Тематическое планирование Литература 6 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


п/п





Наименование раздела программы

Тема урока.

Кол-во

часов.


Элементы содержания.

Требования к уровню

подготовки обучающихся.



Домашнее

задание




Дата

проведения

план

факт

1

Введение

Художественное произведение. Автор и герой

1

Понятие авторства, героя литературного

произведения. Авторская позиция

Знать:

основную проблему изучения литературы в 6 классе (художественное произведение и автор); содержание героев произведений, изученных в 5 классе.

Уметь: строить собственные высказывания о книгах и чтении.

Задание 4 (с.5), сообщение об обрядовых праздниках.



2

Устное народное творчество

Обрядовый фольклор.

1

Понятие УНТ Обрядовый фольклор

Знать: виды календарно-обрядовых песен, примеры каждого.

Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; отмечать художественные особенности обрядового фольклора; рассказывать о своем участии в обрядовых праздниках.

Вопросы и задания 1-8 (с.10-11).



3

Пословицы и поговорки. Загадки.

1

Пословицы и поговорки как жанр фольклора, их народная мудрость. Афористичность загадок

Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды.

Уметь:

Использовать пословицы и поговорки в речи.

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с.16*17_, выполнение рисунка по мотивам фольклор-ных произведе-ний.



4


Р/р.Подготовка к сочинению «В чём мудрость пословиц?»

1

Обрядовый фольклор Пословицы и поговорки как жанр фольклора, их народная мудрость. Афористичность загадок

Научиться использовать пословицы при составлении рассказа.

стр. 15

в.2

написать

рассказ.



5

Древнерусская литература

Русская летопись.

1

Летописный жанр Исторические события и вымысел Отражение народных идеалов в летописи Сказание как жанр древнерусской литературы «Повесть временных лет». «Сказание о Белгородском киселе»

Знать :черты древнерусской литературы.

Уметь:

составлять план и пересказывать текст статьи; выразительно читать текст сказания; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и живописи.

Повторение темы «Басни».



6

Литература XVIII века

Русские басни. И.И.Дмитриев «Муха».

1

Басня, аллегория. мораль Особенности языка 18 столетия

Знать :сведения о жизни и творчестве И.И.Дмитриева; историю создания и содержание басни «Муха»

Уметь: выразительно читать басни; оценивать актёрское мастерство

чтение вступительной статьи об И.А.Кры-лове (с.32-36).



7

И.А.Крылов. « Осёл и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.

1

Аллегория, мораль «Осёл и Соловей»

Знать: сведения о жизни и творчестве И.А.Крылова; историю создания и содержание басни «Осел и Соловей»

Уметь: выразительно читать басни; оценивать актерское чтение.

Стр.37, в.1-4



8


И.А. Крылов.

Обличение человеческих пороков в баснях.

1

« Листы и корни», «Ларчик», аллегория, мораль

Знать: сведения о жизни и творчестве И.А.Крылова; историю создания и содержание басни «Осел и Соловей»

Уметь: выразительно читать басни; оценивать актерское чтение

Стр.44, в.1-2



9

Литература XIX века

А.С.Пушкин. «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы в стихотворении

1

Жанр послание.

Лицей, лицеист.

Мотив неволи в стихотворении,

интонация в стихотворении.

Знать: периоды

жизни Пушкина в Царскосельском лицее, мотивы

лирики поэта.

историю создания стихотворения «Узник»; текст стихотворения наизусть


пересказ

статьи

стр.45-53.

выразительное чтение стихотворе-ния «И.И.Пущину». наизусть



10

А.С .Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения

1

Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Тема и поэтическая идея стихотворения

Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении

Выразительное чтение наизусть стихотворе-ния А.С.Пушкина «Зимнее утро».



11

Слово о поэте. Вольнолюбивая лирика. Стихотворение «Узник».

1

Жанр стихотворение - послание

Знать: сведение о лицейских годах А.С.Пушкина; особенности жанра послания.

Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении

Вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия».



12

Литература XIX века

А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести.

1

Цикл «Повести Белкина». Сюжет и герои повести Роль случая в композиции произведения.

