Сравнивать былину со сказочным текстом.

С. 28-31, выразительное чтение.

Текущий контроль, упражнения, опрос



11

«Ильины три поездочки». Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.

1

Различение жанров

произведений

Сравнивать поэтический и прозаический тексты былин

С.32-37, разделить на смысловые части.

Устный опрос,

работа с учебником



12

Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок» Особенности славянского мифа.

1

Связь произведений литературы с другими видами искусств. Тема, главная мысль, события, последовательность

Рассказывать о картине. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения.

С.39-40, подробный пересказ.

Работа с кар-точками, тестовые задания.



13


Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского.

1

Связь произведений литературы с другими видами искусств. Тема, главная мысль, события, последовательность

Выявлять особенности мифа.

Находить в мифологическом словаре необходимую информацию.

С.41-46, выразительное чтение.

Работа с кар-точками, тестовые задания.



14

Мы идём в библиотеку. Мифы, легенды, предания.

1

Составление сказки по аналогии с данной сказкой. Определять тему выставки книг.

Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам.

Представлять одну из книг по заданным параметрам

Читать сказки о животных.

Устный опрос,

работа с учебником



15

Самостоятельное чтение. Сказки о животных.

1

Различные виды чтения. Выразительноечтение, использованиеинтонаций.

Распределять роли; договариваться друг с другом.

Читать тексты вслух и про себя

Читать сказки разных народов.

Работа с кар-точками, тестовые задания.



16

Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии.

1

Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении.


Составлять сказку по аналогии с данной сказкой

Составить текст похожий по сюжету.

Текущий контроль, упражнения, опрос



17

Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю.

1

Различные виды чтения. Выразительноечтение, интонации, соответствующие смыслу текста


Участвовать в работе группы. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения

С.50-51, придумать сценарий сказки.

Устный опрос,

работа с учебником



18

Семейное чтение. Притча «Царь и кузнец».

1

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных

переживаний.

Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие.

Характеризовать героев сказки.

Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему.

С. 52, пересказ.

Работа с кар-точками, тестовые задания.





19

Семейное чтение. Притча «Шрамы на сердце».

1

Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения.

Читать вслух и про себя. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения.

Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему.

С. 53, пересказ.


Текущий контроль, упражнения, опрос




20

Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе.

1

Выразительноечтение, использованиеинтонаций, соответствующих смыслу текста

Находить необходимый материал для подготовки сценария. Инсценировать произведение.

Повторить произведения изученного раздела.

Устный опрос,

работа с учебником



21

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа.

1

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

С. 55, ответить на вопросы.

Проверочная работа.



22

Модуль. Тамбовские писатели - детям

В.Т.Дорошкина.


1

Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных

переживаний.

Читать вслух и про себя.


Чтение произведений В. Т. Дорошкиной

Текущий контроль, упражнения, опрос



О Родине, о подвигах, о славе-14 ч.


23

К.Ушинский. «Отечество».

В.Песков. «Отечество». Сравнение текстов о Родине.

1

Произведения классической литературы.Жанры литературных произведений.

Рассуждать, что такое поступок, подвиг, объяснять смысл этих понятий.

Подготовить выразительное чтение любого произведения о Родине.

Устный опрос,

работа с учебником



24

Н. Языков. «Мой друг!…». А. Рылов. «Пейзаж с рекой». С. Романовский. «Русь».

1

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов.

Сравнивать произведения литературы и живописи.

С. 60-61, выразительное чтение.

Текущий контроль, упражнения, опрос



25

Александр Невский. Н.Кончаловская «Слово о побоище Ледовом».

1

Связь произведенийлитературы с другимивидами искусств. Выразительное чтение,использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Читать вслух и про себя. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения

Выполнить задание №2 с. 69.

Устный опрос,

работа с учебником



26

Дмитрий Донской. Куликовская битва.

1

Тема, главная мысль,события, последовательность. Понимание основногосодержания услышанного.

Рассуждать, что такое поступок, подвиг, объяснять смысл этих понятий.

