Проект Тема памяти как нравственной ценности в современной литературе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ММ «№18 Павлодар қаласының жалпы орта білім беру мектебі

Бағыт: Қазақстанның тарихи ескерткіштері мен дамытушылық саяхат бағыты

Бөлім: Орыс тілі және әдебиеті

Жұмыстың тақырыбы: «Жады тақырыбы қазіргі әдебиетте адамгершілікті бағалау»

Орындаған: 10 А оқушысы Юсупова Зарина

Ғылыми жетекшісі: Гулжамал Ермековна Рогатова – орыс тілі мен әдебиеті мұғалімі







ГУ «Средняя общеобразовательная школа №18 города Павлодара»

Направление: «Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты»

Секция: Русский язык и литература

Тема работы: «Тема памяти как нравственной ценности в современной литературе»

Выполнила ученица: 10 «А» класса Юсупова Зарина

Научный руководитель: Рогатова Г.Е. учитель русского языка и литературы









Аннотация

Жады тақырыбы қазіргі әдебиетте өте кең және жан-жақты.Ол адамгершілік тақырыппен мәселелерді қарастырады.Бұл мәселе ата-бабаларының тегін, туған өлкенің тақырыбы мейірімділіктің, жүректіліктің, ар-ұяттың және жанның жоғалу мәселелері, адамды маңғұртқа айналдыру тақырыбы, ғасырлық жадыны сақтау тақырыбы. Қазіргі заманда бұл мәселелер бар және ахуалды. Неліктен осы қазіргі әдебиетте мәселелер туындайды.


Аннотация

Тема памяти в современной литературе очень обширна и многогранна. Она затрагивает многие нравственные темы и проблемы. Эта проблема потери корней своих предков, тема родного края, проблема потери доброты, сердечности, совести и души, тема «Ивана, не помнящего своего родства», тема превращения человека в манкурта, тема увековечения памяти. Эти проблемы страшно дают о себе знать и существуют в наши дни. Вот почему они нашли свое отражение в современной литературе.


Annotation

The memory of theme in the modern literature is very extensive and multifaceted. It touches many themes and moral issues. This problem is the loss of their ancestral roots, the theme of his native land, the problem of loss of kindness, cordiality, conscience and soul, the theme of human transformation to Mankurt the theme of commemorate. These problems are scary being felt and in our days. That is why they are reflected in the modern literature.






Содержание

І. Введение

ІІ. Ценности в жизни человека. Нравственные ценности.

III. Память как нравственная ценность.

IV. Понятие «память», «нравственность», «нравственные ценности», «духовная память».

1. Анализ романа Ч.Т. Айтматова «Буранный полустанок»

2. Анализ повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»

3. Анализ рассказа В.М.Шукшина «Как помирал старик»

4. Анализ рассказа В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

ІІІ. Заключение

IV. Приложение

VI. Альтернативное толкование слова памяти

VII. Список использованной литературы


















Введение


Сколько в человеке памяти,
Столько в нём человека.

В. Распутин.

Как прекрасно устроен человек!
Какой великий дар ему дан – Память.

В.П.Астафьев.


Цель исследования: раскрыть психологические основы духовной человеческой памяти, нравственную полноценность человека на примере произведений Ч.Т. Айтматова, В.М. Шукшина, В.Г. Распутина и других писателей. Показать, как потеря духовной памяти влияют на формирование личности молодого поколения.

Задачи:

  1. Провести анкетирование среди учащихся, преподавателей, родителей с целью выявить насколько они знают историю своей семьи, сохраняют связь с родной землей, с родным языком, с родными людьми, связь поколений.

  2. Раскрыть содержание понятий «память», «нравственность», «нравственные ценности», «духовная память». Проследить этимологию слова «манкурт», и как это слово стало понятием для обозначения «бездуховности».

  3. Проанализировать произведения Ч.Т. Айтматова «Буранный полустанок», В.М.Шукшина «Как умирал старик», В.Г. Распутина «Прощание с Матерой», В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» Сравнить между собой, сопоставить взгляды писателей на проблемы нравственного здоровья человека.