Знать : сюжет и содержание повести

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки.

Вопросы и задания 8-11(с.158)



13

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский».

Картины жизни русского барства

1

Роман. Картины жизни русского барства, конфликт

Знать: содержание глав I-II

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки.

Вопросы к главам III-IV(с.151).



14-

15

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.

2

Сюжет, композиция Роль эпизода в повести, анализ эпизода «Пожар в Кистеневке»

Знать: содержание глав I-VII.

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки

Вопросы к главам VIII-XII(с.152).



16

Романтическая история любви Владимира и Маши.

1

Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции

Знать: содержание глав I-XII

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев.

Вопросы и задания к главам VIII-XII (с.152).



17


Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «О чём заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А.С.Пушкина.»

1

План, основная мысль.

Знать: методику действий при написании творческой

работы.

Уметь:

составлять

план к

сочинению и

писать

работу в соответствии

с планом.

Дописать

сочинение.



18

Литература XIX века

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина 40 мин.

1

Жанр послание. Лицей, лицеист. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции Роман. Картины жизни русского барства, конфликт

Знать:

периоды

жизни

Пушкина в Царскосельском лицее, мотивы

лирики поэта двусложный

размер.

Уметь: определять их самостоятельно




19

М.Ю. Лермонтов. «Тучи» Основное настроение и композиция стихотворения.

1

Основное настроение и композиция стихотворения, особенности поэтических интонаций

Знать: сведения об отроческих и юношеских годах М.Ю.Лермонтова; историю создания стихотворений

Уметь: выразительно читать; находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Задание 5 (с.165), выразитель-ное чтение стихотворе-ния М.Ю.Лермонтова «Утес»



20

Чувство одиночества и тоски в стихотворениях «Листок», «Утёс».

1

Трёхсложные размеры (дактиль,

анапест, амфибрахий)

Знать: содержание стихотворений М.Ю.Лермонтова

Уметь:

выразительно

читать и анализировать; составлять сюжетный план; находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Стр.

163-166

выучить

наизусть.



21

Литература XIX века

Р.Р.Классное сочинение « Моё любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова»

1

План, основная мысль

Знать: методику действий при написании творческой

работы.

Уметь: составлять

план к

сочинению и

писать работу в соответствии

с планом.

Дописать сочинение



22

И.С.Тургенев. «Бежин луг».

Духовный мир крестьянских детей

1

Духовный мир крестьянских детей, цикл рассказов. Юмор автора

Знать: сведения об отроческих и юношеских годах И.С.Тургенева; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Бежин луг»

Уметь: анализировать

текст; составлять план рассказа

Вопросы и задания 4-5(с.207),1,4

(с.208), рубрика «Совершенствуйте свою речь»



23

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг»

1

Тургенев – мастер пейзажа, портрет героя

Знать: сюжет и содержание рассказа

Уметь: выразительно

читать; находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Придумать названия описаниям картин природ, сочинение устного рассказа-предания(былички), сообщение о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева.



24-25

Литература XIX века

Ф. И. Тютчев, А.А. Фет. Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

2

Лирический герой,

художественный образ.

Лингвистический анализ.

Природа как воплощение прекрасного

Знать: сведения об отроческих и юношеских годах Ф.И.Тютчева; содержание стихотворения

«Неохотно и несмело…»

Уметь: выразительно

читать; находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Задание 3 (с.216, к стихотворению Неохотно и несмело…»,

Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф. И. Тютчева, А.А. Фета.



26

Н.А. Некрасов- поэт и гражданин. Стихотворение «Железная дорога».

1

Трёхсложные размеры (дактиль,

анапест, амфибрахий).Картины подневольного труда,величие народа- созидателя

Знать: сведения об отроческих и юношеских годах Н.А.Некрасова; содержание стихотворения

«Железная дорога»

Уметь: выразительно

читать; находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Вопросы 1,7-9(с.235), выразитель-ное чтение.



27

Н.А. Некрасов. Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога».