С. 71-75, ответить на вопросы.

Работа с кар-точками, тестовые задания.



27

Историческая песня. Ф. Глинка «Солдатская песнь».

1

Тема, главная мысль,

события, последовательность

Называть особенности исторической песни.

С. 77, выразительное чтение.

Текущий контроль, упражнения, опрос




28

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. «Реквием».

1

Тема, главная мысль,события, последовательность. Понимание основногосодержания услышанного.

Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения

Читать произведения о Великой Отечественной войне

Устный опрос,

работа с учебником



29

А. Приставкин. «Портрет отца». В. Костецкий. «Возвращение».

1

Тема, главная мысль,

события, последовательность

Читать вслух и про себя.

Составлять план текста, делить текст на основе плана.

С.81-82, выразительно читать.

Работа с кар-точками, тестовые задания.



30

Е. Благинина. «Папе на фронт». А. Лактионов «Письмо с фронта». Сравнение произведенияй.

1

Сравнение произведения литературы и живописи.


Рассказывать о картине, об изображённом на ней событии.

Читать книги по списку с. 85.

Устный опрос,

работа с учебником



31

Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей.

1

Тема, главная мысль,события, последовательность. Понимание основногосодержания .

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам.

Работать над творческим проектом с.96-97.

Работа с кар-точками, тестовые задания.



32

Самостоятельное чтение. С. Фурин«Чтобы солнышко светило». В. Орлов«Разноцветная планета».

1

Тема, главная мысль,

события, последовательность

Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения

С.86-87, выразительное чтение.

Устный опрос,

работа с учебником






33

Ф. Семяновский«Фронтовое детство». Фотография-источник получения информации.

1

Участиев диалоге при обсуждении прослушанного(прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

С.88-94, подготовить пересказ от лица мальчика.

Текущий контроль, упражнения, опрос



34

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа

1

Тема, главная мысль,

события, последовательность

Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом.

Повторить произведения изученного раздела.

Проверочная работа.



35

Творческий проект на тему «Нам не нужна война»

1

Коллективное редактирование получившихся текстов. Презентация своих работ.

Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. На основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Повторить произведения изученного раздела.

Работа с кар-точками, тестовые задания.



36

Модуль.Тамбовские писатели – детям.

А. Е. Шилин.


1

Тема, главная мысль,

события, последовательность

Читать вслух и про себя.

Составлять план текста, делить текст на основе плана.

Читать произведения А. Е. Шилина.

Работа с кар-точками, устный опрос.




37

А. Толстой. "Детство Никиты». Смысл рассказа.

1

Соотношение поступков героев с реальными жизненными ситуациями.

Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том какие качества мы ценим в людях.

С.99-107, подготовить пересказ от имени главного героя.

Текущий контроль, упражнения, опрос



38

А. Толстой. «Детство Никиты». Герои рассказа.

1

Соотношение поступков героев с реальными жизненными ситуациями.

Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том какие качества мы ценим в людях.

Дописать сочинение.

Устный опрос,

работа с учебником



39

И. Суриков. «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему.

1

Образные языковые

средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Характеризовать героев рассказа, называть их качества, объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему.

Выучить наизусть первые 4 строфы. №3 с Текущий контроль, упражнения, опрос111.

Работа с кар-точками, тестовые задания.



40

А.Гайдар. «Тимур и его команда». Смысл рассказа.

1

Выразительное чтение, использование интонаций

Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях.

С 112-121, подготовить пересказ понравившегося отрывка.

Устный опрос,

работа с учебником



41

А.Гайдар. «Тимур и его команда». Создание текста по аналогии.

1

Понимание содержания литературного произведения

Герои произведения,восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Составлять текст по аналогии данному.

Дописать свой рассказ.

Работа с кар-точками, тестовые задания.



42

М. Зощенко. "Самое главное». Смысл рассказа.

1

Участие в диалоге при обсуждении произведения

Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

С.122-126, творческий пересказ от лица мамы или мальчика.