  4. Выявить причины разрыва связей поколений.

Предметом исследования стали анкеты учеников, их родителей, преподавателей, произведения Ч.Т.Айтматова, В.Г.Распутина, В.М.Шукшина, В.Астафьева и других писателей, материалы СМИ, Интернет – форумы.

Актуальность исследования. Тема памяти в современной литературе очень обширна и многогранна. Она затрагивает многие нравственные темы и проблемы. Эта проблема потери корней своих предков, тема родного края, проблема потери доброты, сердечности, совести и души, тема «Ивана, не помнящего своего родства», тема превращения человека в манкурта, тема увековечения памяти. Эти проблемы страшно дают о себе знать и существуют в наши дни. Вот почему они нашли свое отражение в современной литературе.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что эту работу можно использовать на уроках истории, литературы, так как проблема бездуховности, проблема потери доброты, внимания, уважения к людям старшего поколения, к культурному наследию, родному языку, истории нашей страны на сегодняшний день стали наиболее острыми. Не обращая внимания на решение этих проблем, мы рискуем стать поколением «манкуртов».

На примере этой работы можно провести ряд воспитательных мероприятий, которые бы возродили интерес среди учащихся к истории своей семьи. Предложить ученикам совместно с родителями провести исследование «Мое генеалогическое древо», «Наш семейный архив». Эта работа так же может помочь при проведении воспитательных мероприятий, круглых столов, дискуссий, конференций. («История семьи – история страны»).













Ценности в жизни человека. Нравственные ценности.

Ценность - понятие, отражающее, безусловно, положительную значимость какого-либо материального предмета или явления духовной жизни людей (безусловное благо). В данном понятии соединены рациональный момент (осознание чего-либо как блага для человека или общества) и иррациональный момент (переживание значения предмета или явления как важного, значимого, стремление к нему). Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл (значимость человека, значимость вещей, произведенных человеком, духовные феномены, значимые для человека и общества). Количественной характеристикой этого смысла является оценка (значимо, ценно, более ценно, менее ценно), выражающая значимость чего-либо вербально. Оценка формирует ценностное отношение к миру и себе, приводит к ценностным ориентациям личности. Для зрелой личности обычно характерны устойчивые ценностные ориентации. Устойчивые ценностные ориентации становятся нормами, Они определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. На основе человеческих потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обуславливают заинтересованность человека в чем-либо. Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворять его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Система ценностных ориентаций, формирующаяся под воздействием ценностей определяют духовную структуру личности и непосредственно влияют на ее развитие. Философское учение о ценностях называется аксиологией. Основными духовными ценностями общества являются нравственные, религиозные и эстетические ценности.

Нравственные ценности определяют человеческое в человеке. Без освоения нравственных ценностей невозможно стать личностью, обладающей самостоятельностью, ответственностью, высокой духовностью и социально сформировавшейся. Моральные регулятивы, общественно детерминирующие поведение людей, преломляясь сквозь внутренний мир человека и обретая подлинно гуманистический статус, становятся нравственными ценностями личности. Главными нравственными ценностями личности являются:

- добро (предельно положительная моральная ценность, абсолютное благо для самого человека других людей) - главная ценность и главный разграничитель нравственного и безнравственного;

- долг и моральный выбор (моральная ценность, присвоение которой личностью, демонстрирует степень ее нравственной зрелости, гуманности, духовности);

- смысл жизни (безусловная моральная ценность, наделяющая жизнь человека цельностью, направленностью, осмысленностью);

- совесть (моральная ценность, показывающая способность личности к нравственному самоанализу и самооценке);

- счастье (моральная ценность, раскрывающая моменты высшего удовлетворения личности своим бытием, проявляющиеся в профессиональном успехе, духовной и личной самореализации);

- дружба (моральная ценность, духовная близость личностей);

- любовь (духовное и физическое единение людей);

- честь (социальный и нравственный статус личности, достигнутый благодаря ее усилиям и заслугам);

- достоинство (безусловная нравственная ценность любого человека как представителя человеческого рода);

- патриотизм, гражданственность (признание их в качестве ценностей означает нравственную и человеческую зрелость личности);

- синтезом нравственных ценностей выступает нравственный идеал - обобщенной представление о добре определенной эпохи, персонифицированное в образе совершенной личности (рефлектируемой индивидуальным нравственным сознанием в качестве образца для подражания).