1

Трёхсложные размеры

стиха. Эпиграф,

диалог-спор,

роль пейзажа,

особенности поэтических интонаций

Знать: сюжет и содержание стихотворения; теоретико-литературные понятия.

Уметь:выразительно читать; находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Чтение поэмы Н.А.Некрасова «Дедушка»



28

Литература XIX века

Н.А. Некрасов Историческая поэма

«Дедушка».

1

Трёхсложные размеры

стиха.Историческая поэма,декабристкая тем в творчестве Н.А.Некрасова

Знать: историческую основу, сюжет и содержание поэмы «Дедушка»

Уметь: выразительно

читать; находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль.


Выразитель-ное чтение фрагмента поэмы



29

Н.С.Лесков. Сказ «Левша»

Понятие о сказе

1

Сказ.трудолюбие, патриотизм,талант русскогонарода

Авторское отношение к героям сказа

Знать: сведения о семье, юности и начале литературной деятельности Н.С.Лескова; содержание и сюжет сказа «Левша»; способы создания образов.

Уметь: объяснять особенности жанра сказа у Н.С.Лескова; пересказывать

Вопросы и задания 1-5(с.306-307).



30

Особенности языка сказа «Левша»

1

Особенности сказа

Знать: понятие «речевая характеристика»

Уметь:

составлять цитатный план произведения.

Сочинение, чтение рассказа Н.С. Лесков. «Человек на часах»



31

Н.С. Лесков. «Человек на часах»

1

Тема, основная мысль.

Знать: особенности

произведения

Уметь: выполнять художественный пересказ

эпизодов





32

Литература XIX века

А.П.Чехов. Слово писателе. «Лошадиная фамилия». «Пересолил»

1

Понятие юмористический рассказ. Понятия «анекдот», «юмор», «притча», «сатира».

Знать: содержание и героев рассказов А.П.Чехова Уметь: пересказывать рассказы; выявлять особенности стиля; характеризовать героев и их поступки.

Сочинение, чтение рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий».



33

А.П.Чехов. Анализ рассказа «Толстый и тонкий».

1

Разоблачение лицемерия ,

Речь героев, художественная деталь

Знать:композиционные особенности рассказа.

Уметь:характеризовать

стилистические особенности и идейное содержании текстов.

Выразитель-ное чтение наизусть одного из стихотворе-ний русских поэтов XIX века о родной природе.



34

Природа в стихотворениях русских поэтов 19 в.

1

Понятия «лирический герой», «художественный образ».Художественные средства изобразительности

Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи

Чтение феерии А.С.Грина «Алые паруса», выполнение иллюстрации к произведе-нию.



35

А.Грин. Повесть «Алые паруса». Романтические мечты и душевная чистота главных героев повести.

1

Словесное рисование, цитатный план.

Романтическая мечта,душевная чистота. Авторская позиция

Знать: сведения о жизни и творчеств А.С.Грина; особенности жанра феерии; сюжет,содержа-ние феерии «Алые паруса»

Уметь: пересказывать сюжет феерии; строить развернутые высказывания поступки.

Задание 5(с.28),6

(с.29), чтение сказки-были А.П.Платонова «Неизвест-ный цветок».



36

Литература XX века

А.П.Платонов. Страницы жизни и творчества. Сказка-быль «Неизвестный цветок»

1

Виды пересказа Прекрасное – вокруг нас

Знать: сведения о жизни и творчестве А.П.Платонова; историю создания, сюжет сказки-были «Неизвестный цветок».

Уметь:сопоста-влять сказку с другими произведениями

Задания 6(с.38),4(с.39), чтение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».



37

М.М.Пришвин «Кладовая солнца» .Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши

1

Сказка-быль. Особенности жанра

Знать: особенности жанра, сюжет и содержание сказки-были «Кладовая солнца».

Уметь: выразительно читать сказку, пересказывать сюжет;

Вопросы и задания 4-10 (с.76-77),пересказ эпизода сказки-были (по выбору).



38

Образ природы в сказке-были

1

Природа,пейзаж,

сказка-быль

Знать: сюжет и содержание сказки-были.