Работа с кар-точками, тестовые задания.




43

И. Пивоварова. «Смеялись мы-хи-хи…». Соотнесение содержания текста с пословицей.

1

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Соотносить содержание текста и пословицу.

С. 127-134, разделить на части, озаглавить их.

Текущий контроль, упражнения, опрос




44

Н. Носов. «Дневник Коли Синицына».

1

Отвечают на вопросы, выполняют задания, вспоминают произведение, пересказывают его.

Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

Читать книги о детях-сверстниках.

Устный опрос,

работа с учебником



45

Мы идем в библиотеку. Книги о сверстниках, о школе.

1

Участие в диалоге при обсуждении произведения.

Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

Подготовить пересказ любого произведения о детях.

Устный опрос,

работа по карточкам



46

Самостоятельное чтение. Н. Носов. «Метро». Особенности юмористического текста.

1

Участие в диалоге при обсуждении произведения

Выявлять особенности юмористического текста.

Читать рассказы Н. Носова.

Работа с кар-точками, тестовые задания.



47

Семейное чтение. В. Драгунский «…бы». Смысл рассказа.

1

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Декламация произведений.


Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание.

С.142-144, пересказ от имени Дениса.

Текущий контроль, упражнения, опрос



48

Наш театр. Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома».

1

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Участвовать в работе группы, уметь договариваться друг с другом, распределять роли. Инсценировать произведение.

2 с. 153,подготовиться к инсценированию произведения.

Устный опрос,

работа с учебником



49

Наш театр. Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома». Инсценирование.

1

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Участвовать в работе группы, уметь договариваться друг с другом, распределять роли. Инсценировать произведение.

РТ с. 52

Устный опрос,

работа с учебником



50

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа.

1

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка.

Повторить произведения изученного раздела.




Проверочная работа.



51

Модуль.Тамбовские писатели – детям.

С. С. Милосердов.


1

Участие в диалоге при обсуждении произведения

Читать вслух и про себя.

Составлять план текста, делить текст на части. Уметь анализировать произведение.

Читать произведения

С. С. Милосердова.

Работа с кар-точками, тестовые задания.



Раздел: Литературная сказка- 25 ч. (2 часть)

52

Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В. Даль,

К. Ушинский

Л. Толстой,

А. Толстой.

1

Народная сказка, литературная, работа силлюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература.

Определять тему и название выставки книг.

Подготовить материал об одном из собирателей народных сказок.

Устный опрос,

работа с учебником



53

Вильгельм и Якоб Гримм- собиратели немецких народных сказок.

1

Участие в диалоге приобсуждении произведения

Оценка иллюстрациик произведению.

Писать отзыв на книгу.представлять книгу в группе; давать ей оценку.

Подготовить материал о братьях Гримм.

Устный опрос,

работа по карточкам



54

Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.

1

Участие в диалоге приобсуждении произведения

Оценка иллюстрациик произведению.

Выявлять особенности литературной сказки.

С. 10-19, выразительное чтение

Текущий контроль, упражнения, опрос



55

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки.

1

Участие в диалоге приобсуждении произведения

Оценка иллюстрациик произведению.

Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки

С. 10-19, пересказ, №4 с. 19.

Устный опрос,

работа с учебником



56

Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки.

1

Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.


Читать сказки Ш. Перро.

Устный опрос,

работа по карточкам



57

Шарль Перро. «Мальчик-с-пальчик». Герои сказки.

1

Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.


С.24-31, выразительное чтение.

Текущий контроль, упражнения, опрос



58


Шарль Перро. «Мальчик-с-пальчик». Особенности зарубежного сюжета.

1

Осознанное чтение текста художественного произведения «про себя»,анализ особенности речи героев произведен

Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.


С.24-31, подготовить пересказ.

Текущий контроль, упражнения, опрос



59

Шарль Перро. «Спящая красавица». Представление книги.

1

Творческая работа. Написание отзыва на книгу и представление книги.

Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

Читать сказки

Г.-Х. Андерсена.

Устный опрос,

работа с учебником



60

Сказки Г.-Х. Андерсена.

1

Определение средств выразительности, работа над лексическим значением слов.

Знакомство с творчеством Г.-Х. Андерсена. Работа с выставкой книг

Читать сказки

Г.-Х. Андерсена.

Текущий контроль, упражнения, опрос



61

Г.-Х.Андерсен. «Дикие лебеди». Сравнение с русской литературной сказкой.

1

Умение определять главную мысль произведения; создание интерпретации текста на основе художествен.текста

Сравнивать сказки разных писателей.

Составлять план текста, делить текст на основе плана.


С.38-40, выразительное чтение

Устный опрос,

работа с учебником



62

Г.-Х.Андерсен. «Дикие лебеди». Герои сказки.

1

Умение определять главную мысль произведения;

Выявлять особенности поэтического текста сказки

Прочитать сказку «Дикие лебеди» полностью.

Устный опрос,

работа по карточкам



63

Отзыв о книге Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди»

1

Определение последовательности событий в произведении. Работа в группе.

Участвуют в коллективной беседе; - находят средства художественной выразительности;

Подготовить пересказ сказки.

Текущий контроль, упражнения, опрос



64

Г.-Х.Андерсен. «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки.

1

Умение определять главную мысль произведения; создание интерпретации текста.

Умеют:- самостоятельно читать произведения и осмысливать их;- определять главную мысль произведения; -сравнивать героев и их поступки в разных произведениях.

С.43-46 выразительное чтение.

Устный опрос,

работа с учебником



65

Г.-Х.Андерсен. «Пятеро из одного стручка». Судьба героев сказки.

1

Умение определять главную мысль произведения; Умение выразительно читать

Характеризовать героев сказки.

Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему.

С.43-46, подготовить пересказ.

Устный опрос,

работа по карточкам



66

Г.-Х.Андерсен. «Чайник». Смысл сказки.

1

Умение находить слова в тексте, позволяющие характеризовать героя произведения.

Составлять план пересказа, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана.

С. 47-48, подготовить пересказ

Устный опрос,

работа с учебником





67

Создание сказки по аналогии.

1

Создание своего окончания сказки. Презентация работы.

Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой.

Подготовиться к уроку внеклассного чтения.

Текущий контроль, упражнения, опрос



68

Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей.

1

Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.

Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро.

Чтение зарубежных сказок.

Устный опрос,

работа по карточкам





69

Самостоятельное чтение. И.Токмакова. «Сказочка о счастье».

1

Работа по группам. Классификация сказок. Знакомство с особенностями волшебной сказки.

Отвечают на вопросы, выполняют задания, вспоминают произведения

С.50-53, выразительное чтение.

Текущий контроль, упражнения, опрос



70

Семейное чтение. С. Аксаков. «Аленький цветочек». Герои сказки..

1

Определение последовательности событий, изображённых на иллюстрациях. Работа в группе:

Умеют:- самостоятельно читать произведения и осмысливать их;- определять главную мысль произведения; -сравнивать героев и их поступки в разных произведениях.

С. 54-62, чтение сказки.

Устный опрос,

работа с учебником



71

С. Аксаков. «Аленький цветочек». Особенности литературной сказки.

1

Осмысленно принимают ценность дружбы.


Умеют определять интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста;- коллективно обсуждать прочитанное.

С. 54-62, пересказ любой части, иллюстрирование.

Устный опрос,

работа с учебником



72

Ш. Перро «Красавица и Чудовище». Сравнение сказок.

1

Определение главной мысли. Чтение произведения.

Характеризовать героев сказки.

Определять, какие предметы являются сказочными.

Чтение сказки Э. Хогарт.

Устный опрос,

работа с учебником



73

Наш театр. Э. Хогарт. «Мафин печёт пирог».

1

Определение последовательности событий, изображённых на иллюстрациях. Инсценирование произведения.

Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение.