Нравственные ценности находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, и их значимость повышается при полном их усвоении личностью. Необходимо отметить, что нравственные ценности и во внутреннем мире личности, и в общественном сознании, и в ходе человеческой истории тесно взаимосвязаны с эстетическими, религиозными ценностями, либо с атеистическим восприятием действительности. Их конкретно-историческая взаимосвязь образует базисную основу для мировоззрения человека и общества


















Память как нравственная ценность

Проблема памяти волнует многих современных писателей. Наиболее полно и интересно она решается в творчестве Ч. Айтматова, В. Распутина, В. Солоухина, Ю. Бондарева… В своих произведениях эти писатели исследуют психологические основы духовной человеческой памяти.

Память рассматривается ими как высшая, непреходящая ценность, многогранная по своей сути, означающая любовь человека к родной земле, родному языку, природе, к родным могилам, что в целом символизирует нерасторжимую связь времен.

И как только происходит разрыв этой связи, сразу утрачивается или скудеет память. Человеческая жизнь тогда начинает подчиняться иным закономерностям: все может переходить в свою противоположность - благое намерение - в преступление, человеческая сущность - в античеловеческую, добро - в зло. Таким образом, память выявляет, прежде всего, нравственную полноценность человека.

Самобытно раскрывается проблема памяти в творчестве киргизского прозаика Ч. Айтматова. Обращаясь к памяти как ценности, выработанной человеческим опытом, писатель глубоко исследует пласты народной культуры. Отсюда его интерес к мифу, сказке, легенде, преданию, которые помогают читателю осмыслить память на философском уровне, рассмотреть ее во взаимосвязи с такими понятиями, как добро и зло, совесть и долг, смысл жизни. Именно в атрофии памяти видит Айтматов проявление в современном обществе духа мещанства, потребительской психологии. Писатель нашел емкое слово для выражения понятия «беспамятство» «манкурт», которое стало в один ряд с «бездуховностью». Проблеме памяти Ч. Айтматов посвятил произведение «Буранный полустанок».

Тема памяти звучит в творчестве многих писателей современной литературы: В.В.Набокова, А.И. Солженицына, В.Г.Распутина, В.М. Шукшина, Ч.Т.Айтматова, В. Астафьева. Такой большой интерес к этой теме не случаен, поскольку наравне с людьми, для которых память означает очень многое: родной край, любовь к нему, родине предков, - появились люди - их большинство, которым не дорога ни память предков, ни память о делах своих, которая остается следующему поколению. И таких людей становится больше. Прискорбно, что именно молодые люди теряют интерес к прошлому своей семьи.


























Понятие «память», «нравственность», «нравственные ценности», «духовная память».

В психологии понятию «память» даны следующие толкования:

  1. ПАМЯТЬ - одна из функций психического аппарата, благодаря которой осуществляется сохранение и воспроизведение полученных человеком в процессе жизни впечатлений (Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г)

  2. ПАМЯТЬ - процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации. (краткий словарь психологических терминов)

Но нас интересует «память» сточки зрения нравственной ценности. Поэтому далее даны толкования таких понятий, как «нравственность», «нравственные ценности», «духовная память».

НРАВСТВЕННОСТЬ - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек. Этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. (Толковый словарь Ожегова).

НРАВСТВЕННОСТЬ - есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и/или согласно своим принципам. (Википедия)

Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста - это не делать никому зла. ( [link] .

  • www.allsoch.ru › ... › Айтматов Ч.Т. › И дольше века длится день

  • www.senator.senat.org/sobornoe_slovo.html – Россия









  •