Уметь: пересказывать сюжет сказки-были; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Подготовка к сочинению по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».



39

Особенности композиции и смысл названия сказки-были

«Кладовая солнца»

1

Особенности композиции и смысл названия сказки-были,идея произведения

Знать: основную

мысль

произведения, философский

смысл

названия.

Уметь:

проводить сопоставитель

ный анализ

героев,эпизодов;

выражать своё отношение к прочитанному;

Письмен.

характер.

герою.



40

Литература 20 века

Р/р.Классное сочинение « Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

1

Идея произведения,

тема,план

Знать:

методику

действий при написании творческой

работы.

Уметь:

обсуждать нравственные вопросы, поставленые

в произведении.

Дописать сочинение



41

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

1

Нравственные аспекты; лирические и прозаические произведения.

Знать:

Факты военной и творческой биографии К.М.Симонова и Д.С.Самойлова; содержание стихотворений поэтов; одно стихотворение наизусть.

Уметь: выразительно читать стихотворения; находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

ЧитатьВ.П.Астафьев. Слово о писателе.«Конь с розовой гривой».



42

Литература XX века

В.П.Астафьев. Слово о писателе.«Конь с розовой гривой».

1

Жанр рассказа, сюжет, конфликт.

Знать: сведения о начале литературной деятельности В.П. Астафьева; сюжет и содержание рассказа «Конь с розовой гривой».

Уметь:

Пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки.

Вопросы и задания 4-8(с.111), 1-3(с.111-112).



43

Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

1

Понятие «художествен-ная деталь».Эпизод,Фабула.

Знать:

понятие «художествен-

ная деталь».

Уметь:

выражать своё отношение к прочитанному, постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении.

Стр.94-104

пересказ

вопросы.Подготовка к дом.сочин.



44-45

В.Г.Распутин. «Уроки французского».Герой рассказа и его сверстники

2

Приемы характеристики героя. Отражение трудностей военного времени

Знать: сведения о жизни и творчестве В.Г.Распутина; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Уроки французского»

Уметь:

пересказывать и анализировать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения других авторов.

Вопросы и задания 7-9(с.155),2 (с.155).



46

Литература XX века

Нравственные проблемы в рассказе

1

Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.понятия «посвящение», «предисловие», «антитеза».

Знать: смысл названия

рассказа.

Уметь:

проводить сопоставитель-

ный анализ

образов; характеризовать внутренние

качества

человека.

Подготовка к сочинению по рассказам В.П.Астафьева и В.Г.Распутина.



47

Р/р. сочинение «Нравственный выбор моего ровесника».

1

Приём антитеза ,план. Идея, композиция

Знать:

содержание

текстов;

понятие нравственного выбора.

Уметь:

писать

творческую

работу по произведению, выражать своё отношение к прочитанному.

Написать

сочинение.



48

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Тема Родины в творчестве Рубцова


1

Лирический герой,

художественный образ.

Лингвистичес-кий анализ.

Природа как воплощение прекрасного

Знать:

Понятия «лирический

герой», «художествен-

ный образ».

Уметь: анализировать лирическое произведение, находить

языковые

средства

выразитель-

ности.

Выучить наизусть стих.



49

ЛитератураXX века

В.М.Шукшин «Срезал».

1

Нравственность, моральные ценности. Понятие «странные люди».

Знать: сведения о жизни и творчестве В.М. Шукшина; сюжет и содержание рассказа «Срезал».

Уметь: пересказывать и анализировать текст.

Чтение рассказа Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».



50

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера

1

Юмор и его роль в рассказе

Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.А.Искандера; сюжет и содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла».

Уметь: выразительно читать рассказ по ролям.

Стр.

65-185Пересказ.

Вопросы.



51

Контрольная работа по творчеству Н.С. Лескова , А.П. Чехова, М.М.Пришвина

1






52

Родная природа в произведениях поэтов20 у поэта.

1

Понятие «аллитерация», лингвистический анализ текста. Века С.Есенин и А.Блок.

Знать:

Содержание стихотворений поэтов XX века; одно стихотворение наизусть.