Повторить произведения изучаемого раздела.

Устный опрос,

работа по карточкам



74

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Определение средств выразительности, работа над лексическим значением слов.

Составлять каталог на определённую тему.

11 с. 71

Устный опрос,

работа с учебником



75

Проверочная работа.

1

Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Пересказ любимых произведений

Составлять аннотацию к книге.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


Повторить произведения изучаемого раздела.

Проверочная работа.



76

Модуль. Тамбовские писатели – детям. А. Д. Жариков.


1

Определение средств выразительности, работа над лексическим значением слов.

Читать вслух и про себя.

Составлять план текста, делить текст на основе плана.

Читать произведения

А. Д. Жарикова

Устный опрос,

работа по карточкам




Великие русские писатели-24 ч.

77

Великие русские писатели.

А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки

1

Определение средств выразительности, работа над лексическим значением слов.

Называть изученные произведения А.С. Пушкина. Читать наизусть понравившиеся произведения. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке.

Читать книги

А. С. Пушкина.

Устный опрос,

работа с учебником



78

К. Паустовский. «Сказки А.С. Пушкина». Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки

А.С. Пушкина».

1

Анализ произведения.


Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина».


Читать Сказки Пушкина.

Текущий контроль, упражнения, опрос



79

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенность литературной сказки. Герои произведения.

1

Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения.


Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказки. Сравнивать литературные сказки.

С. 78-93, читать.

Устный опрос,

работа с учебником



80

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Составление плана.

1

Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения.


Сравнивать сказки разных писателей.



С.78-93, выписать эпитеты, относящиеся к царице и царевне.

Устный опрос,

работа по карточкам



81

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Сравнение сказок.

1

Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения.


Сравнивать сказки разных писателей.


Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки

Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке.

С78-93, пересказать одну из частей сказки.

Текущий контроль, упражнения, опрос



82

А.С. Пушкин. «Осень», «Гонимы вешними лучами…». Средства художественной выразительности для создания образа весны.

1

Определять свою позицию по отношению к героям произведения.


Выбирать стихи для выразительного чтения.


Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора.

С.95, выучить наизусть.

Устный опрос,

работа с учебником



83

Ф. И. Тютчев«Ещё земли печален вид…».

А. Куинджи «Ранняя весна». Сравнение произведений живописи и литературы.

1

Объяснять используемые в тексте выражения: сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.

Читать вслух и про себя.


Сравнивать произведения живописи и литературы.

С.97, наизусть.

Устный опрос,

работа по карточкам



84

Сочинение по картине И. Левитана. «Вечерний звон».

1

Умение: - оставлять отзыв о прочитанном произведении;


Составлять рассказ по картине. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Найти материал о

М. Ю. Лермонтове.

Устный опрос,

работа с учебником



85

И.Козлов. «Вечерний звон».Сравнение 1произведений живописи и литературы.

1

Объяснять используемые в тексте выражения.: сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.

Читать вслух и про себя. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте.

С.98, выразительное чтение.

Текущий контроль, упражнения, опрос



86

М. Лермонтов «Горные вершины». Перевод

В.Брюсова.

1

Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации

Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме.

С. 102-103, выразительное чтение.


Устный опрос,

работа с учебником



87

М. Лермонтов «Дары Терека»,«Утёс».


1

Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации

Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

Читать по ролям.

С. 105, наизусть.

Устный опрос,

работа по карточкам



88

М. Лермонтов. «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенности исторической песни.

1

Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения.


Выявлять особенности исторической песни.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

С. 106-108, выразительное чтение.

Устный опрос,

работа по карточкам



89

М. Лермонтов. «Бородино». Особенности художественного и исторического текстов.

1

Осознание нравственных понятий на основе чтения различных текстов.


Читать вслух и про себя. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте.

С.110-111, выразительное чтение.

Устный опрос,

работа с учебником



90

Л.Толстой. «Маman» (Из повести «Детство»).

1

Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения.


Задавать самостоятельно вопросы к тексту; давать оценку вопросов.

Участвовать в работе группы

Написать небольшое сочинение о маме.

Работа с кар-точками, тестовые задания.




91

Л. Толстой. «Ивины». Герои 1рассказа.

1

Умение находить слова в тексте, позволяющие характеризовать героя произведения.

Анализ произведения. Читать вслух и про себя.

Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте.

С.116-120, пересказ.

Текущий контроль, упражнения, опрос



92

И. Никитин «Вечер ясен и тих», « Когда закат прощальными лучами…».

1

Чтение и анализ стихотворения. Подготовка к выразительному чтению.

Сравнивать произведения живописи и литературы.

С.121-122, выразительное чтение.

Работа с кар-точками, тестовые задания.



93

И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Ещё холодно и сыро».

1

Чтение и анализ стихотворения Подготовка к выразительному чтению.

Сравнивать произведения литературы и живописи.

Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему.


С.123-124, выразительное чтение.

Устный опрос,

работа с учебником



94

Н. Некрасов « Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом.

1

Подготовка к краткому пересказу. Краткий пересказ. Работа по вопросам учебника

Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.

С. 125, наизусть 4 строфы.

Работа с кар-точками, тестовые задания.



95

Самостоятельное чтение.

Л. Толстой «Был русский князь Олег».

Басни Л.Толстого.

1

Умение находить слова в тексте, позволяющие характеризовать героя произведения.

Определять нравственный смысл текста.

Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

С.127-128, выразительное чтение.

Устный опрос,

работа по карточкам



96

Семейное чтение.

Л. Толстой «Петя Ростов».

1

Подготовка к краткому пересказу. Краткий пересказ. Анализ рассказа. Работа по вопросам учебника

Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

С. 129-139, читать, работа со словарем.

Устный опрос,

работа с учебником



97

Л. Толстой. «Петя Ростов».

1

Подготовка к краткому пересказу. Краткий пересказ. Анализ рассказа. Работа по вопросам учебника

Пересказывать тексты подробно и кратко.

Характеризовать героев сказки.

Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему.

С. 129-139, пересказ.

Текущий контроль, упражнения, опрос



98

Наш театр.

И. Крылов. «Ворона и Лисица».

1

Инсценировать басни; распределять роли. Соотносить отрывки басен И .Крылова с книгами басен.

Распределять роли, договариваться друг с другом.

Инсценировать произведение.


С. 140, наизусть.

Работа с кар-точками, тестовые задания.



99

Обобщение по разделу.Проверочная работа. Проверка техники чтения

1

Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

Готовить экскурсию по материалам содержания раздела.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


Повторить изученные в разделе произведения.

Тестирова-

ние



100

Модуль. Тамбовские писатели – детям.

И. С. Кучин. Стихи.


1

Определение средств выразительности, работа над лексическим значением слов.

Читать вслух и про себя.

Составлять план текста, делить текст на основе плана.

Чтение стихов И. С. Кучина.

Устный опрос,

работа по карточкам



Литература как искусство слова.

Обобщение по курсу литературного чтения-5 ч.


101

Обобщение. Ритм. Рифма. Стихотворение и стихотворение в прозе.

1

Работа по группам. Обобщающая работа.

Находить средства художественной выразительности в художественном тексте.

Находить средства художественной выразительности в художественном тексте.

Устный опрос,

работа с учебником



102

Обобщение. Понятие «Художественная литература»

1

Работа по группам. Обобщающая работа.

Сравнение лирических текстов: текста живописи и текста стихотворения.


Сравнение лирических текстов: текста живописи и текста стихотворения.


Устный опрос,

работа с учебником



103

Обобщение по курсу литературного чтения. Рекомендации на лето.

1

Работа с выставкой книг. Классификация книг.


Презентация понравившихся произведений.

Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения

Работа с кар-точками, тестовые задания.



104

Самостоятельная работа по рассказу И.Тургенева «Воробей»

1

Чтение и анализ произведения


Читать вслух и про себя.





105

Резервные уроки.

1