Уметь: выразительно читать стихотворение наизусть; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Задания 7 (с.203), 1-2(с.205).



53


А.А.Ахматова . Постижение красоты природы.

1

Понятия «псевдонима», «ассоциация», «интонация».

Уметь: «видеть»

роль художественной детали в тексте произведений.

Стр.

190-194

Выр.

чтение.

Подготовка к дом.сочин.



54

Литература народов России

Литература народов мира Г.Тукай, К.Кулиев.Тема Родины и народа.

1

Художественные приёмы. Язык ,обычаи как основа бессмертия народа, любовь к малой родине

Знать: факты

Биографии писателя;

Уметь: выполнять частичный лингвисти-

ческий анализ текста

лирического произведения.

Стр.

195-201

Выр.

чтение.



55-56

Зарубежная литература

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

1

Понятие «миф», «герой».

Знать: теоретико-литературные понятия миф, мифология; сюжет и содержание мифов.

Уметь: отличать миф от сказки; сопоставлять содержание мифов с произведениями литературы, живописи, скульптуры.

Задание 5(с.222), сочинение об одном из подвигов Геракла.



57

Геродот . Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе».

1

Понятие «легенда». Виды пересказа.

Знать: теоретико-литературные понятия миф, мифология; сюжет и содержание легенды об Арионе.

Уметь: отличать миф от сказки; сопоставлять

Легенду со стихотворением А.С.Пушкина

Чтение статьи о Гомере и его творчестве (с.227-233).



58


Зарубежная литература

Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы

1

Понятие «поэма», «древнегреческий эпос», «гипербола», «постоянный эпитет»

Знать: сведения о жизни и творчестве Гомера; сюжет и содержание поэм «Илиада» и «Одиссей».

Уметь: пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки.

Вопросы и задания рубрики «Литература и другие виды искусства» (с.262).



59

М. Сервантес. Сааведра .Слово о писателе. «Дон Кихот».Проблема истинных и ложных идеалов

1

Пародия на рыцарский роман

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Сервантеса; сюжет и герои романа «Дон Кихот».

Уметь: выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки.

Чтение баллады Ф.Шиллера «Перчатка».



60

И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». Идея чести и человеческого достоинства в балладе.

1

Понятие «баллада». Идея чести и человеческого достоинства в балладе

Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.Шиллера; особенности жанра баллады; сюжет и содержание баллады «Перчатка».

Уметь:

Выразительно читать текст; описывать иллюстрации к балладе.

Чтение статьи о П.Мериме (с.273-274), новеллы «Маттео Фальконе».



61

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества

1

Жанр «новелла». Романтизм и реализм в произведении

Знать: сведения о жизни и творчестве П.Мериме; сюжет и герои романа «Маттео Фальконе».

Уметь: Выразительно читать текст; описывать иллюстрации к балладе.

Составить характеристику героев.



62-63


М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».Дружба Тома и Гека.

2

Том и Гек: общность и различие. Юмор в произведении

Знать:

содержание сказки.

Уметь: анализировать поступки

героев

Чтение сказки-притчи А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».



64-65


А. де Сент - Экзюпери «Маленький принц»как философская сказка

2

Понятие «притча», «философская сказка». Вечные истины в сказке

Знать: сведение о жизни и творчестве А. де Сент-Экзюпери; сюжет и содержание сказки-притчи «Маленький принц».

Уметь:

Выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки

Подготовка к итоговой контрольной работе



66


Контрольная работа по теме « Литература 20 века».Тест.

1

Литературные понятия, роды и жанры произведений…

Знать:

теоретико-литературные понятия,

историко- культурные сведения, биографические сведения о писателях.

Уметь:

пересказывать эпизоды произведений, отстаивать

точку зрения,

давать характеристику герою




67-68


Итоговое повторение

2

Литературные понятия, роды и жанры произведений. Художественные приёмы. Язык, обычаи как основа бессмертия народа

Знать:о жизни и творчестве

поэтов; темы лирики поэтов; понятие «аллитерации»

Уметь: находить фольклорные элементы

в поэзии